Период, охватываемый камеральной налоговой проверкой. Запрос документов за предыдущие периоды при камеральной проверке Налоговой проверкой могут быть охвачены предшествующие

Период, охватываемый камеральной налоговой проверкой. Запрос документов за предыдущие периоды при камеральной проверке Налоговой проверкой могут быть охвачены предшествующие

Вправе ли налоговая инспекция продлить или приостановить камеральную проверку? Можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Вопрос: ИФНС прислало требование по статье 93, 93.1 НК РФ, просят представить акты, договора, счета-фактуры за период с 01.10.2016 по 30.09.2018 г., в связи с камеральной проверкой по НДС за 3 кв.2018 г. Имеют ли они право охватывать такой длительный период, ссылаясь на камеральную проверку за 3 кв. 2018 года?

Ответ: Нет, не имеют.

Камеральной проверкой может быть охвачен только тот период, за который организация подала декларацию, при этом налоговая вправе использовать имеющиеся у нее данные других отчетных периодов.


Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

«Сроки проведения

По общему правилу продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Особые сроки - у камеральной проверки по НДС.

Срок камеральной проверки декларации по НДС зависит от того, когда отчетность представлена (подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ):

с 4 сентября 2018 года - два месяца. И только если за этот период ИФНС обнаружит нестыковки между сведениями в декларации и документах, вправе продлить проверку до трех месяцев.

У иностранных организаций, которые оказывают электронные услуги , камеральные проверки декларации по НДС длятся до полугода (п. 2 ст. 88 НК).

Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов , статьи 6.1 НК. Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.

Дата получения отчетности инспекцией и дата начала камеральной проверки могут не совпадать. Например, инспекция получила декларацию 28 апреля, а фактически начала ее проверку 20 июля. В этом случае трехмесячный срок проверки отсчитывается с даты поступления декларации и истекает 28 июля. Тот факт, что у инспекции останется неделя на проверку отчета, значения не имеет. Трехмесячный срок, отведенный на проверку Налоговым кодексом, в таком случае не продлевается. Об этом в письме Минфина от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955 .

Если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Последний день трехмесячного срока приходится на выходной (нерабочий) день

2 февраля 2018 года инспекция получила от организации декларацию по транспортному налогу за 2017 год. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 2 мая 2018 года, в праздничный нерабочий день. В связи с этим проверка должна быть завершена в ближайший рабочий день, следующий за праздничным.

Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации - с 3 февраля по 3 мая 2018 года.

Если в последнем месяце срока, отведенного на проведение камеральной налоговой проверки, не будет соответствующего числа, то срок проверки закончится в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. В последнем месяце трехмесячного периода нет соответствующего числа

Инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу 31 августа 2018 года. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 31 ноября 2018 года. Но поскольку такой даты не существует, проверка должна быть завершена в последний день ноября.

Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации - с 1 сентября по 30 ноября 2018 года.

С какого момента отсчитывается срок проведения камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно

п. 2 ст. 88 , п. 2 ст. 6.1 НК). Исключений из этого правила не предусмотрено.

Следовательно, если организация подает налоговую декларацию (расчет) досрочно, то срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня, следующего за днем ее (его) фактического поступления в инспекцию.

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно

Предельный срок подачи декларации по транспортному налогу за 2017 год истекает 2 февраля 2018 года. Декларация поступила в инспекцию досрочно - 12 января 2018 года. Срок на проведение камеральной проверки по представленной декларации следует отсчитывать с 13 января 2018 года. Вести отсчет срока с 3 февраля 2018 года - по истечении предельного срока на подачу декларации - неверно.

Как отсчитываются сроки проведения камеральной налоговой проверки декларации (расчета), если в ходе нее организация подала в инспекцию уточнение по этой же декларации (расчету)

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88 , п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует в отношении подачи как первичных деклараций (расчетов), так и их уточнений. Исключений из этого правила не предусмотрено.

Если во время камеральной проверки декларации (расчета) организация подает уточнение по этой же декларации (расчету), то инспекция обязана прекратить все действия в отношении первоначальной камеральной проверки и начать камеральную проверку уточнения (п. 9.1 ст. 88 НК).

Таким образом, в день подачи уточнения срок камеральной проверки по первоначальной декларации (расчету) автоматически прекращается. Со следующего дня начнется отсчет нового трехмесячного срока на проведение камеральной проверки по представленному в инспекцию уточнению.

Важное замечание: это правило не действует, если уточненная декларация подана после того, как был составлен акт проверки. Ведь акт оформляют, когда проверка уже закончена, и в нем указываются даты ее начала и окончания. Таким образом, инспекция сначала вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации, а потом начнет отдельную камеральную проверку уточненной декларации. Такие выводы следуют из письма ФНС от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327 .

Пример определения предельного срока проведения камеральной налоговой проверки. Во время камеральной проверки первичной декларации организация подает по ней уточнение

21 января 2018 года организация подала в инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2017 год. Обнаружив ошибку в поданной декларации, 16 февраля 2018 года организация подает по ней уточнение.

Предельный срок камеральной проверки по первичной декларации - с 22 января по 16 февраля 2018 года.

Предельный срок камеральной проверки уточненной декларации - с 17 февраля по 16 мая 2018 года.

Вправе ли налоговая инспекция продлить или приостановить камеральную проверку

Нет, не вправе. Исключение - проверки декларации по НДС, представленной после 3 сентября 2018 года.

три месяца - по всей отчетности, кроме деклараций по НДС, которые представлены после 3 сентября 2018 года. Этот срок изменить нельзя;

два месяца - для деклараций по НДС, которые представлены не раньше 4 сентября 2018 года. Этот срок инспекторы вправе увеличить до трех месяцев, если обнаружат нестыковки между декларацией и документами;

шесть месяцев - для деклараций по НДС от иностранных организаций, которые оказывают электронные услуги . Этот срок не продлевают и не приостанавливают.

Поэтому, если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов , продлить смогут только камералку декларации по НДС, поданной после 3 сентября 2018 года. Аналогичные разъяснения - в письмах Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 , от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471 . Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС от 17.11.2009 № 10349/09 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 № А19-16584/08 , Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-458/09-С2).

Можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Пример

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» - допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС - за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

Важно в работе:

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.

Есть мнение:

  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

В общем случае проверяемый период выездной налоговой проверки составляет три предыдущих года. Читайте, в каких случаях и на сколько контроллеры могут расширить рамки проверки.

По общему правилу инспекторы могут проверять три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о выездной проверке. Из этого правила есть исключения. Во-первых, налоговики могут проверять не только предыдущие, но и текущий год. Во-вторых, НК РФ называет ряд условий, при которых контролеры могут углубляться в еще более ранние периоды. Расскажем обо всем подробно.

Какой период охватывает выездная налоговая проверка

Период, охватываемый выездной налоговой проверкой, определен в п.4 ст.89 НК РФ. По общему правилу инспекторы могут рассматривать сведения и документы за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. Значит, инспекторы могут проверять полноту начисления и уплаты налогов за 2015, 2016 и 2017 годы.

Также период выездной налоговой проверки может затрагивать и текущий год. Дело в том, что НК РФ ограничивает нижний предел, а верхний предел ревизии не ограничен. Следовательно, инспекторы могут проверять деятельность компании вплоть до даты вынесения решения о проверки.

Пример

Возвращаясь к предыдущему примеру, дополним ответ: проверять могут не только 2015-2017 годы, но и период с 1 января до 4 декабря 2018 года.

Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, например:

  • Определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737,
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012,
  • Постановление ФАС Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П,
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08.

За предыдущие три года инспекторы могут проконтролировать любые налоги и сборы. А за текущий год обычно проверяют полноту и правильность начисления:

  • Авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год, например, налог на прибыль или имущество юридических лиц,
  • Налогов с коротким налоговым периодом, например, НДС, для которого налоговый период ограничивается одним кварталом.

Совсем не обязательно, что налоговики будут проверять полностью все три предыдущие года. Они могут выбрать для проведения ревизии любые периоды в пределах предыдущих трех лет. Проверяемый период будет указан в решении о проведении выездной проверки, которое подписывает руководитель налогового органа или его заместитель.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. На основании п.4 ст.89 НК РФ налоговики могут проверять 2015, 2016, 2017 и 2018 годы. В решении о проведении проверки указан проверяемый период: с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года.

Обратите внимание: на глубину охвата не влияет год, в котором о проверке узнал налогоплательщик. Например, если решение вынесено в декабре 2018 года, а налогоплательщика ознакомили с ним уже в 2019 году, проверке подлежит период с 2015 по 2018 год:

  • Три года, предшествующих году, в котором вынесено решение, то есть 2015, 2016 и 2017 годы,
  • Год, в котором вынесено решение, то есть 2018 год.

Из-за того, что налогоплательщик узнал о проверке в 2019 году, глубина охвата не изменится. Важен только год, в котором принято решение, это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Когда проверяют период больше трех лет

Выездная налоговая проверка не всегда охватывает трехлетний период, есть исключения.

Во-первых , налоговики смогут выйти за пределы трехлетнего срока, если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Контроллеры смогут охватить период, за который представлена декларация (абз.3 п.4 ст.89 НК РФ).

Во-вторых , правило трех лет не распространяется на повторные проверки, начатые в связи с подачей уточненной декларации с уменьшением суммы налога. В этом случае так же, как в предыдущем, инспекторы будут контролировать тот период, за который налогоплательщик подал уточненку (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ).

В-третьих , не соблюдается правило трех лет при выездной проверке организации, исключенной из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Чтобы выйти за рамки трехгодичного периода, инспекторы должны выполнить два условия (п.16.1 ст.89 НК РФ):

  • Проверять налог на прибыль и налог на имущество юридических лиц,
  • Инициировать проверку не позднее трех месяцев после уплаты соответствующего налога.

В-четвертых , при проверке организации, которая применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции, инспекторы могут захватить любые периоды в течение срока действия соглашения. В том числе и периоды старше трех лет (п.1 ст.346.42 НК РФ).

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

У компаний нередко возникают споры с налоговиками по поводу периодов, которые последние вправе проверять в рамках выездной налоговой проверки. На основе судебной практики и разъяснений чиновников рассмотрим, в каких случаях у компаний есть шанс отстоять свою правоту, а в каких нет.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как считать три года

На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году. В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка. Но суды их не поддерживают.

Так, АС Уральского округа в постановлении от 17.07.2017 по делу № А60-47352/2016 рассмотрел следующую ситуацию. В компании в 2016 г. прошла выездная налоговая проверка, в рамках которой налоговики проверяли периоды с апреля 2012 г. по декабрь 2014 г. включительно. Компания считала, что, поскольку проверка проводилась в 2016 г., налоговый орган имел право проверять 2015, 2014 и 2013 гг. А включение в проверку 2012 г. противоречит положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Суд признал доводы компании ошибочными. Он отметил, что в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ трехлетний период отсчитывается от года, в котором вынесено решение о проведении проверки, а не от года, в котором она фактически проводилась. Решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено руководителем инспекции 30 июня 2015 г. Значит, на основании положений п. 4 ст. 89 НК РФ налоговым органом мог проверяться период с 2012-го по 2014 г., и контролеры не вышли за трехлетний предел периода проверки.

Еще один пример - спор, рассмотренный АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2018 по делу № А75-918/2017. Налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки 28 декабря 2015 г., которая фактически проходила в 2016 г. Суд признал правомерным проведение инспекцией проверки за 2012, 2013 и 2014 гг.

Обратите внимание: в подобных случаях самый ранний год из охватываемых налоговой проверкой выходит за трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ). В связи с этим некоторые компании полагают, что налоговики не вправе производить доначисление налога. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.03.2013 по делу № А06-3630/2012 рассмотрел ситуацию, когда решение о проведении выездной проверки было принято налоговой инспекцией 26 декабря 2011 г., а сама проверка проходила уже в 2012 г. В ее рамках проверялся период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. Компания попыталась оспорить доначисление налога за 2008 г. в связи с истечением срока исковой давности. Но суд этот довод отверг. Он указал, что доначисление произведено правомерно, так как согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом арбитры отметили, что компания обоснованно не была оштрафована за неуплату налога в 2008 г., поскольку истек срок давности привлечения к налоговой ответственности. Напомним, что согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Период проверки при подаче уточненки

В пункте 4 ст. 89 НК РФ сказано, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который подана уточненная налоговая декларация.

Разъясняя порядок применения этой нормы, ФНС России в письмах от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ и от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 указала, что:

1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной проверкой;

2) норма применяется в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;

5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.

А в письме от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@ специалисты ФНС России отметили, что в случае подачи уточненной налоговой декларации проверяется период, за который она представлена, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, при представлении уточненной декларации налоговиками может быть проверен период, выходящий за пределы трехлетнего ограничения. Суды это подтверждают.

В споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 по делу № А53-11519/2013, налоговая инспекция в 2012 г. проводила выездную налоговую проверку за 2009 и 2010 гг. При этом в ходе контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль за 2009 г. налоговым органом были исследованы в том числе уточненные декларации по налогу на прибыль за 2008 и 2009 гг., поданные в октябре 2010 г. Компания считала, что инспекция не вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период, предшествующий периоду проверки.

Но суды трех инстанций рассудили иначе. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено исключение из общего правила о трехлетней глубине налоговой проверки. Если компания представила уточненную декларацию, налоговые органы вправе при проведении выездной проверки за период, на показатели которого повлияли данные уточненной декларации, проверить период, за который представлена такая декларация. При этом неважно, что указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Определением Верховного суда РФ от 28.11.2014 № 308-КГ14-4417 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Повторная проверка при подаче уточненки

Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка) (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Чиновники считают, что вправе. В письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 Минфин России указал, что в рамках повторной выездной налоговой проверки, назначенной в связи с подачей уточненной декларации, проверяется период, за который она представлена. Поэтому проверяемый в ходе указанной повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Такого же мнения придерживается и Верховный суд. В Определении от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 он рассмотрел ситуацию, когда компания 26 декабря 2011 г. представила уточненные декларации за июнь, август и декабрь 2009 г., в которых отражены суммы предъявленных к возмещению акцизов, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, и сумма налога указана в размере, меньшем ранее заявленного. Налоговая инспекция в 2013 г. провела повторную выездную проверку периода, за который были представлены уточненные декларации. Компания посчитала, что налоговики вышли за трехлетний срок, установленный п. 10 ст. 89 НК РФ.

Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки (29 декабря 2012 г.), поэтому спорный период (2009 г.) не выходит за пределы трехлетнего срока, установленного в п. 10 ст. 89 НК РФ. Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ высказала правовую позицию, что повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности:

    существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;

    способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

    наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.08.2018 по делу № А21-10802/2017 признал решение о проведении выездной проверки, принятое спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной налоговой декларации, нарушающим права и законные интересы компании.

Проверка текущего периода

Часто споры возникают по поводу того, могут ли налоговики в рамках выездной налоговой проверки контролировать текущий период.

Налоговики и финансисты считают, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (письма Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519, ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305). Данный вывод подтверждается судебной практикой.

В Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737 Верховный суд РФ рассмотрел следующую ситуацию. Налоговый орган 30 марта 2012 г. принял решение о проведении в компании выездной налоговой проверки за период с 1 января 2009 г. по 29 февраля 2012 г. По результатам проверки компания за несвоевременное перечисление НДФЛ была привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ за период с 2 сентября 2010 г. по 31 декабря 2011 г. и за январь, февраль 2012 г.

Суд первой инстанции признал неправомерным привлечение компании к ответственности за январь и февраль 2012 г. По его мнению, из положений п. 4 ст. 89 НК РФ прямо не следует, что проверкой может быть охвачен текущий календарный год. А расширительное толкование положений, содержащихся в законе, или распространение их на случаи, не указанные в нем, недопустимо. Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, проведение выездной налоговой проверки за январь и февраль 2012 г. не соответствует положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Но апелляционный и кассационный суды с таким выводом не согласились. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что налоговое законодательство не содержит запрета на проведение проверки периодов текущего календарного года. Из этого суды сделали вывод, что проверка отчетных периодов текущего года в рамках выездной налоговой проверки не нарушает норм налогового законодательства. Верховный суд этот вывод поддержал.

О том, что проведение инспекцией выездной налоговой проверки отчетных периодов текущего года не противоречит нормам Налогового кодекса и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, сказано в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 10.05.2017 по делу № А45-28037/2015, Восточно-Сибирского округа от 19.04.2017 по делу № А33-8287/2016, Московского округа от 12.11.2015 по делу № А41-32783/2015, ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 № Ф03-453/13 (Определением ВАС РФ от 26.04.2013 № ВАС-4862/13 отказано в передаче дела на пересмотр).

Выход за трехлетний период

Иногда в рамках выездной налоговой проверки контролеры производят доначисления по операциям, относящимся к периодам, выходящим за трехлетний срок. Суды считают такие действия неправомерными.

Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2018 по делу № А63-11808/2017. Инспекция в 2016 г. провела выездную проверку своевременности перечисления индивидуальным предпринимателем НДФЛ в бюджет за период с 1 января 2013 г. по 29 февраля 2016 г., по результатам которой бизнесмену был доначислен налог. Поводом послужило то, что предприниматель в качестве отступного получил в 2012 г. недвижимое имущество. Право собственности на это имущество было зарегистрировано за ним по суду в 2013 г. Контролеры посчитали, что недвижимое имущество бизнесмен получил только с момента государственной регистрации перехода права собственности на него. В связи с этим доход по сделке должен учитываться в 2013 г.

Но суды трех инстанций с этим не согласились. Они указали, что порядок определения даты получения дохода физическими лицами не зависит от факта государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата передаточного акта (15 октября 2012 г.). И поскольку сделка совершена в 2012 г., ее налоговые последствия связаны с этим налоговым периодом. Поэтому инспекция не имела права начислять НДФЛ за 2013 г. по операциям, совершенным в 2012 г. Контролеры вышли за установленный законом период проведения выездной налоговой проверки (не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки).

На практике встречаются ситуации, когда налоговики по результатам проверки производят доначисления с учетом кредиторской задолженности, образовавшейся за пределами трехлетнего срока. Суды считают это выходом за пределы проверки (постановления Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 17259/11, ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А35-439/2012, Уральского округа от 12.10.2012 по делу № А60-613/2012).

Так, в споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 22.08.2018 по делу № А01-2762/2017, у компании по состоянию на 1 января 2014 г. имелась кредиторская задолженность по налогу. В ходе выездной налоговой проверки, проводимой в 2017 г., налоговики проверили период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2017 г. Они доначислили компании налог с учетом имеющейся у нее кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г.

Суд доначисления отменил. Он указал, что у налоговой инспекции отсутствует право проверять деятельность налогоплательщика (налогового агента) за рамками трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ. Спорная задолженность образовалась за пределами проверяемого периода. Налоговое законодательство не предусматривает включение в результаты выездных налоговых проверок всех кредитовых сальдо, имеющихся по лицевому счету налогоплательщика (налогового агента) на дату начала проверяемого периода, а также включение таких сальдо в результаты проверок.

Выход за период проверки, указанный в решении о ее проведении

Случается, что налоговики проверяют налоги в рамках установленного законом трехлетнего периода, но при этом выходят за пределы дат, которые обозначены в решении о проведении выездной проверки. Суды считают это нарушением и отменяют доначисления.

В постановлении ФАС Уральского округа от 15.09.2009 по делу № А71-13315/2008А19 рассмотрена ситуация, когда налоговики в рамках выездной проверки начислили пени на задолженность 2004 г. по налогу на прибыль и НДС. Суд признал начисления необоснованными, поскольку согласно решению о проведении выездной налоговой проверки контролю подлежал период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г.

А в ситуации, рассмотренной Девятнадцатым ААС в постановлении от 28.05.2009 № 19АП-2131/09, в решении о проведении выездной налоговой проверки контролируемый период был ограничен 2006 и 2007 гг. Однако по результатам проверки контролеры произвели доначисления и за 2005 г. Объяснили они это тем, что в решении о проведении проверки была допущена опечатка и вместо «1 января 2005 г.» было напечатано «1 января 2006 г.».

Суд признал доначисления за 2005 г. незаконными. Он указал, что, поскольку на момент проведения проверки заявление об уточнении проверяемого периода отсутствовало, налоговики обязаны были проводить проверку за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. В связи с этим у налогового органа не было права проверять правильность и своевременность уплаты налогов за 2005 г.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика .

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

(см. текст в предыдущей редакции)

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения .

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях", не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

(см. текст в предыдущей редакции)

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.