Социальное страхование формы, принципы и виды. Виды обязательного социального страхования Обязательное социальное страхование средства системы

Социальное страхование формы, принципы и виды. Виды обязательного социального страхования Обязательное социальное страхование средства системы

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

социальный страхование принцип функция

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких видов или подсистем (относительно самостоятельных систем, в зависимости от видов страхования). Структурно представить эту систему можно в следующем виде:

Обязательное пенсионное страхование;

Обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства;

Обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обязательное медицинское страхование;

Страхование безработицы.

Каждому виду обязательного социального страхования (каждой системе) свойствен свой набор критериев, который определен Законом о социальном страховании. В качестве таких критериев можно рассматривать социальные страховые случаи, социальное страховое обеспечение и его юридическое закрепление. С помощью этих критериев разграничиваются системы страхования.

В Законе о социальном страховании перечислены социальные страховые риски - трудовое увечье и профессиональное заболевание, инвалидность, болезнь, потеря кормильца, наступление старости, необходимость получения медицинской помощи и пр. Их также можно рассматривать признаком, с помощью которого осуществляется классификация данного страхования. Ведь при их наступлении материальное и (или) социальное положение работающих и иных категорий граждан изменяется. С помощью правовых норм государство должно обезопасить таких граждан от возможного изменения их положения в худшую сторону.

Необходимо отметить, что определение социального страхового риска, сформулированное в Законе о социальном страховании, страдает неточностью. Работник, с которым заключен трудовой договор, выполняя трудовые обязанности и получая заработную плату, уже подлежит обязательному социальному страхованию, т.к. за него работодатель автоматически вносит соответствующие страховые взносы. Другими словами, в отношении него уже осуществляется страхование. Здесь было бы юридически корректно говорить, что в случае наступления соответствующего события может осуществляться обеспечение в порядке обязательного социального страхования. Ведь событие представляет собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, так-же и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Обязательное пенсионное страхование охватывает такие социальные страховые случаи, как инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; смерть пенсионера или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Обязательному социальному страхованию случаев временной нетрудоспособности, материнства, отцовства и детства подлежат временная нетрудоспособность (вследствие болезни, травмы, увечья), материнство, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наступает при трудовом увечье, профессиональном заболевании, смерти застрахованного лица.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает содействие гражданам в получении медицинской помощи.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию предполагает исполнение страховщиком, а в отдельных установленных федеральными законами случаях также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, законодательно установленных конкретным видом обязательного социального страхования.

Обеспечение застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в виде трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособия на погребение. Включение в структуру трудовых пенсий накопительной составляющей (накопительной части) также свидетельствует об отклонении от положений Закона о социальном страховании. Законодатель принудительно внедрил в обязательное пенсионное страхование принцип индивидуального накопительного сбережения. По своей природе такой принцип не является социально-страховым. Накопительная пенсия должна рассматриваться в качестве вида негосударственного пенсионного страхования.

В рамках обязательного социального страхования временной нетрудоспособности, материнства, отцовства и детства гарантируется выдача пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет) женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Обеспечение граждан по системе обязательного социального страхования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в виде пособия по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных страховых выплат; оплаты расходов на социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленным рискам должны соответствовать одноименные виды обязательного социального страхования. В реальности они группируются по родству социальных страховых рисков, социальных страховых случаев и социального страхового обеспечения.

В целом виды страхования можно представить как относительно самостоятельные элементы, входящие в общую систему рассматриваемого страхования. Поэтому структурно указанные виды выделены в относительно самостоятельные организованные подсистемы (отдельные системы низшего порядка по отношению к общей системе обязательного социального страхования).

Материальное обеспечение безработных граждан страховым пособием по безработице впервые было предусмотрено Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

Обязательное медицинское страхование также впервые было введено с принятием Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено одноименное страхование пострадавших работников от указанных причин.

Обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства предусмотрено федеральными законами от 29 декабря 2006 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и не-которых других категорий граждан», от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Обязательное пенсионное страхование условно получило свое закрепление в 2001 г. с принятием федерального закона с аналогичным наименованием и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Процесс формирования обязательного социального страхования как комплексной правовой системы продолжается. Еще не завершено приведение правовой базы по обязательному социальному страхованию к нормам базового Закона о социальном страховании.

Обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Обязательное социальное страхование в России представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, которые направляются на минимизацию или компенсацию последствий по изменению социального и материального положения работающей части населения, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными законодательными актами РФ:

    при достижении соответствующей категории граждан пенсионного возраста;

    наступление инвалидности;

    потери кормильца;

    заболевание, несчастный случай на производстве (профессиональное заболевание), травмы, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком;

    прочие события, установленные законодательной базой Российской Федерации по обязательному социальному страхованию.

Законодательная база Российской Федерации по обязательному социальному страхованию состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов и законов субъектов РФ.

Главные принципы осуществления осс

К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:

    устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;

    обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;

    гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;

    гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;

    государственное управление системой обязательного социального страхования;

    равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;

    обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;

    правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;

    налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;

    независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.

Субъекты в системе осс

К субъектам по обязательному социальному страхованию относятся участники возникающих отношений в системе ОСС. К субъектам обязательного социального страхования относятся:

    страховщики;

    страхователи (работодатели);

    застрахованные лица;

    иные органы (граждане или организации), определяемые федеральными законами РФ.

К страховщикам в обязательном социальном страховании относятся некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством РФ для обеспечения гарантированного права застрахованных лиц по наступлению страховых случаев, связанных с условиями обязательного социального страхования.

К страхователям относится любая организационно-правовая форма организации, а также граждане (в соответствии с нормами федеральных законов РФ), обязанные уплачивать начисленные страховые взносы по ОСС. В отдельных случаях, которые устанавливаются нормами федерального закона, страхователи обязаны осуществлять выплаты по отдельным видам страхового обеспечения. К страхователям также относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти, которые в соответствие с законодательством обязаны уплачивать страховые взносы в конкретных случаях.

К застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (работающие по трудовым договорам, индивидуально обеспечивающие себя работой), а также иная категория граждан, у которых возникают отношения в системе обязательного социального страхования.

Важно!

В системе обязательного социального страхования посредническая деятельность не допускается.

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование , которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права . Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения , в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер , направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование , которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

пенсионным;

обязательного медицинского страхования;

социального страхования;

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственное обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного соц. страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами . Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления , обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности , они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации указывает:

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФРФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

Осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

Проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии.

Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций , отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Негосударственные пенсионные фонды - особая форма некоммерческой организации, созданная для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации отличаются тем, что они не распределяют среди учредителей свой доход. Учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного инвестиционного ресурса.

Негосударственное медицинское страхование: по организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами , то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Глава 4. Система социального страхования

обязательное социальное страхование

В РФ соц. внебюджетные фонды стали создаваться после принятия закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время действуют: ПФРФ,ФОМС,ФСС. Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

гос. регулирование системы страхования; гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения; внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и мест проживания; единый механизм формирования фондов из относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что создает возможность самоиндексации доходов фонда; отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников; все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение . Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение , другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью . Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов . Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Пенсионный фонд Российской Федерации:

Первоочередной задачей Пенсионного фонда- является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Фонд социального страхования РФ:

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования:

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании , учредителями которых выступает местная администрация . Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основным источником поступления средств в социальные фонды является Единый Социальный Налог.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Формы и задачи социального страхования меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы , регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Список использованных источников

1. Адамов, В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова - М.: Финансы и статистика, 2001.- 315с.

2. Бугаев, Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России / Ю.С. Бугаев -М.: Финансы, 2002. -№ 3.

3. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru

4. Гейц, И.В. Социальное страхование / И.В. Гейц -ЮНИТИ,2004.-347с.

5. Дедиков, С.В. Негосударственные пенсионные фонды / С.В. Дедиков- Финансы, 2004.- №3

6. Лобанов, И.А. Человек и труд / И.А. Лобанов-М.: 2004.- №6

7. Михальчук, В. Б. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов / В. Б. Михальчук -Финансы, 2003.- №3.

8. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансовый бизнес № 5, 2004.

9. Таранов, А.П. Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранение // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 2 / А.П. Таранов -М.:2001. С. 35-37.

10. Цыганов, А.А. Перспективы развития социального страхования в России / А.А. Цыганов -Финансы и кредит, 2004.- №14, С 53.

11. Шихов, А.К. Социальное страхование / А.К. Шихов -ИНФРА-М.: 2000.

12. Янгин, А.А. Экономический анализ : теория и практика / А.А. Янгин-М.:Дрофа, 2004.- №14

13. Якушев, Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах / Е.Л. Якушев- М.:2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы осуществления, субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица, страхователи и страховщики. Основные функции и направления деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    презентация, добавлен 23.01.2014

    Понятие, социально-экономическая сущность социального страхования в России, зарубежный опыт его организации. Система государственного социального страхования в России. Фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, пути модернизации.

    курсовая работа, добавлен 02.05.2010

    Рисковая природа существования человека как основная предпосылка появления социального страхования. Социальное страхование - один из компонентов системы социальной защиты. Особенности системы обязательного социального страхования в Республике Беларусь.

    контрольная работа, добавлен 10.11.2013

    Цели и принципы социального страхования. Становление социального страхования в России. Действующие виды , правовая основа , экономические категории социального страхования в России. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в России.

    курсовая работа, добавлен 29.06.2010

    Положения обязательного медицинского страхования, этапы его становления в России. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования. Проблемы и перспективы развития системы.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

    Учебно-тематический план и программа дисциплины. Финансовые схемы системы обязательного социального страхования. Институт социального страхования в России. Методические указания к выполнению рефератов и контрольных работ . Функции социального страхования.

    методичка, добавлен 05.01.2011

    Понятие, функции и виды социальной защиты. Развитие мировых систем социального страхования. Социальное страхование в СССР, изменения в данной системе в современной России. Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования.

    дипломная работа, добавлен 28.01.2011

    Понятие социального страхования, его цели, задачи и функции в современном обществе . Сравнительный анализ сходств и отличий между различными формами социального страхования. Принципы осуществления обязательного и добровольного социального страхования.

    реферат, добавлен 02.06.2014

    История возникновения и развития обязательного и добровольного социального страхования в Германии в XIX веке. Установление сроков исковой давности федеральными законами о конкретных видах страхования. Государственные и негосударственные страховые фонды.

    презентация, добавлен 12.04.2013

    Понятие социального страхования, его основные формы. Виды социально-страховых рисков. Элементы системы социального страхования: социальные гарантии и государственное вспомоществование. Основные факторы осуществления обязательного социального страхования.

Обязательное для всех - один из способов, которыми государство обеспечивает защиту своих граждан. Такая форма социального взаимодействия, как обязательное в РФ соц страхование является важной частью государственной системы. Согласно федеральному закону, оно защищает граждан РФ от возможных изменений материального и социального положения: потери доходов по причине инвалидности, безработицы, старости, смерти кормильца, материнства.

Обязательное для всех соц страхование очень важно и для работников, которые могут получить травму на производстве - в наибольшей мере это касается тех, кто работает на вредном производстве . От того, как будет организовано социальное обеспечение таких людей, зависит еще и престиж работы целых отраслей, важных для наполнения бюджета РФ. Очевидно, что обязательное социальное страхование призвано минимизировать для граждан негативные последствия изменений статуса.

Историческая справка

Страховка, как защита условий существования, возникло одновременно с самим человеком. Но до того момента, как возникли первые идеи страхования людей на опасном производстве , выплата пособий трансформировались в обязательное современное соц страхование, прошло немало времени, за которое система была очень сильно доработана и отшлифована.

Об основах обязательного социального страхования, их зарождении известно достаточно много. По мере своего совершенствования общество продумывало механизмы социальной защиты. В своем нынешнем виде социальная страховка появилась в Германии в девятнадцатом веке, и сейчас можно точно сказать, что социальное страхование работает во всех странах мира, которые являются экономически развитыми и могут обеспечить своим гражданам социальную защиту.

Как устроена эта система в России?

В России обязательное социальное страхование, как система, состоит из финансовых и социальных гарантий:

  • на случай непродолжительной нетрудоспособности застрахованного;
  • в связи с рождением ребенка;
  • медицинского;
  • на случай смерти (причем субъекты обязательного социального страхования - и само застрахованное лицо, и несовершеннолетние члены семьи, которых тоже защищает обязательное у нас соц страхование);
  • пенсионного;
  • также в список входит обязательное социальное страхование сотрудников от различных профессиональных заболеваний и несчастных случаев, возможных на производстве.

Последний пункт, включенный в обязательное российское социальное страхование, достоин особого внимания , так как защищает работника в случае получения травмы на производстве или приобретения им заболевания из-за условий на производстве. При этом, если работник погиб на производстве, обязательное трудовое соц страхование обеспечивает и защиту лиц, которые являются его иждивенцами.

Возмещение ущерба здоровью и жизни граждан на производстве проходит путем выдачи им обеспечения согласно условиям, на которых они были застрахованы. Получившие травму на производстве также могут рассчитывать на финансирование их реабилитации. В этом случае обязательное в России соц страхование особенно важно.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про страхование работников.

Сегодня вы узнаете:

  • Зачем организации страховать своих работников;
  • Все о договоре страхования;
  • Выгодно ли это работнику и работодателю.

Страхование работников в компании – это не то, о чем следует забывать хорошему работодателю. Со стороны государства это способ защиты населения и предоставления им каких-либо гарантий, от несчастных случаев, болезней, беременности и прочих ситуаций, в которых работа невозможна. Работник должен знать, на что он может рассчитывать и какие гарантии должен получать, а работодатель обязан понимать, почему он должен их предоставить.

Общая информация о страховании работников

Согласно официальным источникам, страхование в России является гарантией того, что работники и их иждивенцы не останутся без получения стабильного дохода вследствие старости, инвалидности, материнства или смерти кормильца.

Все обязательное страхование работников можно разделить на шесть направлений:

  • Обязательное медицинское страхование;
  • Страхование в связи с материнством;
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • Пенсионное страхование;
  • Страхование жизни.

В России деятельность по этим направлениям ведется 3-мя различными фондами:

  • Фонд социального страхования – ФСС;
  • Фонд обязательного медицинского страхования – ФОМС;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – ПФ.

Все вопросы об уплате страховых взносов должны решаться бухгалтерией. Страховые взносы начисляются по истечении месяца и уплачиваются не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.

Теперь о процентной ставке. В ПФ работодатель должен начислить 22% от заработной платы работника, в ФСС – 2.9% и в ФОМС – 5.1%. С 2017 года эти взносы перечисляются и ИФНС.

Также существуют льготы, благодаря которым работодатель сможет сократить величину расходов на уплату страховых взносов.

На территории РФ используется 2 типа страховых взносов:

  • Пенсии;
  • Пособия.

Помимо обязательного страхования, есть и добровольное страхование работников.

Осуществление операции по добровольному страхованию работников компании проходит таким образом:

  • Заключается договор добровольного страхования;
  • Оплачиваются страховые взносы. Либо полностью одним платежом, либо несколькими;
  • Организацией признается факт получения услуг страхования;
  • Организация принимает дополнительные расходы по страхованию.

Отражение деятельности по добровольному страхованию имеет свои особенности. Налоговый кодекс предоставляет особый порядок расходов, который регулируется на основе срока действия договора страхования.

Но помимо обязательного, существует и добровольное страхование.

  • Работники высшего звена и руководящего аппарата;
  • Непосредственно работники, занятые на производстве;
  • Помощники и стажеры на производстве.

Первая категория страхуется по той причине, что выплаты по страховым случаям сильно ударяют бюджету компании, а также отражаются на текущей деятельности, поэтому страхование позволяет в той или иной мере компенсировать данную потерю. Вторая и третья категории – работники, находящиеся в условиях, более тяжелых, чем другие, и нуждающиеся в дополнительных гарантиях выплат в случае ЧП и болезни.

Дополнительное страхование используется как метод конкурентоспособности при поиске новых сотрудников. Такие социальные гарантии, как дополнительное страхование повышают авторитет в глазах новых сотрудников. Также это работает и с банками, которые могут выдавать кредиты как работникам, так и компании.

Но основная причина все же не в этом. Дополнительная страховка нужна предприятиям с высокой опасностью производства, ведь зачастую страховых выплат редко хватает на то, чтобы покрыть расходы при ЧП и других происшествиях. Также дополнительное страхование позволяет компенсировать расходы, в полном объеме, связанные с болезнями, родами, а также иными несчастными случаями, которые могут произойти с сотрудниками.

В целом же, добровольное страхование – процедура, которая позволяет полностью обезопасить компанию от дополнительных рисков, связанных с непредвиденной потерей трудоспособности работников.

На Западе, и в Америке в частности, практика добровольного страхования больше распространена, чем где-либо. Это связано с тем, что там компании оценивают риски, притом что страховой бизнес там развит значительно лучше.

На территории РФ пока существует много мошенничества в сфере страхования, но сейчас со стороны органов государственного регулирования идет полномасштабная чистка в рядах страховых, и остается надеяться на то, что она сделает страховой бизнес прозрачнее и выгоднее для всех категорий граждан.

Посмотреть всю актуальную информацию о взносах в систему обязательного страхования сейчас можно в Налоговом Кодексе.

Социальное страхование работников

Социальное страхование работников – одна из составляющих процедуры обязательного страхования.

Она обеспечивает социальные гарантии сотрудников по следующим направлениям:

  • Пособия по беременности и родам;
  • Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Обеспечение мер по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

Страхование ФСС подразумевает под собой компенсацию за счет средств фонда расходов работодателя на выплаты больничных, пособий и пр.

Процедура компенсации следующая: ежемесячно происходит перечисление денежных средств в ФСС; работодатель перечисляет денежные средства, вычитая из этого сумму выплаченных пособий; при этом с 2017-го года, если сумма пособий выше платежа, работодатель может как уменьшить сумму платежа за следующий отчетный период, так и запросить с ФСС денежные средства.

С начала 2017-го года процедура уплаты страховых взносов несколько изменилась. Раньше на плечи Фонда социального страхования ложилось социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве. Сейчас же социальное страхование перешло в ведение ФНС, благодаря чему изменились некоторые формы отчетности. Но сроки и порядок уплаты остались такими же.

За несвоевременную выплату пособий, работодателю начисляется пеня.

Страхование от несчастных случаев на производстве

Страхование от несчастных случаев на производстве – комплекс мероприятий, проводимых компанией для того, чтобы сократить потери от несчастных случаев и компенсировать работникам возникновение профессиональных болезней.

Как и в случае с другими обязательными видами страхования, его можно разделить на обязательное и добровольное. Обязательное страхование – выплаты в ФСС, за счет которых потом можно будет компенсировать затраты при ЧС и прочих страховых случаях, а добровольное – заключение договора со страховой компанией.

Внештатные работники также подлежат страхованию. Даже если работник осуществляет свою деятельность неофициально, при возникновении страхового случая за него также будет отвечать работодатель. Родственники сотрудника прописываются в его договоре чаще всего как выгодоприобретатели.

Работники страхуются от:

  • Временной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Постоянной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Летального исхода на предприятии, который возник вследствие ЧП.

Договоры различаются по срочности на:

  • 1 год – предприятия с повышенным уровнем риска;
  • 3 года – накопительные договоры со страховыми выплатами;
  • 5 и более – долгосрочные контракты.

Самый частый срок заключения – 1 год, вне зависимости от рисков предприятия. Это позволяет контролировать расходы и перезаключать договоры на страхование при изменениях законодательства.

Теперь немного о размерах оплаты страхования от несчастных случаев. Размер взносов регулируется 825-Н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». В нем написано, что величина страховых взносов зависит от категории работников и варьируется от 0.2% от ЗП работника до 8.5%.

Это зависит от «опасности» работы. Так, под последнюю – 32-ую категорию, попадают шахтеры каменного угля, которые добывают его подземным способом. К первой категории относится акклиматизация морских биоресурсов.

Добровольное страхование базируется почти на таком же принципе, но нюансы зависят от страховой компании, с которой заключается контракт. Средние проценты по страхованию сотрудников от несчастных случаев на производстве – от 0.1% до 10% в зависимости от степени риска самого предприятия.

Страховые компании оценивают реальные риски, согласно своим классификациям и на основе этого выносят решение. В большинстве случаев такая страховка обойдется дороже, нежели обязательная.

Еще несколько слов о времени страхования. Работника можно застраховать на все 24 часа, даже во внерабочее время. Но чаще всего применяется производственная страховка. Она включает в себя весь рабочий день, перерывы, а также время в пути до рабочего места + командировки. Второй вариант обходится для предприятия дешевле.

Если произойдет страховой случай, то плательщиком по нему будет выступать ФСС.

Срок выплат может быть разным:

  • Один раз в день;
  • Один раз в месяц;
  • В форме единовременного платежа;
  • Как пособие.

Тарифы по выплатам определяются законодательством РФ. Также выплаты зависят от категории гражданина (лицам с иждивенцами и инвалидам предусмотрены большие по размеру выплаты) и региона, в котором зарегистрирован работник.

В случае смерти работника или тяжелой болезни, выплаты предусматриваются его родственникам. Из суммы зарплаты сумма на страховку не вычитается, она начисляется сверху.

Но сумма страховых взносов считается не по официальной зарплате. Она начисляется согласно всему полученному доходу, в т. ч. премиям, материальной помощи сверх лимита и другим отчислениям, которые используются для формирования налоговой базы.

Размер страховых премий по работникам, утратившим работоспособность в связи с профессиональной травмой или несчастным случаем, учитывает степень потери трудоспособности. Сумма выплаты по страхованию в связи с несчастным случаем также учитывает вину работника. Платежи формируются на основании медицинских документов, которые подтверждают потерю трудоспособности.

Следует оговориться, что зачастую обязательного страхования бывает недостаточно для того, чтобы полностью оплатить лечение от полученных на производстве травм, так как оно четко регламентируется законом, зависит от зарплаты и имеет свой максимум. При этом дополнительное добровольное страхование будет для работника намного предпочтительнее, ведь так он получает возможность на сумму до 3-х месячных зарплат.

Особенности договора страхования

Является недействительным без данных о страховании работников. При этом в договоре необязательно должно быть указано на то, какие выплаты и тарифы начисляются по конкретному работнику. Достаточно общих сведений о том, что работник застрахован в ФСС, ФОМС, и ПФР.

С 2014-го года действует общее правило – в трудовой договор должны вписывать условия труда и класс (подкласс) работника по классификатору 825-Н. Это может сделать только специальная комиссия, которая по результатам экспертизы присваивает каждой должности и сотруднику определенную классификацию, по которой работодатель должен выплачивать работнику необходимые суммы.

Следовательно, начиная с 01.01.2014, в договоры включаются сведения о классах и подклассах условий труда на рабочем месте. Эти данные должно быть действительны на момент заключения договора, в противном случае такое соглашение будет недействительным.

Также обязательным к указанию в трудовом договоре является пункт о гарантиях и компенсациях за работу в тяжелых условиях труда. Обычно это все указывается в 4-ом разделе трудового договора – «Оплата труда и соц. гарантии». Шестой раздел зачастую полностью посвящен социальному страхованию.

Преимущества для сотрудника и работодателя

Теперь поговорим о том, какое преимущество несет страхование для работников и работодателей. Сначала коснемся сотрудников.

Плюсы:

  • Достойная пенсия . Все перечисленные взносы за работников отражаются на их личных лицевых счетах, таким образом, формируя персонифицированный учет в компании. В последующем данные будут учитываться при формировании будущей пенсии.
  • Возможность уйти в декрет и получать достойные пособия . Декретные формируются исходя из доходов матери, а соответственно, чем ниже доходы, и страховые взносы, тем ниже будет сумма пособий.
  • Выплаты при ЧП . Они начисляются работникам предприятия, при возникновении чрезвычайных ситуаций, исходя из их заработной платы.
  • Выплаты в случае болезни . Больничный лист полностью оплачивается.
  • Осознание важности работником . Если работодатель берет на себя ответственность за работника, обеспечивая ему достойное и стабильное будущее, то работник будет осознавать собственную важность в компании.

Мы можем говорить о том, что для работника социальное страхование – один из самых важных аспектов, сравнимый с заработной платой, видом работы и рабочим временем.

Обязательное страхование дает гарантию того, что работодатель будет обязан выплатить денежные средства своему работнику в случае его временной нетрудоспособности. Также рабочие на опасном производстве получают страховку от чрезвычайных ситуаций и профессиональных заболеваний, благодаря которой они смогут получать дополнительные денежные средства, по окончании работы или форс-мажорных случаев.

Еще, можно сказать, что благодаря страхованию, работник понимает свою важность для работодателя. Если руководитель согласен выплачивать белую зарплату, отчисляя все нужные выплаты в различные фонды страхования, это означает, что он заботится о будущем своих сотрудников.

Забота о пенсиях, декретах, болезнях и несчастных случаях на производстве – обеспечение руководителем комфортной работы для своих сотрудников.

А есть ли плюсы в страховании своих работников для работодателя?

Несколько плюсов есть, и самый существенный из них – привлекательность для работника. Одним из основных факторов, которые гарантируют работнику уверенное будущее является соблюдение работодателем всех норм и государственных требований по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. А это значит, что никаких мыслей и тревог по этому поводу у работников не будет.

Кто-то может сказать, что это весьма незначительный плюс для работодателя. Но, с точки зрения мотивационного механизма, предоставить работникам гарантии – заручиться их поддержкой и лояльностью, а следовательно, и повысить их работоспособность.

Вдобавок к этому можно отметить и прозрачную систему выдачи зарплаты, отсутствие задолженностей, а следовательно, и претензий к компании со стороны налоговых органов и фондов страхования.

Помимо этого, организация, осуществляющая как обязательное, так и добровольное страхование, может предложить своим работникам лучшие условия, нежели компании-конкуренты. Такая возможность позволяет удерживать ценные кадры или дополнительно привлекать новые. Выигрывать в конкурентной борьбе за специалистов – одна из задач грамотной компании.

Страхование медицинских работников

Согласно представленному выше классификатору, все медицинские работники имеют высокую угрозу жизни и здоровью в связи со своей работой. Они постоянно рискуют своими жизнями и здоровьем для того, чтобы спасти других людей. Именно поэтому, функция их страхования полностью ложится на плечи государства.

Для них существуют два вида страхования:

  • Страхование жизни/здоровья;
  • Профессиональное страхование.

Список должностей, которые подлежат обязательному государственному страхованию утвержден постановлением №191. При этом размер выплат при наступлении страхового случая определяется властями путем установления вины сотрудника и его профессиональной квалификации.

Ярким примером страхового случая будет заражение болезнью от своего пациента. Если это будет неизлечимое заболевание вроде инфекции СПИД или ВИЧ, то компенсация будет выплачиваться пожизненно. Если нет, то до выздоровления работника. Но в любом случае учитывается вина и профессионализм работника, которые привели к этому несчастному случаю.

Страхование врачебной ошибки – один из важнейших инструментов на Западе, который переходит в Россию. Он позволяет компенсировать родственникам или пациенту потери в случае ошибки. Застраховать себя от такого случаях может как сам врач, так и медицинское учреждение.

При этом четкой нормативной базы, которая регулировала бы обязательное страхование медицинских работников в России еще нет. Именно поэтому в государственных поликлиниках и больницах персонал редко страхуется, а сами врачи также нечасто прибегают к услугам страховых.

Частные же клиники, наоборот, для повышения своей репутации стараются застраховать как своих работников, так и пациентов. Это позволит предоставить гарантии того, что в случае возникновения происшествия виновное лицо понесет ответственность, а пострадавший получит денежную компенсацию.

Социальное страхование – один из методов государственного регулирования и защиты прав работников. Оно позволяет быть уверенным сотруднику и его родственникам (иждивенцам) в том, что в случае потери трудоспособности они будут получать выплаты, которых хватит на лечение и содержание семьи в период восстановления (или постоянно, в случае полной утраты работоспособности). Получение таких гарантий положительно скажется как на работнике, так и на имидже компании, которая сможет дополнительно привлекать и удерживать работников.

Остается надеяться, что процедура обязательного страхования и её важность как для работников, так и работодателей позволит уйти от серых и черных зарплат в пользу заботы о будущем своих сотрудников. Ведь благодаря этим процедурам страхования сокращается пропасть между работающим населением и нетрудоспособным.