Реформаторская деятельность М. Рейтерна — Н

Введение

19 февраля 1861 г. произошло то, что коренным образом изменило вектор развития истории России: крепостная зависимость сельского населения в России была отменена специальным Положением, которое торжественно зачитал сам император Александр II, вошедший в историю как «Освободитель». Страна оказалась в доселе невиданном положении: века унизительного рабства остались позади, но что готовило будущее?

Вопрос о выборе пути, по большому счету, не стоял: недавно окончившаяся Крымская война со всей убедительностью показала необходимость развития России на новых началах. Ими могли стать лишь капиталистические реформы. Рассмотрим преобразования в экономике, заметную роль в осуществлении которых сыграл М.Х. Рейтерн, министр финансов периода Великих реформ, а затем рассмотрим реформы Н.Х. Бунге и И.А. Вышеградского.

Деятельность М.Х. Рейтерна

Михаил Христофорович Рейтерн (1820 -1890), выходец из дворянского рода, занял кресло министра финансов 23 января 1862 г., в возрасте 42 лет, Положение финансовой системы России в то время было весьма неблагоприятное – каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем – поставленные на очередь реформы требовали денег.

Одним из первых шагов на посту министра финансов стала публикация в прессе государственного бюджета (росписи), что было неслыханным для того времени шагом. В том же году были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников (до 1 миллиарда 694 миллионов), причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Важнейшим элементом новой политики, проводимой министерством финансов в 1860-е гг. стал отказ от таможенного протекционизма. В 1867 г. был разработан, и вступил в действие с 1869 г. новый фритредерский тариф. Таможенные пошлины на вывоз были большей частью отменены, а пошлины на ввоз значительно понижены. Итогом применения нового тарифа стал рост таможенных доходов с 1869 по 1874 г. на 50%.

Рейтерн считал, что развитие производительных сил страны это лучшее средство к увеличению государственных доходов. Однако существовало 2 препятствия: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки. Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк. С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций.

К числу наименее удачных мероприятий Рейтерна принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний, Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и была введена акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Так, например, сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек.

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей и возмещение этой суммы существенно подрывало положение российской экономики. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Деятельность Н.Х. Бунге

Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали очевидную техническую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “соревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правительству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало создать в стране современную крупную промышленность.

Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В середине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.

Его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами М.Х. Рейнтерна: нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства. Став министром финансов, Н.Х. Бунге провел курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствление железных дорог, находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тарифов. Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможенными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.

В это же время правительство принимает меры, при активном участии министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене подушной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не про­изошло, так как министр внутренних дел Д.А. Толстой повел курс на обособление, опеку крестьян.

Внешнеэкономические осложнения середины 1880-х годов (напряженность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при том, что военные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы государства истощены, и он не видит источников для увеличения доходов».

Михаил Христофорович Рейтерн

Рейтерн Михаил Христофорович (1820-1890) - государственный деятель. Служил в министерствах финансов, юстиции, морском. Статс-секретарь (1858). Член Редакционных комиссий по разработке "Положения" о крестьянской реформе. Управляющий министерства финансов, министр финансов (1862-1878). Осуществлял руководство развитием всей промышленности и внешней торговли России. Автор реформ в области финансов, денежного обращения, банковского дела. Председатель кабинета Министров (1882-1886). Являлся предшественником С.Ю. Витте в деле разработки и реализации программы индустриальной модернизации России.

Рейтерн Михаил Христофорович (12.09.1820-11.08.1890), граф (1890), государственный деятель, министр финансов (1862-1878). Образование получил в Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, из которого переходил в Министерства юстиции и морское и куда вернулся в 1862 в качестве министра финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877-1878. Более того, государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). Другие меры борьбы со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы, Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных товариществ. К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863), усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение государственного земского сбора (1873) и замена его государственным поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863). В 1881-1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета министров.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Российские руководители страны, территорий и ведомств (биографический справочник).

Княжевич Александр Максимович (1792-1872), предшественник Рейтерна на посту министра финансов.

Грейг Самуил Алексеевич (1827-1887), преемник Рейтерна на посту министра финансов.

Михаил Христофорович Рейтерн

Очерченное в конце предыдущей лекции тяжелое угнетенное экономическое положение тесным образом связывалось с таким же положением государственного хозяйства. После Крымской войны, в течение всей эпохи реформ, а затем и в пореформенное время правительство было в чрезвычайно трудных условиях. Тут первую роль сыграло, конечно, падение курса тогдашнего кредитного рубля. До Крымской войны, после денежной реформы 1843 г., в этом отношении положение наших финансов было довольно хорошее. После реформы Канкрина количество обращавшихся кредитных денег было весьма умеренно: в 1854 г. их было всего 311 млн. руб., и при этом был в наличности металлический фонд в 123 млн. руб., который мог достаточно обеспечивать безостановочный их размен, так что курс их стоял al pari. Когда началась восточная война, то оказалось, что вести ее пришлось на новые выпуски бумажных денег. После войны 1858 г. кредитных рублей обращалось уже 780 млн. руб., а металлический запас понизился до 119 млн. руб., так что был уже ниже той одной шестой, которую считал необходимой для поддержания безостановочного размена Канкрин, и поэтому пришлось отказывать в размене. Понятно, что курс таких неразменных денег должен был падать, и он падал в течение всех ближайших лет после Крымской войны.

Надо сказать, что при этом правительство, озаботясь, по-видимому, тем, чтобы развивался частный кредит и частные капиталистические предприятия, необходимость чего оно сознало в это время, уменьшило процент по вкладам, хранившимся в казенных кредитных учреждениях. Оно сделало это, чтобы способствовать перенесению вкладов в частные предприятия. Вклады стали быстро утекать из сохранных казен и в течение 10 лет дошли до 200 млн. руб. вместо ранее хранившегося миллиарда с лишним. Между тем правительство в дореформенное время свободно пользовалось этим фондом и делало из него позаимствования на свои нужды, так что в конце концов оказалось, что долг правительства сохранным казнам превышал 500 млн. руб. Поэтому, когда вклады стали выбирать быстрее, чем можно было рассчитывать, правительство оказалось в затруднительном положении. Чтобы пополнить свою растрату, ему пришлось совершать займы на тяжелых условиях. Но эти займы в конце концов дали возможность пополнить только часть растраты, а 160 млн. руб. правительство так и осталось должным этим кредитным учреждениям.

Разумеется, такое положение не облегчило государственных финансов и еще более пошатнуло курс кредитного рубля. Если уже от одного чрезмерного выпуска кредитных денег и уменьшения металлического фонда курс этих денег должен был сильно падать, то его падение еще усиливалось чрезвычайно невыгодным торговым балансом, который мы имели, потому что тогда нечего было вывозить, а ввоз после войны первое время был довольно значителен. Невыгодность нашего баланса в особенности усиливалась тем обстоятельством, что после почти полного запрещения выезда русских подданных за границу в царствование Николая Павловича, с 1856 г., когда эти ограничения были отменены, выезд за границу стал настолько значителен, и настолько велики были вывозимые путешественниками за границу суммы денег, что это также весьма заметно отражалось на ухудшении нашего баланса и понижении вексельного курса.

Таким образом, приток металлических денег был ничтожен, а отток их огромен и в общем положение становилось очень похожим на то, которое мы видели после Тильзитского мира и континентальной системы в начале XIX в. При таких обстоятельствах в 1862 г., когда положение особенно обострилось, был назначен на пост министра финансов талантливый и молодой сравнительно человек, М. Х. Рейтерн, – после двух совершенно бездарных министров: Брока и Княжевича.

Положение Рейтерна, когда он вступил на пост министра финансов, было, понятно, не из легких. Сам Рейтерн был подготовлен к занятию этого поста уже тем, что он был одним из деятельных членов финансовой комиссии, которая образована была при редакционной комиссии и выработала план выкупной операции. Рейтерн тогда же зарекомендовал себя как один из самых талантливых ее членов.

Вступив на пост министра финансов, на первых порах он, конечно, должен был поставить себе главной задачей именно борьбу с падением курса бумажного рубля, которое, разумеется, отражалось тогда на всей жизни страны и являлось чрезвычайно невыгодным условием и для правительства, и для целого ряда категорий населения. Рейтерн на этом и сосредоточился, и весь его финансовый план и сводился именно к борьбе с этим падением курса, а как дальний идеал он ставил себе переход к постоянной металлической валюте. Рейтерн пробыл министром финансов целых 16 лет и был, таким образом, одним из важнейших сотрудников императора Александра II. Но надо сказать, что независимо от того, как оценивать вообще план экономической политики министра финансов, который сводится исключительно только к этой одной задаче, независимо от этого надо сказать, что и при исполнении этого плана Рейтерн начал, по крайней мере, с крупной ошибки. Он просто, выражаясь вульгарно, несколько погорячился; для того чтобы повысить курс бумажных денег, он сделал попытку их размена и для этой цели сделал заем в 15 млн. фунтов стерлингов, т.е. около 150 млн. руб. металлических, что сразу очень увеличило металлический запас и позволило объявить, что казна начинает разменивать кредитные бумажки. Но при этом Рейтерн сделал чрезвычайно наивную, даже с первого взгляда, ошибку: он опубликовал, что до такого-то срока кредитные рубли будут размениваться по такому-то курсу, спустя некоторое время – по более высокому, потом – по еще высшему и т. д., рассчитывая, что курс рубля будет благодаря размену повышаться. Но он не учел того, что этим сейчас же воспользуются все спекулянты, которые, действительно, сразу поспешили захватить как можно более кредиток вначале, пока они разменивались по сравнительно дешевой цене, а затем предъявили их к размену тогда, когда было обещано за них платить дороже. Это создало такую бешеную спекуляцию, которая совершенно парализовала возможный успех этой меры, а к этому присоединилось еще польское восстание и ожидание правительством вмешательства иностранных держав, что повело, в свою очередь, к растрате на военные цели части накопленного металлического фонда, почему Рейтерн вскоре оказался не в состоянии продолжать свою операцию, а падение курса оказалось большим, чем то, какое было до этого. Хотя число обращавшихся кредитных рублей несколько и уменьшилось – с 780 до 700 млн. руб., но и металлический фонд опустился со 119 до 55 млн. руб., что составило уже около одной двенадцатой части всего количества кредитных денег и было с лишком в два раза меньше, чем тот умеренный фонд, который считал необходимым Канкрин.

Таким образом, Рейтерн начал, как вы видите, с большого промаха, но так как этот промах был несколько маскирован польским восстанием и Рейтерн мог ссылаться на военные приготовления, поглотившие много денег, то этот промах не подорвал его репутации, и он пробыл министром финансов, как я уже сказал, целых 16 лет. В дальнейшем он направил свою деятельность к подъему производительных сил в стране. Это понятно: раз основною его целью было бороться с падением курса бумажного рубля и раз он увидел, что героическими мерами тут не помочь, то он и направил, естественно, свои усилия в эту сторону. Он ясно видел, конечно, что для усиления вывоза главного предмета нашей заграничной торговли, русского хлеба, – чем и можно было скорее всего поднять баланс – существенно необходимой является постройка железных дорог, уже повсюду распространенных в Европе; и на это он и направил свои главные усилия. А так как он пользовался большим доверием императора Александра II, то, несмотря на частые несогласия с министрами путей сообщения, он и явился главным хозяином в этом важном деле.

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862г). Еще 12 ноября (30 октября) 1841г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М.X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865г. образованы и начали функционировать ссудо-сберегательные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 25-27

Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн. руб., вклады населения достигли 3,1млн.; займы 3,4млн.; ссуды 11,2 млн. руб.

Ссудо-сберегательные товарищества при М.X. Рейтерне не превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

М.X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочивания бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860-.1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Крестьянского поземельных государственных банков (как филиалов Государственного банка России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 - начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877г., вырос более чем в 4 раза - с 99,6 до 415 млн. руб.

При содействии М.X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских повинностей.

Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного кредита. Правительственным законом 1872г, ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что внесенный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс.руб.

После учреждения 49-го банка (1873г) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с застоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточный был еще опыт их работы.

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Доклад на тему: « М. Х. Рейтерн».

Дисциплина: «История финансов России».

Выполнили: студенты гр.1.3

Байрамгулов А. и Садыков Р.

Проверил: ст.преподаватель

кафедры бухучета Насыров Г.М.

Граф Михаил Христофорович Рейтерн - статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, министр финансов, председатель Комитета Министров. Родился 12 сентября 1820 г. в г. Поречье, Смоленской губернии. Древний дворянский род фон Рейтернов, из Лифляндии, ведет свое начало от Иоганна Рейтерна, переселившегося в XVII столетии из Любека в Ригу и получившего дворянское достоинство от шведского короля Карла XI; ближайшие потомки Иоганна фон Рейтерна занимали почетные должности в Риге, а некоторые из них состояли на службе в германских государствах; так, дед Михаила Христофоровича был Саксонским камергером. Замечательная семья, к которой принадлежал Михаил Христофорович, верой и правдой служила России, как на поле брани, так и на мирном поприще общественной деятельности. Отец Рейтерна, Христофор Романович, боевой офицер, служил в русской армии, был начальником кавалерийских войск в Южной России, участвовал в Отечественной войне и умер в 1833 году в чине генерал-лейтенанта; мать – Екатерина Ивановна, урожденная фон Гельфрейх, осталась вдовой с 14 детьми при самых ограниченных средствах, в то время, когда Михаилу было 13 лет; она была женщина образованная, умная, необыкновенной доброты и силы воли; развитием своих способностей Рейтерн во многом был обязан как ее руководительству, так и влиянию просвещенной среды, в которой рос.

Первоначальное, тщательное воспитание Р. получил дома, затем подготовлялся в пансионе г. Верро и поступил в Императорский Царскосельский (теперь Александровский) Лицей, где воспринял многие благородные, истинно человечные идеи Пушкинской эпохи; образование свое он окончил здесь 19 лет от роду, награжденный за отличные успехи серебряной медалью, с чином IX класса, принадлежа к X лицейскому курсу, и к выпуску 1839 года

5 февраля 1840 г. Рейтерн определился на службу в Министерство Финансов, в Особенную Канцелярию по Кредитной части; пройдя в этой Канцелярии должности младшего и старшего помощника столоначальника, Рейтерн в 1843 году перешел в Департамент Министерства Юстиции чиновником особых поручений, а в следующем году получил должность столоначальника. В 1854 году перешёл в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства. В 1858 году Рейтерн пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

23 января 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей. С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%. Даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Ррейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии. Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки, стали зарождаться ссудосберегательные товарищества

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Рейтерна обращения к карательной или предупредительной власти администрации.

В 1880 году стал Почётным гражданином Казани. В 1881 году Рейтерн был назначен председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 года), вторую - до конца 1886 года. Итак, Михаил Христофорович провел реформы финансовой системы, способствовал расширению железнодорожного строительства, созданию новой кредитной системы, развитию новых отраслей промышленности.. Рейтерн умер 11 августа 1890 года в Царском Селе. В том же году Рейтерн возведен в графское достоинство.

Михаил Христофорович Рейтерн

(1820-1890)

государственный деятель.