Закон оукена и теория «полной занятости» населения. Закон А

Закон оукена и теория «полной занятости» населения. Закон А

Безработица ведет к значительным эко­номическим потерям в товарах и услугах, не создаваемых из-за простоя оборудования. В результате не производится определенная часть ВВП (опасность циклического вида безработицы).

Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом Артура Оукена (1928-1979):каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приво­дит к отставанию объема ВВП на 2,5 % .

где Y – фактический ВВП;

Y′ - потенциальный ВВП;

U – фактический уровень безработицы:

Un – естественный уровень безработицы;

λ - коэффициент чувствительности (в абсолютном выражении) ВВП к изменениям циклической безработицы – коэффициента Оукена.

Предположим, что фрикционная, структурная и цик­лическая безработицы составляют по 3 % каждая. Каковы будут потери ВВП при таком уровне безработицы в стране? Естественный уровень безработицы (фрикционная плюс структурная) равен 6 %, а уровень фактической безрабо­тицы (естественный плюс циклическая) составит 9 %, т.е. на 3 % выше естественного уровня. Потери ВВП составят 3 % 2,5 (число Оукена) - 7,5 %.

Переход к рыночной экономике сопровождается ростом безработицы. Проблемами трудоустройства населения, его профориентацией и переподготовкой, выдачей пособий по безработице занимаются специальные службы занятости населения.

Государство обеспечивает определенные социальные гарантии безработным. Так, им выплачивается пособие по безработице, оказывается материальная помощь безработно­му и членам его семьи, выплачивается стипендия в период профессиональной переподготовки, возмещаются расходы и выдаются компенсации в связи с переездом в другую мест­ность на новое место жительства, к месту работы по направлению государственной службы занятости.

2.4 Социально-экономические последствия безработицы

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.

Следует отметить, что необходимо определить не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…». Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

В-четвертых, программы по социальному страхованию безработных.

Кроме того, существует косвенное регулирование рынка рабочей силы:

Налоговая;

Денежно-кредитная;

Амортизационная политика.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицу.

) самим исходным рисунком отмечено,
что однозначного коэффициента (типа - 2 или 3) соотношения изменений безработицы и ВВП даже в США за послевоенные годы не наблюдается. При этом рост ВВП на 1 – 3 % в этой стране нередко вообще происходит без существенного изменения уровня безработицы (около 0% на рисунке). Что же говорить об иных странах и разных периодах их развития?!

Стоит пояснить (или напомнить) понятия.

Вариативный - представленный хотя бы несколькими вариантами, а в целом состоящий из множества вариантов. В реальной экономике с обилием разнообразных субъектов это и приходится учитывать. Особенно с учетом мощного воздействия на экономическое развитие и институционального фактора – главного механизма взаимосвязей всех остальных факторов (природных ресурсов, людей, капитала, информации, предпринимательской инициативы).

Тенденция – устойчивая направленность взаимосвязей (в данном случае экономических параметров; конкретно в данном случае - уровня безработицы и изменений ВВП).

Вариативная тенденция – направленность экономических взаимосвязей с большим разнообразием конкретных результатов этих взаимосвязей, вплоть до исключительных состояний (теоретически да и практически: нет безработицы, но падает ВВВ; растут ВВП и безработица; и т.п.).

Вариативность тенденции в «законе Оукена» проявляется в том, что в экономике многих стран нет относительно строгого соответствия, наблюдаемого в США 1945 – 1960 гг.(затем и до 1980 г.): на каждый процент падения уровня безработицы реальный ВНП увеличивается на 3 процента. Нет и любых иных однозначно конкретных соответствий (констант) : 1 к 2, 1 к 2,5 и т.п. Для каждой страны и определенного периода времени коэффициент требует специального расчета, что неизбежно превращает «закон Оукена» (с конкретными числовыми соответствиями для США послевоенного периода) именно в вариативную тенденцию.

Можно использовать относительно справедливые формулы типа (с некоторыми корректировками)
(Y - Y *) / Y * = - B(u +) = B (u - u *), где

Y - фактический ВНП
Y* - потенциальный ВНП
u+ - циклический уровень безработицы
u - уровень безработицы в текущем году
u* - в предыдущем году.
B - эмпирический коэффициент чувствительности.

В каждом случае (для конкретных стран и периодов) требуется высчитывать B, а не принимать его обычно за 2.5 % (3 и т.п.). Это теоретически и практически ведет к ошибкам, в том числе и в налогообложении, в борьбе с инфляцией.

Есть сложности с подсчетами входящих в формулы параметров по разным странам и периодам.

Циклическая безработица - разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Но для разных стран естественным признается разный уровень (см. рисунок).
В условиях спада циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной безработице.
В условиях подъема циклическая безработица вычитается из фрикционной и структурной безработицы.
Естественный уровень безработицы - объективно складывающийся, относительно стабильный, не связанный с динамикой экономического роста, уровень безработицы, обусловленный естественными причинами: текучестью кадров, миграцией, демографическими и иными факторами в конкретной стране. Для экономики США (и некоторых других стран) считается, что естественный уровень безработицы составляет 4-5% от численности рабочей силы.
Средний уровень безработицы в Германии в 2005 году колеблется вокруг 10% (США около 5, хотя 1979 – 12%)

Http://www.bestreferat.ru/images/referat/18834-1.gif
http://mirslovarei.com/content_eco/ARTUR-OUKEN-32218.html

Сам Оукен предупредил, что «закон» действует именно в США (эта «определенность» не для всех остальных стран) и только в диапазоне безработицы – от 3 до 7,5 процентов – реальной в исследуемый период времени развития американской экономики. Но это его ограничение - по сути - забыто, а вариативная тенденция подается как однозначное (конкретно определенное) соотношение для любых национальных экономик

«Параметр Оукена» - вариативен, требует пересчета для разных стран и периодов.

Реальный «закон Оукена» не сводим к формуле - если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв (между фактическим и потенциальным ВВП) увеличивается на N пунктов. По расчетам Оукена, для США в 1960-е гг., когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр был равен 3.
Это значило, что каждый процент конъюнктурной безработицы уменьшал фактический объем ВНП на 3% по сравнению с ВНП полной занятости. Сам Оукен связывал это с тем, что при появлении конъюнктурной безработицы:
не все уволенные регистрируются в качестве безработных;
часть оставшихся на работе переводится на сокращенный рабочий день;
снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы на производстве.

«Коэффициент Оукена» (не в конкретном числовом выражении только для США, а общетеоретически) указывает, что выпуск определяется не только технологией производства, но и изменением экономической активности людей в различных фазах функционирования национального хозяйства.

В экономической науке иногда используются осевые графики с положительными значениями во всех четырех квадрантах (равновесие на рынке благ в кейнсианской модели; установление совместного равновесия на срочном и спотовом рынках; формирование хозяйства Робинзона и т.п.).

Здесь приведен один из таких графиков кривой Оукена.

В квадранте II изображен график производственной функции, отражающей наряду с технологией и состояние экономической конъюнктуры. При > 1 график этой функции, в отличие от технологической производственной функции в коротком периоде, загибается не к оси N, а к оси y, т.е. показывает не снижающуюся, а повышающуюся предельную производительность труда. В квадранте III проведена вспомогательная линия под углом 45o к осям координат, а в квадранте IV представлен график дефиниционной функции конъюнктурной безработицы.
Посредством проведенных построений в квадранте I получаем кривую Оукена.
Изменение параметров по странам и периодам неизбежно будет приводить и к изменению кривизны «линии Оукена».

Теоретически можно нарисовать любой график (подобными наводнена с избытком экономическая литература). Но ценность подобных графиков, особенно усложненных, для экономической практики равна почти нулю.

Можно трансформировать «эмпирический закон Оукен» (превышение уровня безработицы на 1% приводит к отставанию реального ВНП от потенциального уровня3 примерно на 2-2.5% или иное количество процентов) в график с учетом эластичности ВВП по труду (см. рисунок).

И вновь здесь немало теоретических и практических трудностей, так как необходимо высчитывать различия реального и потенциального ВВП. А даже для США трудно выявить какие-то закономерности в колебании этих различий.

В итоге, если говорить об общей формулировке «закона Оукена» (неизвестно, согласился ли бы с этим сам автор эмпирического закона), придется сказать следующее.

Закон Оукена – это конкретное определение взаимозависимостей уровней безработицы и ВВП по различным периодам времени и странам (ныне в среднем - и по глобальной экономике), что требует конкретных исследований. Единого значения «Параметра Оукена» (коэффициента Оукена) для всех стран и периодов нет.

Здесь надо предостеречь наших теоретиков, определяющих экономические решения наших политиков. А то Интернет (достаточно заглянуть в поисковые системы) забит вниманием к однозначным трактовкам «закона Оукена» именно как всеобщего экономического закона.


Уровень фактической безработицы составляет 10,5%, уровень естественной безработицы – 6,5%. Потенциальный ВВП составляет 76 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2,5. Рассчитайте фактический ВВП.

Решение.

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами фактический уровень ВВП составит 68,4 млрд. ден. ед.

Реальный объем ВВП в текущем году равняется 920 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 1000 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 6%. Число Оукена составило 2,5.

Решение. Подставим известные значения в формулу закона Оукена:

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами фактический уровень безработицы составит 9,2%.

Уровень безработицы составит в текущем году 12%, естественный уровень безработицы – 8%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 1000 млрд. у.е., а число Оукена равно 2,5.

Решение. Подставим известные значения в формулу закона Оукена:

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами потенциальный уровень ВВП составит 1111,1 млрд. у.е.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1. Уровень фактической безработицы составляет 7,7%, уровень естественной безработицы – 4,5%. Потенциальный ВВП составляет 100 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 3. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 2. Уровень фактической безработицы составляет 10%, уровень естественной безработицы – 5,5%. Потенциальный ВВП составляет 50 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 3. Уровень фактической безработицы составляет 9%, уровень естественной безработицы – 8%. Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2,5. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 4. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 90 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 100 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 5%. Число Оукена составило 2.

Задача 5. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 4800 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 5000 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет3%. Число Оукена составило 3.


Задача 6. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 240 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 300 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 8%. Число Оукена составило 2,5.

Задача 7. Уровень безработицы составит в текущем году 9%, естественный уровень безработицы – 6%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 100 млрд. у.е., а число Оукена равно 2.

Задача 8. Уровень безработицы составит в текущем году 5%, естественный уровень безработицы – 4%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 900 млрд. у.е., а число Оукена равно 3.

Задача 9. Уровень безработицы составит в текущем году 7%, естественный уровень безработицы – 5%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 4000 млрд. у.е., а число Оукена равно 2,5.

Задача 10. Уровень безработицы составит в текущем году 15%, естественный уровень безработицы – 6%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 800 млрд. у.е., а число Оукена равно 2.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

В каких из приведенных ниже случаев увеличилось число вынужденных безработных, а в каких – добровольных безработных? Определите, также, к какому типу безработицы относится каждый случай: фрикционной, циклической или структурной.

а. Иван оставил прежнее место работы, поскольку переезжает по семейным обстоятельствам в другой город.

б. У Марины испортились отношения с начальником. Она вынуждена была уволиться и начать искать другое место работы.

в. Завод Сергея обанкротился, а на соседнем заводе за ту же работу ему не хотят платить такую же зарплату – предлагают меньше.

г. Наташа уволилась с работы, считая, что ей мало платят, но найти такую же работу с более высоким окладом ей не удается.

д. Владимир уволился со старой работы, где работал слесарем, но не смог устроиться на новом месте, поскольку там требовался слесарь более высокого разряда.


1. Задоя А.А. Макроэкономика. - К. : Знання, 2006.

2. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. - С.-Пб.:1994.

3. Радіонова І. Макроекономіка те економічна політика: Підручник. - К. : Вікар, 2006. - 239 с.

4. Абель Є., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е узд. – СПб.: Питер, 2008. – 768 с.

5. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: Учебник. – 2-е узд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 448 с.

Подписано в печать «__»_________2010 г. Формат бумаги 60х84 1/16

Уч. изд. лист 2,25. Тираж 100 экз.

Отпечатано на кафедре экономики и организации

предприятий АПК ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»

Для анализа экономической ситуации часто используют закон Оукена. Коэффициент, который был выведен ученым, характеризует соотношение между уровнем безработицы и Он был открыт на основе эмпирических данных в 1962 году ученым, в честь которого и был назван. Статистика показывает, что увеличение безработицы на 1% приводит к уменьшению фактического ВВП от потенциального на 2%. Однако данное соотношение не является постоянным. Оно может различаться в зависимости от государства и временного периода. Соотношение между квартальными изменениями уровня безработицы и реального ВВП - это и есть Формула, следует отметить, до сих пор критикуется. Подвергается сомнению и ее полезность для пояснения рыночной конъюнктуры.

Закон Оукена

Коэффициент и стоящий за ним закон появился как результат обработки статистических данных, то есть эмпирических наблюдений. В его основе не лежала изначальная теория, которая затем проверялась на практике. Артур Мелвин Оукен увидел закономерность, изучая статистику по США. Она является приблизительной. Это связано с тем, что на валовый внутренний продукт влияет множество факторов, а не только уровень безработицы. Однако такое упрощенное рассмотрение зависимости между макроэкономическими показателями иногда также бывает полезным, что и показывает исследование Оукена. Коэффициент, выведенный ученым, отображает обратно пропорциональную зависимость между объемом производства и уровнем безработицы. Оукен считал, что увеличение валового продукта на 2% связано с следующими сдвигами:

  • падением уровня на 1%;
  • ростом занятости на 0,5%;
  • увеличением количества рабочих часов для каждого трудящегося на 0,5%;
  • ростом производительности на 1%.

Таким образом, сократив циклический уровень безработицы Оукена на 0,1%, можно ожидать увеличения на 0,2%. Однако это соотношение варьируется для различных стран и временных периодов. Зависимость была проверена на практике как для ВВП, так и для ВНП. По оценкам Мартина Прачовни, сокращение объемов производства на 3% связано с уменьшением безработицы на 1%. Однако он считает, что это только косвенная зависимость. По мнению Прачовни, на объемы производства больше влияет не безработица, а другие факторы, например, загрузка производственных мощностей и количество трудовых часов. Поэтому необходимо отбросить их. Прачовни подсчитал, что уменьшение безработицы на 1% приводит к росту ВВП только на 0,7%. Причем зависимость становится все более слабой с течением времени. В 2005 году анализ недавней статистики провели Эндрю Абель и Бен Бернарке. По их оценкам, увеличение безработицы на 1% приводит к падению объемов производства на 2%.

Причины

Но почему темпы роста ВВП превышают процент изменения уровня безработицы? Этому можно дать несколько объяснений:

  • Действие Чем больше людей занято, тем больше спрос на товары. Поэтому объемы производства могут расти большими темпами, чем уровень занятости.
  • Несовершенство статистики. Незанятые лица могут просто прекратить искать работу. Если это произошло, то они исчезают с «радара» статистических агентств.
  • Опять же фактически занятые лица могут начать работать меньше. В статистике это практически не отображается. Однако такая ситуация значительно влияет на объемы производства. Поэтому при одинаковом количестве занятых мы можем фактически получить различные показатели валового продукта.
  • Уменьшение может быть связано не только с ухудшением организации, но и с чрезмерным количеством работников.

Закон Оукена: формула

Введем следующие условные обозначения:

  • Y - реальный объем производства.
  • Y’ - потенциальный валовый внутренний продукт.
  • u - реальная безработица.
  • u’ - естественный уровень предыдущего показателя.
  • c - коэффициент Оукена.

Принимая во внимание вышеописанные условные обозначения, можно вывести следующую формулу: (Y’ - Y)/Y’ = с*(u - u’).

В США, начиная с 1955 года, последний показатель обычно равнялся 2 или 3, как это показали вышеназванные эмпирические исследования. Однако этот вариант закона Оукена используется редко, потому что потенциальные уровни безработицы и валового внутреннего продукта достаточно трудно оценить. Существует другая версия формулы.

Как вычислить рост ВВП

Чтобы вычислить темпы роста ВВП, введем следующие условные обозначения:

  • Y - фактический объем выпуска.
  • ∆u - изменение фактического уровня безработицы по сравнению с прошлым годом.
  • C - коэффициент Оукена.
  • ∆Y - изменение фактического выпуска по сравнению с прошлым годом.
  • K - среднегодовой рост производства при полной занятости.

Используя данные обозначения, можно вывести следующую формулу: ∆Y/Y = k - c*∆u.

Для современного периода в истории США коэффициент C равен 2, а K - 3%. Таким образом, выводится уравнение: ∆Y/Y = 0,03 - 2∆u.

Использование

Знание того, как посчитать коэффициент Оукена, часто помогает в построении трендов. Однако часто получившиеся числа не слишком точны. Это связано с вариативностью коэффициента для разных стран и временных периодов. Поэтому нужно принимать во внимание полученные предсказания роста ВВП за счет создания рабочих мест с некоторой долей скептицизма. Причем краткосрочные тренды более точны. Это связано с тем, что на коэффициент могут повлиять любые конъюнктурные изменения.

На практике

Предположим, что уровень безработицы составляет 10%, а фактический валовый внутренний продукт - 7500 миллиардов денежных единиц.

Нужно найти объем ВВП, который мог бы быть достигнут, если бы уровень незанятости соответствовал естественному показателю (6%). Данная задача легко решается с помощью закона Оукена. Коэффициент показывает, что превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% приводит к потере 2% ВВП. Поэтому сначала нам необходимо найти разность между 10% и 6%. Таким образом, разница между фактическим и естественным уровнем безработицы составляет 4%. После этого легко понять, что ВВП в нашей задаче отстает от своего потенциального значения на 8%. Теперь примем фактический валовый продукт за 100%. Далее можно сделать вывод, что 108% от реального ВВП составляет 7500*1,08=8100 миллиардов денежных единиц. Нужно понимать, что этот пример является только примером из курса экономики. В реальности ситуация может быть совершенно иной. Поэтому использование закона Оукена подходит только для краткосрочного прогнозирования, где нет необходимости в крайне точных измерениях.

Закон Оукена - зависимость между нормой безработицы и темпами роста ВВП, предполагающая, что увеличение безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВВП по сравнению с потенциальным на 2,5%. (Y-Y*)/Y* = -B(u-u*) Y - фактический ВНП;
Y* - потенциальный ВНП;
u* - циклический уровень безработицы;
u - естественный уровень безработицы;
B - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (обычно принимается 2.5 %);
Из закона Оукена также следует, что, если в период спада производство сокращается на 2,5%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Кроме того, закон утверждает, что ежегодный прирост реального ВНП должен составлять 2.5%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, так как примерно таким же темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы.

Задача 1. В данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень - 9%, номинальный
Превышение безработицы составляет 9/5 = 1,8% ,что дает отставание ВНП на 1,8*2,5% = 4,5% объем потенциального ВНП
ВНПП = 500(100%+4,5%)/100% = 522,5 млрд. дол.
Дефицит ВНП
∆ВНП = 522,5 - 500 = 22,5 млрд. дол.

Задача 2. В данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень - 9%, фактический ВНП в том же году составил 500 млрд. долл. Каков объем потенциального ВНП, какой объем был потерян из-за безработицы (дефицит - ВНП)?
В этом случае отставание фактического ВВП от потенциального составит: (9 - 5) x 2.5% = 10%. Зная объем ВВП, получим абсолютное недопроизводство ВВП от безработицы. Недопроизводство будет равно 50 млрд. долл. (500 млрд. х 0,10). Таковы будут экономические потери общества от безработицы.

Задача 3 . Определите величину отставания фактического ВНП от потенциального, используя закон Оукена, если известно: фактический ВНП в текущем году - 2350 млрд долл; превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем - 2,4%; коэффициент (Оукена) чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы - 2,5. Рассчитайте потери ВНП, вызванные циклической безработицей. Сделайте необходимые выводы.
Решение . 1) рассчитаем величину относительного отклонения фактического ВНП Yф от потенциального ВНП Yн, используя закон Оукена:
(Yф - Yн)/Yн = 2.5 x 2.4% = -6%,
2) определим величину потенциального ВНП:
(2350 - Yн)/Yн = -0.06.
Yн = 2500 млрд руб.;
3) рассчитаем потери ВНП, вызванные циклической безработицей: 2350 – 2500 = - 150 млрд. руб.
Выводы: Превышение фактической нормы безработицы над естественной нормой безработицы свидетельствует о том, что в стране идет спад производства. Падение производства привело к отставанию фактического ВНП от потенциального ВНП на 150 млрд руб.