Национальная валюта должна быть уникальной. Дизайн тенге

Национальная валюта должна быть уникальной. Дизайн тенге

Богатое научное наследие, оставленное Аль-Фараби, принесло ему мировую известность. Главными темами, волновавшими его всю жизнь и ставшими основой всей системы мировоззрения, были темы личности, совершенствования ее нравственности, повышение интеллектуального уровня, достижения свободы и счастья всего человечества.

Дошедшие до нас сведения о жизни знаменитого восточного философа довольно немногочисленны и противоречивы. Некоторые из них напоминают легенды. Точно известна лишь дата его смерти и годы переезда в Дамаск.

Библиографы предполагают, что родиной Фараби является небольшой город Васидж, расположенный в местности Фараб, сегодня это Отрар в Южном Казахстане. Согласно традиционной версии он появился на свет в 872 году в одной из знатных семей, относящейся к сословию привилегированных тюрков. На это указывает слово «тархан», входящее в полное имя мыслителя: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Однако с середины прошлого века не утихают споры вокруг вопроса об его этнической принадлежности. Так, некоторые ученые приводят аргументы в пользу персидского происхождения Аль-Фараби.

В Отраре он прожил до 20-и лет. Именно там начало формироваться его мировоззрение под влиянием научных трудов и философских трактатов знаменитых мыслителей со всего света. Это был значительный культурный и политический центр, где находилась известная библиотека, уступающая по количеству книг только Александрийскому книгохранилищу.

По дошедшим до нашего времени сведениям мыслитель в течение некоторого времени совмещал обучение и работу в Ташкенте и Бухаре, затем он покинул родину, чтобы продолжить образование. Первоначально Аль-Фараби остановился в Багдаде, который был столицей Арабского халифата, и являл собой не только политический центр, но и сосредоточение науки, культуры и искусства.

Примечательны высказывания философа относительно жизни людей и общественного устройства в этом городе. Он называл его «самым восхитительным и счастливым из невежественных городов», а также полагал, что здесь существуют все условия для того, чтобы в будущем в нем могли жить и работать талантливые философы, ученые и поэты.

С именем Аль - Фараби связано интересное предание о том, как он ступил на путь науки. Первоначально в Багдаде за ним была закреплена должность судьи, но через некоторое время он оставил ее ради преподавательской деятельности. В этот период времени один из близких друзей обратился к нему с просьбой о хранении огромного количества книг, в числе которых находились и философские трактаты Аристотеля. Читая их на досуге, будущий ученый настолько проникся идеями знаменитого грека, что решил всю дальнейшую жизнь посвятить служению наукам.

Аль-Фараби обладал прекрасной памятью и упорством, известно, что до приезда в столицу Арабского халифата, ему было известно только несколько языков. Однако к концу жизни он в совершенстве знал уже более семидесяти.

Помимо освоения языков мыслитель практически все свободное время отдавал изучению медицины и логики. По разным источникам одним из его главных наставников был Абу Бишр Матта, получивший известность, как выдающийся переводчик античных текстов на арабский язык. Современники описывали его как чрезвычайно умного человека и талантливого комментатора трудов Аристотеля. И хотя его влияние на Аль- Фараби было чрезвычайно велико, ученик довольно быстро превзошел учителя.

К этому же периоду относится и его путешествие в город Харан, предпринятое с целью освоения уникальных приемов логики знаменитого христианского мыслителя Йуханны бен-Хаилана. По возвращению Аль-Фараби посвящает себя углубленному изучению философии Аристотеля. Ему удается достигнуть свободного восприятия идей, методов и проблем, отмеченных гениальным греком.

Основным принципом для понимания любой философии, по его мнению, являлось регулярное возвращение к одним и тем же источникам. Действительно, без буквального понимания и запоминания античных текстов невозможно осуществлять их подробное комментирование.

Итогом кропотливой научной работы Аль-Фараби стал труд «О классификации наук». В нем ученый собрал и систематизировал все известные науки своего времен, определив предмет, основные цели и задачи каждого. Это было уникальное исследование, никогда не проводимое ранее, а потому значение его для «изучающей науки» чрезвычайно велико.

Во время пребывания в Багдаде Аль-Фараби тесно общается с талантливыми учеными и благодаря своей образованности, сильному характеру и эрудиции вскоре становится самым видным из них. В тот же период мыслитель получает возможность изучить знаменитый трактат Аристотеля «Вторую аналитику». Этот факт заслуживает особого внимания, так как отраженное в нем теоретико-познавательное мировоззрение значительно умаляло роль теологического восприятия окружающей действительности. Поэтому со стороны религиозных обществ неоднократно предпринимались попытки сократить и не допустить его распространения среди широкой общественности.

Рациональное мировосприятие Аль-Фараби, нацеленное на поиски решений для осуществления «земного рая» для людей при их жизни, а не после смерти, встречало протест теологически настроенных богословов. Это послужило одной из причин для его отъезда из города.

Доподлинно известно, что Аль-Фараби решает поселиться в Дамаске в 941 году, где и остается до последних дней своей жизни. Первое время он испытывает определенные денежные затруднения. Некоторые источники утверждают, что ему приходилось весь день работать сторожем в саду, и лишь ночью он мог позволить себе заниматься научной деятельностью.

Однако через пару лет положение ученого значительно улучшается. В этот период на него обращает свое внимание властитель Халеба Сайф ад-Даула Али Хамдани, известный свои покровительственным отношением к ученым, поэтам и другим передовым людям своего времени. Аль-Фараби назначается ежедневное денежное содержание, и он получает возможность беспрепятственно заниматься наукой и философией.

О последней предпринятой им поездке в Каир между 949-950 годами содержится упоминание в книге ученого «Гражданская политика». В ней он представляет счастье в качестве высшей ценности и блага человеческой жизни.

Помимо этого известного политического труда в период жизни в Сирии, ученый систематизирует свои политические воззрения в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В нем получает развитие идея о городе во главе которого стоит мудрый и проницательный мыслитель, внимательно относящейся к своим подданным и обучающий их жизненным истинам.

Вся философия Аль-Фараби проникнута безграничной верой в добродетель и разум человека. Кроме того, в политических и социальных идеях мыслителя большое значение придается геополитическому фактору. Соглашаясь с Аристотелем, он полагает, что в основе любых политических преобразований лежат естественные, географические причины. В этой связи интересна его теория о делении городских поселений на добродетельные, невежественные, властолюбивые, города обмена и другие. При этом идеальной формой организации общественной жизни он считал коллективный город. Его жители равны и все имеют право делать то, что желают. Органы власти избираются населением и осуществляют деятельность, направленную на обеспечение свободы жителей.

По мнению, Аль-Фараби главная задача истинного правителя в стремлении к подлинному счастью не только для себя, но и для подданных. Способность к достижению поставленных целей и есть искусство управления.

По свидетельствам современников философ практически все время проводил в саду возле бассейна. Он трудился над научными трактами и вел дискуссии со своими учениками. Самыми выдающимися из них были Яхья ибн Ади из Багдада и Ибрагим ибн Ади из Алеппо, именно они продолжили комментировать его работы и после смерти.

На сегодняшний день отсутствуют точные сведения о причинах ухода из жизни Аль-Фараби. Одни источники утверждают, что он умер дома естественной смертью, другие полагают, что философ погиб от рук бандитов по дороге в Аскалан. Доподлинно известна лишь дата сметрти Аль-Фараби - январь 951 года.

Интересно, что он был похоронен за стенами города без участия духовенства, молитву по нему читал сам правитель. Данный факт пытаются опровергнуть некоторые авторы, описывая его истинно верующим мусульманином.

По словам самого Фараби добродетельный человек не должен страшиться смерти, он обязан сохранять достоинство и не впадать в панику, стремясь продлить жизнь, ведь она всего лишь средство для творения блага.

- Мендыбай Койшыбаевич, почему исчезли портреты с наших купюр?

фото Максима Шатрова

Портреты на банкнотах – вопрос не принципиальный. Это платежное средство. Если там будут одни только цифры, от этого смысл банкноты не поменяется.
Казахстан, все-таки на 60 процентов, мусульманская страна и к нам пришло большое количество писем с жалобами от мусульман. «Мы не хотим оплачивать услуги самого разного характера банкнотами с изображениями наших предков» – таков был их аргумент. Но это не основополагающее мнение. Еще одна причина в том, что этнический состав в нашей стране неравномерный.
Теперь о серии банкнот с портретами аль-Фараби. Когда от 1 до 100 тенге ввели, эту серию сравнили с долларом или с другой валютой, я уже не помню. Но факт, что началась гиперинфляция и нужно было срочно выпускать 200, 500, 1000, 2000 тенге. Тогда мы выпустили серию банкнот разных номиналов с портретом аль-Фараби.
Через какое-то время стало ясно, что выпускать банкноты одного размера вообще опасно. Фальшивомонетчики активизировались. Много подделок появилось. Также нужно было учитывать, чтобы все современные платежные устройства и банкоматы считывали наши банкноты… Немаловажным было отобразить на наших банкнотах образы исторического и современного Казахстана: это и серия «Байтерек», серия «Самрук». Запечатлеть нужно было орнаменты и наскальные рисунки. Мы стремились к тому, чтобы каждый казахстанец нашел в банкноте что-то свое, знакомое и родное. Дизайн наших банкнот отмечают на международных конкурсах, она на первых строчках последние 6-7 лет всех «банкнотных» рейтингов…


- Дизайн наших тенге меняется гораздо чаще, чем тот же американский доллар. С чем это связано?

Бедный доллар «трепыхается». Он зависит от всех этих автоматов, гигантской индустрии сигарет, напитков и так далее. Но скажем так, доллар все-таки изменил свою последнюю банкноту: стал вводить цвет. Доллар – одна из самых подделываемых банкнот. Чем чаще меняется дизайн, тем более защищена банкнота и каждый гражданин. Это не чья-то прихоть или игра. Это потребность экономики. Когда войны идут, происходит большой сброс фальшивок. Это безопасность государства.
И потом, мы дизайнеры, не просто создаем купюры, которые будут отвечать всем стандартам. Но и творчески подходим к работе. Наша задача – сделать национальную валюту уникальной. Сейчас купюры большинства стран похожи друг на друга, в цветовом отношении. А мы возвели создание банкноты в ранг искусства.

- Первые банкноты предусматривали, по словам дизайнера Тимура Сулейменова, возможность определения номинала слепыми и слабовидящими людьми. А современные тенге обладают таким свойством?

Да, металлографическая печать первых тенге позволяла ощупать, благодаря своей выпуклости, какой номинал тенге. Вот в нашей последней серии «Самрук» тоже есть знаки, специально предназначенные для слепых. К примеру, 2000-ые, 5000-ые, 10000-ые купюры. Мы работали с обществом слепых и у них были особые пожелания. В определенных местах должны присутствовать определенные геометрические фигуры, чтобы слепые могли определить.


- А появятся ли когда-нибудь портреты на наших купюрах каких-либо выдающихся личностей, имеющих отношения к нашей истории или к современности?

Почему нет? Нашей купюре всего 20 лет. Мы не говорим, что портреты навсегда исчезли с наших купюр. Вариантов, на самом деле, много. И это не только известные политические деятели, но и люди искусства – они тоже достойны того, чтобы быть изображенными на купюрах.


- Что изменилось за эти двадцать лет?

Изменилось все: технологии, масштабы… Допустим, когда только разрабатывали первые тенге, у нас был небольшой коллектив. Сейчас штат сотрудников у нас намного больше. Дизайн создается в специализированных графических редакторах, разные детали создаются разными людьми. Каждый специалист ответственен за свой, так скажем, «отсек» в полотне купюры. Сегодня мы сами печатаем свои купюры, хотя еще продолжаем сотрудничество с несколькими зарубежными банкнотными фабриками.

- Какова стоимость эмиссии одной банкноты?

Это закрытая информация, но скажу вам, эмиссия одной банкноты в Казахстане не обходится дороже, чем в других странах.

Возрожденный под суверенными небесами 15 ноября 1993 года тенге не единожды терял в весе. Национальная валюта Казахстана за шесть лет снизила свой курс к доллару в 31 раз. Но бывали и времена стабильности. Например, в 1998 году и вплоть до апреля прошлого года национальная валюта Казахстана "стояла" как одна из самых крепких и уважаемых в СНГ. Получать взамен привезенного из приграничных регионов товара купюры с портретами древних казахских вождей предпочитали многие наши соседи - узбеки, киргизы и россияне: тенге был очень выгоден при обмене на доллар по сравнению с рублем, манатом, сомом, сумом.

Правда, более наблюдательные граждане уже тогда предупреждали, что скоро будут напечатаны новые пятитысячные купюры. Эти домыслы банкиры с гневом отметали. Но вскоре пятитысячная купюра поступила в обращение. Сегодня ее покупательная способность равна примерно 35 долларам.
На ней изображен Аль-Фараби - средневековый восточный философ. Своим профилем валюту Казахстана он украшает не впервые. Его портрет можно видеть на банкнотах и в 200, и в 500, и в 1000 тенге. Причина проста: надо экономить и на изготовлении денег. Свои купюры Казахстан давно уже печатает не под большим секретом в Англии, как было в самом начале, а дома, на фабрике в Алма-Ате. И используется одна и та же матрица - с чалмой Аль-Фараби. Меняются только цвет и цифры.
Так что не надо быть пророком, чтобы угадать, как будет выглядеть следующая казахстанская купюра, если она появится. Это будет зависеть от нескольких факторов. Скажем, за счет доходов от экспорта нефти казахстанский бюджет наполняется ровно на треть. Интересно, однако, что рост мировых цен на нефть на бюджете никак не сказался. Власти все настойчивее пытают своих нефтяных гигантов нехитрым вопросом Высоцкого: "Где деньги, Зин?" А те в ответ - что-то про коммерческие тайны, высокие транспортные расходы и низкое качество казахского "черного золота".
И, видимо, в ближайшее время поступлений валюты в бюджет не станет больше. Тем более что экспортеры Казахстана не обязаны продавать ее государству - это правило отменено год назад.
Незаметно пришло и суровое время расчета по прежним правительственным долгам и кредитам - 500 миллионов долларов предстоит Казахстану отдать зарубежным кредиторам уже в текущем году. Министр госдоходов Зейнулла Какимжанов считает, что темпы девальвации тенге в обозримой перспективе будут ориентированы только на динамику российского рубля. Ведь Россия по-прежнему остается главным торговым партнером Казахстана. По данным Нацбанка, с начала года девальвация тенге к американскому доллару составила 1,15 процента. При этом валюта России девальвировалась на 6,54, Украины - на 7,33, Узбекистана - на 2,56 процента. Экспорт же нефти Астаной почти на сто процентов зависит от российских квот и доступа к "русской трубе". Так что как ни крути, а куда поскачет рубль - туда и повернет свой профиль Аль-Фараби. И, видимо, более ощутимая девальвация тенге не за горами.
Тем временем ужесточаются правила на валютном рынке. Так, недавно всем фирмам Казахстана, работающим с обменом валюты, предписано в три с половиной раза увеличить уставный фонд. Правила приобретения валюты гражданами такие: при покупке свыше 200 долларов любой казахстанец обязан предъявлять паспорт. При покупке трех тысяч "зеленых" одномоментно данные покупателя заносятся в специальный журнал. И кому эта "тайна" после этого становится доступна, покупателю неведомо.
Официальные экономисты республики осторожно высказываются в том смысле, что "чуточку отпустить курс тенге" было бы выгодно Казахстану для восстановления конкурентоспособности своих товаров, экспортируемых в Россию. Тем более что, по официальной статистике, среднемесячная зарплата в Казахстане превышает российскую в полтора раза.
...С хрустящих казахских купюр спокойно и мудро взирает человек в чалме. Аль-Фараби неизменен - меняется только обрамляющий его интерьер. И кажется, что вокруг тоже ничего не меняется. Но это - обман зрения.

500 тенге 2000 г.


Название: Аль-Фараби
Номинал: 500 тенге
Размер (мм): 130х67
Год выпуска: 1999 год. В обращении с 2000 г.
Лицевая сторона: преобладающие цвета — синий и голубой. В нижнем углу с левой стороны цифровое обозначение номинала. В центре банкноты текстовое и цифровое обозначение
номинала, под ним подпись Председателя Национального Банка Республики Казахстан и год
выпуска банкноты. В правой части банкноты размещен портрет великого мыслителя Востока
Аль-Фараби, его имя и годы жизни. Слева от портрета деметаллизированная нить с надписью
«Қазақстан» и видна цифра «500». Справа от портрета золотой краской отпечатан защитный элемент с двойным изображением цифры «500» и казахского орнамента, появляющихся в зависи- мости от угла наклона банкноты. Вверху слева декоративный элемент, отпечатанный металлизи- рованной краской. В левой части по горизонтали и справа от портрета по вертикали расположены семизначные номера с двухбуквенными сериями.
Оборотная сторона: в левой части банкноты мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
Водяной знак: Портрет Аль-Фараби и электротип: 500.
Материалы: Бумага:
- 100% хлопок с водяным знаком, 90 г/м2, PORTALS, Англия.
Защитные нити:
- встроенная в бумагу машиночитаемая нить MRT-B/M шириной 0,75 мм;
- ныряющая защитная нить, выходящая на поверхность бумаги в виде пунктиров шириной
2 мм с текстом «ҚАЗАҚСТАН», «500» и национальным орнаментом.