Дополнительные квадратные метры для военнослужащих. Дополнительная жилая площадь

Дополнительные квадратные метры для военнослужащих. Дополнительная жилая площадь

Как уже было сказано ранее, дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам в исключительных случаях. Правовой основой предоставления дополнительной жилой площади являются Жилищный кодекс.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса жилое помещение может быть предоставлено с превышением социальной нормы площади жилого помещения, если оно представляет собой одну комнату либо однокомнатную квартиру или предназначено для вселения граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. При этом важно учесть, что право на дополнительную жилую площадь не мо­жет быть использовано управомоченными на то гражданами в каче­стве права на получение отдельного жилого помещения, пригодного для проживания. Дополнительная жилая площадь не может высту­пать самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения, она предоставляется только одновременно с предоставле­нием основного жилья в пределах нормы жилой площади либо после получения основного жилья. Дополнительная жилая площадь также не может быть подвергнута самостоятельному отчуждению, т.е. она становится неотъемлемой частью жилого помещения, принадлежа­щего управомоченному гражданину на основании договора социаль­ного найма.

Дополнительная жилая площадь предоставляется, как правило, в виде отдельной изолированной комнаты. В случае невозможности предоставления отдельной комнаты должна быть предоставлена до­полнительная жилая площадь, равная 10 м2 жилой площади. В со­ответствии с постановлением Правительства от 28 февраля 1996 г. право на получение дополнительной жилой площади в размере 10 м2 имеют следующие категории граждан.

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших

либо пропавших без вести воинов (партизан) и приравненные к ним

в установленном порядке лица.

Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, а

также лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, «За служ­

бу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней.

Лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических

заболеваний, указанные в Перечне лиц, имеющих право на допол­

нительную жилую площадь. В данном перечне можно выделить три

основные группы тяжелых хронических заболеваний, которые вызы­

вают необходимость предоставления дополнительной жилой площади:

все формы передающихся воздушно-капельным, половым и

иным путем тяжелых хронических заболеваний (например, откры­

тая форма туберкулеза, ВИЧ-инфекция и др.);

тяжелые психические заболевания (например, шизофрения

тяжелые хронические заболевания, при которых окружающим

невыносимо постоянно находиться вблизи лица, страдающего ка-

ким-либо из этих заболеваний (например, недержанием мочи, кала, гнойными свищами и т.п.).

В рамках Перечня лиц, страдающих тяжелыми формами хрони­ческих заболеваний и имеющих право на получение дополнитель­ной жилой площади, можно выделить особую группу - это бере­менные женщины начиная с шестого месяца беременности, хотя в данном случае позиция законодателя несколько непонятна.

Лица, пребывавшие в составе действующей армии в период

гражданской и Великой Отечественной войн и во время других бое­

вых операций по защите СССР, партизаны гражданской и Великой

Отечественной войн, а также другие лица, принимавшие участие в

боевых операциях по защите СССР.

Инвалиды труда I и II групп и инвалиды I и II групп из числа

военнослужащих.

Семьи лиц, погибших при исполнении государственных или

общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР

по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической соб­

ственности и правопорядка либо погибших на производстве в ре­

зультате несчастного случая.

Матери, которым присвоено звание «Мать-героиня**, много­

детные семьи (на федеральном уровне - это семьи, имеющие трех

и более детей) и одинокие матери.

Семьи при рождении близнецов (в данную группу также

включаются семьи при рождении двойни, тройни и т.п.).

Учителя и другие педагогические работники общеобразова­

тельных школ и профессионально-технических учебных заведений;

Работники сферы здравоохранения.

Лица, пострадавшие от радиоактивного воздействия (напри­

мер, при взрыве атомной электростанции в Чернобыле).

Работники Министерства внутренних дел (начиная с пол­

ковников и старше по званию).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб,

профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Однако законодатель также оговаривает случаи и категории граждан, для которых размер дополнительной жилой площади мо­жет быть увеличен, т.е. сверх дополнительной жилой площади, рав­ной 10 м2, либо отдельной комнаты. В настоящее время к гражда­нам, имеющим право на получение дополнительной жилой площа­ди в размере 20 м2, относятся:

лица, имеющие ученую степень (кандидаты наук, доктора на­

ук, профессора наук и т.д.);

члены Союза художников, Союза писателей, Союза компози­

торов, Союза архитекторов и иных союзов заслуженных лиц, зани­

мающихся творческой деятельностью;

3) члены Конституционного Суда Российской Федерации (со­гласно законодательству Российской Федерации всего 18 членов).

На уровне субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей могут быть установлены иные категории граждан, имеющих право на получение дополнительной жилой площади в размере 10 м2.

Вопросы для самоконтроля

Что такое жилищные отношения в сфере жилищного права?

Охарактеризуйте жилищное отношение как объект граждан­

ско-правового регулирования.

В чем состоят жилищные права и обязанности граждан?

Каковы нормативно-правовые основы регулирования жи­

лищных отношений?

Какие требования предъявляются к новым жилым помеще­

ниям при их регистрации, учете и сдаче в эксплуатацию?

Какие установленные законодательством нормы жилья вам

известны?

Каковы формы удовлетворения жилищных потребностей

граждан и юридические гарантии осуществления права на

тельную жилую площадь.

10. Что такое субсидия по оплате жилья и кому она предостав­

Приложение к теме 5 ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В N-ский городской суд

ИСТЕЦ: Иванов Иван Иванович

прож.: г. N, ул. Октябрьская, д. 5, кв. 59.

ОТВЕТЧИК

(название организации, адрес)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об отказе в переустройстве и перепланировке

жилого помещения

25 февраля 2005 г. мною была приобретена в собственность квартира на основании договора купли-продажи, находящаяся по адресу: г. N, ул. Октябрьская, д. 5, кв. 59, обшей площадью 69 м2.

Далее следует указать действия, которые намеревался совершить истец {переустройство, перепланировку жилищного помещения), нали­чие разрешения местной администрации на перепланировку или пере­устройство, а также причины отказа.

Руководствуясь положениями п. 3 ст. 27 ЖК РФ, предоставляю­щей возможность обжалования в судебном порядке отказа в пере­устройстве или перепланировке жилого помещения,

Отменить решение об отказе в переустройстве или переплани­

ровке жилого помещения;

Разрешить проведение переустройства или перепланировки в

принадлежащей мне квартире в соответствии с требованиями ст. 25,

Приложения

План квартиры и проект переустройства и перепланировки жилых и

подсобных помещений.

Копия решения местной администрации о запрете на переустройство

и перепланировку жилых и подсобных помещений.

Выписка из финансового лицевого счета.

Копия договора купли-продажи квартиры.

Банковская квитанция об уплате госпошлины.

Копии исковых заявлений.

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов - это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность. По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы. Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в . Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением. Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации. По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством - это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов .

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

  • достижения максимального срока службы;
  • состояния здоровья;
  • проведения штатных мероприятий.

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение. Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.

Здравствуйте!

НОРМА ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

  • норма предоставления (норма предоставления жилой
    площади по договору социального найма);
  • учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);
  • социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).

Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.

Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей плошади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ »0 статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

Заболевания, указанные в Перечне, предоставляют право на получение дополнительной жилой площади. Основание - статья 17 Федерального Закона Р. Ф. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: людям с инвалидностью может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Действующий перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Р. Ф.от 21.12.2004 № 817, текст постановления размещен на сайте «Российской газеты».

В новом Перечне заболеваний указаны не только наименования заболеваний, но и коды в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Международная классификация болезней содержит классы (разделы) кодов заболеваний и состояний. Разрабатывает МКБ Всемирная организация здравоохранения, и под ее руководством происходит пересмотр классификации.
В новом Перечне значительно изменилась формулировка пункта о психических заболеваниях. Если по действующему Перечню право на дополнительную жилплощадь возникает при наличии«психического заболевания, требующего обязательного диспансерного наблюдения» , то по новому Перечню такое право предоставляется при наличии отдельных «хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями» .

Формулировка заболеваний, предоставляющих право на дополнительную жилую площадь «колясочникам», дополнена псориазом артропатическим, требующим применения инвалидных кресел-колясок. В остальном формулировки остались прежними: к таким заболеваниям, в частности, относятся органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов . Новый Перечень дополнен кодами конкретных заболеваний, включая код G80, обозначающий детский церебральный паралич.

2.Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

8.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

Новый Перечень

2.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями: F01; F03 - F09; F20 - F29; F30 - F33 .

Расшифровка кодов:

  • F01 - сосудистая деменция
  • F03 - F09 - деменция неуточненная; органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами; делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами, другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное.
  • F20 Шизофрения

8.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов - G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 - T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; Z99.8 .

Расшифровка кодов:

  • G35 Рассеянный склероз
  • G60.0 Наследственная моторная и сенсорная невропатия
  • G71.2 Врожденные миопатии
  • G80 Детский церебральный паралич
  • T90.2 Последствия перелома черепа и костей лица
  • T90.3 Последствия травмы черепных нервов
  • T90.4 Последствия травмы глаза окологлазничной области
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы
  • T90.8 Последствия других уточненных травм головы
  • T90.9 Последствия неуточненной травмы головы
  • T91.1 Последствия перелома позвоночника
  • T91.3 Последствия травмы спинного мозга
  • Z99.3 Зависимость от кресла на колесах
  • Z99.8 Зависимость от других вспомогательных механизмов и устройств
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире

Если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из этого Перечня, то семья, при соблюдении условий, предусмотренных жилищным законодательством, признается нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; при этом жилье должно быть предоставлено вне очереди; площадь помещения может превышать норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ст.ст.51, 57, 58 Жилищного кодекса РФ).

Действующий перечень утвержден Постановлением Правительства Р. Ф. от 16.06.2006 № 378, его можно увидеть на сайте «Российской газеты».

Новым Приказом значительно сокращен перечень хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. По действующему Перечню к таким заболеваниям относится весь класс МКБ-10 «Психические расстройства и расстройства поведения» - F00-F99. В этот класс входит, например, блок F70-F79 «Умственная отсталость», блок F80-F89 «Расстройства психологического развития», блок F90-F98 «Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Новый Перечень ограничивается заболеваниями с кодами F20-F29; F30-F33.

Раздел «Эпилепсия с частыми припадками» дополнен кодом G41 - Эпилептический статус.

Если на момент постановки семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заболевание ребенка входило в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, но в новом Перечне это заболевание отсутствует, то это обстоятельство не лишает семью права на внеочередное получение жилого помещения.

Выдержки из Перечня с расшифровкой кодовДействующий Перечень

3.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F00 - F99 .

Расшифровка кодов (по блокам):

  • F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
  • F40-F48 Невротические, связанные со стессом, и соматоформные расстройства
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
  • F99 Неуточненные психические расстройства

4.Эпилепсия с частыми припадками - G40

Расшифровка кодов:

  • G40 Эпилепсия
Новый перечень

3.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F20 - F29; F30 - F33

Расшифровка кодов:

  • F20 Шизофрения
  • F21 Шизотипическое расстройство
  • F22 Хронические бредовые расстройства
  • F23 Острые и преходящие психотические расстройства
  • F24 Индуцированное бредовое расстройство
  • F25 Шизоаффективные расстройства
  • F28 Другие неорганические психотические расстройства
  • F29 Неорганический психоз неуточненный
  • F30 Маниакальный эпизод
  • F31 Биполярное аффективное расстройство
  • F32 Депрессивный эпизод
  • F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

4.Эпилепсия с частыми припадками - G40 - G41

Расшифровка кодов:

  • G40 Эпилепсия
  • G41 Эпилептический статус
Удачи Вам!

Последние годы наше государство начинает наконец-то вспоминать о своих гражданах и даже проявлять заботу. Особенно остро в наше время стоит жилищный вопрос, цены на недвижимость за последние 20 лет выросли минимум в 10 раз, для многих семей нет возможности заработать или накопить на собственное жилье, поэтому настоящим подспорьем становятся различные государственные жилищные программы и субсидии на приобретение жилья, позволяющие россиянам стать обладателями собственной квартиры. Ровно в такой же нелицеприятной ситуации с самых 90х годов находились и семьи военнослужащих.

Пожалуй, многие слышали и знают, как офицеры и контрактники годами ждали квартир от армии, сколько нервов и сил тратилось, и какой радостью было счастливое получение пусть маленькой, но квартиры при увольнении с . Но, за последние несколько лет ситуация начала кардинально меняться - заработала государственная программа предоставления субсидий на приобретение жилья военнослужащим. Давайте разбираться, что же она собой представляет, каковы условия получения подобной субсидии, сроки, нюансы и подводные камни, кому сколько положено, кто имеет право на дополнительные квадратные метры и тд.

Что такое субсидия военнослужащим на приобретение жилья?

Порядок и правила государственного жилищного субсидирования для военнослужащих были значительно упрощены в последние годы. Если ранее стоявшим в очереди на жилье военным предоставлялась в собственность жилплощадь только домах, построенных по заказу министерства обороны (как правило это были новостройки, в не самых удобных местах, что влекло за собой необходимость тратить внушительное время, чтобы добраться от дома до места службы), то сейчас военнослужащие получают не собственно квартиры, а определенные суммы в виде жилищных субсидий и сами выбирают на какое жилье их потратить.

Нуждающейся в жилплощади семье военнослужащего предоставляется субсидия в тех размерах, которые позволят приобрести качественное, благоустроенное жилье непосредственно в районе прохождения службы офицером или контрактником. Сам военнослужащий вправе выбирать тип жилья для себя и своей семьи, а также локацию квартиры, улицу, район и даже город. При этом по новым правилам можно купить жилье на вторичном рынке, а не только в новостройках, благодаря чему покупаемое жилье может быть гораздо больше по метражу, удобнее по расположению, обладать выгодной инфраструктурой и привлекательней по другим показателям.

Каков размер субсидии на приобретение жилья военнослужащим?

Большинство военнослужащих волнует главный вопрос: какой будет сумма выплаты по данной жилищной субсидии? В первую очередь это напрямую зависит от количества членов семьи и выслуги лет военного, а точная сумма определяется по установленной формуле. Размер субсидий определен Постановлением Правительства РФ N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в нем же прописаны и нормативы необходимой для семьи площади жилья:

  • 33 кв. метра для одиноко проживающих военных,
  • 42 кв. метра – для семейных пар,
  • по 18 м на каждого члена семьи в тех семьях, состав которых от 3-х человек и больше.

При расчете размера субсидии на приобретение жилья военнослужащим используется норматив средней рыночной стоимости 1 кв метра, который на 2019 год утвержден и составляет 43 374 (сорок три тысячи триста семьдесят четыре) рублей на 1м2.

Существуют нормативы стоимости жилья в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах федерации, так например для Москвы эта цифра составляет на 2019 год 91 670 рублей, а для Московской области 61 040 рублей, в Санкт-Петербурге стоимость квадрата составляет 71 053 рублей, в Ленинградской области - 41 220 рублей, на Сахалине норматив цены на квадратный метр – 69 467 рублей, в Ненецком автономном округе (63 535) и Ямало-Ненецком (59 154 рубля) автономных округах, в Якутии 58 420 рублей за квадратный метр.

Помимо этого в расчете суммы субсидии используется поправочный коэффициент, определяющийся исходя из выслуги лет военнослужащего:

  • от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85;
  • от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25;
  • от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.

Начиная с 21 года выслуги военнослужащего поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 календарного года - до 2,75 включительно (2,75 это максимальная величина поправочного коэффициента).

В итоге, выплаты военнослужащим по жилищной субсидии, представляют собой довольно неплохие суммы, которые реально позволят семье военного приобрести жилье (квартиру, дом или коттедж). Размеры субсидии на приобретение жилья военнослужащим могут составлять от 2 до 11 миллионов рублей в среднем, предоставляя возможности приобретения жилой площади практически в любом регионе России, включая крупные города, в том числе Москву и Санкт-Петербург.

Пример расчета размера субсидии на приобретение жилья военнослужащим:

Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации, прослужил в армии 20 лет, женат, имеет семью (жена и трое детей). Начинаем считать: размер жилищной субсидии = 5х18 (по 18 квадратных метров жилплощади на каждого члена семьи) х 43 374 рублей (норматив средней рыночной стоимости 1 кв метра на 2019 год) х 2,375 (поправочный коэффициент выслуги) = 9 271 192,5 рубля.

Как видите, сумма жилищной субсидии действительно достойна, за такие деньги можно купить квартиру практически в любом городе России! Чтобы самостоятельно посчитать сумму субсидии вы можете воспользоваться калькулятором расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим http://mil.ru/files/files/calc/ .

Нюансы субсидий на приобретение жилья для военнослужащих

Важно учитывать те нюансы, при которых возможно значительно сокращение суммы выплаты по жилищной субсидии военным. Если ранее военнослужащим была приобретена квартира/дом/коттедж и это жилье находится в его собственности (не важно, на территории РФ или за ее пределами), то хоть жилищная субсидия и будет ему положена, но расчет метража будет осуществлен за вычетом уже имеющейся жилплощади.

С жильем в собственности разобрались, его размер будет вычтен из расчетной суммы субсидии, а что будет, если военнослужащий проживает по договору соцнайма? Здесь будет произведен ровно такой же вычет, и площадь положенного субсидированного жилья также будет меньшей. Поэтому в случае социального найма военнослужащий имеет право отказаться от такого жилья, подав письменное заявление о расторжении договора соцнайма и передачи текущего неприватизированного жилья собственнику (как правило это муниципальные власти). После чего получает право на 100% размер субсидии, сможет получить всю сумму и купить себе жилье уже в собственность!

Часто возникают вопросы и по поводу того, что будет с субсидией на жилье, если оба супруга являются военнослужащими ? В этом случае причитающиеся выплаты по субсидии не суммируются ! Законом разрешено подавать заявление на предоставление субсидии тому члену семьи, благодаря которому предоставленная жилплощадь будет выглядеть более привлекательно. Например, это возможно благодаря большей выслуге лет у одного из супругов или положенным ему по определенным причинам дополнительным 15 квадратным метрам.

Законодательством России предусмотрен вид отсрочки на получение жилищной субсидии. То есть при желании, военнослужащий, которому положена данная субсидия, может не оформлять ее сразу, увеличив выслугу своих лет и, соответственно, повысить тем самым количество квадратных метров положенной ему жилплощади в будущем. Естественно, что это фактор, привлекательный для тех семей, которые не тратят большие суммы на проживание в съемном жилье, иначе выгода от затягивания в получении жилищной субсидии будет сомнительна.

Кому положены дополнительные 15 квадратных метров?

Существуют определенные категории военнослужащих, которым могут полагаться дополнительные 15 квадратных метров жилой площади. Согласно вышеприведенного Постановления Правительства РФ от N 76, а также в соответствии со Статьёй 15.1. «Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения» Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», такие права определены для следующих категорий военнослужащих:

  • Командиры воинских частей;
  • Военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации
  • Преподаватели военных ВУЗов (военных кафедр при гражданских ВУЗах);
  • Сотрудники военных научных учреждений, имеющих научные степени;
  • Полковники, генералы, маршалы.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации , военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров .

Планируется, что с 2023 года строительство служебного жилья по заказу Минобороны РФ будет практически полностью остановлено и основным инструментом обеспечения военнослужащих жильем станет военная ипотека, то есть военнослужащие, проходящие службу по контракту, будут обеспечиваться жильем по государственным программам военного ипотечного кредитования.

    ПРОДАЖА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕТРОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

    ВОРОБЬЁВ А.А.,ГЛУХОВ Е.А.

    Менее года назад в своем диссертационном исследовании один из авторов писал:

    «В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность военнослужащего бесплатно составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. С учётом конструктивных и технических параметров квартиры размер общей площади предоставляемых жилых помещений может быть превышен, но не более чем на 9 кв. м в общей сложности (на одинокого гражданина норма предоставления жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза).

    В настоящее время имеют место случаи закупки и получения военным ведомством жилья, общая площадь которого не подходит по размерам для предоставления военнослужащим и их семьям любого состава. Так, квартиры общей площадью от 64 до 68, от 82 до 86, от 100 до 104 кв.м . не могут быть на законных основаниях распределены семьям военнослужащих, сколько бы в них не было человек. Например, квартира общей площадью 65 кв. м. мала для предоставления на семью из четырёх человек и велика для предоставления на семью из трёх человек (даже с учетом допустимого превышения нормы предоставления в 9 кв.м). По закону нельзя предоставить такую квартиру и семье военнослужащего из трех человек, имеющего право на дополнительную общую площадь жилого помещения от 15 до 25 кв.м., т.к. 3*18+(15…25) = 69…79 кв.м (п. 8 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, данные квартиры останутся «мертвым грузом» числиться за военным ведомством либо будут распределены военнослужащим с нарушением закона.

    По словам Министра обороны Российской Федерации А.Сердюкова «рассматривается вопрос предоставления военнослужащему права доплачивать за лишние метры по той же цене, по которой это жильё приобрело Минобороны» . Действительно, 17 февраля 2010 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 305495-5 , ст. 2 которого предписывалось внести изменения и дополнения в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяющие военнослужащим с их согласия оплачивать стоимость превышения общей площади предоставляемого жилого помещения. Однако ко второму чтению в апреле 2010 г. это положение было удалено из законопроекта, несмотря на наличие положительных заключений всех заинтересованных комитетов Государственной Думы.

    Представляется целесообразным вернуться к рассмотрению положений данного законопроекта, что позволит на законных основаниях предоставлять военнослужащим любые имеющиеся в распоряжении военных ведомств жилые помещения» .

    Однако совсем недавно на страницах Интернета автор наткнулся на реализацию своей мысли, приведенной ранее в диссертации. Оказывается, приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1450дсп уже утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения (далее для краткости - Порядок).

    Начнем с положительных моментов - действительно, с конца августа 2011 г. у военнослужащих Вооруженных Сил РФ появилась возможность получить жилье большей площади, чем им положено по закону «О статусе военнослужащих» (ст. 15.1). Причем, судя по отзывам многих военнослужащих, размер доплаты за дополнительные метры со стороны военнослужащего гораздо меньше их рыночной стоимости в данной местности. Таким образом, некоторые военнослужащие могут одновременно и получить гарантированную им от государства жилую площадь, и приобрести дополнительные жилые метры по выгодной цене.

    Кроме того, у Департамента жилищного обеспечения МО РФ появилась возможность распределять т.н. неликвидные квартиры, а само военное ведомство получило возможность не только не оплачивать более содержание таких длительно пустующих квартир, но и получить дополнительные внебюджетные денежные средства за их предоставление от военнослужащих. О том, что такая проблема в настоящее время имеется свидетельствует и выступление заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Н.Федоряка, который заявил о том, что, по последним данным Минобороны, в армии и на флоте невостребованными остаются 33 тыс. квартир, построенные для военнослужащих в различных регионах страны .

    Вместе с тем, кроме вышеприведенных положительных моментов существуют еще целый ряд отрицательных, некоторые из которых приводятся ниже.

    1. Документ, регламентирующий столь важный для многих тысяч военнослужащих вопрос жилищного обеспечения, введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации, без внесения изменений в федеральные законы.

    В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из самого Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Таким образом, Министр обороны Российской Федерации имеет право регламентировать жилищные правоотношения с участием военнослужащих своими приказами, но только в случае наделения его такими полномочиями; при этом такие приказы должны соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня.

    Хотя это и напрямую не указано в законодательстве, но сформировавшаяся судебная практика Верховного Суда РФ признает за руководителем военного ведомства право на издание приказов, регламентирующих порядок жилищного обеспечения военнослужащих. Так, в определении Верховного Суда РФ от 29 марта 2011 г. № КАС11-146 в обоснование данного права имеется ссылка на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Жилищного кодекса РФ.

    Вместе с тем, ни Жилищный кодекс РФ, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства РФ не наделяют Министра обороны РФ правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений.

    Во вступительной части текста приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп указано, что он издан в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и поручением Президента Российской Федерации от 12 января 2011 г. №Пр-76. Однако, как уже было указано выше, в нормативных правовых актах задачи по возложению такой функции на Министерство обороны РФ, автор не усмотрел; что же касается поручения Президента РФ от 12 января 2011 г. № Пр-76, то его авторы ни на сайте Президента России, ни в иных ресурсах сети Интернет найти не смогли, что не характерно для такого рода документов. Однако даже если такое поручение и существует, то оно не обличено в форму Указа, а потому на основании ст. 5 ЖК РФ не может наделить Минобороны России такими полномочиями.

    Немного отвлекаясь от основной темы настоящей статьи, стоит отметить, что на то же поручение Президента России имеется ссылка в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»» в части отмены п. 1 ст. 23 данного закона, в настоящее время запрещающего увольнять нуждающихся в жилье военнослужащих без предоставления жилья без их желания. К слову, данный законопроект появился в сети Интернет в конце октября 2011 г. и получил весьма негативную оценку общественности .

    Но в любом случае, вне зависимости от наличия указанного поручения Президента РФ для осуществления взимания денег с военнослужащих за гарантированное им законом жилье необходимо изменение действующего законодательства, в частности, статей 15 и 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьи 58 ЖК РФ.

    Напомним, что согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета , т.е. без какой-либо доплаты с их стороны.

    Статья 15.1 данного закона содержит четкие указания на размер предоставляемых военнослужащим жилых помещений без указания на возможность отхождения или игнорирования ее норм в каких-либо случаях.

    Пункт 2 статьи 58 ЖК РФ устанавливает единственное исключение из правила о соблюдении нормы предоставления жилой площади - в случае, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

    Таким образом, в настоящее время положения приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп в этой части не соответствуют двум федеральным законам. Возможно, именно поэтому указанный приказ имеет гриф «для служебного пользования», не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и не опубликован для всеобщего ознакомления, а потому в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений.

    2. Утвержденный приказом Минобороны России 2011 г. № 1450дсп Порядок в весьма завуалированной, трудной для восприятия форме повествует о возможности военнослужащим получить жилое помещение сверх установленной законодательством площади. Для этого необходимо «волеизъявление военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения» (п. 2 Порядка). Как видно, разработчики данного приказа не называют денежные средства, уплачиваемые военнослужащим согласно данного приказа, доплатой или оплатой стоимости. Речь в приказе идет о компенсации затрат федерального бюджета.

    В различных словарях термин компенсация толкуется как вознаграждение за что-нибудь, возмещение затрат, понесенных убытков, расходов; вознаграждение за что-либо. Получается, что военнослужащий согласно комментируемого Порядка вознаграждает федеральный бюджет (читай государство) за понесенные им затраты. Однако, во-первых, военнослужащие и без всяких вознаграждений отнесены к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилья. Во-вторых, используя словосочетание «компенсация затрат федерального бюджета» Минобороны России тем самым дистанцируется от непосредственного получения денежных средств, оно как бы не является стороной данных отношений (деньги перечисляются в федеральный бюджет, а не в Министерство обороны). Согласно п. 6 Порядка Департамент финансового обеспечения МО РФ ежеквартально сообщает в ДЖО МО РФ информацию о банковских реквизитах лицевого счета соответствующего администратора доходов федерального бюджета. В реальности же (по состоянию на ноябрь 2011 г.) получателем денежных средств по платежным документам военнослужащих являлись управления финансового обеспечения (УФО) Минобороны России . То есть фактически деньги от такого рода «сделки» поступили именно в Министерство обороны РФ, хотя об этом прямо и не сказано в комментируемом Порядке.

    Возникает вопрос: а действительно является ли оплата и предоставление жилья в большем размере военнослужащему сделкой купли-продажи? Распространяются ли на нее правила гражданского законодательства?

    Исходя из характера военной службы, который предусматривает довольно частые смены места службы и населенных пунктов, повышенную опасность для здоровья, можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих служебных обязанностей . Речь идет о том, что обеспечение военнослужащего жилищем продиктовано, в первую очередь, не в целях повышения его благосостояния и жизненного уровня, а в целях обеспечения условий для качественного и эффективного исполнения им обязанностей военной службы.

    Кроме того, основными методами военного управления являются методы юридического властвования или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления, свойственные административному регулированию отношений. Соответственно, отношениям между военнослужащим, претендующим на жилищное обеспечение, и органом военного управления, являющимся поставщиком данной государственной услуги, также присущ императивный административный характер. В вопросах жилищного обеспечения военнослужащий не выступает в качестве равного субъекта во взаимоотношениях с органами военного управления, а является зависимым от них. Подтверждение не равных, зависимых отношений военнослужащего от органов военного управления, распределяющих жилые помещения, можно обнаружить в материалах судебной практики военных судов по жилищным спорам военнослужащих, где практически все они рассматриваются по правилам глав 23-25 ГПК РФ, как споры, возникающие из публичных правоотношений, а не в исковом порядке.

    Вышеприведенные доводы ставят под сомнение легитимность гражданско-правовых сделок военнослужащих с довольствующими органами по вопросам обеспечения их положенными видами довольствия.

    Таким образом, существующее противоречие между необходимостью распределять имеющиеся в распоряжении ДЖО МО РФ т.н. «неликвидных» по метражу квартир и невозможностью таких действий с точки зрения закона разрешено в пользу целесообразности в интересах Минобороны России.

    Здесь следует отметить, что указанная проблема назрела по вине недальновидных должностных лиц военного ведомства, согласившихся или оформивших документы на закупку (строительство) квартир для военнослужащих, не подходящих по своей площади для обычного распределения, обременительных по оплате за их содержания для самого военного ведомства.

    Выход из сложившегося противоречия видится автору в урегулировании только на законодательном уровне именно вопроса покупки военнослужащими дополнительных метров, по действующему закону им не положенных. Разъясним указанную мысль более подробно на конкретном примере.

    Согласно приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп полковнику N. на семью из одного человека была предложена двухкомнатная квартира в г. Санкт-Петербург общей площадью 55,5 кв.м с доплатой за 12,5 кв.м в размере 553 тысяч рублей . Следовательно, по логике чиновников ДЖО МО РФ, без доплаты полковнику N. была положена квартира общей площадью до 43 кв.м.

    Согласно п. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на одиноко проживающего военнослужащего размер предоставляемой ему жилой площади составляет от 18 до 36 кв.м. А учитывая, что такой военнослужащий в воинском звании полковник, то с учетом положений п. 8 ст. 15 данного закона ему должна предоставляться квартира площадью от 33 до 61 кв.м.

    Таким образом, квартира общей площадью 55,5 кв.м, которую в приведенном выше примере полковник N. приобрел за 553 тысячи рублей могла быть вполне на законных основаниях предоставлена ему бесплатно. Если рассматривать максимально возможную по закону для предоставления полковнику N. площадь жилого помещения как положенный ему вид довольствия, то получается, что военнослужащий заплатил за него свои собственные денежные средства, что, по мнению автора, быть не должно.

    Кроме того, на рассмотренном примере явно видно, что такую квартиру общей площадью 55,5 кв.м можно было на вполне законных основаниях без всякой доплаты предоставить семье военнослужащего из трех человек, не обладающей правом на дополнительную жилую площадь (18*3=54 кв.м+1,5 кв.м. площади конструктивных особенностей квартиры), тем более, что таких нуждающихся в жилых помещениях в г. Санкт-Петербург множество. Но военные чиновники пошли иным путем, решив распределить ту же квартиру с получением денежных средств от нуждающегося в ней военнослужащего.

    Таким способом Министерство обороны решает сразу две задачи: получает дополнительные внебюджетные денежные средства и одновременно сокращает очередь нуждающихся в жилье военнослужащих. Однако поскольку обе указанные цели выгодны военному ведомству, то возникает вопрос о соблюдении при такой процедуре распределения жилья принципа очередности его получения.

    3. По общему правилу, приведенному в п. 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Анализируемый Порядок также регулирует вопросы предоставления жилья по договорам социального найма нуждающимся в получении жилья военнослужащим, однако не ставит данный вопрос в зависимость от времени принятия военнослужащего на учет, т.е. позволяет рассылать предложения о получении жилья с превышением метров и доплатой за них, минуя очередность. Тем самым Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его подразделения могут изменять объём прав нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих в части сроков их предоставления по своему усмотрению. Похоже, на стадии распределения жилья в Вооруженных Силах начинает применяться «принцип генерала Франко: своим - всё, остальным - по закону». В свою очередь, такое положение дел неминуемо повлечет рост коррупционных отношений на данном этапе жилищного обеспечения военнослужащих.

    Проблема еще и в том, что введенная в Вооруженных Силах РФ единая очередь нуждающихся в жилых помещениях де-юре должна предусматривать именно присвоение конкретных номеров состоящим в данной очереди военнослужащим, предоставление жилья следующему военнослужащему только после предложения такого жилья предыдущему военнослужащему, имеющему право на его получение. Де-факто же проверить создание такой очереди и распределение жилья согласно очередности не представляется возможным: на сайте Министерства обороны можно убедиться лишь в нахождении в очереди конкретного военнослужащего, но увидеть его номер в очереди, посмотреть сколько нуждающихся в жилье военнослужащих числятся в той же очереди впереди него нельзя. Указанные недостатки делают такую очередь непрозрачной и заставляют усомниться в распределении жилья согласно очередности, как то предписывает Жилищный кодекс РФ.

    Оппоненты могут возразить, что комментируемый приказ регулирует отношения по предоставлению жилья не только по договорам социального найма, но и в собственность, поэтому соблюдение очередности предоставления жилья не обязательно. Действительно, Жилищный кодекс РФ не предусматривает очередь на получение жилья в собственность, и в этом плане противоречий с законодательством нормы приказа не содержат.

    Однако в Жилищном кодексе РФ имеются другие нормы, по смыслу которых предоставление любого вида жилых помещений без очереди не является законным. Так, в ст. 1 ЖК РФ сказано, что жилищное законодательство основывается в т.ч. на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Граждане, осуществляя жилищные права, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Часть 2 статьи 7 ЖК РФ гласит, что в случае неурегулированности жилищных отношений законом и невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

    Из вышеприведенных положений законодательства следует, что даже при предоставлении жилья военнослужащим в собственность принцип его предоставления по очередности должен соблюдаться.

    4. Что касается оплаты военнослужащим «затрат федерального бюджета» за дополнительные метры, то здесь хотелось бы высветить еще два противоречия такой оплаты законодательству.

    1). Военнослужащий, оплачивая «затраты федерального бюджета», а фактически неположенные ему по закону метры при получении жилья по договору социального найма, не становится их собственником. По общепринятой логике оплата лишних метров жилья должна привести к переходу их в собственность покупателя, но этого не происходит. После оплаты денег в федеральный бюджет не меняется собственник ни квартиры (по договору социального найма) полностью, ни ее части - такая квартира по-прежнему остается в собственности Российской Федерации. Это означает, что часть квартиры как товар даже после внесения платы за него все равно остается в собственности продавца (данная операция через органы Росреестра России не проводится и надлежащим документом не оформляется).

    В этом плане законопроект № 305495-5 2009 года, снятый с рассмотрения Государственной Думой после первого чтения, предлагал более понятный и привычный для обычных граждан вариант, допуская передачу жилья с превышением метража военнослужащим только в собственность.

    2). Определение суммы «затрат федерального бюджета» осуществляется самим Министерством обороны РФ (его подразделениями). Пункт 6 Порядка не содержит каких-либо условий, формул и методик определения стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Вместо этого пункт 6 Порядка лишь определяет, что указанная стоимость определяется на основании некой начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации. Естественно, что начальная цена одного квадратного метра общей площади жилья по конкретному субъекту Российской Федерации и стоимость одного квадратного метра для производства оплаты военнослужащим - это разные понятия, хотя и взаимосвязанные. И как именно начальная цена одного метра жилья по данному субъекту РФ видоизменяется в стоимость одного метра (которую и должен оплатить военнослужащий) комментируемый Порядок не регламентирует. Между тем, стоимость жилья в различных населенных пунктах одного и того же региона РФ варьируется в разы.

    Кроме того, саму начальную единую цену одного квадратного метра жилья по субъекту РФ также устанавливает Министр обороны РФ своим приказом, и анализируемый Порядок также не указывает, каким образом. Таким образом, конкретная сумма, которую предлагается заплатить военнослужащему за предоставление ему жилья свыше установленного законодательством метража, целиком определяется должностными лицами Министерства обороны, а порядок ее подсчета не прозрачен и не доступен для военнослужащего. Более того, исходя из нормы пункта 6 Порядка, Министр обороны может изменять начальную цену уже построенного объекта недвижимости, следовательно, уже оплаченного, ежеквартально, опять таки, без каких-либо дополнительных условий, что также свидетельствует о широте дискреционных полномочий Минобороны России и коррупциогенности данного Порядка.

    Логичнее было бы определять цену квадратного метра превышения предоставляемого жилья по закупочной цене для Минобороны России, что было бы более понятным, прозрачным и доступным для восприятия военнослужащих. Иначе можно предположить, что Минобороны перепродает закупленные им метры по более высокой цене, что относится уже к предпринимательской деятельности, не свойственной военному ведомству.

    Однобокость подхода Минобороны России в вопросе введения товарно-денежных отношений при обеспечении военнослужащих жильем проявляется в следующем. Приказом Минобороны России 2011 г. № 1450дсп установлена оплата превышения метража в предоставляемом ему жилом помещении со стороны военнослужащего, но ни одним правовым актом не установлена компенсация из федерального бюджета военнослужащим, дающим согласие на получение жилых помещений меньше установленной законодательством нормы, что однозначно приводит к экономии бюджетных средств.

    Предполагаемая стоимость оплаты за лишние метры также является скрытой. Из анализа пункта 4 Порядка следует, что военнослужащий заблаговременно уведомляет ДЖО МО РФ о своем желании «компенсировать затраты федерального бюджета», не зная сумму этих т.н. затрат. Как уже указывалось выше, размер оплаты устанавливают должностные лица Минобороны России, этот размер не постоянный и меняется как с течением времени, так и в зависимости от иных неизвестных военнослужащим обстоятельств. Таким образом, военнослужащий заранее соглашается оплачивать неизвестную ему сумму.

    Кроме собственно неопределенных «затрат федерального бюджета» военнослужащий заранее соглашается и на оплату неизвестных для него затрат кредитных учреждений (тоже заранее неизвестных военнослужащему) по переводу денежных средств.

    Впоследствии при получении от Департамента жилищного обеспечения МО РФ предложения о распределении военнослужащему жилого помещения с превышением метража и оплате «затрат федерального бюджета» у такого военнослужащего может просто не хватить денежных средств на эти цели. Ведь единственным источником дохода для военнослужащего может быть только его денежное довольствие, которое в настоящее время совсем не велико. В этом случае будет зафиксирован отказ военнослужащего от получения предложенного жилья, что в последующем может трактоваться как злоупотреблением военнослужащим своим правом.

    Некоторая путаница возникает и при применении пункта 10 Порядка, в котором говорится, что жилье с дополнительно оплаченными метрами предоставляется военнослужащим, оплатившим «затраты федерального бюджета», в соответствии с приказом Минобороны России 2010 г. № 1280 либо постановлением Правительства России 2011 г. № 512 . Вместе с тем, ни приказ Минобороны России 2010 г. № 1280, ни постановление Правительства России 2011 г. № 512 не допускают предоставление военнослужащим жилья с превышением норм предоставления, установленных федеральным законом. Указанное обстоятельство является очередным коррупциогенным фактором, содержащимся в данном порядке.

    Да и само предложение военнослужащему участвовать в покупке дополнительных метров в предлагаемой квартире также является, по мнению авторов, коррупциогенным фактором в виде использования широких дискреционных полномочий. Как указано в пункте 4 Порядка, военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Приведенная формулировка Порядка означает, что военнослужащему может быть и не предоставлено такое жилое помещение, и даже не предложен вариант получения жилья с превышением метража. Принятие или непринятие решения о предложении военнослужащему получить жилое помещение сверх нормы, установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» целиком зависит от специализированных организаций Минобороны России (Департамента жилищного обеспечения МО РФ и его структурных подразделений), причем без установления каких-либо условий принятия таких решений: кому предлагать, а кому - не предлагать.

    Другой коррупционный фактор - выборочное изменение объема прав - проявляется в пункте 3 Порядка в части регламентации вопросов конкретного размера превышения предлагаемой военнослужащим квартиры (дома). Порядок указывает, что размер превышения не должен превышать 18 кв.м общей площади жилого помещения, что означает варьирование любым размером превышения от 0,001 кв. м до 18 кв.м. целиком по усмотрению должностных лиц ДЖО МО РФ. Здесь же в качестве еще одной составляющей данного коррупционного фактора следует отметить, что пункт 3 Порядка умалчивает, входят ли в размер превышения общей площади жилого помещения, подлежащей доплате, установленный п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 9 метров конструктивных особенностей жилого помещения, предоставляемых до издания приказа Минобороны России 2011 г. № 1450дсп бесплатно.

    В завершении настоящего повествования отдельно хотелось бы остановиться на отсутствие прозрачности информации по вопросу доплаты военнослужащими за жилье с превышением метража. Сам приказ Минобороны России 2011 г. № 1450дсп носит гриф «для служебного пользования», потому не размещается в сети Интернет и на сайте Минобороны. Вопросы ценообразования суммы доплат также не носят открытый характер. Более того, сама очередь нуждающихся в жилье по договорам социального найма военнослужащих не является доступной ее участникам-военнослужащим. А из ст. 1 Порядка следует, что данный документ вообще не регламентирует вопросы с участием военнослужащих, а лишь определяет взаимодействие органов военного управления между собой.

    Указанные факторы в совокупности позволяют манипулировать очередностью и жилыми помещениями, предназначенными для распределения военнослужащим. Поэтому полагаем целесообразным указанные в настоящей статье недостатки правового регулирования учесть при рассмотрении вопроса об изменении законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих аппаратом Государственной Думы.

    Право в Вооруженных Силах. 2012 № 1

    Библиография

    1. Глухов Е.А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс…. канд. юрид. наук. М. 2011.

    2. Синица А.А. Организационно-правовые вопросы обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей квартирным довольствием: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.

    3. Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация: Учеб. М., 1998.


    Цифровые значения площади квартир здесь указаны в виде целых чисел для упрощения расчетов и экономии места, но автор имел в виду и указанные цифровые значения с десятыми и сотыми частями метров. Указанные значения могут быть не верны в случаях предоставления жилья семьям военнослужащих, члены которых страдают тяжелой формой хронических заболеваний, либо героям России и Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы. Однако такие случаи редки и являются исключением из общего правила.

    Проект федерального закона № 305495-5 «О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесен в Государственную Думу 25.12.2009.

    Глухов Е.А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс…. канд. юрид. наук. М. 2011. С. 190.

    Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" // Рос. газ. 2010. 29 октября.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" // Рос. газ. 2011. 8 июля.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.