Инвестиционные туристские программы в национальном туризме.  Инвестиционные планы и программы развития туризма

Инвестиционные туристские программы в национальном туризме. Инвестиционные планы и программы развития туризма

Международный выставочный форум недвижимости, инвестиций и проектов развития территорий Российской Федерации (RUSREALEXPO) прошел на севере Москвы на территории IT Технопарка "ФИЗТЕХПАРК" при непосредственном участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несмотря на то, что это далеко не первое мероприятие такого рода, круглый стол, призванный объединить интересы гостиничного бизнеса, инвесторов и региональных властей, прошел впервые.

Москва и проблема емкости номерного фонда

Регионом-лидером по развитости туристической инфраструктуры по-прежнему является Москва. Как рассказал в своем выступлении первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Сергей Шпилько, столица практически по всем показателям опережает другие субъекты Федерации, за исключением количества ночевок. К сожалению, актуальной статистической картины на сегодняшний день нет, данные Росстата учитывают только показатели 2014 года.

Столица лидирует по числу размещенных лиц в коллективных средствах размещения (КСР)– свыше 5,6 млн человек, в том числе – по числу иностранных гостей – более 1,8 млн человек. На первом месте Москва и по доходам от услуг КСР (без учета НДС) – 55, 7 млрд рублей. На втором месте Краснодарский край – более 52 млрд рублей, хотя номерной фонд Кубани по данным официальной статистики в 2 с лишним раза превышает столичный – 114,8 тыс. против 46 тыс. При этом столица активно осваивает санаторно-курортный сегменты, насчитывающий уже 2,5 тыс. номеров. На долю Москву пришлось 32% налогов в консолидированный бюджет РФ от гостиничного хозяйства.

Проблемы в статистике до недавнего времени не позволяли получить достоверную картину гостиничного хозяйства столицы, лишь процесс классификации гостиниц позволил получить более или менее объективные данные. Как сообщил Сергей Шпилько, в столице уже классифицировано 671 средство размещения, в том числе 156 хостелов, но процесс продолжается и по итогам года категории получат 800-850 объектов. По данным Booking.сom, столица предлагает более 2,2 тыс вариантов размещения, но большая их часть квартиры в краткосрочной аренды, в том числе сервисные апартаменты.

Проблема емкости номерного фонда в столице является одной из самых острых проблем гостиничного хозяйства. Потоки делового туризма в Москву заметно сократились, но растет познавательный туризм из Китая, Индии, Вьетнама, Ирана и других стран. Особую важность в этой связи приобретает развитие малых средств размещения, которые способны гибко подстраиваться к колебаниям сезонного спроса.

К концу года в Москве должно открыться порядка 2200 номеров – в основном в качественных сетевых отелях. Однако с учетом нарастающих туристических потоков, гостиницы столицы очень быстро могут выйти на показатели загрузки 70-75%, что в итоге приведет к росту цен и снизит привлекательность Москвы как туристического центра.

Туристические кластеры и инвестиции

Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России (АВВТ) Владимир Шаров со своей стороны рассказал об основной проблеме развития внутреннего туризма – отсутствии системного подхода к развитию туристического продукта в регионах, из-за чего внутренний туризм до сих пор проигрывает зарубежному. В настоящее время АВВТ разрабатывает свой проект развития региональной туристической инфраструктуры – "Открытое Отечество", куда входят, в том числе, и 12 внебюджетных программ.

Одним из примеров этого является программа строительства и развития сети центров лингва-туризма (лингва-отелей), ориентированная на зарубежных путешественников, изучающих русский язык. К 2025 году предполагается построить 56 лингва-отелей формата 3-4 звезды.

Пилотные проекты уже реализуются во Владимирской и Рязанской областях, а также на территории Дмитровского района Подмосковья. Разработаны новые технологии строительства, позволяющие с нуля возводить отели на 48, 96 и 124 номера. Помимо лингвистической составляющей отели такого типа работают и с традиционными турпотоками, включая бизнес-туризм.

Как отметила руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер , большинство инвесторов, выбирая с каким классом коммерческой недвижимости работать, могут выбрать офисы, жилье, ритейл-парки. При этом выбор в пользу гостиниц достаточно нелегкий, что связано с затратами на строительство, так и со сроками окупаемости объекта.

Если офисное здание класса "А" в центре Москвы окупается за 9-10 лет, то гостиницы с аналогичной локацией – в лучшем случае за 15-17 лет. Расходы на возведение офисов с отделкой рассчитываются исходя из $2 тыс. за кв. м., то для гостиницы международного формата "4 звезда" данный показатель составляет $5-6 тыс.

Инвестор оценивает отельный проект по другому принципу. Его выбирают те, кому нужны "длинные деньги" и бизнес с низкой волатильностью. На Западе, а теперь и в России, в гостиничный бизнес нередко вкладываются пенсионные фонды. Как правило, цель таких вложений диверсификация портфолио, медленный, но уверенный операционный доход.

Что касается вложений в туристические кластеры, то, как отметила Татьяна Веллер, инвесторы в целом туда не идут. Высокие запросы только Краснодарскому краю, тогда как, например, в Алтай вкладывается в основном местный бизнес. Для окупаемости инвестиций необходимо понимание того, зачем люди поедут в этот регион – наличие драйвера спроса. Именно по этой причине сейчас так популярно строительство гостиниц в составе МФК – здесь аудитория создается автоматически.

Позицию застройщиков по отношению к инвестиционной привлекательности туристической инфраструктуры выразил управляющий партнер Urbane Group Евгений Безель . По его мнению, именно господдержка является уникальной особенность нашей стране в контексте развития туристической инфраструктуры. Несмотря на то, что сочинский олимпийский проект мог быть реализован менее затратно, и более эффективно, в целом госсподдержка дала мощный толчок развитию региона.

Сочи – сложившийся кластер, который нашел свою аудиторию, хотя потенциал развития у него огромный. Другой перспективный туристический кластер – Приморье, где развивается туристическо-игорный компонент при участии зарубежного бизнеса.

Слово отельерам

В ходе круглого стола о своих наработках рассказали и отельеры. Так директор по развитию InterContinentalHotels Group в России, СНГ, Прибалтике и Скандинавии Алексей Коробкин , презентовал концепцию "Открытое лобби", внедряемую в отели бренда Holiday Inn.

Гости современных отелей предпочитают открытые пространства – это уже стало трендом причем не только в туристической сфере, пример реализации этих предпочтений на бытовом уровне –квартиры-студии.

Бизнес стало более гибким соответственно деловые туристы в отелях могут питаться круглосуточно. Более того трендом стало и пребывание вне гостиничных номеров – это так называемый "формат Starbucks", предполагающий работу на ноутбуке прямо за кофейным столиком.

Единое лобби в отелях Holiday Inn объединяет ресепшн, ресторан, бар, кафе, зону настольных игр, лаунж-зону и т.д. Замеры по результатам внедрения открытого лобби в некоторых отелях бренда (в Великобритании, Германии и Турции) показали, что гости начинают проводить в лобби больше времени, оставляя там больше денег. Так, например, выручка F&B подразделения выросла на 11,8-16,2%, операционная прибыль подразделения – от 13,5% до 38,3%. Окупаемость инвестиций, вложенных в полную реконструкцию отельного лобби, составляет порядка 3,5 лет.

К 2020 году, по словам Алексея Коробкина, концепция открытого лобби будет внедрена в отелях бренда Holiday Inn.

Другие участники дискуссий развили тему нового формата отельного лобби. Так директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ Алексей Шаталов , заметил, что подобная концепция внедрена и в отелях Hampton by Hilton. Аналогичным образом на круглосуточное обслуживание гостей нацелена стандарт Smart, который берут на вооружения отели Azimut – об этом рассказал аналитик отдела развития Azimut Hotels Антон Обух .

По словам директора по развитию Marriott International в России и СНГ Ивана Кисеева , дифференциация брендов стала трендом для всех крупных гостиничных операторов. Вводя вместо устаревших услуг новые, гостиничный бизнес если не становится более доходным, то по крайней мере не теряет в доходности. Новые форматы отелей, например, в эконом-сегменте также являются трендом. С одной стороны, для них снижены инвестиционные издержки, а с другой стороны, спрос на этот формат более предсказуем.

Как подчеркнул Иван Кисеев, далеко не всегда международным оператором интересны туристические кластеры подобные Белокурихе, где отели играют второстепенную роль по сравнению с санаторно-курортной инфраструктурой.

Со своей стороны, директор по развитию бизнеса Carlson Rezidor Hotel Group Мария Знова привела примеры успешной работы своей компании в курортном сегменте. Это не только отели Сочи, где у Carlson Rezidor 6 объектов, но комплекс из отеля и апартаментов в Завидово.

Осваивает курортный сегмент и Hilton. По словам Алексея Шаталова Hilton Garden Inn Moscow New Riga – показывает неплохие результаты и вышел на заданные показатели через 6-8 месяцев после открытия.

О примере работы международного бренда с региональными отелями рассказала менеджер Best Western по продажам в России Кристина Малхазова . Несмотря на то, что Best Western не владеет отелями, выход в регионы всегда происходит после тщательной бизнес-разведки. Концепции Best Western занимает промежуточное положение между маркетинговой сетью и классическим гостиничным брендом.

Новые возможности

Кризис предоставляет новые возможности для отельеров. Генеральный директор ЗАО ТГК "Измайлово", вице-президент РГА Алексей Воробьев , в своем выступлении рассказал о возможностях развития MICE-потенциала современного отеля на примерах гостиничного комплекса "Гамма-Дельта"

Крупнейший в Европе мегакомплекс ежегодно выбирают для отдыха и работы порядка 450 тыс. человек. К услугам бизнес-туристов 19 конференц-залов. Проведение мероприятий обеспечивает 15% загрузки отелей, еще 10% обеспечивает корпоративный туризм. ТГК "Измайлово" не останавливается на достигнутом, в разработке находится масштабный проект конгреснно-выставочного центра "Измайлова", который будет расположен непосредственно рядом с гостиницей "Гамма-Дельта".

Возможности развития туризма на базе государственно-частного партнерства представили директор Центра государственно-частного партнерства государственного автономного учреждения Агентство регионального развития Калужской области Анна Лукина и руководитель проекта литературного отеля "Гончаров" Анатолий Секерин .

Суть проекта в привлечении частных инвесторов для реконструкции и развитии в качестве средств размещения исторических усадеб, подчас находящихся в полуразрушенном состоянии. Так парк-отель "Гончаров" является спутником литературного музея, на базе усадьбы Гончаровых – родителей жены Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на специфическую аудиторию и выраженную сезонность, гостевой поток в отель растет, инвесторы позитивно оценивают перспективы окупаемости.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание отельерами – внедрение доступной среды для инвалидов. Как рассказал издатель и продюсер Иво Петерсон (компания Guide-Map Book Media) внедрение в современный отель мультимедийных технологий для нужд слепых и слабовидящих гостей не только позволяет привлечь в отель эту категорию гостей, но и улучшить обслуживание остальных туристов.

Медиа-подсказки позволяют предоставлять аудио-информацию на разных языках по различным направлениям – от ориентации в отеле, до схемы движения метро и списка местных достопримечательностей. Более того, Свод правил СП 59.13330.2012 достаточно жестко обязывает отельеров создавать в гостиницах доступную среду для инвалидов. Соблюдение этих требований контролируют надзорные органы.

Алексей Мусакин, модератор круглого стола, вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts:

У нас есть туристические кластеры, которые привлекают определенную группу инвесторов при определенных условиях, но есть огромное количество инвесторов, которые про эти кластеры либо ничего не знает, либо не понимает, как все это будет развиваться, поэтому они идут туда, где и так все понятно. Им не важно, есть ли какой-то кластер, им важны клиентская группа, какой-то турпоток, и поэтому они выходят на него с тем проектом, который этой группе соответствует.

Могу привести более яркие примеры. С одной стороны, в Крыму есть точки, куда собираются привести игорный бизнес и даже есть инвесторы, которые начинают в это вкладываться. А с другой стороны, я знаю одного крупного инвестора, который купил землю в Крыму и собирается там строить пятизвездочный отель, но совершенно не в курсе, что там же будет построено еще пять таких же отелей.

Именно поэтому нужно больше мероприятий такого рода – инвестиционных, а не тех, кто собираются только девелоперы. Инвесторам нужно больше информации о том, что будет и гарантии того, как будет развиваться окружающая инфраструктура. Опять же не должно быть так, чтобы у каждого из руководителей региона было свое видение развития туризма, необходимо некое межведомственное взаимодействие.

Форумы такого рода только начинаются, и было бы хорошо, чтобы бы они стали площадкой, где органы государственной власти и девелоперы встречались бы с потенциальными инвесторами.

Отельеры сегодня сказали совершенно правильно, что они готовы прийти туда, где уже есть то, что можно развивать, но не туда, где нет ничего.

Чтобы всегда оставаться в курсе новостей и событий гостиничной индустрии, а также следить за обновлениями на – подпишитесь на еженедельную рассылку. Это бесплатно.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Туристическая отрасль на данный момент является одной из самых важных отраслей, и находиться практически на одном уровне с нефте- и газодобывающими отраслями. Туризм привносит в экономику страны значительную часть доходов. В своей работе я хотела бы рассказать об инвестиционных планах и проектах в развитии туризма. Данную деятельность регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) в котором сказано «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Федеральное агентство по туризму в целях оказания поддержки и содействия субъектам РФ в развитии туризма и строительстве туристско-рекриационных комплексов, а так же иной туринфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного клиента в регионах России.

Одним из направлений работы Федерального агентства по туризму является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекриационных комплексов, которые являются информационной базой перспективных туристических проектов субъектов РФ.

Инвестиционные планы и программы развития туризма

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества. Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие развивать экономику региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона - это ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц, а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в, то, же самое время не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);

Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);

Потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);

Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);

Интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);

Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);

Инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.

При этом есть следующие инвестиционные риски:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);

Политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструктивность в возможном проявлении этой поляризации);

Социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки, разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т.е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т.е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Заключение

На основе моей работы можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы туризм станет основной отраслью дохода нашей страны, наравне с нефте- и газодобывающей промышленностью, так как их ресурсы иссекаемы. Я считаю, что государству нужно как можно больше узаконить и ужесточить контроль за туристической деятельностью, чтобы было как можно меньше так называемых «фирм-однодневок» тогда большая прибыль от турдеятельности будет идти в госбюджет.

Подобные документы

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области. Совершенствование программы развития туризма Псковской области.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2003

    Определение и классификация международного туризма, перспективы его развития в условиях кризиса. Прогнозы развития международного туризма. Существующее состояние, цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Туристский потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан, формирование индустрии туризма за годы государственной независимости. Исследование туристкой привлекательности в регионах, проблемы и перспективы развития туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Индустия туризма одна из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства (статистические данные). Экономико-географические и историко-культурные факторы оказывающие влияние на развитие туризма в Европе. Туристские потоки между регионами.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

В ходе рассмотрения мировой практики по государственному регулированию туризмом в различных странах следует отметить, что все они могут быть поделены на две группы:

В первую группу входят страны, которые имеют самостоятельный орган исполнительной власти, отвечающий за туризм. При этом в странах, относящихся к этой группе, министерство туризма, со всем разнообразием своих департаментов и отделов, напоминает правительство в миниатюре, в нём действует налоговый, инвестиционный отделы, отдел по управлению имуществом, отделы профессионального образования, экономики и статистики, сертификации, лицензирования. Орган исполнительной власти, осуществляющий управление туристской отраслью, должен устанавливать отношения с министерствами экономики, внешнеэкономических связей или внешней торговли, культуры, образования, сельского хозяйства и транспорта. При этом правительства стран, где действуют государственные органы управления туризмом, передают им исключительные полномочия решать вопросы, относящиеся к регламентации туристской деятельности, продвижению страны как туристского направления, вопросы профессиональной подготовки и т.д. .

К первой группе можно отнести и страны, в которых туристские администрации входят в состав министерств экономики, промышленности, транспорта, торговли. Так, отдельные структурные подразделения, наделенные большой компетенцией и входящие в состав других министерств, существуют в Италии, Тунисе, на Кипре, Испании .

Вторая группа включает страны, где функции государства в области туризма рассредоточены в разных органах государственной власти. Для второй группы стран характерно отсутствие четкой туристской политики, дублирование функций несколькими органами исполнительной власти, размытость вопросов компетенции и функций в сфере туризма. К таким странам можно отнести Российскую Федерацию, Казахстан. В целом, туризм в этих странах развивается медленно и не является ведущим сектором экономики .

Известно, что туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По оценкам ВТО к 2013 г. количество международных туристских поездок составит 937 млн., а поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. долларов США .

Развитие туризма влияет на создание новых рабочих мест. Так, если в 1998 г. в мировой туристской индустрии было занято около 115 млн. человек, то в 2010 г. уже 310 млн. человек.

При изучении опыта правового регулирования государств, где наиболее развит туризм, хотелось бы отметить, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько эта отрасль пользуется государственной поддержкой.

Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой страны может служить Турция, дающая льготы местным и иностранным инвесторам, туроператорам. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей туристская отрасль Турции находится на подъеме. Так, если в 2002 г. количество туристов составило 6,7 млн. чел., то в 2009 г. этот показатель достиг 9,2 млн. человек, а доход за год составил 8 млрд. 300 млн. долл. США .

При этом любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туристской индустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристского потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристских центров, в информационное обеспечение. Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры, и не способен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании - BTA (British Tourist Authority), в Ирландии - Irish Board, в Испании - Turespana, в Италии - ENIT, в Норвегии - NORTRA и т.д.

Именно они содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации. Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.

В любом государстве взаимоотношения сторон «турист - турфирма», «турист - государство», «турфирма - государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при всем большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

Современный период развития туризма требует формирования новых механизмов и мотиваций деятельности туристических предприятий, так как недостаточно разработаны разделы законодательства, прямо или косвенно затрагивающие интересы потребителей, туристских предприятий и государства в процессе становления частного сектора туризма. Анализ документов международных конференций по туризму показывает, что «туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе».

Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном уровне. В связи с этим большое значение имеет Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, являющееся ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Она служит в качестве глобального форума в области туристской политики и практического источника туристского ноу-хау.Имея штаб-квартиру в Мадриде (Испания), ЮНВТО играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. В своих рекомендациях ВТО отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Именно государство и государственные органы содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.

При их помощи в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой страны может служить Греция. Ее правительство предлагает инвесторам помощь в получении кредита по выгодной процентной ставке, скидки по налогам. Так, НДС на размещение и питание в Греции составляет 8%, в то же время Правительство разработало систему скидок турфирмам, осуществляющим прием в несезонный период .

Ежегодно Министерство национальной экономики Греции объявляет общую сумму помощи инвесторам в туризм. Правительством Греции определятся приоритеты инвестирования в туризм. Прежде всего, это строительство, расширение и модернизация высококлассных отелей и туркомплексов. Причем, если объем инвестиций достигает 21 млн. долларов США, предоставляются дополнительные льготы .

Интересно, что реконструирующиеся гостиницы и другие туристские объекты имеют право выбора формы государственной помощи. В зависимости от состояния предприятий это могут быть субсидии или налоговые льготы. Такая политика в области туризма дает, безусловно, положительный результат. Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристской деятельности, тоже весьма внушительны: в США сумма налогов от туризма составляет 130 млрд. долл. в год, в Японии - 70, в Германии - 57 .

Государственная политика в сфере туризма предполагает, прежде всего, создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.

Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 г. была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристской отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристских услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.

Рассмотрим, как же действует государство и осуществляется государственное управление туризмом на примере нескольких стран.

На Мальте вопросы регулирования туризма осуществляет Мальтийское Управление по Туризму. Так, основной целью создания Мальтийского Управления по Туризму являлось объединение различных государственных советов и учреждений, занимающихся туризмом. Управление занимается продвижением Мальты как турнаправления, даёт направляющий стимул индустрии туризма Мальты, играет регулятивную, координирующую роль. Это позволит Мальтийскому Управлению по Туризму, используя свой новый имидж, поставить продвижение Мальты как турнаправления в соответствие с высоким качеством Мальтийского туристского продукта. В новой программе маркетинга Управление будет делать акцент на те особенности Мальты, которые турист не найдет в других местах, - уникальность истории и культуры, простоту и подлинность .

Во Франции Законом о туризме определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.

В специальном разделе Закона фиксируются отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечислены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, исключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за деятельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.

Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма .

ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.

Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.

Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира. Более чем на 2/3 (68%) ВТА финансируется из госбюджета.

В США Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.

Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение туристов. В Бюро входят представители городских властей, транспортных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жильцов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членских взносов и доходов от рекламы .

Администрация по путешествиям и туризму (АПТ) была призвана работать в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным Советом по пропаганде путешествий и туризма, который ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах четко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим «работодателем» после системы здравоохранения.

В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.

В Австрии туристскую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристских возможностей страны ведает Австрийский национальный туристский офис, представительства которого работают в 26 странах мира.

В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) - крупнейшее национальное рекламное агентство.

В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует влиятельная туристская полиция, которая осуществляет контроль и надзор за туристской и гостиничной индустрией, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа .

В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов.

В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем, оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

Бразилия - индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития рыночной экономики. ВНП составляет $472 млрд. ($5470 на душу населения). Импорт - $36 млрд, экспорт - $43,6 млрд. Среди наиболее развитых отраслей промышленности в Бразилии выделяются: автомобилестроение, самолетостроение, электронно-вычислительная техника .

В Бразилии туризм относительно молодая отрасль национальной экономики. Число иностранных туристов, посещающих Бразилию, пока еще значительно отстает от числа местных туристов. Правительство вкладывает большие деньги в развитие туризма, поэтому следует ожидать, что в скором будущем туризм станет развитой и прибыльной экономической отраслью страны.

Изучение опыта государственно-правового управления развитием туризма в некоторых странах дальнего зарубежья показывает, что в этих странах развитие индустрии туризма происходит при всесторонней поддержке государства путем создания специальной системы законодательных актов, благоприятных условий для привлечения инвестиций и последовательного развития инфраструктуры. При этом наиболее эффективными методами государственного регулирования явилось среднесрочное планирование развития сферы туризма в сочетании с формированием особых экономических зон туристско-рекреационной направленности на основе всемерной государственной поддержки и льготного налогообложения в целях стимулирования ускоренного развития и формирования туристских зон. Полагаем, что возможно использование указанных методов для развития туризма для нашей страны.

Несмотря на то, что туризм есть отрасль, осуществляемая частными организациями, присутствие государства ощущается во всех направлениях. И это есть залог качества туристской деятельности. В последние годы во многих странах наблюдается устойчивая тенденция передачи административных и законодательных функций по управлению и регулированию деятельности в сфере туризма на региональный и местный уровень.

Центральные органы власти оставляют за собой право определять генеральную линию развития туризма в стране, представлять страну в международных организациях, подписывать межгосударственные соглашения о сотрудничестве в области туризма, издавать так называемые «рамочные законы», которые устанавливают систему общих норм по регулированию туристской деятельности и обеспечивают проведение единой национальной политики в области туризма.

Инвестиции в туризм - это размещение капитала инвесторов в туристском бизнесе с целью получения прибыли. Для туристских инвестиций, так же как и для других инвестиции, необходимо принимать во внимание, что инвестированный капитал должен приносить прибыль. Так как капитал является одним из главных компонентов в туристском производстве, то возможность турист­ской экономики производить туристские продукты во многом за­висит от размера капитала, который будет инвестирован в турист­скую экономику. При увеличении капитала увеличивается произ­водительность туристской экономики. При уменьшении объемов инвестиций в туристскую экономику соответственно уменьшает­ся и возможность производства.

Капиталовложения в туристскую экономику возрастают толь­ко тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала. Когда туристские инвестиции равны объему отдач, эффективность туристских инвестиций равна нулю. Это означает, что туристская экономика производит такое коли­чество капитала, которое равно затраченным капиталовложениям В этом случае капитал и производство в туристской экономике остаются постоянными. Если же отдача меньше, чем туристские инвестиции, т.е. разность между вложенным и полученным капи­талом отрицательна, туристская экономика теряет источники для возобновления капитала и возможности производства уменьша­ются.

Инвестиционная активность в экономике туризма зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиций. Глав­ные факторы, которые инвесторы принимают во внимание, при­ведены на схеме ниже.

Использование новых методов в производственном процессе в туристском бизнесе направлено на уменьшение затрат на произ­водство и максимизацию прибыли. Кроме того, создание нового турпродукта не только увеличивает прибыль, но и способствует продвижению продукта на туристском рынке. Развитие новых ме­тодов и технологий для производства туристского продукта вызы­вает потребность в новых инвестициях.

Государственная политика по усилению инвестиционной ак­тивности в экономике туризма может заключаться в установле­нии льготных налогов на прибыль в турбизнесе и различных по­ощрений.

Стоимость приобретения и использования новых капвложений на туристском рынке влияет на отдачу инвестиций, которые были сделаны. Низкая стоимость означает большую отдачу от инвести­ций и большую прибыль для инвесторов.

На инвестиционную активность влияет стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материально-веще­ственного капитала в экономике туризма. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестированного капитала. Только сам инвестор в состоянии определить размеры и направления использования капитала. Критерием определения направления вложения служит размер прибыли от инвестиций, зависящий от степени эксплуатации капитала.

Степень развития новых производ­ ственных методов и производства новых товаров в экономике ту­ ризма

Государственная политика по уве­ личению инвестиций в экономику туризма

Активность инвестиций в экономику туризма

Стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материального капитала в эконо­ мике туризма

Стоимость приобретения и исполь­ зования капитальных вложений в экономику туризма

Основные факторы, влияющие на активность инвестиций в экономику туризма.

Туризм – перспективная отрасль мировой экономики.

Перспективные направления развития туризма.

Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным ВТО в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран «нового туристического освоения»: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.

Эта тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы как Байкал, Урал, Алтай. Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. В стране создано 7 туристско-рекреационных зон (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай), которые через некоторое время станут новыми точками туристического притяжения не только за счет богатых природных ресурсов, но и быстрого роста инфраструктур. Другим знаковым государственным проектом в сфере туризма на ближайшие 10 лет станет формирование инфраструктуры в Краснодарском крае под проведение Олимпийских игр в Сочи.

Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн. туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн. человек в год. Есть планы и у северной столицы. По Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра, к 2010 г. город планирует принимать 5 млн. туристов в год.

Характер развития туризма в третьем тысячелетии будут определять «путешествия с интервалами». Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70% всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI веке продолжительность туристских поездок сократится до 3-4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет 4 . Изменяется и характер потребностей туристов: на смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea – Sun – Sand, т.е. море – солнце – пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore – Landscape – Leisure, т.е. национальные традиции – пейзаж – досуг). Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. И по сути своей туристический бизнес – это новые впечатления, это новый мир, в котором живут новые люди в новых условиях, непривычная климатическая среда, географическое положение и многое другое, что разрывает привычный мир и дает новые, острые и яркие впечатления, в которых люди очень часто нуждаются, живя в мире привычных и жестких взаимоотношений.

Туристский потенциал Республики Карелия

Основу туристского потенциала любой территории составляют его туристско-рекреационные ресурсы.

Туристско-рекреационные ресурсы – это природно-климатические, социально-культурные, исторические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие материальную и организационно-экономическую базу для развития туризма 5 .

В условиях рынка перспективность территории с точки зрения развития туризма определяется следующими параметрами:

    безопасность территории (политическая стабильность, экологическое благополучие);

    богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;

    уникальность рекреационного потенциала;

    степень известности на отечественном и мировом туристских рынках;

    соответствие региональных возможностей развития туризма тенденциям мирового туристского рынка;

    уровень развития инфраструктуры;

    экономическое состояние региона;

    заинтересованность в развитии туризма со стороны местной администрации (местное законодательство, поддерживающее туризм, лоббирование развития туризма в регионе на федеральном уровне);

    обеспеченность населения учреждениями отдыха;

    обеспеченность территории туристскими кадрами (степень занятости населения в туристской индустрии, количество учебных заведений туристского профиля и соответствие специализаций в них основным направлениям туризма в регионе);

    доступность объектов (включая способ доставки и удаленность места);

    плотность размещения объектов в пределах региона;

    этическая ценность ряда объектов (места захоронений, места жизнедеятельности известных людей);

    сезонность использования объектов.

Приоритетность использования того или иного вида туристско-рекреационных ресурсов обусловлена определенным набором факторов (предпосылок для развития туризма), которыми располагает территория, способствующих развитию того или иного вида туризма. Комплекс факторов туристской привлекательности Республики Карелии включает четыре группы (табл. 2.2) 6 .

Таблица 2.2

Факторы туристской привлекательности Республики Карелия

Группы факторов туристской привлекательности РК

Факторы туристской привлекательности РК

Природно-рекреационные

Благоприятная экологическая обстановка;

Наличие интересных природных объектов и памятников;

Видеоэкологические характеристики ландшафтов;

Наличие бальнеологических курортов и санаториев;

Естественное состояние природных ландшафтов;

Особенности геологического и геоморфологического строения территории;

Наличие редких видов флоры и фауны;

Наличие возможностей для охоты и рыбалки;

Особенности гидрологического режима на территории;

Наличие особо охраняемых природных территорий;

Наличие редких биоценозов и экосистем.

Культурно-исторические

Наличие памятников истории и культуры;

Наличие архитектурных и археологических памятников;

Наличие мест известных исторических событий;

Проведение известных культурных мероприятий;

Проведение музыкальных и фольклорных мероприятий;

Организация и проведение известных ярмарок, выставок;

Функционирование музеев, музейных комплексов;

Наличие и сохранение традиционных народных промыслов и традиционных карельских населенных пунктов;

Наличие фольклорных памятников и проведение традиционных культовых праздников;

Наличие объектов религиозного паломничества;

Проведение религиозно-культурных мероприятий.

Организационно-экономические

Государственный протекционизм развития туризма;

Формирование туристской инфраструктуры;

Наличие достаточного количества и ассортимента турпродуктов и проектов в сфере туризма;

Наличие организационных возможностей для развития различных видов туризма в республике;

Заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии туризма;

Наличие организационно-экономических возможностей для ориентации общественного производства на обслуживание туристов;

Возможности по размещению большого числа туристов;

Наличие компетентного персонала в области управления туризмом и обслуживания туристов;

Хорошее состояние транспортной инфраструктуры;

Проведение работ по формированию единого информационного поля в сфере туризма, создание республиканского информационно-туристского центра.

Социально-психологические

Стабильная политическая и социально-экономическая обстановка в республике;

Наличие достаточного количества турпродуктов, дифференцированных по различным социальным признакам (интересам, возрасту, социальному положению, полу);

Наличие специфических национально-культурных устоев и доброжелательности местного населения;

Гарантии безопасности и комфортности туристов.