Атэс сообщение по географии. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Атэс сообщение по географии. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.

Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?

Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.

ВВП и доля стран АТР в глобальной экономике в 2000-2017 гг. Источник:

В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?

Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.


Источник: РИА Новости

Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов . Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?

АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.

Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?

Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.

Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.

В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Что может получить бизнес от участия в АТЭС?

Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.

Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.

Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Насколько активно Россия участвует в АТЭС?

Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.

О каких приоритетах и инициативах идет речь?

Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.

Эти инициативы сегодня развиваются?

Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.

Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.

Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.

Данные опроса ВЦИОМ, подготовленные к саммиту стран АТЭС. Источник: ВЦИОМ

Какие это инициативы?

Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.

Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.

В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?

Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.

Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?

Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.

Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.

Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.

Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.

Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.

Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.

А что с электронной торговлей?

Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.


И регионального типа, в рамках которых центральную роль играет бизнес-сектор. Одна из таких организаций - это АТЭС. Расшифровка аббревиатуры звучит как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

История создания

Объединение АТЭС начало свое существование в 1989 году. Государства-создатели объединения имели идентичное желание - повысить уровень жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет стимулирования экономики и укрепления торговли.

Начало сообществу положили программы отраслевых и торговых переговоров. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество включает 21 государство. Это Австралия и Бруней, Вьетнам и Гонконг, Индонезия с Канадой, КНР и Республика Корея, Малайзия с Мексикой, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея, Перу и Россия, Сингапур и США, Таиланд и Тайвань, Филиппины, а также Чили и Япония.

После того как Россия, Перу и Вьетнам были включены в список стран-участниц объединения (в 1997 году), сообщество ввело 10-летний мораторий на перспективное расширение списка членов сообщества.

Истоки формирования объединения

Объединение АТЭС, расшифровка которого звучит как Азиатско-Тихоокеанское изначально рассматривалось не как объединение государств, а как тандем экономик. Организация изначально была направлена на решение не политических, а исключительно экономических вопросов. АТЭС формировалось в качестве форума, который не имел и за которым не стояло никакого бюрократического аппарата. Даже сегодня секретариат объединения, расположенный в Сингапуре, включает 23 дипломата. Каждый из представителей был выбран экономиками-участницами проекта. В секретариате работает еще и 20 местных наемных сотрудников. В сравнении с ВТО, АТЭС, расшифровка которого дана выше, не основано на правилах формирования организаций, которые предусматривают наличие полномочий по правопринуждению при возникновении торговых споров.

Специфика партнерства

Специфика работы заключается в консультировании и в стремлении достичь консенсуса. Процесс партнерства между государствами строится на открытом обмене информацией между странами и общественностью. В основе сообщества лежат созданные участниками объединения коллективные и индивидуальные планы действий, которые помогают достигать цели каждого из государств. Планы включают детализированные данные о 15 секторах деятельности. Среди них тарифы и не тарифицированные меры, услуги и инвестирование, стандарты и соответствие, таможенные процессы и защита прав интеллектуальной собственности, политика на конкурентной основе и государственные заказы, правила выпуска товаров и прямое посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и концентрирование информации.

Глобальная роль АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество охватывает порядка 40 % населения. Общий ВВП всех стран-участниц превышает показатель в 16 триллионов долларов, что соответствует 60 % мирового ВВП. Лидеры АТЭС стали основным инструментом содействия открытой торговли и инициаторами экономического сотрудничества в регионе. На долю стран-участниц приходится не менее 42 % от общего объема мировой торговли. Роль группы за последние 20 лет очень возросла. Сейчас участники сообщества активно:

  • осуществляют либерализацию торговли;
  • содействуют любым ;
  • обеспечивают взаимовыгодное экономическое и техническое партнерство;
  • занимаются вопросами молодежи и женщин.

Общие идеи и предпочтения

АТЭС, расшифровка которого уже давалась выше, базируется на утверждении, что бизнес - это основа работы, а для достижения успеха он должен стимулироваться. На первых этапах работы сообщества проводились систематические консультации с лучшими представителями бизнес-сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995 году было принято решение о создании Делового консультационного совета, который и стал ключевым органом работы всего сообщества. Все страны-участники АТЭС назначали в совет не менее 3 человек, которые бы могли выражать интересы национального бизнеса. Ежегодные саммиты ДКС поводятся для того, чтобы представители государств презентовали обобщенные рекомендации в следующих вопросах:

  • реализация программной документации сообщества, которая связана с либерализацией не только торгового, но и инвестиционного режима;
  • развитие экономического и технического партнерства;
  • выявление позиций сообщества в отношении проблем предпринимательской деятельности.

Каждый из докладов формируется не отдельно каждым государством, а при плотном сотрудничестве с экспертами государственных структур.

Первые эффективные шаги

АТЭС, список стран которого постоянно пополняется, первые продуктивные решения принял в 1990-2000 годах. Акцент был сделан на упрощение визовых формальностей для деловых людей экономик государств-участниц объединения. Снижены были барьеры на пути свободного перемещения не только товаров, но и инвестиций. Стимулировалось расширение стратегических инициатив в сфере делового партнерства. Целевая группа ДКС начала активные мероприятия по интеграции приемлемых для международного сообщества материальных стандартов. Предпринимались активные действия в сторону наращивания потенциала и укрепления финансовой системы на международном уровне.

Целевая группа экспертов в рамках сообщества прилагает все силы для активации электронной торговли. Разрабатывался комплекс мероприятий по уменьшению «цифровой пропасти» между экономиками АТЭС. Список стран-участниц объединения позволяет увидеть, насколько разным был уровень интеграции виртуальных технологий в сферу бизнеса у разных государств. Сегодня эта проблема уже полностью решена.

Первый саммит в России

В мае 2001 года было проведено первое заседание в Москве в рамках Форума АТЭС. В нем участвовали 100 представителей бизнес-элиты АТР. Россия, со своей стороны, инициировала создание «Делового клуба АТЭС», в который входит более 50 масштабных отечественных фирм и банков, которые в своей деятельности ориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион.

По словам президента России, страна намерена принимать активное участие в развитии деятельности сообщества, в том числе с адаптацией правовой базы страны при параллельном развитии демократии. Правительство великого государства прекрасно отдает себе отчет в том, что в рамках динамически развивающегося торгового региона оно имеет отменные перспективы для процветания.

Саммит 2014 года в Пекине

Последний саммит АТЭС состоялся в ноябре 2014 года в Пекине. Итогом переговоров стала 24-страничная декларация. Лидеры государств-участниц приняли решение заниматься стимуляцией и продолжать активно действовать в направлении отказа от протекционизма.

Саммит АТЭС в Пекине стал основой для того, чтобы участницы объединения продолжали борьбу против фрагментации региональной торговли. Сообщество нацелилось на развитие интернет-финансирования. Более того, было принято практически единогласное соглашение относительно развития направлений партнерства с которое в перспективе должно предотвратить распространение эпидемии Эбола.

Саммит АТЭС в Пекине был сконцентрирован на решении вопроса развития в кризисный период. Акцент был сделан на то, что каждая страна должна самостоятельно искать движущие силы для своей экономики.

Год образования - 1989.

Число членов - 21.

Размещение руководящих органов - Сингапур.

Рабочий язык - английский.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная международная организация, главная цель которой - экономическая интеграция. Объединяющим началом для сотрудничества служит бассейн Тихого океана, страны которого к концу ХХ в. захватили лидерство в мировой экономике. Века доминирования приатлантических стран подошли к концу. АТЭС - крупнейшее международное объединение, не считая ООН и созданных под ее эгидой организаций. На АТЭС приходится 60% мирового ВВП и около половины объема мировой торговли, совокупное население почти доходит до 3 млрд человек, площадь - 62,5 млн км 2 .

АТЭС образовано в 1989 г. в австралийской столице Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима открытой торговли среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и укрепление регионального сотрудничества. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров иностранных дел, но с 1993 г. стали проводиться и саммиты глав государств и правительств. Руководящие органы АТЭС: саммиты на высшем уровне, встречи министров иностранных дел и экономики, постоянный Секретариат АТЭС, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум.

В АТЭС входит 19 стран АТР и две территории - Сянган, являющийся особым районом КНР, и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами, а экономиками АТЭС. С 1998 г. членом АТЭС является Россия. Наша страна, как одно из притихоокеанских государств, заинтересована в участии в интеграционных проектах АТР, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Наибольшие дивиденды они сулят российскому Дальнему Востоку. Россия - единственное государство АТЭС, граничащее со странами Европы, поэтому она может стать мостом, объединяющим европейскую и тихоокеанскую системы экономического сотрудничества. Принято решение, что саммит глав государств и правительств АТЭС в 2012 г. пройдет в России, на острове Русский близ Владивостока. В Приморье уже начата подготовка к этому значительному событию, планируется реализация нескольких амбициозных строительных проектов, включая строительство самого длинного на Дальнем Востоке РФ мостового перехода (свяжет остров Русский с материком).

Страна Площадь,
тыс. км 2
Население,
2008 г., оценка,
тыс. чел.
ВВП (по ППС),
2007 г., млрд долл.
Австралия 7 692,0 32 738 766,8
Бруней 5,8 381 9,6
Вьетнам 331,7 86 117 222,5
Сянган (особый район КНР) 1,0 7 019 293,4
Индонезия 1 904,5 237 512 845,6
Канада 9 970,6 33 213 1 274,0
Китай 9 598,0* 1 330 045 7 043,0
Малайзия 329,8 25 274 357,9
Мексика 1 958,2 109 955 1 353,0
Новая Зеландия 270,5 4 173 112,6
Папуа – Новая Гвинея 462,8 5 932 16,6
Перу 1 285,2 29 181 217,5
Южная Корея 99,4 49 233 1 206,0
Россия 17 075,4 140 702 2 076,0
Сингапур 0,6 4 608 222,7
США 9 518,9 303 825 13 860,0
Таиланд 513,1 65 493 519,9
о. Тайвань 32,3 22 921 690,1
Филиппины 300,1 92 681 298,9
Чили 756,6 16 454 234,4
Япония 372,8 127 288 4 417,0
АТЭС 62 446,0 2 724 746 36 037,5

* Включая Тайвань, Сянган и Аомынь (Аомынь как отдельная экономика в АТЭС не входит).

Перспективы : В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Заинтересованность в присоединении к АТЭС высказывают Индия, Монголия, Пакистан, Лаос, Колумбия, Эквадор. Статуса полноправного члена добивается владение США Гуам (рассчитывает на вхождение на тех же условиях, что и Сянган).

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Дата создания : ноябрь 1989

Количество членов: 21

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является ведущей международной организацией, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. Статус наблюдателей имеют Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Форум островных государств Тихого океана.

В 2017 году на долю экономик-участниц АТЭС приходилось 58,8% мирового ВВП, 49,7% оборота международной торговли и около 40% населения мира.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совместные встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума, которых в общей сложности насчитывается более 50.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно страна-хозяйка саммита). Экономика-председатель определяет приоритетные направления работы форума на период своего председательства. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат форума, находящийся в Сингапуре.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года в целях повышения эффективности взаимодействия правительственных структур с деловыми кругами. В состав ДКС входят по три представителя крупных национальных компаний от каждой экономики форума, назначаемые главами государств и правительств.

Деятельность в рамках форума АТЭС, основополагающими принципами которой являются консенсус и добровольность, строится на базе ряда программных документов. Главный из них - принятая в 1994 году в г. Богор (Индонезия) Богорская декларация, которая ставит целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 году для развитых и к 2020 году - для развивающихся экономик (т.н. Богорские цели).

Начиная с саммитов в Шанхае, КНР (2001 год) и Лос-Кабосе, Мексика (2002 год), в качестве одной из профилирующих тем повестки дня АТЭС прочно закрепилась борьба с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. Уделяется внимание и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения, транспорта, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, как природного, так и техногенного характера, ликвидации последствий этих катастроф. Вопросы сотрудничества на этом - политическом - треке объединены в блок вопросов «обеспечения безопасности личности».

В год председательства Японии в АТЭС (2010 год) был принят важный программный документ АТЭС - Стратегия роста АТЭС, описывающая 5 атрибутов роста (сбалансированный, всеобъемлющий, устойчивый, инновационный и безопасный рост), необходимых для стабильного экономического развития в постоянно изменяющихся условиях современной экономики.

В ходе председательства США в АТЭС в 2011 году основное внимание работы форума было сосредоточено на достижении результатов в области укрепления региональной экономической интеграции и расширения торговли, поддержки «зеленого» роста, а также расширения сотрудничества в сфере регулирования.

В рамках председательства России в АТЭС в 2012 году работа форума строилась по таким направлениям как либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасность, укрепление транспортно-логистических цепочек, а также обеспечение инновационного роста.

В 2013 году экономикой - председателем в АТЭС стала Индонезия. Среди своих основных приоритетов Индонезия были обозначены такие направления как достижение Богорских целей, достижение устойчивого экономического роста на справедливой основе, развитие взаимосвязанности АТЭС.

В 2014 году Китай как председатель АТЭС сфокусировался на вопросах развития многосторонней торговой системы. В связи с этим тремя приоритетами председательства стали укрепление региональной экономической интеграции, усиление всеобъемлющей взаимосвязанности экономик АТЭС и развитие инфраструктуры в регионе, а также достижение роста за счет инновационного развития.

В ходе председательства в АТЭС в 2015 году Филиппины выразили намерение содействовать достижению качественного роста посредством усиления региональной экономической интеграции, стимулирования участия малых и средних предприятий в региональной и глобальной экономике, инвестирования в человеческий капитал и построения сбалансированных и устойчивых сообществ.

В 2016 году под председательством Перу работа по продвижению качественного роста и развития человеческого потенциала была продолжена. В качестве приоритетных были выбраны такие направления, как поддержка региональной экономической интеграции, модернизация малых и средних предприятий, развитие человеческого капитала и укрепление продовольственного рынка в регионе.

В 2017 году под председательством Вьетнама основная деятельность Форума АТЭС была направлена на проведение структурных реформ для обеспечения устойчивого экономического будущего в условиях четвертой промышленной революции и глобализации. Приоритетные направления работы - обеспечение устойчивого, инновационного и инклюзивного роста, углубление региональной экономической интеграции, увеличение конкурентоспособности и инновационного потенциала малых и средних предприятий в цифровую эпоху и укрепление продовольственной безопасности и развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях изменения климата.

Приоритеты Папуа-Новой Гвинеи в 2018 году: усиление взаимосвязанности и углубление экономической интеграции в регионе; содействие устойчивому и всеобъемлющему росту; продвижение структурных реформ в интересах инклюзивности развития. Указанные приоритеты объединены девизом «Через освоение возможностей для инклюзивного развития - к цифровому будущему».

Председательство в АТЭС в 2019 году переходит к Чили.

С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС территорий (Тайвань, Гонконг), в форуме принято называть его членов «экономиками».: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

В 1998 г. одновременно с вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении моратория на дальнейшее расширение членского состава форума. Заинтересованность в присоединении к форуму АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) -- международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

АТЭС основан в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран -- 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994),Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов -- России, Вьетнама и Перу -- введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Нужно отметить, что в АТЭС входит 19 стран и две особых территории -- Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов -- АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума и т.?д. Ещё в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это -- обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается в различных направлениях. Основным принципами работы являются:

Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине2000-х по-прежнему имеет такой статус);

Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 21 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики;

Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли;

Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС;

Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-PacificEconomicCommunity) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На саммите стран АТЭС в Осаке уже было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных заказов;

правила, касающиеся происхождения товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен.

Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Стратегической целью деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества является создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Страны-члены АТЭС идут к достижению этой цели семимильными шагами, а Россия занимает одну из лидирующих позиций на этом пути.