Какие бывают ресурсы в экономике. Кошелев А.Н

1.Предмет и задачи дисциплины. В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на совершенно новых представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда.

Экономика труда помогает разобраться в весьма сложных вопросах:

– Как будут осуществляться спрос и предложение на рабочую силу в условиях конъюнктуры рынка?

– Как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль), а общество в целом валовый национальный продукт?

– Как следует построить оплату труда, чтобы создать условия для повышения его производительности и эффективности труда, а также повышения уровня и качества жизни населения?

– Как нейтрализовать безработицу и сформировать надёжную систему социальных гарантий и социальной защиты населения в условиях инфляции и гиперинфляции?

Как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области экономики труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Экономика труда – это отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы рационального формирования, использования и развития человека, организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности работающих с целью максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Экономика труда тесно взаимосвязана с такими дисциплинами о труде как: физиология и социология труда, гигиена труда, статистика труда, демография, нормирование и организация труда, научная организация труда, управление персоналом, безопасность жизнедеятельности, психология труда, управление трудовыми ресурсами, политэкономия, экономика образования, эргономика, трудовое право и др.

Постоянное взаимодействие в системе труда отдельных индивидов или групп в определенных социальных и трудовых условиях порождают социально- трудовые отношения.

Социальные отношения – это система отношений между отдельными людьми, социальными группами, принимающими неодинаковое участие в экономической, политической и духовной жизни общества, имеют отличия в социальном статусе, способе жизни, источниках и уровнях доходов.

Трудовые отношения – это закономерная составляющая производственных отношений в системе труда. Они возникают между участниками трудового процесса на основе разделения и кооперации труда в связи с необходимостью обмена деятельностью и ее продуктами для достижения конечной производственной цели.

Предмет «Экономики труда». Экономика труда как наука формирует законы и принципы общественного упорядочения труда с целью достижения его высокой эффективности. Поэтому предметом «Экономики труда» являются экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, условий повышения их эффективности и экономические отношения людей, которые возникают по поводу формирования и использования ресурсов труда как в целом в стране, так и на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Задачи «Экономики труда». Главной задачей науки является изучение механизма действия рыночных экономических законов на формирование и использование ресурсов труда на макро- и микроуровнях и определение путей обеспечения высокой производительности труда, роста национального дохода, повышения качества жизни населения.

Следующей задачей, решаемой данной наукой, является экономическая – смысл её состоит в том, чтобы обеспечить рост производительности труда, повышение сменной и сезонной выработки работников, увеличение объёмов производства продукции, улучшение её качества, создать условия рационального использования техники, материальных и трудовых ресурсов.

Психофизиологическая задача «Экономики труда» состоит в сохранении здоровья и трудоспособности человека, оздоровлении и облегчении условий труда. Эта задача решается на основе достижений таких наук как психология, физиология труда, производственная санитария, гигиена, эргономика, производственная эстетика и др.

Социальная задача науки направлена на то, чтобы создавать необходимые условия, способствующие постоянному росту культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармонического их развития.

К наиболее актуальным проблемам «Экономики труда» относятся:

Совершенствование социально-трудовых отношений на основе социального партнёрства;

Прогнозирование рынка труда и особенности его формирования в Украине;

Исследование влияния приватизационных процессов на занятость и уровень жизни населения;

Исследование эффективности инвестиций в человеческий капитал на личном, микро- и макроэкономическом уровнях;

Разработка эффективных систем оценки трудового вклада и оплаты труда;

Поиски оптимальных путей воспроизводства кадрового потенциала страны;

Совершенствование мотивационного и стимулирующего механизма оплаты труда;

Социальная защита населения.

2. Понятие о труде и его социально-экономическая роль в обществе . Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощённо, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

А) С экономической точки зрения труд – это любая общественно-полезная деятельность человека.

Б) С физиологической точки зрения трудовая деятельность – это нервно-мышечный процесс за счёт накопления в организме потенциальной энергии.

«Труд – это прежде всего процесс, который осуществляется между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К.Маркс, Капитал, т.20., с 286).

Из приведённых определений вытекает, что труд – это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (конвейер, выполняющий механическую работу, станок), и животных (лошадь, слон, обезьяна, которые тоже работают).

Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо, сказать, что они «трудятся», можно только в поэтической метафоре.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека тоже является очень широким понятием: сюда может входить и творчество Рафаэля, Микельанджело, Ньютона, Эдиссона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.. Поэтому трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека – это второе ограничение. Значение этого ограничения весьма условно: один и тот же гравёр, используя одни и те же приёмы, может изготовлять и полноценные бумажные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, поскольку это полезная обществу работа, во втором – это преступная деятельность, вредная для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности. Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом. В советское время эти явления осуждались и даже карались по закону. В современных условиях в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

В) Эти примеры подчёркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, предприниматель (товаропроизводитель) решает три главных вопроса :

1)какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);

2)как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);

3)для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).

Любой процесс труда состоит из следующих элементов : 1) предметы труда, 2)средства труда, 3)технология производства, 4)организация труда, 5)самого труда, как процесса осознанного влияния на предмет труда с целью изготовления продуктов труда или предоставления услуг.

В общем виде процесс труда можно представить в виде выполнения человеком четырёх основных трудовых функций :

1)логической – определение цели и подготовка процесса труда (ознакомление с условиями, технологией, осмысление и планирование работы, подготовка средств производства к использованию);

2)исполнения – приведение средств производства в действие путём приложения физической силы или управляния средствами производства и природными процессами, превращёнными в промышленные;

3)регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, изменениями внешней среды, за ходом выполнения производственной программы;

4)регулирования – корректировка отклонений от заданной программы и изменений внешней среды.

Таким образом, труд – это целесообразная, осознанная, организованная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей людей.

Ф.Энгельс – труд создал человека. Иначе говоря, человек обязан труду в распределении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в последовательном превращении мозга животного в мозг человека, после чего действия человека стали осознанными.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передаёт последующему в полном объёме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передаёт их последующему поколению. Всё это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Характер труда выражает форму его общественной организации, то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации (капитализм, социализм, коммунизм). Современная экономическая реформа выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения. На характер труда влияют , прежде всего, смена форм собственности, отношение работников к средствам производства, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране, переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда.

Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнения, регулирования и контроля) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций (столяр, слесарь, финансист, учитель). Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил в обществе. Главными факторами, изменяющими содержание труда, являются: 1)развитие средств производства; 2)научно-технический прогресс; 3)изменения в технике и технологии производства.

Одним из важнейших аспектов исследования труда является познание его функций. В своих основных общественных функциях труд выступает как:

а)способ удовлетворения потребностей;

б)творец общественного богатства;

в)творец общества и фактор общественного прогресса;

г)творец человека;

д)сила, которая открывает человечеству путь к свободе (даёт возможность заранее учитывать более отдалённые природные и общественные последствия своих действий).

Различают конкретный и абстрактный труд. Конкретный (живой) труд – это целенаправленная деятельность человека в результате которой создаётся потребительная стоимость (товар или услуга). Абстрактный (овеществлённый) труд – это затраты энергии человека, часть затрат общественного труда безотносительно к форме его общественной организации.

4.Побудительные мотивы и стимулы к труду. Основным фактором совершенствования и развитияобщества является удовлетворение его потребностей. Человек действует, прежде всего, в поиске удовлетворения своих потребностей. Пока человек не удовлетворил свои потребности, он находится в состоянии неудовлетворённости самим собой.

В своём внешнем проявлении потребности, удовлетворяемые трудом, приобретают форму стимулов к труду. Стимул к труду – это сложная категория, включающая экономические, материальные (в широком смысле) и духовные компоненты.

Структуру потебностей личности и отдельных трудовых коллективов определяют уровень и условия жизни и труда, система воспитания, общего и профессионального образования.

Мотивы трудового поведения человека изменяются в зависимости от социально-экономической ситуации. В сфере труда могут быть выделены:

Мотивы обеспеченности – формируются с помощью заработка;

Мотивы стремления – стремление к профессиональному, квалификационному и творческому росту;

Мотивы личного и общественного престижа – оценка обществом результатов труда и мета его приложения.

Значимость для человека тех или иных мотивов к эффективному труду изменяются на протяжении жизненного цикла работника и в разные периоды развития отношений в обществе.

Таким образом, система стимулов к труду включает экономические, социальные и психологические подсистемы. Мы буде изучать, прежде всего, систему экономических стимулов к труду как внешних условий деятельности человека.

Остановимся на определении понятий “мотив” і“мотивація”. Мотив – это субъективная ценность деятельности (трудовой, производственной) человека и коллектива. Мотивация предпринимательства как явление возникла в результате изменений в поведении в данный момент или в перспективе системы, которая обеспечивает достижение того, что требует человек.

Деятельность человека побудится одновременно несколькими мотивами. Один – головний, ведущий, другие – подчиненные. В настоящее время все осознают, что мотивы, характерные для административной системы управления с принудительной моделью трудовых отношений, не могут эффективно действовать в рыночных условиях. Необходим действенный экономический мотивационный механизм деятельности людей. Предпринимательство выполняет особенную функцию в экономике, сущность которой сводится к обновлению экономической системы, направляет экономику по пути рационализации, бережливости и постоянного обновления.

Успех в бизнесе зависит от способности предпринимателя принимать правильные, обоснованы решения. Любой предприниматель работает как деловой человек, но не каждый деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей. Предпринимателем считают делового человека, который сознательно идет на экономический риск путем принятия решения, содержание которого сводится к производству и поставкам на рынок товаров, который может обеспечить успех в виде определенного дохода.

На мотивацию предпринимательской деятельности влияют такие факторы:

Политические – классовые интересы, идеалы, власть;

Общественно-исторические - влеченья, потребности, построение государства;

Административные – власть, управление;

Социальные – потребности, интересы, условия, уровень жизни, семья, материальное стимулирование;

Психологические – инстинкты, потребности, интересы, эмоции, моральное удовольствие;

Корпоративные – материальные стимулы, организация производства, конкуренция;

Организационные – формы предпринимательства, организация производства и труды;

Экономические – материальные потребности, стимулы, интересы, независимость, свобода;

Этические – культурный уровень, независимость.

Вся отмечена система мотивационных механизмов работает, во-первых, лишь тогда, когда они реализованы.

Во-вторых, система мотивов должна быть приемлемой для понимания. Процесс предпринимательства состоит из четко отмеченных обязательных стадий. В частности, это поиск новых идей и их оценка, составление бизнес-плана, поиск ресурсов, управления предприятием.

В-третьих, мотивы корпорации и отдельного работника должны быть взаимозависимыми и дополнять друг друга.

В каждой организации, сориентированной на достижение конкретной цели(на предприятии, в семье), успех зависит в основном от силы мотива к организации своего дела.

Опыт стран Западной Европы, Америки, Японии где вопросом мотивации уделяют достаточное внимание, убеждает, что эффективность производства определяется мотивационными механизмами и системами, разработанными с учетом конкретных социально-экономических особенностей развития страны, потребностей и психологии людей.

4.Экономические потребности и интересы как основа предпринимательской деятельности

Потребности – это объективные условия существования человека, которые являются исходной категорией воссоздания. Развиваясь, человек сам творит свои потребности и способности, продукты, услуги, отношения. Потребности – экономическая категория, которая раскрывает отношения между людьми и условия их жизнедеятельности. Они имеют объективно субъективный исторический характер.

Интересы – это осознаны потребности(условия) существования разных субъектов ведения хозяйства. Но потребности не тождественны экономическим интересам. Экономические интересы являются определяющей объективной мотивацией деятельности человека.

В экономических отношениях между людьми потребности проявляются, в первую очередь, как интересы. В отношениях между предпринимателями и производителями, производителями и потребителями, государством и негосударственным сектором экономики(бизнесом), партнерами, в отношениях между индивидами имеют место элементы борьбы и сотрудничества.

Между потребностями и экономическими интересами существует тесная связь. Потребности – це материальная основа интересов. Но между ними существуют и отличия, особенно относительно экономических интересов и потребностей. Потребности являются материальной основой интересов, а интересы предопределяют деятельность человека, а результаты деятельности человека обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Например, потребность в самовыражении может быть довольна через занимание предпринимательской деятельностью, если до этого есть интересы и наклон.

Развитие производства порождает все новые потребности, в результате чего в каждый дан момент как общественные, так и личные потребности опережают уровень производительных сил. Это служит мотивом к расширению производственной деятельности, но и эти мотивы нуждаются в стимулировании.

Начиная предпринимательскую деятельность, необходимо представлять, с какой целью организуется предприятие. Представление о мотивации предпринимательской деятельности играет определенную роль в процессе управления предприятием. От влияния разных административных, организационно экономических, социально-экономических механизмов зависит эффективная работа предприятия. В основу мотивации предпринимательской деятельности положена выгода: может или нет дан субъект удовлетворить свои экономические интересы. Если нет, то нет потребности заниматься производственной деятельностью.

Конечно, предприниматель может действовать, пренебрегая своими экономическими интересами. Однако такое пренебрежение не может существовать длительное время, потому что приведет к банкротству. Следовательно, предприниматель должен работать ради удовлетворения экономических интересов своих владельцев и работников.

Предпринимательская деятельность становится средством реализации экономических интересов тогда, когда результаты деятельности конкретного производителя удовлетворяют общественные потребности, то есть общество признает результаты деятельности как общественно необходимые..При этом величина расходов на производство должна быть такой, чтоб производитель мог воспроизвести себя как производитель и формировать фонд личного потребления.

Еще Адам Смит отмечал, что имея личный интерес, предприниматели организуют деятельность в тех сферах, где можно получить высокую прибыль..

Частный интерес становится средством реализации общественного интереса. Взаимосвязь личных и общественных интересов диалектическая и не может сводиться к непосредственной подчиненности личных интересов общественным. Заботясь только о своих интересах, частные предприниматели служат интересам общества. Но то, что выгодно каждому члену общества, не всегда может быть выгодным для общества. Одно благо не может быть в одинаковой степени полезным для всех. Когда принимаются решение большинством голосов, то интересы большинства не удовлетворяют какое-то меньшинство. Возникает оппозиция, сопротивление и, как следствие, снижение эффективности производства.

Одним из условий воссоздания эффективной системы стимулирования есть определение понятия ”экономический стимул” и его соотношение с экономическими интересами и материальной заинтересованностью работника. Для работников в системе производства должны быть элементы, которые бы непосредственно совместили благосостояние, потребности в материальных благах с процессами труда и ее результатами, то есть обеспечили эффективность труда, стимулы, которые можно было бы соединить с производственными отношениями(собственность, предпринимательство, форма стимулирования).

При командно административной системе основными условиями удовлетворения потребностей были принципы обязательного труда каждого и делению за трудом, то есть принудительного труда. Принцип все всеобщности труда был зафиксирован во многих законодательных актах: от морального кодекса строителя коммунизма к криминальному. Соблюдение таких стимулов становится внешним действием по отношению к каждому работнику и не стимулирует его к высокоэффективному труду.

В 60-ые годы распространенной была теория “рыночного социализма”. Ее авторы выступили против общественной собственности, централизованного планирования экономики и отбросили руководящую роль социалистического государства в экономике. В научной литературе тех лет широко трактовалась необходимость хозрасчета, как методу ведения хозяйства, материальной заинтересованности в результатах труда, деление в соответствии с количеством и качеством труда. Эти составляющие были положены в основу реформ в 1965 г., но до 80-х годов превратились в догматичные требования.

Идеи развития интересов, заложенные в экономической реформе 60-х годов, содействовали (не будучи доказанными до логического завершения) развитию экономики. Причем рост валового общественного продукта был обеспечен при снижении его матеріалоємності и росте производительности общественного труда вдвое.

Материальная заинтересованность в предпринимательской деятельности – это социологическое явление. Заинтересованность создается системой экономических стимулов под действием внутренних мотивов и становится реальностью лишь тогда, когда человек осознает возможность реализовать свой интерес.

Что служит мотивом к развитию предпринимательства в рыночной экономике? Во-первых, интерес производителя в направлении производства на потребности человека. Во-вторых, участие каждого субъекта в реализации своих интересов через рынок рабочей силы, средств производства, ценных бумаг.

Для периода административной системы с жестко плановой организацией труда, государственной собственностью и уравнительными подходами к оценке результатов труда наиболее приемлемой была концепция справедливости и ожиданий.

В период перехода к рыночным отношениям возникают конфликты между целевыми ориентирами рыночной экономики с ценностными нормами поведения, сориентированными на командно административные методы управления. Путями выхода из такой ситуации могут быть:

Отбор из исторического опыта таких ценностей и норм, которые бы стимулировали экономическую активность работников;

Ценностная переориентация общества путем формирования новых социальных, трудовых традиций и предпринимательских ориентаций;

Усиление значимости ценности профессионализма и связанное с этим повышение интеллектуальности труда и его субъектов.

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое труд?

2) Какова роль труда в развитии человека и общества?

3) Назовите простые моменты процесса труда.

4) Какие трудовые функции выполняет человек?

5) Раскройте смысл понятий содержание и характер труда

6) Что является объектом и предметом изучения дисциплины?

7) Какие задачи должна решать экономика труда?

Введение

Вероятно, нам всем не раз приходилось гулять вдоль витрин и с вожделением разглядывать выставленные на них товары. Если бы у нас была возможность их купить! Увы, нельзя получить то, на что нет средств, как нельзя объять необъятное! Это пример экономической проблемы: безграничные желания, весьма ограниченные возможности.

И хотя эту проблему никогда нельзя решить полностью, в результате «экономии» мы можем получить как можно больше, исходя из того, что имеем. Так, домашняя хозяйка покупает те блага, которые принесут небольшое удовлетворение в рамках ограниченного семейного бюджета. Студент старается наилучшим образом потратить свою стипендию. Бизнесмен принимает те решения, которые позволяют ему получить максимальный доход на вложенный капитал. Наконец, правительство вынуждено планировать свои расходы, чтобы добиться как можно большего, исходя из отпущенных бюджетных средств.

Экономическая наука занимается проблемой выбора - т.е. таких решений, которые мы вынуждены принимать в силу незначительности наших ресурсов по сравнению с нашими желаниями. Однако выбор чего-то одного означает отказ от чего-то другого. Из-за ограниченности ресурсов обладание чем-то одним означает, что придется обойтись без чего-то другого. Для обозначения наилучшей альтернативы, без которой нам придется обойтись, чтобы получить то, на чем мы остановили свой выбор, существует термин альтернативные издержки.

Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что за них ни один человек не даст ни копейки. Такие блага называются «бесплатными». Однако большинство благ все же являются «редкими» - их можно получить, лишь отказавшись от чего-то другого. Если мы хотим обладать ими, нам приходится сталкиваться с экономической проблемой, и поэтому их называют еще «экономическими благами». Общество также стоит перед выбором, что производить и в каких количествах. Т.к. факторы производства ограничены, то с увеличением объемов производства одних товаров сокращается возможность производства других.

экономический ресурс денежный кредитный финансовый

Экономические ресурсы. Их виды и ограниченность

Экономические ресурсы составляют экономический потенциал общества как способность обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг.

Экономические ресурсы подразделяются на:

1. Материальные

2. Природные

3. Трудовые

4. Информационные

5. Денежно-кредитные

6. Финансовые.

Материальные ресурсы включают:

· Средства труда

· Предметы труда.

Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.

Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:

1-ый - вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например, уголь.

2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы - материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы - часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.

К природным ресурсам относятся:

земельные,

минеральные,

ресурсы животного и растительного мира,

солнечная энергия,

энергия приливов и отливов,

внутриземное тепло.

Природные ресурсы делятся на:

практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)

исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).

Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:

Ш возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)

Ш невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).

В отечественной экономической литературе иногда выделяют в качестве самостоятельного вида экономических ресурсов энергетические ресурсы как результат выборки из природных и материальных ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимается совокупность носителей энергии, используемой в народном хозяйстве: уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, торф, гидро- и электроэнергия, а также вторичные энергоресурсы (коксовый газ и др.).

Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно-полезным трудом. Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющими и активным фактором общественного производства. Границы трудоспособного населения устанавливаются законодательством. Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал - основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы - совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. Они относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но еще и политическую и военную мощь их владельца.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в т.ч. валютные) ресурсы - весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной и безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос, или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности. Опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы - совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства в определенном периоде и предназначенных на расширение производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальными носителем финансовых отношений Используются в фондовой и нефондовой формах. Частью финансовых ресурсов являются военно-финансовые ресурсы, формируемые и используемые в целях экономического обеспечения военных потребностей. Количественные параметры и структура военно-финансовых ресурсов находят отражение в военном бюджете (как части федерального бюджета) - военных бюджетных полномочиях, ассигнованиях и расходах.

Эффективное использование ресурсов общества - аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.

Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).

В любом обществе решается проблема: что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Методика экономической теории.

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Существуют несколько функций экономической теории:

* познавательная функция;

* практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

* прогнозтическая;

* методологическая, т.е.

экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.


* идеологическая.

Экономические ресурсы. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Проблема экономического выбора.

Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

Природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;

Трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

Капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

Предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;

Знания, необходимые для хозяйственной жизни.

На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара - автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов - до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Потенциал - это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства , общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и развитие национальной и в целом всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы - это то, что необходимо для производства благ - товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.

Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.

Совокупный экономический потенциал национальной экономики - это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

  1. человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;
  2. объем и структура производственного потенциала промышленности;
  3. объем и структура потенциала сельского хозяйства;
  4. протяженность, качество и структура транспортной системы страны;
  5. научно-технический потенциал страны;
  6. степень развития непроизводственной сферы экономики;
  7. количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей - производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности.

Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

  1. с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;
  2. с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов - природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Соответственно, совокупный экономический потенциал находится в прямой зависимости от обобщенной качественной и количественной характеристики объемов и степени использования всех экономических ресурсов, находящихся в распоряжении национальной экономики, и направления их применения для обеспечения устойчивого экономического роста.

Тем самым отражаются имеющиеся в наличии ресурсы, которые могут быть мобилизованы, и возможности их эффективного применения. Увеличение и развитие совокупного экономического потенциала в качественном и количественном отношении связаны как с увеличением объемов, вовлеченных в национальную экономику ресурсов, так и с повышением эффективности и рациональности их использования для производства благ - товаров и услуг.

Совокупный экономический потенциал состоит из следующих элементов:

  1. вещественных ресурсов, например, объемов добычи полезных ископаемых, конкретных производственных сооружений;
  2. степени эффективности использования имеющихся в национальной экономике ресурсов;
  3. формы организации хозяйственной деятельности;
  4. вклада отдельных отраслей национальной экономики в совокупный экономический потенциал.

Для анализа совокупного экономического потенциала необходима оценка состояния экономических ресурсов по количественным и качественным параметрам, динамики развития национальной экономики, отраслевой структуры экономики, вклада отдельных отраслей.

Совокупный экономический потенциал по своей структуре состоит из системы потенциалов, которые характеризуются различными качественными и количественными параметрами, тенденциями и закономерностями формирования, факторами, оказывающими влияние на них.

Система совокупного экономического потенциала состоит из:

  1. природно-ресурсного потенциала;
  2. материально-производственного потенциала;
  3. научно-технического потенциала;
  4. институционального потенциала;
  5. человеческого потенциала.

Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики , от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие.

1. Ресурсный природный потенциал - это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория , место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

  1. сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
  2. непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
  3. промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы - это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы - это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения - обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. Все больше акцент смещается в сторону пользования нецелевыми ресурсами по причине их ограниченности - либо для хозяйственной деятельности, либо для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности населения. Сегодня идет активный поиск равновесия в их использовании.

Обеспеченность ресурсным природным потенциалом России оценивается специалистами как достаточно высокая и достаточная для обеспечения высоких темпов экономического роста. Россия находится на первом месте в мире по запасам сырьевых ресурсов - угля, марганцевой и железных руд, калийных и фосфоритных солей. Сравнительно велика и ее доля в мировых запасах природного газа, химического сырья и цветных металлов, нефти и водных ресурсов.

Особенности размещения ресурсного природного потенциала состоят в:

  1. крайней неравномерности его размещения на территории страны;
  2. несовпадении структуры географического расположения населения и его размещения;
  3. высокой степени концентрации на небольших территориях.

Высокая степень концентрации проявляется, например, в том, что более половины всех запасов природного газа сосредоточено менее чем на шести месторождениях. Концентрация сельскохозяйственного ресурса проявляется в том, что большая часть пригодных для использовании земель находятся менее чем на 20% территории страны. Только на 14% территорий совмещаются необходимые климатические условия для ведения сельского хозяйства.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин - 63 года, у женщин - 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г. - 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является размещение производства. Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон , который вводит значительный объем штрафов предприятиям , которые используют нелегальную рабочую силу.

Население России по своему культурному и национальному составу неоднообразно - на территории страны проживает более чем 100 национальностей. Но большую часть населения составляют русские - 81,5%.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

3. Производственный потенциал - это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала.

Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

Все виды совокупного экономического потенциала - ресурсный природный, человеческий и производственный, - составляют его сущность. Отличительной их особенностью является взаимодействие между собой (например, развитие производственного потенциала невозможно без человеческого).

Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие

Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.

Экономические ресурсы - это вид ресурсов, необходимых для производства благ - товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

  1. предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;
  2. знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;
  3. природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;
  4. человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями - образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;
  5. финансовые ресурсы. Это капитал , представленный конкретными денежными средствами , имеющимися в национальной экономике.

В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» - экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом - четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необходма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы - топливо).

Важным видом природных ресурсов является минеральное сырье - уголь, природный газ, нефть, металлические руды, фосфаты, калийные соли. Распределение этого ресурса неравномерно как внутри национальной экономики, так и на мировом уровне. Природные ресурсы разделяют на:

  1. разведанные. Добыча их уже ведется;
  2. достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;
  3. прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы , существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками - профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ - товаров и услуг. Из этого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания - экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса - земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками.

Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал - изменить технологию производства, так и знания - обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства - взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство - это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ - товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

  1. невоспроизводственного элемента . Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;
  2. воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;
  3. нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;
  4. объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

а) определить объем благ - товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;
б) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;
в) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно - исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США , Великобритании.

Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл.

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

В России структуру национального богатства составляют: 90% - основной капитал, и оставшиеся 10% распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Общий объем национального богатства оценивается в 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный. Н. П. Федоренко считает, что в период 1895—2000 гг. физический объем национального богатства России увеличился в 32 раза.

Наращивание национального богатства происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем.

Разрушение СССР и образование Российской Федерации по причине неэффективных экономических реформ привели к снижению объемов национального богатства в 1991—1999 гг.

Стабилизация объемов национального богатства произошла только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым политика в отношении национального богатства связана с работой по приоритетным национальным проектам, таким как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т. д.

Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» - понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

Отличительной особенностью использования природно-ресурсной составляющей национального богатства России является то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но, по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В результате чего от большей части национального богатства устранено население, оно направляется лишь на обогащение небольшой группы олигархов, а не на развитие национальной экономики и человеческого потенциала.

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.

Место России в системе использования потенциалов планеты

Увеличение степени интеграции национальной экономики России в мировые хозяйственные связи ставит вопрос о ее реальном участии в использовании потенциалов мировой экономики.

Однозначно определить место России невозможно, так как совокупный экономический потенциал мировой экономики представляется сложным объектом для анализа . Его определение связано со следующими основными положениями.

1. О ведущем значении России свидетельствует высокие темпы роста ВВП, по которому она превосходит многие страны, например Италию, Японию. Статистические данные ООН говорят о том, что в 2003 г. ВВП России составил более 1 трлн 330 млрд долл. - более 9200 долл. на единицу населения. Объем ВВП приближается по своему значению к аналогичным показателям Италии, Франции и Великобритания, но душевой показатель примерно равен показателям Мексики и Бразилии.

Россия принадлежит к числу стран-лидеров по выработке электроэнергии, производству минеральных удобрений, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, по добыче нефти и газа. Совокупный объем золотовалютных резервов на 2006 г. составил около 170 млрд долл. Положительное сальдо торгового баланса составило более 88 млрд долл., а общий экспорт составил 183 млрд долл.

Размер внешнего государственного долга на 1 января 2006 г. составил 106,9 млрд долл. Влияние внешнего долга на национальную экономику снижается. Масштабы и темпы телекоммуникационной и компьютерной отрасли экономики значительно превысили аналогичные показатели ведущих стран мира, а в 2004 г. доходы этих отраслей увеличились в несколько раз.

2. Это низкая конкурентоспособность национальной экономики, и соответственно небольшая доля в использовании экономического потенциала мирового хозяйства. Не подверглась трансформации структура экспорта. На протяжении нескольких десятилетий большую долю в нем составляют топливно-энергетические ресурсы и сырая нефть. Минимальна и доля промышленного оборудования - менее 7%. Место России как крупнейшего поставщика сырья существенно не изменилась, а поэтому высокий объем экспорта не является показателем состояния национальной экономики. Экспорт наукоемкой продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии и Японии.

Показатель развития и использования человеческого капитала существенно ниже, чем во многих развитых странах, и по некоторым показателем значительно меньше, чем был в СССР. Высокая степень развития энергетики объясняется энергоемкостью используемых производственных технологий. Одновременно с существенным потенциалом транспортных коммуникаций существует проблема низкого их качества. Существующий значительный экологический потенциал страны никоим образом не используется. Реальное место России в мировом хозяйстве отражается объемом экспорта ресурсов - нефти, леса, метала, газа. Остальные потенциалы практически не используются.

Небольшая доля России в системе использования потенциалов мировой экономики объясняется:

  1. слабым развитием институциональной инвестиционной структуры - неразвитостью банковской и финансовой инфраструктуры;
  2. отсутствием стабильной, проработанной и объективной нормативно-правовой базы - неразвитостью правового поля;
  3. неэффективностью государственного управления при большом влиянии государства на экономические процессы.

Небольшое участие России в использовании потенциала мировой экономики объясняется следующими причинами:

  1. совпадением затяжного кризиса национальной экономики и активного развития процессов глобализации, в связи с чем Россия оказалась неспособной занять конкурентное положение в мировой экономике;
  2. геополитическим положением России в мировом процессе;
  3. исторически обусловленным изолированным положением экономики СССР. Вопросы вовлечения в мировую экономику были поставлены только с распадом СССР, а поэтому Россия не смогла занять должные позиции по этому направлению;
  4. глобальной приватизацией оказавшей противоречивое влияние на положение национальной экономики. Ее положительное влияние связано прежде всего с тем, что она способствовала активному формированию таких экономических институтов, как акционерная форма капитала, финансовый рынок , банковская система, фондовые рынки. Она существенным образом изменила формы хозяйственной деятельности в сторону повышения их эффективности и результативности. Под ее определяющим влиянием активизировался процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и выход отечественных производителей на мировые рынки. Негативное влияние глобальной приватизации обусловлено тем, что она способствовала нарушению основных хозяйственных связей, подрыву производственного потенциала в приоритетных отраслях национальной экономики. В результате чего существенным образом снизилось качество отечественных товаров, и стала очевидной их неспособность конкурировать с иностранными аналогами.

Низкая степень проработанности процесса приватизации привела к тому, что он способствовал концентрации значительной части национального богатства у небольшого количества населения (олигархов), и в конечном счете привел к серьезной социально-экономической дифференциации населения. Высокая степень криминализации производства снизила его инвестиционную привлекательность на мировом рынке капиталов.

Все эти причины стали объективной основной для определения места России в мировой экономике, препятствием в занятии ею лидирующих позиций по использованию экономического потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяйства.

Относительно использования мировых человеческих ресурсов: в национальной экономике курс взят на активизацию миграционных потоков. Потребность национальной экономики в дешевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привлечения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого необходимо создание комплексного законодательства, минимизирующего возможные негативные последствия. Возникла насущная потребность в выработке гибкой и соответствующей интересам национальной экономики миграционной политики. На сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничивающий миграционные потоки, носит локальный несистемный характер и не может решить большинство возникающих проблем. Структура расходов на миграционную политику в бюджете 2006 г. мало способствует занятию государством в этой области активной позиции - общее количество средств, выделенных на цели миграционной политики, составило 6 млрд 587 млн руб., в их числе 4 млрд руб. направлено на содержание воинских формирований и только 1 млрд 897 млн руб. - на обеспечение минимального уровня жизни населения, покинувшего территорию Чеченской Республики , и на выплату им компенсаций.

Высокие темпы роста инвестиций и степени капитализации производства, наблюдавшиеся в 2000 г., свидетельствует не об активизации роста национальной экономики, а о переоценке материальных и нематериальных активов , которые были в несколько раз занижены во время приватизации.

Для вывода национальной экономики на высокие конкурентные показатели на мировых рынках необходима активная государственная поддержка хозяйствующих субъектов, работающих в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государственной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рынках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удержать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономической политики целесообразно более тесное объединение государства и частного бизнеса , что и наблюдается сегодня.

В целом, пассивная позиция государства по отношению к структурной перестройке национальной экономики, социальной и бюджетной инфраструктур способствует занятию Россией места «сырьевого придатка» в системе использования потенциалов мировой экономики.

Введение

Вероятно, нам всем не раз приходилось гулять вдоль витрин и с вожделением разглядывать выставленные на них товары. Если бы у нас была возможность их купить! Увы, нельзя получить то, на что нет средств, как нельзя объять необъятное! Это пример экономической проблемы: безграничные желания, весьма ограниченные возможности.

И хотя эту проблему никогда нельзя решить полностью, в результате «экономии» мы можем получить как можно больше, исходя из того, что имеем. Так, домашняя хозяйка покупает те блага, которые принесут небольшое удовлетворение в рамках ограниченного семейного бюджета. Студент старается наилучшим образом потратить свою стипендию. Бизнесмен принимает те решения, которые позволяют ему получить максимальный доход на вложенный капитал. Наконец, правительство вынуждено планировать свои расходы, чтобы добиться как можно большего, исходя из отпущенных бюджетных средств.

Экономическая наука занимается проблемой выбора – т.е. таких решений, которые мы вынуждены принимать в силу незначительности наших ресурсов по сравнению с нашими желаниями. Однако выбор чего-то одного означает отказ от чего-то другого. Из-за ограниченности ресурсов обладание чем-то одним означает, что придется обойтись без чего-то другого. Для обозначения наилучшей альтернативы, без которой нам придется обойтись, чтобы получить то, на чем мы остановили свой выбор, существует термин альтернативные издержки.

Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что за них ни один человек не даст ни копейки. Такие блага называются «бесплатными». Однако большинство благ все же являются «редкими» - их можно получить, лишь отказавшись от чего-то другого. Если мы хотим обладать ими, нам приходится сталкиваться с экономической проблемой, и поэтому их называют еще «экономическими благами». Общество также стоит перед выбором, что производить и в каких количествах. Т.к. факторы производства ограничены, то с увеличением объемов производства одних товаров сокращается возможность производства других.

экономический ресурс денежный кредитный финансовый


§ 1. Экономические ресурсы. Их виды и ограниченность

Экономические ресурсы составляют экономический потенциал общества как способность обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг.

Экономические ресурсы подразделяются на:

1. Материальные

2. Природные

3. Трудовые

4. Информационные

5. Денежно-кредитные

6. Финансовые.

Материальные ресурсы включают:

· Средства труда

· Предметы труда.

Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.

Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:

1-ый – вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например, уголь.

2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы – материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы – часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.

К природным ресурсам относятся:

· земельные,

· водные,

· минеральные,

· ресурсы животного и растительного мира,

· солнечная энергия,

· энергия приливов и отливов,

· внутриземное тепло.

Природные ресурсы делятся на:

Практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)

Исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).

Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:

Возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)

Невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).

В отечественной экономической литературе иногда выделяют в качестве самостоятельного вида экономических ресурсов энергетические ресурсы как результат выборки из природных и материальных ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимается совокупность носителей энергии, используемой в народном хозяйстве: уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, торф, гидро- и электроэнергия, а также вторичные энергоресурсы (коксовый газ и др.).

Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно-полезным трудом. Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющими и активным фактором общественного производства. Границы трудоспособного населения устанавливаются законодательством. Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал – основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы – совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. Они относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но еще и политическую и военную мощь их владельца.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в т.ч. валютные) ресурсы – весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной и безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос, или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности. Опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы – совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства в определенном периоде и предназначенных на расширение производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальными носителем финансовых отношений Используются в фондовой и нефондовой формах. Частью финансовых ресурсов являются военно-финансовые ресурсы, формируемые и используемые в целях экономического обеспечения военных потребностей. Количественные параметры и структура военно-финансовых ресурсов находят отражение в военном бюджете (как части федерального бюджета) – военных бюджетных полномочиях, ассигнованиях и расходах.

Эффективное использование ресурсов общества – аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.

§ 2. Проблема выбора альтернатив использования ресурсов

Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию полезного эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономической системы любого уровня. Теория оптимальности является стержнем развития экономической теории и практики, хотя и не сводится к ней. Критерием оптимальности вступает целевая функция благосостояния, т.е. максимизация удовлетворения потребностей.

Таким образом, в экономической действительности разным по количеству, качеству и структуре, постоянно меняющимся потребностям противостоят ограниченные по количеству и разнообразию ресурсы (как естественные, так и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъекта и нации в целом. Именно поэтому нация может позволить себе производить только необходимые блага, и суть теории оптимальности заключается в том, чтобы найти пути и методы максимального удовлетворения потребностей при минимизации затрат ресурсов.

Чтобы минимизировать используемые ресурсы, необходимо решить: что производить, для кого и каким образом.

Решение проблемы «что производить?» покажет, какие из взаимоконкурирующих благ и в каком количестве следует производить в национальной экономике с тем, чтобы удовлетворить как текущие потребности, так и создать условия для удовлетворения потребностей в будущем. Результатом решения этой проблемы являются характеристики отраслевой структуры национальной экономики, которые определяют структуру потребления.

Решение проблемы «для кого производить?» учитывает наличие социальных слоев, имеющих разный уровень доходов, которые смогут приобрести произведенные товары. Результат такого решения – социальная структура сферы распределения и потребления.

Оставшаяся проблема - «как, каким образом производить?» - означает, что необходима определенность в отношении выбора технологии количества и качества ресурсов, используемых в процессе производства.

Производство конкретных благ и услуг означает отказ от производства остальных, альтернативных благ. Получением этих благ субъекту и нации в целом приходится жертвовать ради получения выбранных благ и услуг. В этой ситуации экономический субъект оценивает полезный эффект, который он получает от каждого альтернативного варианта. Его выбор укажет на ту альтернативу, полезный эффект от реализации которой будет максимальным. Реализуя выбранный вариант, субъект отказывается от остальных вариантов, в том числе и от наилучшей, среди всех нереализуемых. Полезный эффект от наилучшей от нереализованных альтернативных возможностей называется альтернативными издержками.

§ 3. Кривая производственных возможностей

Использование ресурсов в обществе может быть представлено кривой производственных возможностей (кривая трансформации), отражающей ограниченность ресурсов и возможность увеличения производства выбранного блага только за счет уменьшения производства других товаров. На примере простейшей модели, в которой выбор осуществляется между двумя благами, представляющими собой товарные группы, можно видеть, что имеются различные альтернативные варианты комбинаций использования ресурсов, которые определяют структуру характеристики национальной экономики.

Каждая национальная экономика имеет свою кривую трансформации, отражающую ее производственные возможности, и вся история ее развития является историей постоянного преодоления, снятия границ производственных возможностей. Однако каждый конкретный период, имеющиеся в наличии ресурсы нации и состояние знаний о возможностях их использования ставят объективные границы расширения производственных возможностей как в экономике в целом, так и в отдельной отрасли.

Границы производственных возможностей нация преодолевает либо в результате инноваций в технике, технологии, организации производства (что повышает производительность труда), либо посредством увеличения используемых ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в производственный процесс дополнительной рабочей силы и пр.

Если новая техника, технология и организация производства распространяются по всем отраслям национальной экономики равномерно, то возможности производства предметов потребления и средств производства возрастут в равных пропорциях. Такие изменения отразит кривая трансформации ExEy, находящаяся правее исходной. Если инновации будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих предметы потребления, то расширение границ производственных возможностей отразит увеличение производственных возможностей только по оси абсцисс. Наоборот, инновации, осуществляющиеся преимущественно в отраслях, производящих средства производства, отразит увеличение возможностей нации по сои ординат (кривая FxFy).

Различные комбинации средств производства и предметов потребления соответственно потребуют различных комбинаций факторов производства, необходимых для создания выбранных взаимоконкурирующих товаров. Выбор факторов производства и их комбинации в условиях рыночной экономики осуществляется с учетом рыночных цен на ресурсы. Если на рынках факторов производства имеется избыток трудовых ресурсов и недостаток средств производства, а следовательно, цены на трудовые ресурсы относительно средств производства ниже, то покупаются трудовые ресурсы. В обратной ситуации приобретаются средства производства.

Рыночный механизм проблему ограниченности ресурсов не решает полностью, он нейтрализует ее в рамках своих возможностей, во-первых, через стимуляцию их эффективного использования и, во-вторых, посредством трансформации потребностей в платежеспособный спрос. Это означает, что рыночная экономика ориентирована не не удовлетворение потребностей, а на удовлетворение платежеспособного спроса. В процессе производства общество несет затраты, связанные с созданием благ и услуг, и результатами этих затрат являются созданные блага, удовлетворяющие общественной потребности.


Заключение

Если страна хочет добиться максимально возможного уровня жизни своих граждан, то следует обратить внимание на:

1) Размещение ресурсов. Раз ресурсы можно использовать несколькими способами, то надо тщательно выбирать, какой из них выбирать, какой из них направить в с/х-ое, а какой в промышленное производство, останавливаясь на такой комбинации, которая принесет максимальное удовлетворение.

2) Полную занятость ресурсов. Страна не может произвести такой комбинации промышленных и с/х благ, которая соответствовала бы точке, лежащей выше кривой производственных возможностей (например, точке А). С другой стороны, если комбинация выпускаемых благ окажется ниже кривой, т.е. ближе к началу координат, то выпуск не будет максимизирован, и часть ресурсов будет простаивать. Комбинации благ, находящиеся на кривой производственных возможностей, соответствуют состоянию полной занятости всех ресурсов.

3) Количественный рост экономических ресурсов. С течением времени кривая производственных возможностей смещается вверх и вправо – страна получает возможность производить больше как промышленных, так и с/х-ых благ.


Список использованной литературы

1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь, М.: изд-во «Финансы и статистика», 2002.

2. Харвей Дж. Постигаем экономику / Пер. с англ. под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы, ЮНИТИ,1997. – 484 с.

3. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб.- 3-е изд., испр. – М.: Дело,2002. – 416 с.

5. Пиндайк Роберт С., Рубенфильд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. – 808 с.