Примеры несостоятельности рынка в современной экономике. Несостоятельность конкурентных рынков

Рынок - это эффективный механизм регулирования производства и цен, распределения ограниченных ресурсов. Однако возможности рынка ограничены, рыночный механизм имеет существенные "дефекты" и в ряде случаев рынок терпит "фиаско". Рынок способен эффективно удовлетворять только те потребности в товарах и услугах, которые подтверждены деньгами покупателей, их платежеспособным спросом и производство которых обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

Практика XX века показала, что саморегулирующаяся рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, которая, по выражению Адама Смита, направлялась "невидимой рукой" рынка, сама по себе больше не способна обеспечить эффективное, безкризове функционирования индустриальной экономики, что особенно ярко показала "Великая депрессия" 30-х годов (мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.).

В этих условиях возникла объективная необходимость дополнить "невидимую руку" рынка "видимой рукой" государства. В результате на Западе постепенно сформировалась система государственного макроэкономического регулирования рыночной экономики.

Основная задача государственного регулирования - устранить "дефекты" рынке, ограничить рыночную стихию, компенсировать ограниченность рыночного механизма саморегулирования по преодолению экономических спадов, инфляции, безработицы.

Следует подчеркнуть, что государство не подменяет рынок, а лишь создает условия для его эффективного функционирования.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется только в пределах, очерченных частной собственностью на средства производства, которая была и остается экономической основой рыночной системы, хотя отношения частной собственности в XX веке и подверглись существенной модификации.

Основная цель государственного макроэкономического регулирования заключается в том, чтобы обеспечить общие условия общественного воспроизводства, установить "общие правила игры" для всех хозяйствующих субъектов и обеспечить эффективный контроль за их выполнением.

Именно на основе гибкого сочетания рыночного саморегулирования и государственного макроэкономического регулирования в XX столетии возникла качественно новая экономическая система - смешанная экономика, которая сейчас существует во всех экономически развитых западных странах.

Несовершенная конкуренция. Характеризуя механизм рыночного саморегулирования, невозможно не остановиться отдельно на главном инструменте, который обеспечивает условия его функционирования, - конкуренции.

Обеспечивая себе стабильность и избавляясь от давления соперничества, фирмы часто сливаются со своими соперниками. Следовательно, появляется реальная угроза образования монополий.

Поэтому отсутствие или ограничение конкуренции, несомненно, приводит к повышению цен, нерационального расходования ограниченных ресурсов, снижение уровня жизни, так как население может позволить себе покупать меньше товаров и услуг по монопольным ценам.

Проблемы, связанные с информацией (недостаточная, неполная или асимметричная информация).

Не будучи хорошо информированными, главные действующие лица рынка - потребители, наемные работники, предприниматели - могут принимать решения, которые не отвечают их собственным интересам.

Если эти решения основываются на неадекватной и недоброкачественной информации, то рынки не будут работать так, как надо. Другими словами, рыночный механизм не будет эффективно распределять ограниченные экономические ресурсы, товары и услуги.

Так, потребители например, могут быть недостаточно информированными о качестве товаров и услуг, которые они покупают, или о наличии других товаров, которые могут удовлетворять их потребности и способствовать максимизации общей полезности потребителей.

Те рабочие что потеряли свои рабочие места, и стали безработными, могут не знать о наличии вакансии на других рынках труда.

Предприниматели также могут не обладать информацией, например, об изменениях в деловой активности и др.

Кроме этого, современные экономики являются настолько сложными системами, что достаточно мало людей могут проанализировать и оценить всю необходимую информацию, которая позволяет принимать эффективные решения.

- Ограниченная мобильность ресурсов. Другим фактором, который может привести к сбоям в работе рыночного механизма, является ограниченная мобильность ресурсов.

Например, работники отрасли находится в кризисном состоянии, не могут перейти в перспективные отрасли из-за отсутствия нужной квалификации или денежных средств, необходимых для переезда.

Фирмы часто продолжают эксплуатировать устаревшие машины, станки, оборудование до тех пор, пока последние себя не окупят. Это увеличивает расходы на единицу продукции, снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой. В конечном итоге, это лишает деловые фирмы более выгодных инвестиционных возможностей и негативно влияет на эффективность работы рыночного механизма.

- Внешние эффекты. Внешние эффекты (их часто называют побочными последствиями экономической деятельности, затратами или выгодами третьей стороны, екстерналіями, или переливами) выступают другой форме "фиаско" рынке.

Как известно, одной из важнейших функций рыночного механизма является передача информации о альтернативные издержки производителей товаров и услуг.

Рынок делает это с помощью цен. Система цен работает эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям.

Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированности спроса и предложения, отражает уровень альтернативных возможностей участников обмена. В противном случае они используют свои ресурсы в другом месте.

Однако иногда могут возникать ситуации, когда выгоды или потери от производства или потребления товаров или услуг не находят полного отражения в рыночных ценах и создают некоторые побочные эффекты, которые влияют на третью сторону, то есть на субъектов, которые не принимали участия в обмене. Такие ситуации носят название внешних эффектов.

Как известно, рыночные операции - это добровольный обмен, в ходе которого люди обменивают товары за деньги. Например, когда фирма использует ограниченные ресурсы, такие как металл, то она покупает металл у владельца металла на рынке металла.

Однако, много сделок на самом деле имеют место вне рынков. Так, компания, которая производит моющие средства, может сбрасывать вредные отходы своей производственной деятельности в окружающую среду, например, в водоем и загрязнять его для людей, которые купаются или ловят рыбу в этой воде. Эта компания использует чистый ограниченный ресурс - воду и ничего не платит людям, которые страдают от загрязненной воды. Другая компания, напротив, разбивает у своего офиса живописный площадка с прекрасными цветами и местами отдыха для своих рабочих, и люди получают выгоду, любуясь пейзажем и дыша чистым воздухом.

В обоих случаях фирмы или наносят вред или приносят выгоду людям вне рыночными операциями, то есть существует экономическая действие без экономической платы.

Такие результаты экономической деятельности, которые выходят за рамки рыночных отношений называют нерыночными ситуациями.

Понятие "внешний эффект" используется постольку, поскольку эти влияния (на доходы или расходы) являются как бы внешними для рыночной системы.

Внешние эффекты возникают тогда, когда какая-то деятельность, связанная с производством или потреблением товаров и услуг, осуществляет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, что не отображается ценам.

Иначе говоря, внешние эффекты - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые, влияя на другие хозяйственные субъекты, не регулируется рыночным механизмом.

Итак, внешние эффекты - это благоприятные или неблагоприятные побочные последствия, возникающие в результате воздействия производства или потребления товаров и услуг на благосостояние людей, и которые прямо не вовлечены в рыночный обмен.

Таким образом, внешние эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимального размещения благ в экономике.

в Зависимости от характера влияния на другие хозяйственные субъекты экономисты различают отрицательные внешние эффекты, негативно влияют на хозяйственную деятельность других субъектов (отрицательные внешние эффекты еще называют "расходами третьей стороны") и положительные внешние эффекты, что создают для других субъектов дополнительный полезный эффект, который ничего не стоит (положительные внешние эффекты часто называют "удобствами третьей стороны").

Общественные товары и услуги. Потенциальным источником "неудач" рынка является существование товаров и услуг общественного потребления, или общественных товаров.

Анализируя поведение потребителей и производителей, мы исходили из того, что большинство товаров и услуг, которые производят и обменивают на рынке, является товарами индивидуального потребления, предназначенные для индивидуального потребления отдельным лицом или семьей (домохозяйством).

Товары индивидуального потребления имеют два основных свойства. Этими стандартными свойствами являются конкуренция и исключительность.

Конкуренция означает, что и количество товара, которую потребляю я, не может быть потреблена другим. Потребление товара каждым конкурентным лицом уменьшает количество товара, имеющееся для потребления другими лицами.

Исключительность означает, что меня могут не допустить к потреблению определенного товара или услуги. Производители или продавцы подобного товара могут отказать потенциальному потребителю в тех случаях, когда он пытается потреблять товар, не платя за данный товар установленную цену.

Если товар является конкурентным и исключительным, то он имеет название чистого индивидуального или чистого частного блага.

Некоторые товары не являются ни конкурентными, ни исключительными. Такие товары выступают как общественные товары.

Общественные товары - это такие товары и услуги, которым присущи две особенности: совместное потребление и невозможность исключения из процесса потребления. Иначе говоря, общественные товары имеют две характерные черты: неконкурентность и не исключительность.

Неконкурентность заключается в том, что потребление таких товаров или услуг одним лицом или семьей не уменьшает их полезности для других. Это также называется свойством потребления без соперничества, или совместным потреблением.

Неконкурентность означает, что имеет место относительно равномерное потребление таких благ всеми членами общества без дополнительных затрат. Так, предельная стоимость предоставления права пользования общественным благом еще одному дополнительному потребителю будет нулевой. Например, рождение еще одного человека вряд ли увеличит расходы на национальную оборону.

Появление еще одного корабля возле морского побережья также не требует дополнительных затрат для выполнения маяком своих функций.

не исключительность означает, что не существует возможностей запретить потребление общественными благами какого-либо только на том основании, что он за них не заплатил.

Неконкурентный и неисключительный товар имеет название чистого общественного блага.

Примером чистого общественного блага может быть национальная оборона. Армия охраняет всю страну от внешнего вмешательства. Обеспечения обороны одного лица не означает, что оборона других граждан страны будет меньше, потому что все население страны пользуется этой услугой совместно. Каждый гражданин страны автоматически попадает под защиту государства и даже те из них, которые не желают этого, поскольку не существует механизма исключить последних.

Представим себе, что произойдет, когда армия перейдет к сугубо рыночным методам хозяйствования.

Ни один частный предприниматель не сможет продавать оборону гражданам страны и оставаться в бизнесе. Невозможно продавать оборонные услуги тем, кто этого желает, и отказывать тем, кто за это не платит. А если защиту можно получить бесплатно, то зачем платить? Это известная проблема "безбилетника" (или "зайца", или "фрирайдера") - как на транспорте. Подобная проблема возникает и в ситуациях, связанных с предоставлением общественных товаров и услуг.

Итак, общественный товар национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана, судебная система и др.) не могут выступать на рынке как обычный частный товар, цена которого определяется на основе спроса и предложения.

Во всех странах эти товары должны обеспечиваться государством, поскольку ни одна частная фирма не имеет экономических стимулов предоставлять такие товары и услуги, в то время, как каждый из нас нуждается,

Затраты на все эти виды деятельности, связанные с предоставлением общественных товаров и услуг, призванная осуществлять государство, направляя через государственный бюджет необходимые ресурсы. Граждане должны платить за них, внося свои платежи в бюджет в виде налогов. Налоги напоминают цену, которую граждане платят за общественные товары, однако налоги существенно отличаются от цены, поскольку они не являются добровольными.

Необходимо также отметить, что наряду с чисто общественными товарами могут существовать и товары, которые являются неконкурентными, но исключительными, другие являются неисключительными, но конкурентными, то есть существуют смешанные блага.

Смешанное благо - это благо, которое сочетает в себе черты как частного, так и общественного блага.

К ним, в частности можно отнести насущные блага (достаточные блага), то есть такие блага, потребление которых считается необходимым увеличить (среднее и высшее образование, музеи, библиотеки, национальные парки и др.).

На такие блага можно установить цену, и они могут поставляться частным сектором.

Однако все эти блага несут в себе значительные внешние выгоды, а это, как известно, приводит к тому, что рыночная система, прежде всего частный сектор, не будет производить такие блага в достаточном количестве. Поэтому государство берет на себя их производство и финансирование, чтобы не допускать возможного возникновения дефицита таких товаров, в которых заинтересовано все общество.

Несостоятельность рынка - это ситуации, когда рынок оказывается неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Основные проявления несостоятельности рынка(провалы рынка): проблема производства общественных благ, проблема внешних эффектов, проблема поддержки конкуренции, проблема неравномерности развития, проблема неравномерного распределения доходов и богатства, проблема неполноты и асимметричности информации.

Нерыночные внешние (побочные) экономические эффекты (экстерналии) возникают, когда результаты и/или затраты экономической деятельности участников рыночных сделок по тем или иным причинам не полностью фиксируются в количестве благ, ресурсов и в их ценах, в издержках и выручке, платежах и поступлениях самих участников, но вместе с тем влияют на благосостояние третьих лиц, не участвующих в сделках. К внешним эффектам (экстерналиям) относятся также нерыночные или внерыночные влияния деятельности одного экономического субъекта, физического или юридического лица, на благосостояние другого, не оплачивающего эти влияния, когда они положительны, и не получающего за них компенсации, когда они отрицательны, непосредственно тому или от того, кто их создает.

Тех, кто создает внешние эффекты, естественно называть генераторами, а тех, кто их воспринимает, - реципиентами экстерналий. Экстерналии подразделяются на положительные и отрицательные в зависимости от направленности их влияния на благосостояние реципиентов 188 .

Отрицательные внешние эффекты

1. Внешние издержки производства: MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки, МРС - предельные частные издержки, МЕС - предельные внешние издержки: МЕС = MSC - МРС, т. е. MSC>MPC.

Если предельные общественные издержки больше частных предельных издержек, то внешний эффект отрицательный.

Оптимум общества: MSC = MSB или MSC = Р.

Оптимум производителя: МРС = МРВ или МРС = Р, где MSB - предельные социальные выгоды, МРВ - предельные частные выгоды.

Примером может служить загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. В этом случае предельные социальные издержки будут выше частных предельных издержек владельца предприятия. Графически (рис. 94) это отражается в смещении влево кривой MSC по отношению к кривой МРС, характеризующей предложение производимого продукта. При сложившейся стабильной цене продукта на рынке кривая спроса может быть представлена горизонтальной линией на уровне Р.

Рис. 94. Отрицательный внешний эффект производства

Точка равновесия фирмы будет в таком случае соответствовать объему производства Q 1 . В интересах же общества необходимо сократить объем экологического вредного производства до уровня Q 2 т.е. ликвидировать отрицательный эффект производства (МЕС) в объеме (Q 1 - Q 2). Оптимум общества MSC = МРС; отсутствие внешнего эффекта. При этом следует отметить, что такой оптимум не означает полного отсутствия побочного отрицательного эффекта, однако ущерб значительно уменьшается.


2. Внешние издержки потребления MSB

МРВ = MSB +MEB,

где МЕВ - предельные внешние выгоды.

Отрицательные побочные эффекты уменьшают социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Например, потребление табака или алкоголя ухудшает здоровье как самих потребителей, так и нации в целом. Социальные выгоды от такого потребления понижаются. Графически это можно проиллюстрировать перемещением кривой MSB влево от кривой МРВ (рис. 95).

Рис. 95. Отрицательный эффект потребления

Случаи несостоятельности рынка

Общая система частного рынка допускает сбои. Рынок , как механизм координации экономической деятельности, не в состоянии решить ряд проблем, а значит, требует участия еще одного субъекта экономики - государства. Вот типичные случаи несостоятельности рынка:

1. Общественные блага - это такие блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим людям. Например, национальная оборона: если защищен один гражданин страны - защищены все ее граждане. Частное производство не станет производить такие блага, потому что ими пользуются и те, кто не платил за них. Значит, такие блага должно производить государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии) - эффекты производства или потребления Д блага, воздействующие на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага.

Поскольку цена блага - результат индивидуальной договоренности прямых участников сделки, она не отражает эффекты воздействия на третьих лиц. Значит, рыночная цена перестает адекватно выполнять свою роль на рынке. Тогда необходимо вмешательство государства, которое могло бы уменьшить отрицательные внешние эффекты, например, защищая окружающую среду от загрязнения при производстве товаров и услуг, и поддержать положительные внешние эффекты. Например, установить налоговые льготы охранным фирмам в Ивановской области. Таких фирм , традиционно мужских, станет в Иваново больше, что уже хорошо для «города ткачих». Безопасность бизнеса привлечет другие фирмы. Расцветающий бизнес - это не только возможный прирост мужского населения, но и возможная сфера приложения сил для женщин, ставших безработными из-за спада производства в текстильной промышленности.

3. Защита прав потребителя. Эффективное функционирование рыночной системы предполагает равные права для участников. На деле же получается, что потребители - гораздо менее организованная сила, чем производитель . Поэтому у последних больше возможности обернуть ситуацию на рынке в свою пользу. Государство уравновешивает это несоответствие сил специальной сферой законодательства - «Законом о защите прав потребителя».

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В предыдущих темах рассматривались ситуации несостоятельности рынка, неспособности рыночного механизма обеспечить эффективность, то есть максимальный совокупный благосостояние за счет неспособности обеспечить эффективное размещение ресурсов, эффективные цены и / или эффективные объемы производства.

Решение большинства из тех проблем требовали государственного вмешательства. Но практика активного участия государственной власти в экономике, опыт реализации многочисленных государственных программ (начиная с 30-х pp. XX в.) Доказали, что государственная власть не всегда способна исправить рыночные неудачи, она тоже может быть несостоятельной.

Несостоятельность государственной власти означает ее неспособность обеспечить:

а) эффективность - то есть оптимальное по Парето размещения ресурсов, эффективные цены и объемы производства благ (то есть неспособность решить проблемы несостоятельности рынка);

б) справедливость - то есть соответствие правительственной политики распределения доходов тем представлениям о справедливости, которые доминируют в обществе.

Традиционно выделяется четыре основные причины систематической несостоятельности государственной власти достичь декларируемые цели государственного вмешательства:

1) Недостаточная осведомленность (асимметричная информация) - правительство никогда не должен вовремя всей информации, необходимой для принятия наилучших политических решений; всю желаемую информацию за ограниченное время невозможно получить даже технически, к тому же существуют группы интересов, которые не заинтересованы в поставке полной и достоверной информации.

2) Ограниченный контроль над реакцией частного сектора, неспособность государственных структур полностью предсказать отдаленные последствия принятых решений (хотя анализ решений по методу расходов-выгод может уменьшить количество ошибочных решений). Например, наблюдалась неспособность предусмотреть рациональную реакцию предпринимателей, целых секторов промышленности на установление властью сверхвысоких налогов, целью которых считалось сокращение бюджетного дефицита.

3) Ограниченность возможностей общества по контролю нал властными структурами; всегда существует угроза в чрезмерном росте государственного аппарата, всего общественного сектора, следовательно, рост расходов на его содержание и потерь в эффективности. Распространенная ситуация, когда парламент принимает какое-то общее решение, а детальное его обработки, разработку механизма введения поручает определенным государственным учреждениям; следовательно, общество становится заложником чиновников, которые часто не очень спешат разработать необходимые нормативные акты.

4) Несовершенство политических процессов, в частности, при принятии политических решений, ведь непосредственно принятием занимается достаточно ограниченный круг лиц. Ренгоориентована поведение политиков и предпринимателей, лоббирование политических решений со стороны групп особых интересов, практика взаимной поддержки политиками друг друга - все это в большинстве случаев приводит к непоследовательных решений, не соответствующих интересам общества. Следует отметить, что непоследовательность принятых решений, которая наблюдается довольно часто, без низ рассматривать как проявление злой воли политиков, это естественные последствия демократического принятия решений, последствия функционирования политических институтов демократического общества.

Дилемма выбора между несостоятельностью рынка и неспособностью власти Итак, когда политики и экономисты пытаются с помощью государственного вмешательства в работу саморегулирующегося рынка устранить недостатки рыночного механизма, они встречаются с проблемой недостатков государственной власти. Поэтому существует большое расхождение мнений и взглядов относительно объемов государственного вмешательства в экономике. Эти взгляды на эффективность (и соответственно невозможность) рынка и государственной власти упрощенно можно систематизировать с помощью табл. 12.1.

Таблица 12.1

Различные взгляды на эффективность рынка и государственной власти

Взгляд А на эффективность рынка исходит из нормативного анализа общего равновесия и экономической теории благосостояния. Он предусматривает минимальное государственное вмешательство (ведь в нем нет необходимости), и это вмешательство не приводит к потерям эффективности, то есть тоже достаточно эффективно. Кстати, в позиции А можно добавить сторонников полностью централизованного оптимального планирования, которые пытались теоретически обосновать возможность практического построения системы оптимальных цен, соответствующие состоянию общего равновесия, и внедрение оптимального планирования в практику работы государственных учреждений. Но опыт стран всех социально-политических систем не подтвердил возможность управления согласно концепции А.

Взгляд Б, согласно которому предпочтение всегда, когда это возможно, следует предоставлять рыночным механизмам решения общественных проблем, близкий к монетаристских концепций, был достаточно распространен в 30-х pp., До Великой депрессии, и снова привлекает к себе внимание в последние десятилетия из-за обнаружены несостоятельности государственной власти, низкую эффективность мер государственного вмешательства.

Взгляд В, к сторонникам которого можно отнести кейнсианцев, распространился вместе с успехами практического внедрения теории Кейнса. Достаточно условно можно считать, что теоретики и апологеты плановой экономики и государственной собственности, большей "управляемости" экономики в переходный период, также принадлежат к лагерю В (условность такого отнесения объясняется тем, что большинство из последних имеют достаточно смутное представление о аналитический уровень современных экономических и других общественных наук).

Наконец, позиция Г наиболее распространена среди экономистов и политиков. Согласно этой позиции признается наличие несостоятельности рынка и государственной власти и практическая невозможность достижения идеального состояния экономики. Речь может идти только о сбалансированную политику использования различных инструментов, поиск своеобразного «второго лучшего" из-за невозможности нахождения "лучшего". Практически такой компромиссный выбор между двумя группами несостоятельности превращается в общественный выбор, который регулярно осуществляется в различных государствах и периодически корректируется (путем демократических выборов и смены политических партий у власти), то в сторону большего государственного вмешательства и активной социальной политики, то в сторону либеральной модели общественного развития.

Теория асимметричной информации - одно из важнейших достижений современной экономической теории за последние десятилетия. В основе этой теории лежит факт, что часто одна из сторон экономических отношений осведомлена хуже, чем другая Одна из ситуаций, которая чаще всего встречается - модель отношений "заказчика" и "агента", - когда действия или свойства одной из сторон экономических отношений скрытые от другой стороны. Асимметричная информация присутствует на многих рынках, когда характеристики или свойства благ не в полной мере известны потребителю. Проблема асимметричной информации присутствует во взаимоотношениях рабочего и работодателя, арендатора и арендодателя, страховой компании и ее клиента. На финансовом рынке ситуация асимметричной информации возникает во взаимоотношениях кредитора и заемщика, владельца (акционера) и менеджера корпорации, наконец, владельца и кредитора и т. Д.

Хрестоматийным примером проявления асимметричной информации на рынках благ является рынок автомобилей, бывших в употреблении (хотя аналогичные свойства можно найти и на большом количестве других рынков).

Предположим, что на рынке присутствуют только два типа автомобилей - качественные и некачественные. Тыловой потребитель готов платишь 20 тыс. Гривен за качественный автомобиль и 5 тыс. Гривен - за некачественный. Если у покупателей есть полная информация о свойств автомобилей, то есть они могут различать качественные и некачественные, существовать два отдельных рынки, на каждом из которых будут свои цены. Реальной является ситуация, когда покупатель не знает точно, какой именно автомобиль ему предлагают.

Асимметричность информации можно наблюдать на многих рынках. Например, на рынке страхования, если страховая компания не может различать клиентов с различными характеристиками (в данном случае - в разной вероятностью наступления страхового случая), она будет устанавливать завышенные размеры страховых премий, что в итоге приведет к тому, что потенциальные клиенты с лучшими характеристиками откажутся от страховых услуг. В результате это ударит по страховой компании, так как по страховые услуги обращаться только клиенты с высокой вероятностью страхового случая.

Еще один пример - банковское кредитование. Предположим, что банк имеет два типа клиентов - надежных (берут кредиты для реализации проектов с низким риском, но и относительно низким доходом) и рисковых (реализуют высокодоходные рисковые проекты). Банк готов финансировать первых под 10% годовых, вторых - под 40% годовых. Банк будет использовать различные ставки по кредитам, если он может различать клиентов и уровень риска их проектов. Если же для этого не достаточно информации, банк будет использовать единую ставку кредитования - пусть это будет 25%. Но такая ставка для заемщиков с низким риском выгодна - они просто откажутся от кредитования. Кредит будут только заемщики с высоким риском. В результате в банке появятся проблемы, потому что его процентные доходы перекрывать потерь, связанных с невозвратом кредитов.

Участники рынка могут осуществлять меры по преодолению проблемы асимметричной информации. Это может быть мониторинг или сигналы.

Мониторинг - это мероприятия хуже информированного стороны с целью получить больше информации. Покупатель автомобиля, бывшего в употреблении, может использовать помощь опытного механика. Страховая компания, страхуя жизнь, может требовать от клиента пройти медицинский осмотр. Банк, выдавая кредит, может проверять отчетность и контролировать направления использования средств.

Сигналы - это меры со стороны лучше информированной стороны, которые она осуществляет, если асимметричная информация ей не выгодно Продавец качественных автомобилей заинтересован довести информацию о своем товаре покупателю. Добросовестный заемщик хотел бы получить кредит с низкой ставкой и поэтому банк имеет наиболее полную информацию о себе. Сигнал будет выполнять свою функцию, если он воспринимается контрагентом как объективная информация. Скажем, недостаточно просто сказать покупателю, что перед ним автомобиль высокого качества. В то же время предоставление гарантии может стать эффективным сигналом. Информация об образовании потенциального работника может быть, но может и не быть эффективным сигналом для работодателя (это может зависеть, например, от того, какой именно учебное заведение окончил претендент на рабочее место).

Способен или нет мониторинг решить проблему асимметричной информации, зависит от того, какие затраты необходимо понести для осуществления таких мероприятий. Однако, например, расходы на получение образования, как правило, скупаются за способности экономических агентов рационально действовать в условиях асимметричности информации.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА/ПРОВАЛ РЫНКА

Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей. Основными причинами несостоятельности/ провала рыночного механизма являются: монополия, внешние эффекты и проблема распределения доходов. Максимизация прибыли в условиях монополии сопровождается искусственным ограничением производства и завышением цен на товары. Если производство или потребление товара основано на экономии, обусловленной внешними факторами, то в условиях нерегулируемого рынка может возникнуть недостаток этого товара; если же речь идет об отрицательных эффектах, то товар оказывается в излишнем количестве. Общественные блага в чистой рыночной экономике производятся в недостаточном количестве. Возможно также, что рынок приведет к такому распределению доходов, которое будет неприемлемым с социальной точки зрения. На первый взгляд, различные несовершенства рынка являются веским доводом в пользу государственного регулирования рынков некоторых товаров, производства некоторых других товаров в госсекторе и в пользу перераспределения доходов. Однако все эти меры также потенциально могут быть неэффективными, так что при принятии решений в условиях смешанной экономики необходимо использовать принцип второго лучшего.

Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Несостоятельными оказываются рынки и в плане эффективного производства общественных благ, которые без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды, предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.



Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить субоптимальный (частично оптимальный) объем продукции, так как интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве.

Если же предположить наличие совершенной информации и отсутствие трансакционных издержек, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации и трансакционных издержек.

Несостоятельность рынка проявляется в случае возникновения внешних эффектов {экстерналий). Они имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпус­ка снижается по сравнению с общественно оптимальным и возни­кают потери благосостояния.

Если самостоятельное функционирование отраслевого рынка становится неэффективным, т.е. влечет за собой нерациональное использование ресурсов, то в этом случае возмож­ны провалы рынка и оправдано вмешательство со стороны госу­дарства, особенно если оно осуществляется при соблюдении прин­ципа Парето. На несостоятельных отраслевых рынках индустри­альная политика государства может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства в его деятельность.



Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

экономическая эффективность . На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

оптимизация поведения экономических агентов.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (табл. 2).

Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.