![Российская модель здравоохранения сравнялась с нигерийской. Модели систем здравоохранения мира Модель здравоохранения в рф](https://i1.wp.com/marketing.spb.ru/mr/healthcare/evolution-02.jpg)
Система здравоохранения: поиск модели для России …………………..3
Список использованных источников …………………………………...18
Система
здравоохранения: поиск
модели для России
Здравоохранение - отрасль деятельности государства , целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Представляет собой совокупность мер политического , экономического , социального , правового , научного , медицинского , санитарно-гигиенического , противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека , поддержание его долголетней активной жизни , предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья . Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты .
Понятие системы здравоохранения
Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.
Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Существуют различные точки зрения на понимание того, что представляет собой система здравоохранения. В соответствии с этим, система здравоохранения – это:
Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, так как бы не рассматривалась система здравоохранения - более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается – ее основой. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.
Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:
Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здраво-охранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется обще-му функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.
В целом, система здравоохранения призвана решать крупные стратегические задачи развития страны и, прежде всего, укреплять физическое и социальное благополучие граждан и удовлетворять растущие потребности в медицинской помощи. Здравоохранение призвано внести свой вклад в формирование производственного потенциала общества, обеспечивая необходимое воспроизводство трудовых ресурсов.
Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы.
К общим принципам системы здравоохранения относят:
Организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости;
Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил;
Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни;
Широкий охват населения динамическим наблюдением;
Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.
Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации.
Модель системы здравоохранения в России
Осознание обществом роли и места здравоохранения в обеспечении здоровья и благополучия людей обусловливает поиск его эффективных моделей во многих странах мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран, обладающих собственными системами здравоохранения с разной степенью развития и спецификой. Все эти модели систем здравоохранения, отличаются целями, ценностями, соотношением отдельных ее элементов. Тем не менее каждая из этих систем основана на трех базовых принципах, а именно: поддержание здоровья населения, лечение заболеваний, оказание финансовой поддержки по оплате медицинских услуг.
В целом принято выделять три «чистые» модели системы здравоохранения: преимущественно государственную, преимущественно страховую и преимущественно негосударственную.
Государственная система здравоохранения эффективно работает только при условии достаточных ресурсов. Вместе с тем система, основанная на принципах страховой медицины, существующая в большинстве европейских стран и охватывающая 70-100% населения, хорошо функционирует в условиях различного финансового обеспечения. Частная система здравоохранения является результативной лишь преимущественно для зажиточных групп населения.
Следует отметить, что что в чистом виде ни одна из вышеупомянутых моделей, как правило, не существует. Поэтому, рассматривая систему здравоохранения той или иной страны, принято говорить о ее предрасположенности, то есть о наибольшем сходстве с одной из «чистых» моделей. Так, в странах с государственной системой здравоохранения могут присутствовать организации, осуществляющие частное медицинское страхование.
Главной целью любой модели системы здравоохранения, как и государства и общества в целом, является обеспечение доступности и качества медицинской помощи или медицинских услуг, то есть совокупности характеристик, подтверждающих соответствие предоставленной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, современному уровню развития медицины. В основе политики здравоохранения лежит соблюдение паритета интересов между моральным императивом, включающим солидарность и социальную справедливость, с одной стороны, и бюджетно-финансовым императивом - с другой. При нарушении подобного паритета возникает конфликт интересов.
Для того чтобы более наглядно определить, к какой из моделей тяготеет Россия, приведем краткий сравнительный анализ характерных особенностей каждой из этих моделей (табл.1).
Таблица 1 – Основные характеристики «чистых» моделей системы здравоохранения
Модель системы здравоохранения | Источники финансирования | Преимущества | Недостатки | Особенности |
Преимущественно государственная модель, или модель Бевериджа: Испа-ния, Великобрита-ния, Гонконг, Куба, Новая Зеландия, и др. | Государственный бюджет с распре-делением средств по принципу «свер-ху вниз». | Сдерживания роста стоимости лечения (низкие затраты на медицинскую помощь) | Игнорирования
прав пациента (отсутствие возможности
выбора врача и контроля над медучреждением
со стороны застрахован-ного лица).
Склонность к моно-полизму и как резу-льтат снижение ка-чества медицинских услуг. |
Сильный госконт-роль
за деятель-ностью медучреж-дений.
Большинство кли-ник – государст-венные. Большинство вра-чей – госслужа-щие. |
Преимущественно страховая модель, или модель Бисмар-ка: Германия (>90% ОМС), Франция (>80% ОМС), Бель-гия (>98% ОМС), а также Нидерланды, Япония, Швейца-рия, ряд стран Ла-тинской Америки. | Средства госбюд-жета.
Страховые взносы предпринимателей (отчисления от до-ходов). Заработки трудя-щихся (отчисления из заработной пла-ты). |
Возможность конт-роля
страхователя и застрахованного
за использование страховых средств.
Возможность выбо-ра врача и клиники застрахованным лицом. |
Зачастую несоблюде-ние принципа взаи-много дополнения ОМС и ДМС. | Использование
принципа солида-рности.
Большинство кли-ник стремятся к частному капита-лу. |
Преимущественно негосударственная: США. | Преимущественно
негосударственное (бизнес) финанси-рование.
Правительственные программы для по-жилых, безработ-ных, неимущих и некоторых групп инвалидов. Частное финанси-рование (граждане). |
Возможность фи-нансирования раз-работок новых ме- дицинских техно-логий и научных исследований. | Правительственные программы охваты-вают только часть неработающего насе-ления и / или предо-ставляют усеченное финансирование ме-дицинских учрежде-ний. | Отсутствие госу-дарственного ре-гулирвания. |
Поиск оптимальной модели здравоохранения любой страны и обоснование принципов ее построения предусматривают критический анализ существующей системы.
Как видно из табл. 1, исходя из названия «чистых» моделей в настоящее время система здравоохранения России больше тяготеет к страховой медицинской модели, которая призвана предоставлять социальную защиту населению в сфере охраны здоровья и выступать гарантом получения и финансирования медицинской помощи на основе страховых принципов. При этом получение медицинских услуг предполагается как в случаях лечения фактических заболеваний, так и при проведении профилактических мероприятий. Данная модель по своей сути призвана, с одной стороны, снизить долю частного финансирования как в случае с преимущественно частной системой здравоохранения, а с другой – повысить качество оказываемых услуг, что, как мы видим, зачастую является насущной проблемой в странах с системами здравоохранения, наиболее приближенными к модели Бевериджа.
В России медицинское страхование осуществляется в двух формах – обязательной и добровольной. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В основе ОМС лежат несколько базовых принципов, а именно:
Ныне действующая в России модель обязательного медицинского страхования разработана в 1993 году. Тогда были созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формирующие современную структуру системы обязательного медицинского страхования в России (рис. 1).
Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.
Система здравоохранения: поиск модели для России …………………..3
Список использованных источников …………………………………...18
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Государственная политика по реорганизации системы здравоохранения, перспективы ее развития. Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования. Характерные особенности частной и государственной систем здравоохранения.
презентация , добавлен 30.09.2014
Зарубежные системы медицинского страхования. Формы организации финансирования здравоохранения зарубежных стран. Страхование как основа финансирования здравоохранения. Проблемы финансирования здравоохранения в России, направления совершенствования.
курсовая работа , добавлен 15.09.2010
Теоретические основы системы обязательного медицинского страхования. Роль системы обязательного медицинского страхования в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ. Анализ федерального фонда обязательного медицинского страхования.
курсовая работа , добавлен 14.01.2018
Анализ положительных и негативных сторон модели обязательного медицинского страхования, система финансирования и использования ресурсов в данной системе. Варианты совершенствования российской модели медицинского страхования, перспективы данного процесса.
дипломная работа , добавлен 10.06.2014
Роль здравоохранения в социально-экономической сфере, показатели прогноза здравоохранения и основные методы прогнозирования данной отрасли. Анализ современного состояния здравоохранения России и муниципального образования на примере Владимирской области.
курсовая работа , добавлен 05.02.2013
Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире. Анализ современного состояние и концепций развития здравоохранения в России. Особенности реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.
курсовая работа , добавлен 27.01.2010
Правила лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования. Проблемы в реализации государственной политики в сфере лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения Челябинским областным фондом медицинского страхования.
курсовая работа , добавлен 28.08.2012
Охрана здоровья граждан в России - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья .
Число больничных учреждений в конце 2010 года составляло около 6,3 тыс., больничных коек - 1339,5 тыс. (93,7 на 10 000 человек населения) . Доля частных клиник в России не превышает 5-10 % от их общего количества . В России 707 тыс. врачей различных специальностей (на конец 2007 года) .
Государственные и негосударственные расходы служб общественного здравоохранения на лечение заболеваний, связанных с употреблением табака, составили 42 миллиарда рублей, или 13,1 % общих расходов служб общественного здравоохранения на лечение респираторных заболеваний, и 83 миллиарда, или 20,8 % общих расходов служб общественного здравоохранения на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы (данные на 2003 год) .
1 / 5
✪ Суд РФ отказался признать Человеком жителя Верхней Пышмы
✪ Ужасы медицины РФ. Врач больше не мотивирован лечить больных
✪ Лечиться у врачей или излечиться самому - ваш выбор: профессор медицины Купеев В.Г.
✪ Неделя здравоохранения 2017. 🏆 Скандинавский Центр Здоровья на Российской неделе здравоохранения.
✪ Как найти любую конторку Российской Федерации. Правовой ликбез
Основная статья: Здравоохранение в СССР
В советский период Россия достигла значительных успехов в создании действенной системы здравоохранения , что - совместно с общим повышением (в сравнении с дореволюционным состоянием) уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения - оказывало, в частности, существенное положительное влияние на динамику смертности . В этом процессе особое значение имела советская концепция развития общественного здравоохранения, «ориентированная на массовую профилактику и предупреждение инфекционных и эпидемических заболеваний, на вакцинацию и иммунизацию всего населения». В результате страна, пережившая в XX веке немало потрясений, к середине 1960-х годов достигла среднеевропейского уровня продолжительности жизни (около 70 лет) .
Родильные дома, родильные отделения муниципальных больниц.
Медицинская помощь детям оказывается в детских поликлиниках и детских консультациях, центральных районных и городских больницах.
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) - это медицинская помощь с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, оказываемая высококвалифицированными медицинскими кадрами. ВМП оказывается в профильных лечебных учреждениях, которые имеют лицензию на оказание данного вида помощи.
Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.
Право на ВМП имеет каждый гражданин РФ. Главный критерий получения такой помощи - медицинские показания.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, а также федеральных квот по ВМП для медицинских учреждений утверждается приказом Минздрава России.
В 2009 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в России была 62,77 лет для мужчин и 74,67 лет для женщин . Средняя ожидаемая продолжительность жизни в России при рождении равна 68,67 лет, что почти на 10 лет меньше, чем общий средний показатель для Европейского Союза или для США .
В статье Мюррея Фешбаха в «Вашингтон пост» в октябре 2008 года утверждалось, что по данным ООН, средняя продолжительность жизни мужчин в России составляла 59 лет, 166 место в мире, у женщин - в среднем 73 года, 127 место .
В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России А. Д. Жуков на совещании в правительстве РФ по итогам реализации нацпроектов в 2009 году заявил, что в 2009 году продолжительность жизни увеличилась до 69 лет: «На протяжении уже нескольких лет продолжается рост средней продолжительности жизни в России , - отметил Жуков. - За 2009 год этот показатель вырос более чем на 1,2 года и составил в среднем и у мужчин и у женщин более 69 лет ». По его словам, увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов : «Итоги реализации национальных проектов в 2009 году можно назвать достаточно успешными… Это следует из тех показателей, которые были достигнуты, по ряду направлений мы имеем достаточно высокие результаты ». По мнению Жукова, это прежде всего касается национального проекта «Здоровье» и демографической политики .
В докладе специальной комиссии Счётной палаты РФ (подготовлен весной 2015 года) стартовавшая в январе 2015 года реформа здравоохранения в России была признана провальной: она не только не улучшила качество оказываемых населению медицинских услуг, но сделала их для населения менее доступными. Предусмотренная реформой «оптимизация» уже в 2014 году привела к сокращению медицинского персонала на 90 тыс. человек, что при росте числа потребителей услуг на 152,7 тыс. человек ухудшило качество оказываемой медицинской помощи и значительному (на 24 %) росту объёма платных услуг. Было сокращено 33 757 больничных коек, закрыто 29 больниц; при этом смертность в больницах в целом по стране выросла на 2,6 %, а в 49 регионах (в которых имело место снижение числа госпитализированных пациентов) - на 3,7 % .
Несмотря на эти выводы, сделанные аудиторами, «оптимизация» здравоохранения России продолжается. К февралю 2015 года без работы остались уже более восьми тысяч медиков. В 2015 году подлежит ликвидации 41 больница, а за четыре года общее число больниц планируется сократить на 77 %, поликлиник - на 7 %. В Минздраве с претензиями Счётной палаты, правда, не согласились и заявили, что положительные результаты реформы уже ощущаются в нескольких регионах России (не названных) .
Уже в начале ноября 2014 года в различных регионах России начались массовые протесты, вызванные сокращением финансирования медицины и увольнением значительного числа медицинских работников. Первые митинги прошли в Москве (2 ноября , 30 ноября и 14 декабря 2014 года) ; в течение месяца на акции протеста вышли медики Санкт-Петербурга , Ржева , Моздока , Ульяновска , Ижевска , Уфы , Перми , Екатеринбурга , Омска , Иркутска , Владивостока . На митингах выдвигались требования остановить «псевдореформу», обеспечить медработникам «достойную оплату», покончить с сокращениями . Наиболее активные врачи несли самодельные плакаты «Пойдём сдохнем », «Лечитесь кошками », «Путин, введи войска в здравоохранение ». Митингующих поддержали около 10 партий и общественных организаций .
Выступая 22 сентября 2015 года в Государственной Думе РФ , председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН В. И. Кашин констатировал, что в результате реформ примерно 48 % затрат на здравоохранение осуществляется за счёт населения, происходит массовое закрытие лечебных учреждений и сокращение врачей . При этом, по данным на конец 2015 года, практикующих врачей в РФ оказалось на 22 % меньше, чем необходимо по штатным нормативам, а дефицит коек в стационарах составил 23 %; доступность медпомощи для россиян снизилась по ряду факторов, а на селе, где обеспеченность врачами в 3,5 раза ниже, чем в городе, смертность по итогам 2014 года на 15 % опередила городскую. Одним из немногих положительных моментов стало упрощение доступа пациентов к обезболивающим препаратам (правда, не всегда тот препарат, который выписан врачом, пациент может достать) . По данным на конец 2016 года дефицит участковых терапевтов в российских поликлиниках составил 27 процентов. Дефицит педиатров составил 18 процентов .
В 2017 году появились сведения о том, что центральные районные больницы оказались на грани банкротства. Так, только в Алтайском крае задолженность этих больниц в 2017 году составила 860 миллионов рублей .
По мнению экспертов, серьезных расчетов при разработке реформы городского здравоохранения Москвы не делалось . Сейчас доля больничных коек департамента здравоохранения в общей структуре коечного фонда Москвы неуклонно падает. Если в 2013 году их было 75,4 процента, то в 2015 только 68,2 . Число посещений поликлиник депздрава уменьшилось, а количество посещений поликлиник частного сектора выросло, приблизившись в 2015 году к 23 миллионам .
Социологические исследования показывают, что сегодня работой медицинских учреждений в России довольны не многим более трети населения :
В родственных проектах
Долгое время эффективность медицинского обслуживания в России была очень низкой. Чтобы исправить ситуацию, правительство разработало Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Реформы, проводимые в рамках Концепции, уже дают первые результаты - в структуре отрасли происходят существенные изменения. Впрочем, весь потенциал этой программы еще только предстоит раскрыть. Изменения будут настолько масштабными, что организации, которые не готовы к ним, рискуют не только упустить новые возможности, но и отказаться от существенной части сегодняшних стратегических планов (см. схему 1).
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., разработанная Министерством здравоохранения и социального развития, предполагает существенное увеличение расходов на здравоохранение в России. В случае реализации рассмотренного нами базового сценария к 2015 г. объем ежегодных расходов на здравоохранение практически удвоится и достигнет 160 млрд долл. (для сравнения: в 2010 г. он составлял 80 млрд долл.). Не менее важно, что Концепция принципиальным образом изменит структуру российской системы здравоохранения, схемы ее финансирования и механизмы управления эффективностью. В условиях этих изменений особое значение приобретут четыре вида инноваций, которые обеспечат конкурентоспособность медицинских организаций. Во-первых, это переход на единый канал финансирования через Федеральный фонд ОМС; во-вторых, уточнение стандартов медицинской помощи и связанные с ним меры по повышению экономической эффективности; в-третьих, расширение финансирования ограниченного количества лечебных учреждений и свобода выбора медицинских учреждений для пациентов; и, в-четвертых, усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам здравоохранения и усложнение доступа к рынку для новых игроков.
Комплекс преобразований окажет значительное влияние на методы работы фармацевтических компаний, производителей медицинского оборудования и лечебных учреждений, а также определит, смогут ли они реализовать экономический потенциал, заключенный в системе. Чтобы добиться успеха на этом рынке, его участники должны быть готовы адаптировать свою стратегию к реалиям новой системы здравоохранения в России.
В настоящей работе мы проанализируем наиболее важные изменения в российской системе здравоохранения и их влияние на представителей отрасли, уделяя особое внимание фармацевтическим компаниям и производителям медицинского оборудования. Мы рассмотрим структурные изменения, которые определят будущее российского здраво охранения, и выделим стратегические и организационные выводы для фармацевтических компаний и производителей медицинского оборудования. Мы также обратим внимание на наиболее важные вопросы, которые нужно решить участникам рынка, чтобы скорректировать свою стратегию и тем самым обеспечить будущее конкурентное преимущество на российском рынке здравоохранения.
РЫНОК ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ БУДЕТ БЫСТРО РАСТИ, И ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО УЧАСТИЯ ОТ ИГРОКОВ ТРЕБУЮТСЯ ОПЕРАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Согласно прогнозам, за период с 2010 по 2015 г. объем российского рынка услуг здравоохранения увеличится почти в два раза - с 82 до 155 млрд долл. Величина ежегодного прироста составит 14% - по этому показателю Россия существенно опередит страны Западной Европы, где объем расходов на здравоохранение предпо ложительно останется неизменным или даже сократится (в реальном выражении).
Однако рост рынка в России будет неоднородным для различных каналов оказания услуг и регионов. Так, согласно прогнозам, на долю государственного Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) будет приходиться около 60% возросшего объема расходов (43 млрд долл.). Таким образом, чтобы воспользоваться преимуществами, которые сулит этот быстрый рост, участникам рынка необходимо быстро скорректировать свои действия в соответствии с изменениями структуры отрасли и перераспределением ответственности за принятие решений.
В условиях роста рынка и преобразования отрасли Концепция дает полезные рекомендации по достижению целей, поставленных российским правительством в сфере здравоохранения (см. схему 2). Чтобы компаниям было проще структурировать стратегию взаимодействия с правительственными органами в соответствии с этими целями, в настоящем документе мы рассматриваем крупные мероприятия, обозначенные в Концепции, которые сгруппированы по трем этапам реализации. Первый этап уже завершен (он осуществлялся в 2009-2011 гг.); его результатом стало создание более структурированной нормативно-правовой базы.
Этап 1 направлен в первую очередь на создание прочной основы для будущих улучшений. Он предусматривает разработку стандартов медицинского обслуживания и создание эффективных регулирующих органов, а также принятие мер по повышению доступности высококачественных медицинских услуг и запуск модернизации информационной системы. Изменения, которые произойдут на следующих этапах, сильнее затронут фармацевтические компании и производителей медицинского оборудования. На этапе 2 (2012-2015 гг.) произойдет изменение структуры рынка и повысится эффективность работы его участников, в частности будут приняты меры по повышению экономической целесообразности, которые существенным образом повлияют на рынки лекарственных препаратов и медицинского оборудования. На этапе 3 (2016-2020 гг.) будет проводиться дальнейшее совершенствование механизмов контроля качества и усиление автономии региональных систем здравоохранения.
Поскольку в результате этих реформ будет создана более структурированная рыночная среда, мы полагаем, что участникам рынка чрезвычайно важно поставить перед собой два вопроса. Правильно ли они ставят цели в условиях рынка, который до 2015 г. будет расти в среднем на 14% в год? В достаточной ли мере они учитывают стратегические следствия четырех основных изменений в российской системе здравоохранения, которые подробно рассматриваются далее?
Переход на единый канал финансирования через ФФОМС
Переход на одноканальную систему финансирования медицинской помощи - важнейшее условие для достижения целей правительства по созданию единой национальной финансирующей организации и повышению экономической эффективности системы здравоохранения (см. схему 3). В рамках этой реформы наибольший рост расходов на здравоохранение придется на долю ФФОМС с целью сформировать на его базе национальную финансирующую организацию. Таким образом, ФФОМС быстро станет крупнейшим общественным источником финансирования здравоохранения в России. Этот процесс уже начался, когда в 2011 г. страховые взносы работодателей в пользу ФФОМС выросли на 60% - с 3,1 до 5,1% от фонда оплаты труда. Более того, эти взносы полностью направлялись в ФФОМС, а не разделялись между ФФОМС и территориальными фондами ОМС (ТФОМС), как раньше.
По мере роста бюджета и расширения возможностей ФФОМС на него будет возлагаться более высокая ответственность. Так, в январе 2011 г. ему передана ответственность за финансирование неотложной медицинской помощи. ФФОМС сейчас отвечает за такие важные направления, как лечение новообразований, болезней эндокринной, нервной и пищеварительной систем, а также сердечнососудистой системы. С 2013 г. финансовое обеспечение ФФОМС будет распространяться на неотложную помощь, а с 2015 г. - на высоко технологичную медицинскую помощь.
В связи с новыми рыночными тенденциями фармацевтическим компаниям и производителям медицинского оборудования необходимо внести изменения в стратегию, в частности:
Уточнение стандартов медицинской помощи и связанные с ним меры по повышению экономической эффективности
Сейчас в российские стандарты медицинской помощи вносятся существенные изменения и дополнения, направленные на их унификацию между 83 субъектами Российской Федерации. В новых стандартах медицинской помощи, принятых на федеральном уровне, будут определяться методы лечения больных и используемые при этом препараты и оборудование. Таким образом, наблюдаются существенные изменения по сравнению с прежней ситуацией, когда стандарты устанавливались независимо в каждом отдельном субъекте и сильно различались между регионами. Общенациональные стандарты медицинской помощи установлены в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ожидается, что к 2013 г., когда они вступят в полную силу, по всей стране вырастет уровень стандартизации меди цинского обслуживания.
Мы предполагаем, что стандарты медицинской помощи будут в значительной степени способствовать реализации мер по повышению экономической эффективности, таким как бюджетирование здравоохранения и введение платежной системы, основанной на применении диагностически связанных групп (ДСГ). Чтобы обеспечить успешное внедрение стандартов, необходимо сделать их знание обязательным условием аккредитации врачей. В случае успешного внедрения они станут основой для столь необходимого анализа качества и результативности лечения. Также на их основе можно создать систему оценки, в большей степени ориентированную на результат, чем используемая сейчас система на базе ключевых показателей эффективности, таких как количество койко-мест и их загруженность, которая стимулирует создание избыточной инфраструктуры.
Для фармацевтических компаний будет особенно важно расширение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), в который автоматически войдут препараты, указанные в новых стандартах медицинской помощи. Помимо уточнения списка ЖНВЛС возможно введение федеральной программы лекарственного страхования, в результате которой значительно упростится доступ широких слоев населения к лекарственным препаратам с возмещением их стоимости. По предварительной оценке, общая стоимость этой программы составит от 3 до 5 млрд долл. На схеме 4 представлена сводная информация о наиболее важных изменениях, которые затронут фармацевтические компании и производителей медицинского оборудования.
Сегодня фармацевтическим компаниям и производителям медицинского оборудования необходимо принять участие в формировании новых стандартов медицинской помощи. Им следует предпринять важные шаги, в том числе:
Основные стратегические вопросы, которые должны поставить перед собой
фармацевтические компании и производители медицинского оборудования:
Расширение финансирования ограниченного количества лечебных учреждений и свобода выбора медицинских учреждений для пациентов
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. предусматривает изменения на уровне отдельных медицинских организаций. Основной объем средств будет направлен отобранной группе лечебных учреждений, при этом продолжится их консолидация, а пациенты получат свободу выбора медицинского
учреждения.
Одним из факторов, способствующих консолидации лечебных учреждений, будет увеличение расходов на инфраструктуру здравоохранения. Если существенно увеличить расходы на капитальную инфраструктуру и модернизацию информационных систем примерно для 40% больниц, сразу выявятся лидеры и аутсайдеры, и это будет способствовать консолидации участников рынка. Согласно некоторым оценкам, до 25-30% лечебных учреждений могут прекратить свою деятельность к 2015 г. (см. схему 5).
Также существенные изменения с точки зрения медицинских учреждений проявятся в том, что российские граждане получат больше возможностей выбора лечащей организации (в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который также способствовал усилению позиций ФФОМС). Согласно новому законодательству, граждане России могут обратиться за медицинской помощью в любую клинику страны, в то время как ранее они должны были обращаться к врачу по месту жительства. В условиях свободного выбора лечащей организации финансирование медицинских учреждений и заработная плата врачей, скорее всего, будут тесно связаны с количеством обслуженных пациентов и достигнутой результативностью лечения.
Прямым следствием этого станет то, что с уменьшением количества пациентов будет сокращаться и объем финансирования - а это опять же способствует консолидации медицинских учреждений. Руководители больниц уже пересматривают свои приоритеты и прилагают усилия к тому, чтобы привлекать пациентов, обеспечивая низкий уровень затрат и высокое качество медицинского обслуживания. Именно это направление, по мнению представителей медицинских учреждений, становится все более значимым и открывает новые возможности, которыми участники рынка общественного здравоохранения должны обязательно воспользоваться.
Прямые следствия для фармацевтических компаний и производителей медицинского оборудования заключаются, в частности, в следующем:
Основные стратегические вопросы, которые должны поставить перед собой фармацевтические компании и производители медицинского оборудования:
Усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам здравоохранения и усложнение доступа к рынку для новых игроков
На третьем этапе реализации Концепции произойдет резкое усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам здравоохранения. Это особенно важно для участников рынка, поскольку во многих регионах формируются крупные самостоятельные рынки - например, к 2015 г. фармацевтические рынки Сибири и юга России будут сопоставимы с рынками многих стран Центральной и Восточной Европы или даже превзойдут их по масштабам.
Последствия таких изменений, особенно важные для фармацевтических компаний, будут заключаться в том, что роль регионов в интерпретации и применении нормативно-правовой базы в области здравоохранения возрастет, а различия между ними усилятся. Мы уже были свидетелями того, что законы о рекламных акциях фармацевтических компаний стали по-разному применяться в разных регионах. В удущем это станет нормой: возможности компаний и допустимые способы продаж будут различаться между регионами.
По мере роста самостоятельности регионов в принятии решений фармацевтическим компаниям необходимо будет составлять и изучать схемы принятия решений для разных регионов. При этом следует анализировать участие авторитетных специалистов и лиц, принимающих решения, как показано на схеме 6, а также адаптировать стратегию компании к условиям региона.
По мере того как роль регионов в принятии решений будет усиливаться, рост компаний, не имеющих эффективной региональной инфраструктуры, может оказаться под угрозой. Лидерами рынка станут компании, у которых налажены устойчивые отношения с лицами, принимающими решения на уровне регионов, и есть необходимая инфраструктура, которая обеспечит реализацию региональной стратегии.
Основные стратегические вопросы, которые должны поставить перед собой фармацевтические компании и производители медицинского оборудования:
В сфере здравоохранения ожидаются быстрый рост и масштабные преобразования, обусловленные большим объемом неудовлетворенного спроса, вниманием со стороны федеральных органов власти и наличием структурированной программы реформ, обозначенной в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Произойдут серьезные изменения в следующих областях: финансирование, стандарты медицинской помощи, свобода выбора медицинского учреждения для пациентов и принятие решений.
Однако, чтобы занять ведущие позиции на рынке с высокими темпами роста, фармацевтическим компаниям и производителям медицинского оборудования придется провести всесторонний анализ стратегии работы в России, а возможно, и пересмотреть ее. Компаниям необходимо привести стратегию своей работы в соответствие с Концепцией, а также обеспечить полное понимание приоритетов ФФОМС и того, как создание национальной финансирующей организации повлияет на доступ к рынку. В стратегии должна предусматриваться роль компаний как источника предложений в процессе внедрения стандартов медицинской помощи по всей стране. Стратегия должна предусматривать налаживание и развитие отношений с будущими лидерами рынка медицинских услуг, а также обеспечить понимание потребностей сторон, отвечающих за принятие решений в 83 субъектах Российской Федерации.
Участники рынка, которые уделят недостаточно внимания любому из этих аспектов, рискуют остаться на обочине динамичных преобразований системы здравоохранения в России. В условиях интенсивно растущего рынка и быстро меняющейся ситуации перед фармацевтическими компаниями и производителями медицинского оборудования встает новая сложная задача: им предстоит адаптироваться к новым условиям и изменить стратегию соответствующим образом - или же упустить огромные возможности.
Российские власти платят за факт оказания медицинских услуг, а не за их результат, говорится в докладе The Economist Intelligence Unit. Это ставит отечественное здравоохранение в один ряд с медициной стран третьего мира
Российская система здравоохранения ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг. К такому выводу пришли эксперты международной аналитической компании The Economist Intelligence Unit (EIU). По их мнению, по этому параметру Россия схожа с Египтом, Индонезией, Нигерией, ЮАР, ОАЭ и Бразилией.
EIU — аналитическое подразделение британского медиахолдинга The Economist Group, в который входит одноименный журнал. EIU занимается экономическими, политическими и социально-демографическими прогнозами. Компанией разработан рейтинг стран по уровню качества жизни, в котором Россия заняла 72-ю строчку из 80.
Аналитики сравнивают системы здравоохранения в 25 государствах с идеальной моделью, которую они называют ценностно-ориентированной. В этой модели государство платит за результаты лечения пациента, а не за оказанные медуслуги.
Это первый такой обзор от EIU. Эксперты изучили, насколько госзатраты на лечение пациента соотносятся с результатами терапии. Для исследования были выбраны 17 параметров: например, доступность медпомощи для всех слоев населения, общая политика государства в медицинской сфере, система клинических рекомендаций, на основе которой врачи выбирают подходящее лечение, и обучение медперсонала.
Россия получила высокий балл только за охват населения медицинской помощью. По всем остальным параметрам оценки средние и низкие. Минимальный балл составил ноль, максимальный — четыре.
Государственное страхование в России не покрывает все виды медицинской помощи, не обеспечивает население всеми необходимыми лекарствами, а качество лечения в некоторых случаях оставляет желать лучшего, указано в докладе. Меры по сокращению расходов привели к закрытию небольших медицинских учреждений и уменьшению объема страхового покрытия в рамках ОМС, резюмируют в EIU.
Среди положительных моментов эксперты отметили развитие московской Единой медицинской информационно-аналитической системы, которая позволяет записаться к врачу и посмотреть расписание работы медицинских учреждений в режиме онлайн. Несколько больниц перешли с бумажного документооборота на систему электронных медицинских карт IBM Lotus Notes. Также в EIU обратили внимание на запуск столичного сервиса электронных медицинских карт в рамках программы «Информационный город».
По итогам исследования 17 параметров были объединены в четыре категории, успехи государств по каждой из которых оценивались как низкие, средние, высокие и очень высокие.
По каждому из четырех итоговых параметров Россия получила самые низкие баллы. Это связано с тем, что оплата медуслуг в стране никак не зависит от результатов терапии, а власти не анализируют, как тратятся деньги на медицину. Кроме того, различные элементы системы здравоохранения слабо связаны между собой.
Единственная страна, получившая высший балл, — Швеция. Следом за ней идет Великобритания. Большинство стран получили низкие и средние оценки.
В Минздраве не согласились с выводами EIU о том, что ситуация в здравоохранении ухудшилась из-за сокращения финансирования. За последние годы объем ОМС увеличился, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. В 2014 году он составлял 1 трлн 174 млрд руб., в 2015 году — 1 трлн 414 млрд руб., в 2016 году — 1 трлн 459 млрд руб. В 2017 году Минздрав планирует потратить 1 трлн 613 млрд руб.
Привязывать финансирование российской системы здравоохранения к результату лечения нельзя, полагает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Это приведет к фальсификациям: медучреждения будут на бумаге успешно «лечить» здоровых граждан и получать за это деньги, уверен эксперт.
Такая проблема есть и сейчас: поликлиники и больницы получают оплату за оказанные медицинские услуги, поэтому приписывают гражданам посещения и процедуры, которых те не совершали и не получали. В связи с этим критериев оценки здравоохранения должно быть три: смертность, заболеваемость и удовлетворенность пациента, резюмирует Саверский.