Большое путешествие четы беляевых. Дом Мельникова

Большое путешествие четы беляевых. Дом Мельникова

Свернув с шумного Арбата в тихий Кривоарбатский переулок, трудно пройти мимо дома под номером 10, диковинного особняка цилиндрической формы, стоящего в глубине двора, чуть поодаль от деревянного забора. Это Дом Мельниковых. Уникально здесь всё: и проект, и игра с пространством, и царящая внутри атмосфера, и, самое главное, создатель – великий русский архитектор Константин Степанович Мельников, гений и новатор. Судьба не всегда благосклонна к гениям, и именно она позволила Константину Степановичу воплотить в родном городе лишь малую часть задуманных им проектов; реализуй он хотя бы половину – современная Москва была бы совсем иной.

В 1927 году Константин Мельников получил от властей земельный участок под строительство частного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Сам факт получения подобного разрешения в стране, в те годы отвергавшей буржуазные ценности в виде индивидуального жилья в пользу домов-коммун, был сродни чуду, но Мельников – известный и востребованный архитектор, получающий заказы как на родине, так и из-за границы, автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже и большинства новых московских клубов – мест досуга для человека нового времени, и создатель первого саркофага для тела Ленина. Можно предположить, что именно этим объяснялась благосклонность власть имущих.

Проект собственного дома Мельникова был признан экспериментально-показательным, нового и экспериментального тут действительно было немало, например, форма здания в виде двух совмещенных цилиндров и особая конструкция стен – кирпичная кладка создавала ажурный каркас, благодаря чему строительство можно было удешевить; освободившиеся проемы в стене (их было около двух сотен) заполнялись строительными отходами, а остальные стали шестиугольными окнами. Процесс сооружения дома, окончательно построенного в 1929 году, вызвал немало слухов среди москвичей. Многие, например, всерьез утверждали, что под Арбатом строится подземный завод, а непонятные конструкции на поверхности – его трубы. И сегодня, когда с момента постройки минуло почти девяносто лет, Дом Мельникова выглядит как нечто инопланетное, но неизменно притягивающее всех, кто его когда-либо видел, поэтому давайте скорее зайдем внутрь.

Первая неожиданность, подстерегающая гостей, кроется сразу за входной дверью. Многие ожидают увидеть за ней буйство красок и форм, но здесь их не найти – посетителей встречает небольшая уютная передняя с вешалками для верхней одежды и полкой для головных уборов, на которой до сих пор лежат шляпы, принадлежавшие Константину Степановичу Мельникову и его жене, Анне Гавриловне. Чуть поодаль видна лестница на второй этаж, по которой нам ещё предстоит подняться, а пока, сворачиваем в коридор и попадаем в столовую, где почти ничего не напоминает об авангарде, разве что одно боковое шестиугольное окно. Небольшой буфет, стол овальной формы, стулья, светильник над столом – всё это создает эффект присутствия не в доме в самом сердце Москвы, а где-то на загородной даче. Кажется, что хозяева лишь ненадолго вышли на улицу по делам и скоро вернутся. На стене – написанные Виктором Мельниковым портреты членов семьи, особое место тут занимает портрет Анны Гавриловны Мельниковой, жены и музы, вдохновлявшей Константина Степановича на творчество.

Всё, что находится рядом со столовой, так же создает впечатление домашнего уюта: и кухня с предметами утвари – ровесниками дома, и две детские комнаты, и специальная гардеробная, где члены семьи переодевались после возвращения с улицы – наверх было принято подниматься только в домашней одежде. Проходя по коридору, нельзя не обратить внимания на небольшую лестницу вниз – спустившись по ней, мы ненадолго попадаем в подвал, где не только находится кладовая для продуктов, но и берут начало уникальные системы отопления и вентиляции, придуманные Константином Степановичем. Обе системы функционируют и сегодня – в доме, не оборудованном центральным отоплением и стеклопакетами, тепло даже в середине промозглого московского марта. Камень, которым облицованы стены в подвале, остался от цокольного этажа дома, когда-то стоявшего здесь, — ещё одно простое и функциональное решение. Вернувшись на первый этаж, стоит внимательно посмотреть на одну из стен напротив кухни. Два неприметных отверстия в ней – система связи между первым этажом и мастерской, Анна Гавриловна использовала их, чтобы звать мужа и детей на обед.

Поднимаясь на второй этаж, заранее ожидаешь увидеть там что-то необычное, но реальность превосходит все ожидания, да так, что просто захватывает дух, – мы находимся в гостиной Дома Мельниковых. В гостиной как нельзя лучше понимаешь, насколько гениально тут использовано пространство: первый этаж, предназначенный для приема пищи, готовки и прочих бытовых нужд, не предполагающих долгого нахождения там, — это приглушенный свет и низкие потолки. Второй этаж, как пространство для жизни, – это много света и воздуха. Свет поступает через простирающееся от пола до потолка окно, выходящее в переулок, а высокий потолок создает идеальную акустику. Здесь Мельниковы принимали гостей и проводили вечера, слушая музыку, — когда-то тут стояло пианино. В углу спрятано единственное в доме восьмиугольное окно; говорят, что сделать его Константин Степанович придумал ещё в процессе строительства, когда заметил луч от заходящего солнца, упавшего в будущую гостиную в этом месте. Рядом находится печь, сложенная Константином Степановичем, и рабочий стол: в 1942 году, когда его сын Виктор окончил Суриковское училище, старший Мельников отдал ему свою мастерскую, переехав в гостиную. В гостиной полно деталей, которые обязательно нужно увидеть, например, оригинальные светильники и ряд полок под книги и журналы; нетрудно догадаться, что всё это тоже создано Константином Степановичем. Кроме того, гостиная – именно то место, где соприкасаются два образующих дом цилиндра.

Зона гостиной четко отделена от ещё одного помещения на втором этаже – спальни. Глава семейства считал сон важнейшим источником восстановления организма, поэтому всё в спальне продумано до мелочей: стены окрашены золотистой краской (Константин Степанович говорил, что, благодаря этому цвету, в спальне «виден воздух»), поступающий из окон свет приглушен, а потолки такие же невысокие, как на первом этаже, но эффекта тесноты, характерного для спальных ячеек в домах-коммунах, тут нет в помине. Когда-то в спальне вообще не было мебели, кроме уникальных вырастающих прямо из пола кроватей, но они, увы, сохранились только на фотографиях; во время войны Анна Гавриловна с дочерью уехали в эвакуацию, а отец и сын Мельниковы остались дома. Зимой дров не было, поэтому печь приходилось топить разобранными кроватями. Сейчас о них напоминают лишь оставшиеся перегородки, отделявшие кровать родителей от детских кроватей.

Чтобы попасть в главное помещение дома – мастерскую, поднимаемся по винтовой лестнице со второго этажа на третий. Оказавшись наверху, понимаешь главную идею, заложенную старшим Мельниковым, и незаметную на первый взгляд: дом символизирует собой человеческую жизнь: от низменных потребностей мы поднимаемся выше и выше, пока не достигаем возможности создавать что-то самостоятельно, ведь возможности каждого человека поистине безграничны. Как и в гостиной, в мастерской много воздуха и света, но его источники находятся не в одном большом окне, а во множестве шестиугольных окон, пронизывающих комнату насквозь; работать тут – одно удовольствие. При желании, на мастерскую можно посмотреть сверху, — для этого есть узкая лесенка, ведущая на специальный антресольный балкон.

Константин Степанович рассматривал оттуда лежащие на полу эскизы, а его сын Виктор Константинович проводил там лекции по живописи для студентов. С балкона можно выйти на крышу, служившую в теплое время года местом для семейных чаепитий.
В последние годы Дом Мельниковых стал объектом споров между потомками его создателя и государством. Умерший в 2006 году Виктор Константинович Мельников сначала завещал дом дочерям при условии учреждения там музея, но затем всё изменил, исключив обеих дочерей и завещав дом государству. Несколько лет назад Министерство Культуры приняло решение о создании музея и попросило прописанную и проживавшую в доме дочку Виктора Мельникова освободить помещение. Та отказалась и разразился грандиозный скандал, закончившийся её выселением в 2014 году. Все скандалы и суды не лучшим образом влияют на памятник авангарда – пока дом целиком не принадлежит государству, там невозможно сделать ремонт, в котором он сильно нуждается. Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте лучше попробуем представить, какой была бы Москва, если бы ход истории сложился по-другому, и вместо хрущевских пятиэтажек, где-нибудь на юго-западе столицы, появились бы кварталы цилиндрических домов с шестиугольными окнами. До чего же мечтается хорошо!

Текст и фотографии — Евгений Лесняк
Как найти: Кривоарбатский переулок, д. 10 (двор Дома Мельникова)

В тихом Кривоарбатском переулке располагается дом, ознакомиться с которым должен каждый уважающий себя любитель современной архитектуры — так писали в конце 1920-х, также писали в 1970-х, то же самое повторяли в 1980-х, и эти же слова пишут о доме архитектора Константина Мельникова и сейчас.

Это просто удивительный дом, к нему тяжело применить термин «авангард 1920-х», потому что дом смотрится авангардным и сейчас.

При том, что дом включен во все иностранные путеводители и известен всем интересующимся Москвой иностранцам, среди москвичей находится довольно много тех, кто про этот дом слышали лишь отдаленно, а то и вообще не слышали. Во дворике за домом часто можно видеть иностранных туристов с книжкой в руке, а вот русскоговорящих меньше. Во всех иностранных путеводителях этот дом проходит как одна из главных достопримечательностей Москвы, а в российских упоминается лишь в подробных прогулках в районе Арбата.

Будем исправлять ситуацию, и попытаемся фактами объяснить, почему же дом такой феноменальный, а также покажем фотографии интерьеров —>


Вид дома Константина Мельникова в 1980-х.

Красиво-некрасиво, оригинально-банально — термины субъективные, поэтому будем оперировать простыми фактами. Не только внешний вид, но и методы строительства можно и по сей день назвать инновационными.

В середине 1920-х годов знаменитому уже на весь мир архитектору Мельникову (список его проектов) разрешили построить собственный дом и выделили для этого участок в районе Арбата.

В конце 1920-х у Мельникова было много заказов, и он мог позволить себе выстроить собственный дом, к тому же от государства дополнительно был выделен кредит на 15 лет. При том, что дом был частным и возводился на личные средства, он возводился строительной организацией Московского коммунального хозяйства (МКХ) как экспериментальный и показательный, с намерением опробовать новые методы строительства и создать новые условия быта для их возможного внедрения в массовое жилищное строительство.

На участок, кроме Константина Мельникова претендовали также и госучреждения, но, по словам самого архитектора, ситуация разрешилась в его пользу следующим образом: В 1927 году участки для застройки раздавал от Моссовета тов. Домарев. Увидя макет нашего дома, он решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом. «Отдать Мельникову участок». Он не был архитектором и едва ли имел образование, он был просто рабочий .


План участка. Приложение к Разрешению на застройку, выданному Мельникову 20 июля 1927 г.

На фундаменте в виде двух пересекающихся колец особой разработанной Мельниковым кладкой были выложены стены с 200 шестиугольными окнами, что образовывало собой подобие жесткой сетки с равномерным распределением нагрузки и не требовало использования несущих столбов и перемычек.


Архитектор Константин Мельников с женой на строительстве собственного дома

Такое количество окон, конечно не было нужно, поэтому из 200 осталось только 60. Остальные были заложены битым кирпичом или переделаны во встроенные шкафы и ниши, что само по себе уже сэкономило много средств. Кроме того, такая конструкция позволяла без больших трудозатрат в будущем закладывать старые окна и прорубать в нужных местах новые.


Необычно были сделаны и перекрытия. Никаких традиционных несущих балок, вся большая поверхность — это сетка из поставленных на ребро досок. В результате получается мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью мембрана сохраняет свою жесткость. Например, потолок в мастерской со временем несколько провис, но Мельников при ремонте намеренно не стал его выпрямлять, объяснив это, тем что выпуклый белый потолок только лучше отражает и рассеивает по помещению свет из многочисленных окон.

Дом представляет собой два соединенных между собой цилиндра — двухэтажный и трехэтажный. Из мастерской можно выйти на крышу террасу на крыше первого цилиндра.


Планировка этажей, соединенных винтовой лестницей: 1 - передняя, 2 - столовая, 3 - кухня, 4 - коридор, 5 - санузел, 6 - бывшая комната хозяйки, ныне бывшая мастерская художника Виктора Мельникова, 7,8 - бывшие рабочие комнаты детей, ныне жилые комнаты, 9 - бывшая туалетная комната, ныне жилая, 10 - гостиная, 11 - спальня, 12 - мастерская, 13 - открытая терраса
Стоит отметить, что ныне для жилья используется только первый этаж, а второй и третий этажи изумительно сохранялись в первозданном виде сыном архитектора, художником Виктором Мельниковым.

Сын архитектора, художник Виктор Мельников ушел из жизни в 2006 году. Сейчас в доме проживает внучка архитектора с мужем.

Начнем же нашу экскурсию по этажам. На первом этаже комнаты, в основном жилые с обустроенным частным бытом, в который мы сильно вторгаться не будем.

Покажем лишь немного фото.


Одна из жилых комнат (на плане №9). Слева стоит работа Виктора Константиновича Мельникова «Портрет отца»


Это помещение в картине Константина Мельникова, написанной в 1944-1945 гг. Во время войны семья жила в первом этаже.


Бывшая мастерская Виктора Мельникова на первом этаже


Работы Виктора Мельникова. Дыры в стене — переговорные трубы от столовой и кухни на первом этаже в мастерскую на третьем.


Поднимемся на второй этаж. На фото: Константин Мельников — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Вид гостиной на втором этаже. Здесь в отличие от других комнат — одно большое окно во всю фасадную стену


Раньше окно открывалось, но за последние 20 лет вокруг выстроили новые дома, нарыли котлованов и дом просел, ставни перекосились


Даже печка у Константина Мельникова не печка, а целая супрематическая композиция


На этом же этаже располагается ныне не используемая спальня семьи Константина Мельникова. Архитектор большую роль отводил сну и считал его единственным отдыхом для человека, поэтому в спальне все было сделано максимально удобно и просторно. Посредине комнаты стоят две косые перегородки, визуально отделяющие спальное пространство родителей от пространства двух детей по бокам. По сути, спали в одной большой комнате.


Цвет стен также подбирался для создания наиболее приятной и расслабляющей атмосферы. Жена Константина Мельникова увлекалась рукоделием, поэтому многое в доме украшено ее работами


Здесь же висит автопортрет Константина Мельникова, нарисованный им в 1917 г.

Поднимемся по узкой винтовой лестнице в мастерскую, занимающую большую часть второго цилиндра


Мастерская использовалась сначала Константином Мельниковым, а затем его сыном, художником Виктором Мельниковым.

Благодаря множеству окон днем свет проходит в помещение с разных сторон и создает максимально бестеневое освещение.

Все работы по стенам созданы Виктором Мельниковым. Как говорят потомки, Константин Мельников дом построил, а Виктор Мельников его расписал и вдохнул в него жизнь.


Константин и Виктор Мельниковы


Вверх по лестнице из мастерской можно выйти на крышу-веранду первого цилиндра

Покажем лишь несколько работ Виктора Мельникова

И, напоследок, выйдем на улицу и посмотрим на дом целиком.


Таким его сейчас можно редко видеть, вся жизнь сейчас только на первом этаже, а верхние этажи бережно сохраняются. Постоянно туда не ходят. Обратите внимание на разный цвет помещений: золота спальня на втором этаже и до самого верха белые окна мастерской.

Удивительный дом, вне времени! Был авангард, сейчас авангард и будет авангардом во все времена.

Вместо послесловия: Во время посещения дома нас все время сопровождал трехлетний праправнук Константина Мельникова. «Рисование вот недавно увлекся — сказала внучка архитектора, его бабушка — Буду как Виктор, говорит.»

Дом под номером десять по Кривоарбатскому переулку можно и не заметить сразу, пройти мимо. Он надежно укрыт от любопытных глаз за дощатым серым забором. Разве что табличка, сообщающая, что это здание относится к объектам культурного наследия, привлечет внимание случайных прохожих.

Там, в глубине двора, находится дом архитектора Константина Мельникова, всемирно известный особняк, выполненный в духе конструктивизма и представляющий собой яркий пример авангарда советской эпохи.

Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 годах. Он был рассчитан на одну семью, что само по себе являлось уникальным для зданий того периода.

Чтобы разглядеть его во всех подробностях, нужно пройти во двор соседнего дома через арку.

При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой. Стены его будто усыпаны маленькими шестиугольными окошками. Действительно, очень необычное и завораживающее зрелище. Дом окружен небольшим двориком, огороженным со всех сторон деревянным забором, и в целом, производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания, будто инопланетный космический корабль угнездился в узком арбатском переулке.

Если посмотреть на здание сверху, то оно выглядит как два цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра. Мельников считал, что использование круглых форм ведет к экономии строительного материала.

Единственный вход в здание находится на срезанной части малого цилиндра, обращенной к Кривоарабатскому переулку. Весь фасад занимает огромное окно, расположенное над входом. Сверху идет надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призваны утверждать высокую значимость каждого человека.

Несмотря на столь необычную пространственную композицию, дом Мельникова очень продуманно устроен внутри. Круглые формы стен не мешают расстановке мебели, а наоборот, расширяют пространство, что выглядит очень гармонично. В доме три этажа и тринадцать комнат. Причем на самом верхнем этаже есть только одно помещение, служившее архитектору мастерской. Этажи связаны между собой винтовыми лестницами.

Автор отрицал, что его творение имеет хоть какое-то отношение к существующим в то время архитектурным стилям. Он говорил о том, что с развитием конструктивизма, рационализма и других стилей, «архитектуры не стало».

История создания

Константин Мельников всю жизнь мечтал о собственном доме. Вначале он хотел купить здание и перестроить, но затем понял, что создать то, что нужно ему и его семье он может только самостоятельно.

Дом-мастерская был спроектирован в соответствии со вкусами и представлениями художника. В нем он воплотил все, о чем мечтал. Выбор круглой формы, возможно, связан с тем фактом, что семья архитектора долгое время проживала в коммунальной квартире, в комнате, одна из стен которой была закруглена.

Как же получилось, что в эпоху создания коммун, одному человеку, пусть и очень талантливому, было разрешено построить частный дом?

Мельников смог добиться разрешения благодаря тому, что официально назвал строящееся здание экспериментальным сооружением, которое в дальнейшем должно было послужить образцом для домов-коммун.

Кроме того, на момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором. Например, он построил павильон СССР для Международной выставки в Париже.

Таким образом, архитектор заслужил право на собственный дом, построенный полностью в соответствии с его представлениями о красоте и удобстве, в центре Москвы.

Дом Мельникова в наше время

Сейчас состояние памятника архитектуры оценивается как неудовлетворительное. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания.

Вопрос о собственности дома оспаривается до сих пор в судебном порядке. Пока идут разбирательства, реставрация дома невозможна. Неоднократно предпринимались попытки открыть в здании государственный музей в соответствии с завещанием архитектора, но они до сих пор не увенчались успехом. В настоящее время в доме проживают наследники архитектора.

Константин Мельников создавал свой дом как символ безграничных возможностей человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет. Дом – воплощение его мечтаний и устремлений – лучшее доказательство этому.

Здание символично и по своей планировке. Оно построено по принципу восхождения от земных желаний к высшим уровням бытия. На первом этаже находилась кухня, столовая, а верхний этаж был предназначен для творчества.

Говорят, что творение Мельникова на языке архитектуры выражает изменения, которые происходили в обществе в начале двадцатого века. Возможно, поэтому дом выглядит таким загадочным и нездешним со своими ста восемью окнами, круглыми стенами и винтовыми лестницами.

Он был удивительным человеком! В начале карьеры проекты архитектора произвели фурор на парижской выставке, и его завалили престижными заказами. Но Мельников уехал в Россию и построил в Москве несколько рабочих клубов. В качестве поощрения Моссовет подарил архитектору землю в центре города для строительства собственного дома.

Дом Мельникова не имеет аналогов. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов. Прямых углов нет ни снаружи, ни внутри. Все подчинено идее экономичного строительства. Поэтому дом построили из самых дешевых материалов - кирпича и дерева. А строительные отходы использовали для отопления.

Внутри все тоже продумано: нет поддерживающих балок и углов, все держится только на тщательно рассчитанной сетчатой конструкции. Поставленный на ребро тес образует сетку стен, по которой можно свободно «передвигать» шестиугольные окна - закладывать одни проемы и оставлять открытыми другие. Эту систему архитектор придумал вместе с инженером Шуховым.

Путеводитель по архитектурным стилям

В доме Мельникова нет привычной нам системы комнат: играют размер и форма помещений, высота стен (от 2,6 до 5 метров).

Например 9 помещений занимают 60 м 2 , тогда как гостиная и мастерская получают по 50! Есть терраса, но нет закрытых или изолированных комнат. Эксперимент со светом и пространством был так смел и дерзок, что Мельников в шутку обещал премию тому, кто угадает, сколько в доме этажей.

Особое значение имели окна. В мастерской Мельникова 36 окон-сот позволили избежать появления падающих теней. А в спальне окна, наоборот, ритмически чередовались, рассеивая свет. Там стояли 3 вмурованные в пол кровати, и все в этой комнате было направлено на создание благоприятных условий для сна.

Двое любовников Кривоарбатских
Двойною башенкой слились в объятьях,
Плащом покрытые ромбовидным
Не реагируя на брань обидную.

Но злословы называли дом Мельникова консервной банкой. А вскоре архитектор впал в немилость, и до конца жизни строил только подмосковные теремки. В возрасте 83 лет Константин Мельников умер в собственном доме.

Его сын, художник Виктор Мельников, мечтал устроить здесь музей. Поэтому он хранил все, что было связано с именем отца, не продал ни одной его вещи. Говорили, что Константин Мельников построил храм, а Виктор Мельников его расписал.

Умирая, он завещал дом государству для устройства музея. Но решение правовых вопросов затянулось.

При строительстве Мельников рассчитал все: и давление на грунт, и прочность конструкции. Но он не мог предположить, что вокруг вырастут многоэтажные дома, грунт даст усадку, изменится микроклимат района. В итоге дом начал разрушаться и попал в список памятников ЮНЕСКО, которым грозит исчезновение.

Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одно из самых удивительных зданий Москвы и обязательный пункт посещения для всех желающих «пощупать» советский конструктивизм, дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова буквально ошарашивает своим футуристическим обликом в чинном благолепии арбатских переулков. Белый цилиндр с хаотично расположенными окнами-сотами, кажется, должен был бы украшать собой какую-нибудь выставку современного искусства, но удивительное рядом он появился в Москве 1920-х годов и чудом никогда не был разрушен. Посетить удивительный дом можно лишь в составе экскурсии, которые проводятся Музеем архитектуры имени Щусева , - при этом запись на билеты ведётся за месяц до даты посещения!

Немного истории

Теоретик и пророк советской архитектуры конструктивизма, Константин Мельников получил в 1925 году в личную застройку отдельный участок в Кривоарбатском переулке. Предполагалось, что на примере собственного дома архитектор отработает инновационные техники массовой застройки для молодой Советской России. Дом строился на личные средства архитектора в 1927-1929 годах и благодаря тому, что им постоянно владели потомки Мельникова дошёл до наших дней практически в первозданном виде. В 1980-е годы после смерти архитектора дом оказался в эпицентре дрязг наследников, его фактический статус не определён до сих пор, однако половина дома принадлежит государству, поэтому с 2014 года сюда можно попасть в рамках ежедневных экскурсий.

Дом Мельникова - два трёхэтажных цилиндра, «встроенных» один в другой на треть объёма и испещрённых бесчисленными шестиугольными окнами.

Что посмотреть

Дом Мельникова необычен и снаружи, и внутри. Знакомство с домом, подчас неожиданное, начинается сразу со входа в Кривоарбатский переулок - среди старинной застройки он поражает необычным обликом: два трёхэтажных цилиндра, «встроенных» один в другой на треть объёма и испещрённых бесчисленными шестиугольными окнами.

Первый этаж дома-мастерской отведён под повседневную жизнь семьи архитектора. Здесь замечательной красоты фасад, перекрытый окнами наподобие дачной террасы, скромное крыльцо и деревянная входная дверь. На первом этаже располагается передняя с функциональной дверью, столовая и кухня, комнаты детей и рабочая комната хозяйки, а также гардеробная, где переодевались в любую одежду - от вечернего платья до спального халата.