Социально экономическая политика правительства александра 3. Экономическое развитие России при Александре III

Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства. В мае 1881г. пост министра финансов занял видный ученый – экономист Н.Х. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, он был против прямого финансирования промышленности государством. Бунге снизил выкупные платежи для крестьян и начал постепенную отмену подушной подати. Он ввел акцизные сборы (акциз – косвенный налог на товары потребления) на водку, табак, сахар, нефть; повысил таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.

В 1887 г. министром финансов стал И.А. Вышнеградский – финансист, изобретатель. Министерство финансов накопило большие средства для участия в сделках на зарубежных биржах. Был за активное участие государства в хозяйственной деятельности и, особенно, в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Вышнеградский был за привлечение в Россию иностранного капитала, за введение винной монополии.

В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Увеличение косвенных налогов, введение гос. монополии на водку;

Дальнейшее увеличение таможенной пошлины;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

К 1887г. было – 2 металлургических завода, к 90-м гг. их стало – 17. В 1897г. денежная реформа усилила позицию рубля, что позволило увеличить приток денег из-за рубежа. С 90-х гг. бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. Все предприятия созданныё в 90-е гг. являлись предприятиями новой формации. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.

Сельское хозяйство. Обнищание крестьян заставило помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В 80-е гг. заметно увеличилось специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства страны: степные районы Украины, Нижнее Поволжье. В Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губернии получило развитие животноводство. Посевные площади в это время увеличились на 25%, на 30%- общий сбор хлебов.



Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства по-прежнему мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой трети XIX века.

2. Перечислите причины экономического кризиса в данный период.

3. Каковы были специфические особенности промышленного переворота в России в первой половине XIX века?

4. Каким образом либеральные реформы Александра II способствовали социально-экономическому развитию России?

5. В чем суть и значение контрреформ Александра III?

Лекция 6. Политическая система России в ХIХ веке: попытки реформ .

Была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России .

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике государства. В 80-х годах трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес.

Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта. В импорте в середине 90-х годов на первое место вышли машины, на втором месте был ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России была Германия (25% российского экспорта, 32% импорта). На второе место отодвинулась Англия (20% экспорта и 20% импорта). Третье место в российском экспорте занимала Голландия (11%), в импорте - США (9%).

>>Экономическое развитие в годы правления Александра III

§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности», совершенствования сбора налогов , развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжелой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге.

В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян , провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского .

1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.

После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась, другая - вела хозяйство по старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66 лет из расчёта 4,5% годовых.

Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.

Правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки. В этом же году все временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп. В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. В 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.

Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам: хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока; центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-востока и Нижнее Поволжье; животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерний.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель.

Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.