С 01 апреля 2015 года в действие вступили новые территориальные коэффициенты ОСАГО, а с 12 апреля того же года - базовые тарифы. После этого нововведения полисы в среднем подорожали на 40% и многие владельцы опасаются дальнейшего повышения цен на ОСАГО.
В данной статье мы рассмотрим, от чего зависит стоимость ОСАГО и как изменялась тарифная система ценообразования страхового полиса с течением времени? Каковы перспективы в этом направлении и правда ли, что единственной причиной постоянного увеличения цен является желание страховщиков заработать больше?
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из ряда фиксированных переменных, основной из них является так называемый базовый тариф.
Под базовым тарифом понимается законодательно установленная сумма, на основе которой впоследствии определяется стоимость полиса путем применения различных коэффициентов. Базовая стоимость едина для всех граждан страны, независимо от региона, стажа вождения и других индивидуальных параметров. Единственный параметр, который учитывается при расчете базового тарифа, – это вид транспортного средства, например, для грузовика данная цифра выше в 1,5 раза, чем для легковой машины.
Согласно закону (№ 40-ФЗ от 25.04.2002) все полномочия по регулированию базовых тарифов возложены на Центробанк РФ. С момента введения первой ставки ОСАГО в 2003 году она долгое время оставалась неизменной. Определяя ее величину, регулятор в первую очередь руководствовался тем принципом, что сумма денег, собранная компаниями от продажи полисов, должна превышать затраты на выплаты страховых премий.
Первое повышение величины базового тарифа произошло в октябре 2014 года. Оно было обусловлено тем, что за долгие годы, в течение которых ставка не менялась, в то время как экономическая ситуация серьезно изменилась и с учетом инфляции получаемых организациями денежных средств с продажи полисов просто перестало хватать на покрытие выплат по страховым случаям. Как оказалось впоследствии, новые цены просуществовали недолго, а само их повышение было одной из срочных мер по стабилизации рынка автострахования. Полноценный пересмотр цен и установление новых размеров базовых ставок на полис ОСАГО с 1 апреля 2015 года в момент публикации указания ЦБ РФ № 3604-У.
Согласно упомянутому выше указанию Центробанка РФ, вместо фиксированной базовой ставки вводился так называемый тарифный коридор, позволяющий компаниям для исходного расчета стоимости полиса использовать любую сумму в промежутке от 3 432 до 4 118 рублей. Такое решение было принято, исходя из следующих соображений:
На данный момент нельзя сказать, что принятые меры эффективно работают, так как коридор цен практически не используется. Из-за долгого срока действия прежней тарифной системы продажа полисов ОСАГО была для многих компаний убыточным предприятием. В связи с этим страховые организации просто повысили цены, опираясь в расчете стоимости на новую максимально допустимую ставку в 4 118 рублей (например, Ренессанс Страхование, Согласие, Уралсиб установили такую ставку во всех регионах РФ, а СОГАЗ, Ингосстрах, ВСК, АльфаСтрахование, РЕСО-Гарантия в большинстве регионов).
Как работает коридор цен на практике? Предположим, имеется стандартная машина мощностью 120 л.с. Владелец авто (старше 22 лет) проживает в Москве, имеет стаж вождения свыше 3 лет, ранее не страховался. В зависимости от базовой ставки цена годового полиса на данное транспортное средство может составлять от 8 236 до 9 883 рублей, то есть разница составляет почти 20%.
В представленной ниже таблице приведены базовые тарифы по ОСАГО, действующие в 2017 г.
Тип ТС
|
Тарифный коридор
|
|
---|---|---|
Мин. сумма, руб.
|
Макс. сумма, руб.
|
|
Мотоциклы, мопеды
|
867
|
1 579
|
Легковые машины
|
||
Для юридических лиц
|
2 573
|
3 087
|
Для физических
|
3 432
|
4 118
|
Для такси
|
5 138
|
6 166
|
Грузовые машины
|
||
С макс.массой менее 16 тонн
|
3 509
|
4 211
|
С макс.массой более 16 тонн
|
5 284
|
6 341
|
ТС для перевозки пассажиров
|
||
С числом пассажирских мест до 16 включительно
|
2 808
|
3 370
|
С числом пассажирских мест более 16
|
3 509
|
4 211
|
Троллейбусы
|
2 808
|
3 370
|
Трамваи
|
1 751
|
2 101
|
Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины
|
1 124
|
1 579
|
Стоит отметить, что с введением приказа увеличилась не только общая стоимость полиса, но и максимальный размер страховых выплат. Если раньше он составлял 120 тысяч рублей за возмещение ущерба, причиненного имуществу, и 160 тысяч рублей за компенсацию вреда жизни и здоровью, то в 2016 г. максимальный лимит выплат бы увеличен до 400 и 500 тысяч рублей соответственно.
Вместе с принятием закона о новых тарифах Центробанк обязал все страховые компании размещать и своевременно обновлять соответствующую информацию о стоимости полиса на своих сайтах и онлайн-калькуляторах. И в теории любой гражданин, выбирая подходящий для себя вариант ОСАГО, может зайти в интернет и ознакомиться с ценами. Однако на практике большинство организаций спрятали страницу с базовыми ставками глубоко в дебрях своих сайтов. По всей видимости, между страховщиками существует негласная договоренность на этот счет для противодействия демпингу.
Помимо новой тарифной ставки указом Центробанка также предусматривалось изменение региональных коэффициентов. Данный параметр определяется для разных регионов исходя из степени загруженности дорог и среднего показателя аварийности в местности. Самый высокий коэффициент установлен для таких городов, как Мурманск, Челябинск – 2,1; Казань, Пермь, Тюмень, Москва, Сургут – 2. Дешевле всего новая страховка обойдется жителям таких регионов, как Чеченская Республика, Республика Дагестан, Калмыкия, Крым, Забайкальский край – коэффициент 0,6.
В будущем РСА планирует постепенную либерализацию тарифной системы. Более того уже была создана специальная рабочая группа, задача которой – разработать новую систему со свободными ценами на страховой полис, назначаемыми самими компаниями.
По мнению представителей РСА, введение свободной тарификации позволит создать реальную, а не мнимую конкуренцию в данной сфере. При этом организацией совместно с Центробанком планируется по-прежнему осуществлять контроль над ценовой политикой страховщиков, в частности отслеживать ее экономическую обоснованность.
Несмотря на такие заверения владельцы транспортных средств опасаются еще большего увеличения цен на ОСАГО. Такое реформирование запланировано на начало 2018 года. Согласно заявлениям представителей ЦБ РФ будет повышен не только базовый тариф, но и коэффициенты, играющие большую роль в расчете стоимости страхового полиса.
Сейчас практически все страховые компании предлагают оформить электронный полис ОСАГО онлайн, не выходя из дома. Процедура заключается в заполнении анкеты на сайте страховщика, в которой указываются все необходимые данные для оформления полиса, такие как информациях об автомобиле, информация о водителях и т.п. Стоимость полиса рассчитывается автоматически после введенных вами данных с учетом КБМ. Оплатить можно также онлайн с банковской карты. После оплаты на ваш адрес электронной почты будет выслан электронный полис E-ОСАГО а также сопутсвующие материалы: правила страхования, памятка, извещение о ДТП с примером заполнения.
При покупке полиса Е-ОСАГО, его действие начнется не ранее чем через 3 дня после оформления.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базовых тарифов и страховых коэффициентов по следующей формуле:
Цена ОСАГО = Базовый тариф * КТ * КМ * КВС * КО * КС * КН * КПр * КБМ
Базовые тарифы и коэффициенты утверждаются правительством Российской Федерации. Коэффициэнты являются постоянными для всех страховых компаний, а величина базового тарифа имеет коридор, в рамках которого могут устанавливать цену страховые компании (с 2014 года). Таким образом, стоиомость полиса может отличаться в различных страховых компаниях.
Коэффициенты повышены: Адыгея, Мурманская область, Амурская область, Республика Марий Эл, Воронежская область, Ульяновская область, Камчатский край, Челябинская область, Курганская область, Чувашия, Мордовия
Коэффициенты снижены: Ленинградская область, Байконур, Магаданская область, Дагестан, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Республика Тыва, Забайкальский край, Чеченская Республика, Ингушетия, Чукотский автономный округ
11 октября 2014 года было принято постановление правительства РФ, регламентирующее новый порядок расчета полиса ОСАГО.
Вот основные нововведения:
КТ - коэффициент территории. Определяется регионом регистрации транспортного средства.
Для просмотра коэффициентов интересующего вас региона выберите его из списка:
Выберите регион --- 1 - Республика Адыгея 2 - Республика Башкортостан 3 - Республика Бурятия 4 - Республика Алтай 5 - Республика Дагестан 6 - Республика Ингушетия 7 - Кабардино-Балкарская Республика 8 - Республика Калмыкия 9 - Карачаево-Черкесская Республика 10 - Республика Карелия 11 - Республика Коми 12 - Республика Марий Эл 13 - Республика Мордовия 14 - Республика Саха (Якутия) 15 - Республика Северная Осетия - Алания 16 - Республика Татарстан 17 - Республика Тыва 18 - Удмуртская Республика 19 - Республика Хакасия 20 - Чеченская Республика 21 - Чувашская Республика 22 - Алтайский край 23 - Краснодарский край 24 - Красноярский край 25 - Приморский край 26 - Ставропольский край 27 - Хабаровский край 28 - Амурская область 29 - Архангельская область 30 - Астраханская область 31 - Белгородская область 32 - Брянская область 33 - Владимирская область 34 - Волгоградская область 35 - Вологодская область 36 - Воронежская область 37 - Ивановская область 38 - Иркутская область 39 - Калининградская область 40 - Калужская область 41 - Камчатский край 42 - Кемеровская область 43 - Кировская область 44 - Костромская область 45 - Курганская область 46 - Курская область 47 - Ленинградская область 48 - Липецкая область 49 - Магаданская область 50 - Московская область 51 - Мурманская область 52 - Нижегородская область 53 - Новгородская область 54 - Новосибирская область 55 - Омская область 56 - Оренбургская область 57 - Орловская область 58 - Пензенская область 59 - Пермский край 60 - Псковская область 61 - Ростовская область 62 - Рязанская область 63 - Самарская область 64 - Саратовская область 65 - Сахалинская область 66 - Свердловская область 67 - Смоленская область 68 - Тамбовская область 69 - Тверская область 70 - Томская область 71 - Тульская область 72 - Тюменская область 73 - Ульяновская область 74 - Челябинская область 75 - Забайкальский край 76 - Ярославская область 77 - Москва 78 - Санкт-Петербург 79 - Еврейская автономная область 83 - Ненецкий автономный округ 86 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 87 - Чукотский автономный округ 89 - Ямало-Ненецкий автономный округ 91 - Республика Крым 92 - Севастополь 100 - Байконур
КМ - коэффициент мощности ТС.
Применяется только для легковых автомобилей. Для остальных типов ТС он равен единице.
Учитывается мощность по паспорту транспортного средства или свидетельству о регистрации. Если в документе мощность указана в киловаттах, ее необходимо перевести в лошадиные силы по формуле 1 КВт = 1,35962 ЛС.
КВС - коэффициент возраста и стажа. Применяется только для полиса с ограниченным числом водителем. Для нескольких водителей, КВС определяется как максимальный из всех.
Для неограниченного числа водителей данный коэффициент не применяется. Вместо него применяется коэффициент неограниченного использования КО.
Стаж →
Возраст, лет ↓ |
менее 1 года | 1 год | 2 года | 3-4 года | 5-6 лет | 7-9 лет | 10-14 лет | более 14 лет |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16-21 | 1.87 | 1.87 | 1.87 | 1.66 | 1.66 | |||
22-24 | 1.77 | 1.77 | 1.77 | 1.04 | 1.04 | 1.04 | ||
25-29 | 1.77 | 1.69 | 1.63 | 1.04 | 1.04 | 1.04 | 1.01 | |
30-34 | 1.63 | 1.63 | 1.63 | 1.04 | 1.04 | 1.01 | 0.96 | 0.96 |
35-39 | 1.63 | 1.63 | 1.63 | 0.99 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 0.96 |
40-49 | 1.63 | 1.63 | 1.63 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 0.96 |
50-59 | 1.63 | 1.63 | 1.63 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 0.96 | 0.96 |
60 лет и старше | 1.6 | 1.6 | 1.6 | 0.93 | 0.93 | 0.93 | 0.93 | 0.93 |
КО - коэффициент ограниченного использования.
Если в полисе прописаны конкретные водители, которые будут управлять ТС, то КО = 1. Если не вписывать водителей, тогда страховка будет покрывать ответственность любого лица, управляющего ТС. В этом случае заплатить за страховку придется почти вдвое больше, КО = 1.87
КС - коэффициент сезонности использования. Если страховка оформляется не на полный год, применяется понижающий коэффициент.
КПр - коэффициент прицепа.
Страховать прицеп на легковой автомобиль не требуется (за исключением ситуаций, когда страхователь - юридическое лицо). А вот за прицеп к мотоциклу придется доплатить.
КН - коэффициент нарушений. Применяется в том случае, если по предыдущему договору ОСАГО есть нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи №9 Федерального закона об ОСАГО.
КБМ - коэффициент бонус-малус. Это коэффициент, понижающий или повышающий стоимость полиса в зависимости от аварийности в предыдущий страховой период. Страховые компании используют сведения АИС РСА для приминения этого коэфициента при заключении договора ОСАГО со страхователем. АИС - это единая база данных, в которую передают сведения все страховые компании, таким образом, коэффициент бонус-малус будет действовать для страхователя при обращении в любую страховую компанию. Таблицу расчета КБМ представлена ниже.
Существует 13 классов, каждому из которых соответствует определенный коэффициент (КБМ). Они приведены в таблице ниже.
Тем, кто страхуется впервые, присваивается класс 3. Он соответствует коэффициенту КБМ=1. Для остальных класс присваивается по окончанию периода страхования.
Новый класс зависит от предыдущего класса (на начало периода страхования) и от количества страховых случаев. Необходимо найти в таблице строку со своим классом на начало прошлого периода и столбец, соответствующий количеству ДТП по вашей вине за прошлый период. На их пересечении будет указан ваш новый класс.
При безоварийной езде ваш класс будет увеличиваться с каждым годом на 1, что дает ежегодный прирост скидки в 5%. Максимальный класс предполагает скидку в 50%.
Рассмотрим на примере. Допустим, вы страховались впервые и получили класс 3. За год у вас было 2 страховых случая. Находим строчку со классом 3 и столбец, соответствующий двум страховым выплатам. На пересечении находится класс M. Находим строчку с классом M и столбец "Коэффициент". Для класса M коэффициент равен 2.45 (показать в таблице).
Класс на начало годового срока страхования |
Коэффициент |
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат |
1 страховая выплата |
2 страховые выплаты |
3 страховые выплаты |
4 и более страховых выплат |
||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Расчет ОСАГО на калькуляторе позволяет узнать стоимость полиса до обращения в страховую компанию. Зная точную стоимость полиса заранее, вы обезопасите себя от навязывания скрытых дополнительных страховок.
На чтение 4 мин. Просмотров 32.1k.
Все аспекты «автогражданки» ОСАГО строго контролируются государственными структурами. За основу подсчета берется величина, называемая базовой ставкой или тарифом ОСАГО. Эти тарифы и ставки устанавливаются государством на законодательном уровне, поэтому снизить либо завысить стоимость страховки не сможет ни одна компания. Какая-либо скидка при приобретении полиса ОСАГО законодательно невозможна. Подобный контроль необходим для сохранения ценовой доступности страховки и для гарантий относительно выплат в случае ДТП.
Базовая ставка ОСАГО – это фиксированная сумма, обозначенная законом в отношении каждого вида автотранспорта, участвующего в дорожном движении. Автовладельцы используют неизменную базовую ставку вне зависимости от региона проживания и без учета марки автомобиля и водительского стажа. Подобная базовая ставка одинаковая для всех автовладельцев.
Но некоторое влияние на базовую ставку ОСАГО все же существует. Она зависит от вида транспортного средства. Так, тариф ОСАГО на легковое авто будет сильно отличаться от такового на грузовой автотранспорт. Чтобы определить ставку, смотрят на соотношение страховых выплат и премий. Базовый тариф должен быть таким, чтобы при продаже полисов фирмы получали сумму, превышающую страховые выплаты.
Ранее базовый тариф был именно фиксируемой для любой компании суммой. Осенью 2014 понадобилось повышение тарифа, поскольку автострахование стало невыгодным по причине длительной неизменности базовой ставки. Затем ставку снова подняли уже в апреле 2015 на целых 40%, вернув автострахованию рентабельность, но не для клиентов, а со стороны страховых компаний.
Базовая ставка, установленная еще в 2003 году, не изменялась почти 11 лет, до 2014 г.
Теперь базовая ставка представляет собой уже не постоянное, фиксированное значение, а своего рода ценовой коридор, который позволяет страховщикам изменять цену на полисы ОСАГО с целью привлечения клиентуры предложениями с пониженными ценами. Поэтому сегодня может так случиться, что разные страховые фирмы могут насчитать разные суммы за автостраховку.
Обычно компании, которые существуют на страховом рынке достаточно давно, существенно занижать цену не станут, а вот фирмы-однодневки могут использовать минимальный базовый тариф ОСАГО, чтобы привлечь большее количество автовладельцев. Но с подобной фирмой можно сильно ошибиться. Поэтому с выбором стоит быть максимально аккуратным.
Определить базовый тариф автогражданки можно по следующей таблице:
Тип и назначение транспортного средства | Базовая ставка страховки | ||
Минимальное значение ставки | Максимальное значение ставки | ||
1 | Мотоциклы, мопеды и прочие ТС категории «А» и «М» | 867 рублей | 1579 рублей |
2 | ТС категории «В», «ВЕ» | ||
2.1 | Юридическим лицам | 2573 | 3087 |
2.2 | ИП и физическим лицам | 3432 | 4118 |
2.3 | Применяемые в такси | 5138 | 6166 |
3 | ТС категории «С» и «СЕ» | ||
3.1 | Максимальной массой до 16 тонн | 3509 | 4211 |
3.2 | Максимальной массой свыше 16 тонн | 5284 | 6341 |
4 | ТС категорий «D» и «DЕ» | ||
4.1 | Число посадочных мест для пассажиров до 16 включительно | 2808 | 3370 |
4.2 | Кол-во пассажирских мест более 16 | 3509 | 4211 |
4.3 | Если ТС используется на регулярных перевозках с посадкой/высадкой пассажиров по маршрутам перевозок регулярного значения или в незапрещенных ПДД местах | 5138 | 6166 |
5 | Троллейбусы | 2808 | 3370 |
6 | Трамвай | 1751 | 2101 |
7 | Тракторы, строительные самоходные ТС | 1124 | 1579 |
Базовая ставка – основа стоимости ОСАГО, но итоговая сумма будет зависеть от множества факторов:
При высоком водительском стаже и отсутствии ДТП на страховке можно прилично сэкономить. Также существенно снижает стоимость полиса ОСАГО отказ от дополнительных опций, которые страховые фирмы упорно навязывают своим клиентам. Достаточно распространенной является ситуация, когда клиентов буквально заставляют оформлять полис ДСАГО или дополнительное страхование автогражданской ответственности.
К сожалению, ОСАГО – обязательная мера, если автовладелец пренебрегает этим требованием, то ему положено административное наказание. Поэтому страховать автотранспорт все же придется, а в какую компанию лучше обращаться – дело исключительно автовладельца.
Наш калькулятор ОСАГО Ингосстрах поможет онлайн расчитать стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности.
Для расчета стоимости полиса ОСАГО Ингосстрах вам необходимо заполнить форму с данными о вашем городе, авто и всех водителях, допущенных к управлению автомобилем. От этих данных зависит стоимость ОСАГО в Ингосстрах.
Калькулятор ОСАГО Ингосстрах использует официальные коэффициенты и тарифы именно компании Ингосстрах.
Стоимость ОСАГО в Ингосстрах зависит от:
Полное наименование компании: Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах»
Ингосстрах – одна из крупнейших страховых компаний России, представляющая широкий спектр услуг юридическим и физическим лицам. Компания является членом 91 профессионального сообщества, в том числе членом Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Стабильно входит в Топ 10 страховщиков РФ. Относится к категории системообразующих российских страховых компаний.
Международная деятельность исторически является важнейшим направлением работы «Ингосстраха», поскольку компания была создана в 1947 году для представления интересов Советского Союза за рубежом. Международная страховая группа (МСГ) «ИНГО» была создана в 2004 году. В группу вошли страховые общества, а также компании, оказывающие вспомогательные по отношению к страхованию и перестрахованию услуги, управление контрольными пакетами которых осуществляет «Ингосстрах». Стратегическая цель группы – создание глубоко интегрированного страхового содружества с целью расширения сотрудничества в области страховых и перестраховочных операций. Это позволяет предоставлять клиентам каждой из компаний надежную финансовую защиту их интересов.
Год основания: 1947 г.
Управляющий: Генеральный директор - Волков Михаил Юрьевич
Хочешь – не хочешь, но каждому автолюбителю или просто водителю раз в год приходится проходить не самую “приятную” процедуру – процедуру обязательного страхования своего авто. И если не быть подкованным в этом вопросе, то приходя в какую-либо страховую компанию вам могут насчитать максимально возможную сумму за страховку без учета накопившихся у вас скидок и понижающих коэффициентов. И чтобы по-возможности избавить себя от такого надувательства, мы поможем вам в этой статье самому оценить сумму страховки ОСАГО своего автомобиля и разобраться со всеми тонкостями по данному вопросу, для чего попытаемся ответить наглядно и простыми словами на следующие вопросы:
А также произведем полный расчет стоимости ОСАГО на примере моего собственного автомобиля. Поехали…
Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности
«Обязательное» означает, что по Закону РФ каждый водитель обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет за собой административное наказание.
«Страхование ответственности» означает, что оформляя договор ОСАГО, водитель защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в возможной аварии, виновником которой он может оказаться. Таким образом, страхование ОСАГО избавляет виновника ДТП от крупных денежных расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим.,
В соответствии с правилами обязательного страхования, ущерб пострадавшей стороне возмещается одним из двух следующих способов:
восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, сотрудничающей с страховой компанией
выплатой денежными средствами, при чем максимальные суммы выплаты по каждому страховому случаю рассчитываются в зависимости от того, когда был заключен договор ОСАГО виновника.
Пример. В моем случае, я как физическое лицо, страхующее свой легковой автомобиль, должен для базовой ставки взять значения из 3-й строчки таблицы, т.е. (Базовый тариф) = .
Коэффициент Кт – коэффициент территории преимущественного использования, который установлен для каждого региона и населенного пункта России и по сути отражает интенсивность движения в том населенном пункте, к которому привязано транспортное средство. При этом территория преимущественного использования для физических лиц – это место прописки собственника транспортного средства, а для юридических лиц – место регистрации транспортного средства.
Так для такого крупного города России как Москва установлен коэффициент 2.0, что говорит о наиболее интенсивном движении в нем, а значит и высокой вероятности ДТП. В то же время для Подмосковья коэффициент уже 1.7. Для других крупных городов России, таких как Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Краснодар – коэффициент 1,8. А вот для сельской местности коэффициент территории преимущественного использования большей частью установлен в пределах 0.6 – 1.0. Поэтому конечно же выгодней “привязывать” свое транспортное средство к малонаселенным городам и сельским населенным пунктам.
Пример. Не смотря на то, что я проживаю в городе Ростове-на-Дону с коэффициентом Кт = 1.8, прописан я у родителей в Батайске (городок в 5 км от Ростова), а здесь уже коэффициент территории преимущественного использования Кт = 1.3.
КБМ – коэффициент бонус-малус – показатель, отвечающий за поощрение водителя за безаварийную езду. Может быть как повышающим, так и понижающим в зависимости от аварийности в предыдущие периоды.
Если по простому, то за каждый год безаварийной езды водителю предусмотрена скидка на стоимость ОСАГО в 5%. При этом нужно отметить, что учитываются только те аварии, в которых клиент был признан виновным и имела место страховая выплата со стороны страховавшей его компании.
Если же быть более точным, то каждому водителю в зависимости от его “послужного списка” присваивается один из 15 установленных классов вождения, каждому из которых соответствует свой КБМ. С классами вождения и соответствующими им коэффициентами КБМ можно ознакомиться в таблице ниже.
Ниже Класс (нач.) – водительский класс на начало срока страхования. Для просмотра таблицы на мобильных устройствах двигайте ее влево-вправо.
Класс (нач.) | КБМ | после N страховых выплат |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4+ | ||
М | 2.45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2.3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1.55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1.4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1.0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0.95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0.9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0.85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0.8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0.75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0.7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0.65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0.6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0.55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0.5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Давайте попробуем разобраться с этой таблицей подробней и понять как работает система скидок за безаварийную езду. По правилам человек впервые заключающий договор ОСАГО получает 3-й класс страхования. Из таблицы видно что 3 -ему классу соответствует КБМ равный 1.0 (в таблице ниже выделено зеленым цветом ), т.о. начинающий водитель не имеет ни поощрений, ни штрафов. Далее в этой же строчке идет еще 5 значений которые указывают какой класс страхования присваивается водителю после окончания годового срока страхования в зависимости от количества страховых выплат за прошедший год. Так обладатель 3-го класса после года безаварийной езды получит уже 4 -й класс страхования и коэффициент бонус-малус 0.95 (в таблице ниже выделено синим цветом ), что как раз и соответствует указанной в начале 5% скидке. Если же по истечении и следующего страхового года за этим водителем не будет числится страховых выплат он получит 5-й класс и КБМ равный 0.9 и т.д.
Класс (нач.) |
КБМ | Класс на конец срока страхования, после N страховых выплат |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4+ | ||
М | 2.45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2.3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1.55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1.4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1.0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0.95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0.9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0.85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0.8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0.75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0.7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0.65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0.6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0.55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0.5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Но вот если на счету начинающего водителя (имеющего 3-й класс) к концу страхового срока будет числится одно ДТП, виновником которого он был признан, то при следующем страховании ему уже присвоят 1 -й класс страхования и КБМ = 1.55 (в таблице выше выделено оранжевым цветом ), что по сути будет уже являться штрафной санкцией. А если таких ДТП окажется ДВА , то такой водитель попадет в разряд “злостных ДТП-шников”, имеющих наименьший класс страхования М с коэффициентом КБМ = 2.45 (в таблице выше выделено красным цветом ). И чтобы такому водителю опять получить хотя бы 3-й класс необходимо безаварийно отездить целых 5 лет.
Пример. В моем случае, не смотря на 13-летний стаж и одну аварию, виновником которой я не был, при первом обращении в некоторую страховую компанию год назад оказалось, что данных о моей безаварийной езде в базе не было и мне был присвоен начинающий 3-й класс страхования (я так подозреваю, многие столкнулись с такой ситуацией). Но уже сейчас – год спустя, мне был присвоен 4-й класс и коэффициент бонус-малус (КБМ) = 0.95 , тем самым я получил хотя бы 5% скидку.
Здесь опять же все просто, чем более мощным двигателем обладает ваше транспортное средство, тем более высокую стоимость ОСАГО вы в конечном счете получите.
Пример. В моем случае мой автомобиль обладает мощностью в 69 л.с., а значит мой коэффициент мощности Км =1.0 .
Кп – коэффициент периода использования ТС – показатель, отражающий невозможность использовать транспортное средство в течение всего года в силу его технических характеристик.
Надо сказать, что понятие неполного периода использования можно отнести только к некоторым видам транспортных средств:
Даже если вы используете свой автомобиль только для поездок на дачу в летнее время вам придется оплачивать круглогодичный период.
Значение коэффициента Кп определяется в зависимости от числа месяцев использования ТС, что и представлено в ниже приведенной таблице:
Пример. В моем случае коэффициент периода страхования Кп =1.0 .
Кн – коэффициент нарушений – показатель, отражающий наличие грубых нарушений со стороны допущенных к управлению ТС водителей.
При отсутствии нарушений у водителя Кн=1.0, если же имеется одно из приведенных ниже нарушений, то коэффициент нарушений Кн=1.5:
Там действительно очень правильный и очень функциональный калькулятор ОСАГО и при выборе соответствующих параметров страховки автоматически выводится и базовый тариф, и значения всех коэффициентов. Единственная трудность может возникнуть при определении минимального класса среди всех лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и соответствующего коэффициента КБМ (коэффициента бонус-малус), но о его определении вы можете почитать в этой статье (примерно в серединке).
В связи с повышением в 2015 году стоимости ОСАГО почтив 2 раза, некоторые мои знакомые вообще перестали продлевать страховку, мотивируя это тем, что лучше несколько раз заплатить штраф за езду без страхового полиса, чем сразу отваливать такую большую сумму.
Действительно, штраф в таком случае составляет всего 500 руб.:
Статья 12.37 КоАП РФ “Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”: Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями – влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей .
Но, честно говоря, я не сторонник таких крайних мер. Потому что это выгодно только до тех пор, пока вы не станете участником ДТП. А в этом случае проблемы могут в несколько раз большие, чем оплата стоимости автостраховки. К тому же когда вы наученные горьким опытом все-таки решите оформить ОСАГО, вам уже будет присвоен коэффициент нарушений Кн =1.5, что повысит стоимость страховки еще на 50%. как мне кажется, оно того не стоит…
На этом все, ровных нам всем дорог и безаварийного движения…