Структура и основные параметры региональных рынков. Региональный рынок - это что такое? Формирование, управление, анализ, проблемы региональных рынков

Структура и основные параметры региональных рынков. Региональный рынок - это что такое? Формирование, управление, анализ, проблемы региональных рынков

Реферат КОКОРИНА Д.В.

По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

Требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Региональный потребительский рынок.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.



Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.

Региональный рынок труда (ИНФОРМАЦИЯ У ДРУГОГО ДАКЛАДЧИКА)

Региональные рынки недвижимости (+ ИНФОРМАЦИЯ У ДРУГОГО ДОКЛАДЧИКА)

В условиях рыночных отношений управление недвижимостью представляет собой сложную комплексную проблему удовлетворения потребностей в конкретных видах недвижимости.

Под рынком недвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственности юридических или физических лиц.

Недвижимость - товар особого рода, это наиболее фундаментальный, долговечный товар, удовлетворяющий сложную потребность потребителя. Совокупность потребительских свойств объекта недвижимости и параметров внешней по отношению к нему среды определяют полезность объекта.

Объекты недвижимости разнородны, уникальны и неповторимы. Сложный процесс передачи прав собственности на недвижимость обусловливает низкий уровень ликвидности недвижимости как товара. Независимо от функционального назначения все объекты недвижимости нуждаются в постоянном управлении. Ключевым вопросом, который необходимо решать при разработке системы управления недвижимостью, является формирование цели системы. Например, целью застройщика является построить, исходя из требований рынка, объект, который можно будет выгодно продать или сдать в аренду.

Факторы, которые следует учитывать при оценке недвижимости:

1) физические: природные (земля, климат, природные ресурсы), созданные человеком различные объекты, их количество и прогрессивность;

2) социальные: размер семьи, уровень жизни, культура развития инфраструктуры региона и т. д.;

3) экологические: уровень дохода, налоговая политика, финансово-кредитная система, уровень цен, уровень занятости населения и др.;

4) политические: зонирование страны по экономическим льготам (свободные экономические зоны), уровень безопасности и др.

В настоящее время на рынке жилья имеется масса предложений с различными ценами. Последние дифференцированы по областям, городам, а внутри городов по районам. Но при всем многообразии сложились две их основные группы: на первичном и вторичном рынке. Цены определяются уровнем затрат и спросом. Вторичный рынок - это старое жилье, доставшееся владельцам бесплатно или по ценам, более низким по сравнению с действующими в настоящее время, а также себестоимостью строительства. Вторичный рынок играет роль промежуточной «ниши». С одной стороны, он является как бы стартовым капиталом, с которого начинается инвестирование или приобретение нового жилья. С другой, он удовлетворяет спрос населения с ограниченными доходами. Вторичный рынок сохранится в будущем, а его цены будут по прежнему низкими.

Поскольку названные рынки предлагают жилье с разными характеристиками и потребительскими качествами, то конкуренция между ними условна. Существующие методы оценки жилья, общепринятые в США и Европе, позволяют приводить цены к единой базе, однако это пока не стало обязательной нормой в нашей стране.

Для рынка жилья характерен ограниченный спрос. Жилье относится к категории товаров высшей категории, спрос на которые зависит от денежного дохода. Поэтому не реально ожидать его увеличения без заметного роста среднего уровня доходов населения. Пока этот уровень сдерживает спрос. Базовым показателем уровня спроса является объем продаж. Статистика по объемам продаж или реализации построенного жилья на первичном рынке не публикуется вообще.

Объем предложения на первичном рынке жилья достигает 70% от объема его ввода. Обладание солидным пакетом предложения на вторичном рынке дает определенные преимущества продавцам такого жилья. На первичном рынке высока доля предложения в больших объемах со стороны крупных фирм и департаментов местной администрации. На вторичном превалируют мелкие предложения многочисленных риэлтерских фирм. В целом первичный рынок более монополизирован, чем вторичный.

Многие спрашивают, региональный рынок - это что такое? Как он работает? Какие у него есть и другие вопросы мы рассмотрим в статье. Развитие областной экономики, объединение субъектов хозяйствования и разделение общественной работы в национальном и региональном производстве обуславливают функционирование и формирование регионального рынка.

Определение

Региональный рынок - это территориальная сфера товарного обращения. К примеру, аналитик рынка А. С. Новосёлов утверждает, что областной рынок является территориальной организацией сферы обращения, где согласовываются интересы потребителей и производителей. Многие авторы, учитывая мнения предшественников и личное видение, пытаются уловить в определении базовые элементы, которые характеризуют местный рынок.

Аналитик С. Н. Алпысбаева считает, что региональный рынок - это территориально ограниченная, открытая и сложноорганизованная система торговых отношений и связей, с помощью которых контактируют предъявители предложения и спроса, поддерживая кругооборот вещественно-материальных, кредитно-финансовых и денежных потоков в области и за её пределами, а также эволюционное формирование новой институционной среды в регионе.

Система

Согласитесь, региональный рынок - это сложная система. В вышеуказанных дефинициях нет основополагающих частей содержания областного рынка, таких как природные связи: отношения конкуренции, собственности, индивидуального воспроизводства, условия деятельности, закон стоимости. Учитывая данные замечания, можно дать следующее определение районного рынка: естество местного рынка выражают экономическо-социальные отношения купли и продажи, которые позволяют исполнить распределение и обмен услуг и продукции на базе стоимостных аналогов, учёта предложения и спроса, создающих связь между присвоением и отчуждением имущества для обеспечения частного и районного воспроизведения, субъектов управления, потребления и производства в условиях недостаточности ресурсов и конкурентной обстановки.

В данной формулировке районный рынок как экономическое территориальное явление относится к открытой, имеющей сложную организацию системе. Под мезорынком (территориальный рынок) всегда понимается открытая система с замысловатой организацией, и поэтому данные параметры вносить в его трактовку излишне.

Влияние

Институциональное строение системы областных рынков показано конкретизированными субъектами хозяйствования, группой экономических связей, инфраструктурными деталями и каналами товародвижения. Состав субъектов местных рынков и их деятельность разнятся в зависимости от вида рынка. Связи между разными видами рынков внутри устройства могут быть многогранными и двусторонними, при этом делается акцент на связях с внешним миром. Областные рынки обособляются в окружающих слоях благодаря особым отношениям с этими слоями.

Все местные рынки взаимозависимы и сотрудничают в интересах субъектов торговых отношений. При этом созревают предпосылки для областного репродуктивного процесса. Взаимодействие местных рынков исполняется самоуправляемым механизмом региональных связей и координирующим вторжением державы и областных властей.

Районные рынки образуются как открытая компания, реагирующая как на скрытую, так и на наружную социальную, экономическую и политическую ситуации. Все процессы создания рынков и действия субъектов торговых отношений зависят от качественных и количественных характеристик экономического пространства.

Экономическое пространство

Эффективность действия экономической зоны зависит от структуры и ёмкости потребления внутри области и ассортимента и характера производства. Эта подчинённость программирует признаки процессов движения товара и схемы финансовых и экономическо-торговых связей. Открытую натуру местной экономики порождает надлежащий подход к экономической зоне, в пределах которой исполняется репродуктивный процесс и работают местные рынки. Ввиду этого нужно различать внутренний и внешний экономический эфир, так как каждый занимает точное место в образовании зависимостей и взаимосвязей между субъектами областной экономики.

Внешняя экономическая зона имеет решающую значимость для работы всех субъектов региональной экономики. Внутренний экономический эфир включает предпосылки и условия для деятельности системы региональных рынков.

Для обеспечения производства услуг и продукции детали экономического резерва должны беспрестанно возрождаться так, как того требует научно-технический прогресс. Это становится возможным на базе регионального обмена при зрелой системе местных рынков.

Внутренняя экономическая зона является базой региональных репродуктивных циклов, предоставляющих условия для активного труда изготовителей и роста жизненного уровня населения. Наличие этих циклов обеспечивает горизонтальные связи в системе областных рынков с учётом интересов субъектов местного репродуктивного процесса.

Таким образом, региональные рынки являются средством для беспрерывного воспроизводства производительных сил и экономических отношений. Рынки объединяют в одно целое внутренний и внешний экономический эфир областного репродуктивного процесса.

Специфика понятия

Каждый специалист должен знать особенности регионального рынка. Вообще местные рынки - это динамически модифицирующиеся системы, которые владеют структурой, делятся на несколько видов и исполняют ряд функций.

Самобытность областных рынков заключена в наличии экономических и социальных связей, появляющихся между производителем продукции и потребителем (в процессе сделок).

Зрелые рынки определённых областей входят в общее строение общегосударственного (народного) рынка.

Виды

Характерно, что конкуренция, спрос, а также разнообразие форм накоплений повлекли дробление местных рынков на такие виды:

  • рынок капиталовложений;
  • потребительских товаров;
  • финансовый рынок (ипотечный, кредитно-денежный, ценных бумаг);
  • материально-производственных услуг;
  • жилой и коммерческой недвижимости;
  • рынок труда;
  • земельных объектов;
  • инновационный и информационный рынки.

Управление

Управление региональными рынками предполагает влияние субъектов управления на объект ради достижения целей, спланированных заранее. Эти цели областные органы ставят перед собой в рамках выполнения программно-целевого метода.

Базовые цели контроля над местными рынками - это гарантия уравновешенности рынков в области, обеспечение экономической отдачи развития района, удовлетворение потребностей жителей.

Объектами заведования являются предприятия, население, организации, аграрные фирмы, объекты социальной рыночной инфраструктуры региона.

Проблемы

Рассмотрим проблемы региональных рынков России. Условия преобразования областного развития на огромных просторах РФ далеко не однозначны. Различия свойственны структуре хозяйства, его технологическому уровню и масштабности, динамике и уровню цен на энергоносители, потребительские товары, недвижимость, рабочую силу и так далее.

В их основе находится разный потенциал саморазвития, отличные ментальность или плотность населения, резко разграниченные показатели уровней эволюции инфраструктуры, квалификации управленцев и рабочих, унаследованная от минувшего изоляция «глубинных» областей от внешнего мира.

Как следствие этих качеств, перед регионами встают своеобразные проблемы предоставления услуг и сбыта продукции, риска предпринимательской деятельности, бюджетных доходов и неплатежей.

Развитие территориальной экономики, кооперация субъектов хозяйствования и разделение общественного труда в региональном и национальном производстве обусловливают формирование и функционирование регионального рынка.

Региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений

Региональный рынок в упрощенном порядке представляется как совокупность рыночных отношений определенной территории. Здесь данный рынок можно рассматривать в форме экономического явления и части механизма функционирования регионального хозяйствования. Когда рассматривается региональный рынок как территориальную совокупность рыночных отношений, то он представляется в форме экономического явления. Если же брать в аспекте непрерывного экономического процесса, то такой рынок представляет составную часть механизма функционирования рыночных законов: закона спроса и предложения, закона стоимости, конкуренции и других. При этом упрощенной моделью будут являться проекции взаимозависимости региональных рыночных отношений между ценой, спросом и предложением на товары и услуги.

Региональный рынок осуществляет функции, вытекающие из его основного содержания, как непосредственные, так и опосредованные.

К непосредственным функциям относятся: обмен и распределение товаров и услуг; реализация сущностных отношений собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства, развитие внутренней структуры и другие; а опосредованным функциям -- способствование к развитию межрегиональных хозяйственных отношений, национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на социальные, надстроечные отношения /8/.

Региональный рынок или мезорынок, исходя из масштаба территории, будет подразделяться на внурирегиональный рынок: микрорынок, представляющий вид рынка на территории города или района области, минирынок -- рынок района города или населенных пунктов, поселений, локальный рынок -- рынок конкретной местности, нанорынок -- рыночные отношения купли-продажи на конкретном месте или точке процесса. Если рассматривать территориальное деление Российской Федерации, то в региональный рынок войдут рынки субъектов республик, экономических зон и т.д. Структуру регионального рынка во взаимосвязи с другими рынками можно представить на рисунке1 /7/.

Рисунок 1 - Модель структуры регионального рынка и макро-, мегарынка на основе территориальных масштабов

региональный рыночный товарный

Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок, который имеет подвиды: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и другие. Данную структуру рынка можно изобразить на рисунке 2 /2/.

Рисунок 2 - Модель структуры регионального хозяйствования и регионального рынка на основе видов хозяйственных процессов и реализуемых товаров и услуг.

В данной модели сектора А, В, С, D, E представляют условную последовательность и значимость хозяйственных и рыночных процессов. Развитие сектора А обусловливает развитие всех последующих секторов В, С, D, E. При этом данные сектора непосредственно и опосредовано воздействуют на исходный сектор А.

Процессы взаимодействия между секторами осуществляются на основе объективных экономических законов, а коррекция в направление гармонизации и оптимизации развития региона обеспечивается сектором Е -- государственным регулированием.

Если сектора В, С являются сферами обмена и распределения товаров и услуг, то D, выражающий процесс потребления, становится целью, конечным, завершающим пунктом воспроизводственного цикла регионального хозяйствования, от чего зависит дальнейшее развитие территориального потенциала. Здесь нужно отметить, что части секторов В и С представляют элементы структуры регионального рынка по реализуемым видам товаров и услуг. Функционирование данной структуры представляет систему регионального рынка, выражающая взаимодействие элементов секторов В, С.

При этом сектор С является производным не только от А, но и сектора В. Все сектора органически взаимосвязаны, однако для анализа и нахождения оптимальных путей решения в региональном хозяйствовании необходимо выделение условной последовательной взаимозависимости хозяйственных процессов и рыночных отношений. Сектор Е -- государственное регулирование, исходящее из и надстроечной части, как процесс воздействия на территориальное хозяйствование и рынок, составляет необходимую часть в оптимизации регионального развития /2/.

В экономической литературе встречаются и другие подходы в определении структуры и видов регионального рынка. Так, например, в российском учебнике /3/ выделяют региональные рынки по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки; по видам субъектов рынка и объемам продаж товаров: рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок; по соблюдению «правил игры», выработанным обществом и принятым государством в качестве юридических законов регулирования общественного хозяйствования: легальные -- формальные или официальные; неформальные: нелегальные, теневые или черные, криминальные; и другие.

Кроме структуризации регионального рынка необходимо осуществить его сегментацию. Под сегментацией рынка нужно понимать деление потребителей на группы по признакам спроса на товары. Поэтому сегмент рынка представляет его часть по определенным признакам: географическим, демографическим, психографическим, поведенческим и др.

Например, к психографическому сегменту регионального рынка можно отнести группировку по социальным признакам; по стилю жизни или личным качествам. Поведенческий сегмент рынка предполагает учет характера случайности приобретения товаров; поиска выгоды потребителя по качеству, уровню обслуживания, ценам и т.д. /3/.

Сегментация и структуризация регионального рынка способствуют осуществлению его экономической диагностики и анализа конъюнктуры. Экономическая диагностика как научное направление в исследовании был заимствован из других наук: технических, медицинских, социологических и других. В экономической литературе методологические проблемы диагностики регионального хозяйствования были рассмотрены в трудах Дж.Маргулис, Д.Уэйнтрауб и др. /4/.

Таким образом, изучение регионального рынка необходимо производить на основе объективно предельных величинах, характеризующих реальные тенденции развития взаимодействия сфер производства, обращения товаров и услуг, и потребления, обусловленные экономическими законами, сущностными отношениями.

– комплексное понятие, которое характеризуется рыночными отношениями в открытой динамичной системе. В узком смысле – это территориально ограниченная система товарных отношений между предъявителями предложения и спроса (между производителями товаров/услуг и потребителями). В рамках таких отношений осуществляется кругооборот вещественных или денежных потоков в конкретном регионе (области/республике).

Специфика понятия и виды регионального рынка

Региональный рынок отображает социально-экономические связи, которые возникают в момент купли-продажи. В ходе таких связей формируется распределение и обмен продукции/услуг с учетом ценовых эквивалентов, спроса, а также предложения.

Классификация региональных рынков обширна - она строится с учетом механизма функционирования рынка, объекта купли-продажи, видов и т. д. В зависимости от вида все рынки делятся на:

  • рынок рабочей силы;
  • (ценных бумаг, кредитный, ипотечный, валютно-денежный и т. д.);
  • потребительской продукции;
  • инвестиционных товаров;
  • земельных ресурсов;
  • недвижимости (жилой/коммерческой);
  • услуг (производственных/материальных);
  • информационный (знания и авторское право);
  • рынок инноваций.

Региональный рынок выполняет ряд функций, которые делятся на две обширные категории: опосредованные и непосредственные. Опосредованные функции – функции регионального рынка, которые способствуют развитию межрегиональных товарно-рыночных отношений, а также росту национальной экономики, международных экономических связей с влиянием на социальную сферу в конкретном государстве.

Непосредственные функции регионального рынка включают:

  • обмен с распределением продукции или услуг;
  • реализацию отношений материальной/нематериальной собственности;
  • создание конкурентной среды с индивидуальным воспроизводством конкурентоспособных товаров/услуг;
  • развитие сегментированной рыночной структуры.

Региональный рынок в контексте конкурентной среды

на рынке определяется правами и возможностями производителей свободно реализовывать товары или услуги под действием спроса покупателей. Поэтому для регионального рынка характерна конкуренция, которая делится на виды:
  • чистая конкуренция – образована производителями товаров/услуг и потребителями, которые имеют спрос на однотипную продукцию;
  • – вид конкуренции на региональном рынке, образованный множеством производителей и потребителей;
  • олигополистическая конкуренция – конкуренция на рынке, образованная минимальным числом производителей, чувствительных к ценообразованию.

Стратегии развития регионального рынка

Стратегический план развития регионального рынка зависит от конкретного государства. Непосредственно в России прибегают к следующим механизмам развития региональных товарно-рыночных отношений:

  • своевременной реструктуризации производственной сферы в конкретном регионе;
  • развитию региональной экономики с учетом ресурсного потенциала территории;
  • развитию конкурентоспособной среды;
  • общему экономическому развитию региона (одна из эффективных мер – запрет на монополию);
  • повышению покупательной способности у населения (для возможности приобретать предлагаемую производителями продукцию или пользования рыночными услугами).

Таким образом, региональный рынок – динамическая конкурентная среда, в которой возникают отношения между потребителями и производителями. Региональный рынок фактически является структурной единицей общей экономики государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • Необходимо, в первую очередь, создать государственный контроль за функционированием денежных потоков в России.
  • В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

    Региональные рынки могут существовать как при административно-командной система, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-командного управления. С переходом к рыночным пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др.

    Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

    Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

    Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

    Потребительский рынок (рынок благ);

    Рынок средств производства;

    Рынок земли и недвижимости;

    Рынок труда;

    Финансовый рынок;

    Рынок информации;

    Рынок природных ресурсов;

    Рынок культурных ценностей;

    Рынок образовательных услуг.

    Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

    Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

    Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.

    Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.

    Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики – с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.

    Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.

    В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:

    1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;

    2) рынки цветных и черных металлов;

    3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

    Рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

    Рынок сельскохозяйственных машин;

    Рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

    Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.

    Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.

    В этой связи принято различать региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.

    Наибольшее развитие в системе регионального финансового рынка получили рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

    Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.

    Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфических товаров на основе товарно-денежных отношений с обязательной сменой собственника.

    Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов-купли продажи информационных ресурсов.

    Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).

    Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер

    44. Регионал.эк-я политика РФ: цели и задачи. В «Осн. положениях о рег-ной политике в РФ» под рег. политикой пони-мается система целей и задач органов гос.власти по упр-ю политич., экон., соц-ным развитием рег-нов, а также механизм их реализации; Это особый вид гос.политики в сфере регул-ния развития страны в регионал-м аспекте. При разраб-ке рег. Политики следует учит-ть: неравенство рег-нов (огромные тер-рии, различ.условия); использ-ние выгод от разнообразия условий рег-на; сочетание нац-ных и местных интересов (неравномерность расселения); различ. эк-кое развитие рег-нов (узкоспециализир-ные рег-ны). Гл. цель (на 10 ближ.лет) – стабилизация пр-ва, возобновление эк.роста в каждом рег-не, повышение ур-ня жизни, создание науч-техн.предпосылок. Рег-ная политика опред-ся: ур-нем развития Федеративных отнош-й, единстве и террит-ной целостности, осущ-нием мер эк-го, адм-го и правового хар-ра, прав и свобод ч-ка и т.д. При разраб-ке общерос-х прогнозов особое место отводится регионам- соц-эк. развитие; соверш-ние рег.эк.политики; прогноз-ние платежеспособ.спроса; изучение рег-ных рынков; оценка фин. и др.возмож-тей; осущ-ние федер.целевых программ. Федер.цел.прогр. направлены на применение таких форм, как: участие гос-ва в наиболее эффектив.инв-ных проектах;размещение гос-х заказов; поддержка наукоемких пр-в; создание усл-й для формир-ния свобод.эк.зон; кадровый потенциал; содействие малому и сред.бизнесу

    45.Сущность и система стратегич-го план-ния. Стр.план-ние – особый вид деят-ти людей-плановой работы, состоящей в разраб-ке стратег.реш-й (в форме прогнозов,проектов), предусматр-щих выдвижение целей стратегий поведения соотв-щих объектов упр-я, реализация кот-х обеспеч-ет их эффектив-е функц-ние в долгосроч.перспективе, быструю адаптацию к меняющимся усл-ям. Черты страт.план-ния : 1.устремленность на долгосроч. и среднесроч. перспективу (более 1 года); 2.ориенация на реш-е ключевых, определяющих для планируемой системы целей; 3.органическая увязка намечен-х целей с объемом и стр-рой рес-в, треб-ся для их достиж-я; 4.учет возд-вия на объект план-ния. Содержание страт.план-ния раскрывают его процедуры: 1.стратег-е прогноз-ние; 2.программир-ние (проекты стратег.программ); 3.проектир-ние (проекты стратег.планов различ-х ур-ней нац-ной эк-ки). Прогноз-ние – важнейшая форма плановой деят-тисост-ей в предвидении состояния объекта прогноз-ния в опред. момент будущего. Содержание прогноз-ния – разраб-ка выборочных, долгоср. и среднеср. прогнозов, касающихся нац.эк-ки в целом, ее подсистем и эл-тов. Функции страт. прогноз-я: 1.предсказател-я – описание возможных перспектив; 2.предписател-я – подготовка проектов реш-я разл.проблем план-ния, использ-ние инф. в будущем. Множ.хар-р гос.проблем ведет к разраб-ке системы прогнозов. По масштабу прогноз-я выделяют:1)макроэкон-кие (развитие нац.эк-ки в целом) и структур-е (межотраслевые и межрегион-е прогнозы); 2)прогнозы развития отдел-х комплексов нац-й эк-ки (агропромыш., инвестиц-й и т.д.); 3)отраслевые и регионал-е; 4)прогнозы деят-ти хоз.субъектов и отдел. пр-ва продукта. По времени и хар-ру реш-я проблем: 1)стратег-е и тактич-е (предвидение важнейших хар-к формир-ния управ-х объектов в среднеср. и долгоср.перспективах); 2)оператив-е – выявление возм-тей по реш-ю конкрет.проблем срат.прогнозов в текущ.перспективе, период данного прогноза: краткоср.-1 мес.-1 год; среднеср.-1-5 ле.; долгоср.-5-15-20 лет; дальнесрочные – свыше 20 лет. По хар-ру исслед-я объектов: развитие эк., соц., внутриполит.отнош-й; соц-эк.предпосылок и последствий НТР; динамика развития нац-й эк-ки; состояние рынка труда; воспр-во осн.кап-ла; объемы инвестиций. По направлениям прог-ние: 1)поисковый – условное продолжение в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий, способных изм-ть эти тенден-и. 2)нормативный – разраб. на базе заранее опред-х целей. Задача – опред-ть пути и сроки достиж-я возмож-х состояний объекта в будущем. Программ-ние – 2 ступень страт.план-я. Базир-ся на прогнозных разраб-ках. Цель-составление проектов целевых комплексных программ, реш-е важн.проблем развития нац.эк-ки страны, межотрасл-х, отрасл-х, локал-х проблем. Программа макроэк.страт.план-ния – научное предвидение состояния к-л локал.объекта упр-я в опред.срок (ч/з 5,10,15 и более лет). Проектир-ние – заключ.ступень всех процедур страт-го план-я. Назначение – разраб-ка проектов страт.план-ния всех ур-ней и врем-х горизонтов. Проект страт.плана – проект упр-го реш-я по реализации страт.полиики соотв-х субъектов упр-я на ур-нях: первичного звена (хоз.субъектовы, собств-ов, мест.орг.власти и т.д.); страны в целом (партии, коалиции партий, стоящих у власти). Страт.план – научное предвидение состояния целостного объекта упр-я делового пред-ия, их ассоциаций, региона, страны в опред.момент