Все, что написано в законодательных актах Российской Федерации, к какой бы области права они не относились, обязательно для исполнения всеми гражданами нашей страны. Налоговый кодекс не является исключением: все граждане и организации должны неукоснительно соблюдать его требования и не допускать бездействия там, где предусмотрены активные и своевременные обязательства.
Проанализируем в данной статье.
Давая гражданам круг обязательств и запретов, именуемых законами, государство четко очерчивает те факторы, которые выходят за эти рамки, то есть являются правонарушениями.
В ст. 106 Налогового кодекса дана достаточно строгая дефиниция налогового правонарушения. Оно представляет собой действие или бездействие, совершенное налоговым агентом, налогоплательщиком или другим лицом, признанное виновным и подлежащим ответственности согласно Федеральным Законам:
В главе 16 НК РФ приведены виды НП, а также категории лиц и/или организаций, которые могут быть привлечены к ответственности за каждый конкретный тип НП. П.6 ст. 108 НК РФ совместно со ст. 49 Конституции России утверждает принцип презумпции невиновности, в том числе и в сфере налоговых нарушений.
Ст. 114 НК РФ дает определение налоговой санкции, накладываемой за совершение некоторых типов НП, – это степень ответственности за совершенное виновное деяние (действие или бездействие), связанное с налоговой сферой.
СПРАВКА! За налоговые нарушения могут быть установлены разные типы ответственности. За административную отвечает КоАП РФ (статьи 15.3 – 15.9 и 15.11); если за нарушение Налогового кодекса предусмотрена уголовная ответственность, она наступает в связи с данными гл. 22 УК РФ.
Признаки, легитимные с точки зрения действующих нормативных актов, логически вытекают из определения, приведенного в тексте Налогового кодекса РФ.
Эти признаки характерны для всех НП, тогда как каждому конкретному нарушению присущ индивидуальный состав, обуславливающий особенности санкций за него.
Чтобы правильно определить меру ответственности, необходимо отличать различные типы НП, выделяемые в зависимости от:
Объект Налогового кодекса, по отношению к которому может быть допущено противоправное деяние, позволяет выделить такие виды НП:
Направленность и особенности допущенного действия или бездействия определяют его принадлежность к одному из следующих типов:
Правонарушения могут быть связаны с различными налоговыми сферами деятельности:
Субъектом налогового правонарушения может быть:
Дифференцируя меру опасности совершаемого налогового правонарушения, выделяют такие его виды:
Виновное деяние, касающееся налоговой сферы, может быть подотчетно различным отраслям права.
1. Налоговые преступления , ответственность за которые предусматривает Уголовное право. Самые серьезные из НП, несущие негативные последствия для государственной финансовой системы и угрозу ее функционированию:
К СВЕДЕНИЮ! Имеет значение масштаб НП – для преступления оно должно быть совершено в крупном либо особо крупном размере.
Наказать за уголовное преступление могут следующими санкциями:
ВНИМАНИЕ! Поправка в ФЗ № от 29 декабря 2009 года позволяет избежать уголовной ответственности тем, кто допустил нарушение впервые, если он искупил свое деяние полным возмещением недоимок.
2. Налоговые проступки – нарушения, в которых нет признаков налогового преступления, квалифицируемые самим Налоговым кодексом РФ или Административным кодексом. Это могут быть такие НП:
Наказания за подобные проступки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, заключаются в основном в денежных штрафах, размер которых исчисляется в зависимости от суммы недоимок или ущерба.
Нельзя привлечь к ответственности за НП человека или организацию, если вина не доказана соответствующим компетентным органом. Свою невиновность доказывать никто не обязан, доказательству подвержена исключительно вина. Если сомнения неустранимы, их нужно трактовать в пользу обвиняемой стороны. Совершенно исключают вину такие факторы:
Если для лица или организации характерны один или несколько следующих факторов, ответственность за совершение ими НП может быть несколько смягчена:
ВАЖНО! Органы, принимающие решение относительно НП, могут расширять список смягчающих или снимающих вину обстоятельств.
Санкции за нарушение могут быть усилены, если в отношении лица, допустившего противоправное деяние, установлены такие обстоятельства:
Налоговое правонарушение , согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) , за которое НК РФ установлена ответственность.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как , так и в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста . Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
Различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.
Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.
Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является . Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.
НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность . Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.
Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны .
Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:
Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность.
Субъективная сторона налогового правонарушенияЮридическая вина в форме умысла или неосторожности.
Субъект налогового правонарушенияЛица, совершившие правонарушение:
Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:
(кредитная организация выступает в качестве особого субъкта правонарушения).
Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция , которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).
Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.
Если в ходе камеральной или выездной выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.
Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:Представленный в статье перечень обстоятельств , также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым . Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.
Лицо не может быть привлечено к отвественности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Лицо не может быть привлечено к ответсвенности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:
В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.
Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.
Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения . В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.
Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях с 116 по 135 и статья 75.
Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплателыцику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).
В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.
Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность — общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.
Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:
Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).
За совершение налоговых правонарушений предусмотрена также в 22 главе Уголовного кодекса — «Преступления в сфере экономики».
Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 1 января 2010 года. В результате этих изменений произошел вывод из уголовной сферы части норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.
Четыре статьи Уголовного кодекса, устанавливают уголовную ответственность за налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2).
Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях — учредители.
К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:Согласно ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:
При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:
Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.
Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление , предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа .
Статья 199 УК РФ также рассматривает уклонение от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, но касаемо организаций. Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается:
Статья 199.1. устанавливает ответственность налогового агента за неисполнение им в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.
Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:Согласно ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается:
Факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно п. 2 ст. 14 УК РФ, не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и Административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется. Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения к уголовной ответственности.
"Бухгалтерский учет", N 11, 1999
Постановление Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда от 11 июня 1999 г., а затем изменения в Налоговом кодексе РФ (Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ) позволили ответить на многие вопросы и разрешить споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, накопившиеся за полгода практики привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий разный подход к применению ответственности по Налоговому кодексу. В ходе проверки, проведенной налоговой инспекцией в первом квартале 1999 г., было установлено занижение прибыли за 1996 г. в сумме 262 294 руб., в результате организацией не уплачен налог на прибыль в сумме 91 803 руб. Поскольку в соответствии с п.5 ст.114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой, налоговая инспекция при обращении с иском в арбитражный суд просила привлечь к ответственности за нарушение налогового законодательства в виде:
При этом налоговая инспекция обосновывала свою позицию со ссылкой на п.3 ст.5 НК РФ о смягчении ответственности в связи с тем, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. До 1 января 1999 г., до вступления в действие Налогового кодекса, была бы применена ответственность по пп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" в виде взыскания суммы заниженной прибыли и штрафа в той же сумме, по пп."б" - штраф в размере 10% от суммы налога, т.е. в суммовом исчислении штрафные санкции были бы значительно больше.
Анализируя правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности, арбитражный суд указал следующее. Пунктом 3 ст.120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа с организаций в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти действия повлекли занижение дохода. Аналогичное налоговое правонарушение было предусмотрено пп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991, за совершение которого была установлена ответственность в виде штрафа в размере 10% от начисленных сумм налога.
Ответчик совершил налоговое правонарушение в 1996 г., т.е. в период, когда действовал Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающий для ответчика по налогу на прибыль более мягкую ответственность по сравнению с санкцией, установленной п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ. Соответственно, истцу при вынесении постановления в части взыскания с ответчика штрафа по налогу на прибыль за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение дохода, необходимо было руководствоваться не п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ, а пп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика за указанное налоговое правонарушение, составляет 9180 руб. 30 коп., а не 15 000 руб., как полагает налоговая инспекция.
По тем же основаниям не подлежит взысканию с ответчика штраф в размере 5000 руб. за нарушение правил составления налоговой декларации, так как ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации впервые была установлена ст.121 Налогового кодекса РФ. Ответчик же совершил указанное правонарушение в 1996 г., т.е. до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ. Поскольку налоговое законодательство, действовавшее в 1996 г., не предусматривало ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации, законных оснований для взыскания с ответчика штрафа за указанное правонарушение нет. Данный вывод был сделан судом в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" и п.3 ст.5 Налогового кодекса РФ. Этот пример приведен из практики арбитражного суда Орловской области.
При решении вопроса о применении ответственности за занижение прибыли, имевшее место до 01.01.1999, налоговая инспекция правомерно исходила из того, что указанное налоговое правонарушение, если оно привело к неуплате или неполной уплате сумм налога, подпадает под действие ст.122 Налогового кодекса. Как указано в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.07.1999, учитывая, что ст.122 Кодекса установлена более мягкая ответственность по сравнению с той, которая была предусмотрена пп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, решая вопрос о применении ответственности за данное правонарушение, имевшее место до 1 января 1999 г. и повлекшее неуплату или неполную уплату налога, судам необходимо руководствоваться ст.122 Кодекса.
Необходимо отметить, что в настоящее время анализируемые нормы об ответственности (п.4 ст.ст.120 и 121 НК РФ) исключены из новой редакции Кодекса.
В связи с этим обратим внимание на следующие обстоятельства. По состоявшимся решениям налоговых органов по результатам проверок соблюдения налогового законодательства, решениям арбитражных судов или судов общей юрисдикции (принятых в отношении физических лиц), частично или полностью не исполненным по состоянию на 18.08.1999 (если речь идет о привлечении к ответственности по п.4 ст.ст.120, 121, 127), взыскание ранее наложенных финансовых санкций не может быть произведено. Как отмечено в указанном Постановлении от 11 июня 1999 г., в том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Основами за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная Кодексом. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.
Госналогинспекции
В соответствии с п.1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.
Налоговая санкция взыскивается за каждое налоговое правонарушение в отдельности (т.е. большая по размеру не вытесняет меньшую). Если виновным совершено несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размер штрафа определяется положениями НК РФ в твёрдой сумме или в % от определённой величины. Штраф может быть уплачен добровольно; в противном случае – взыскан в принудительном порядке только по решению суда, вступившего в законную силу. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции в соответствии с п.1 ст.115 НК РФ не должен превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок не подлежит восстановлению (пресекательный). С 2007 года пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.
За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен уплатить пени (ст. 75, 133 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит её к способу обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов.
Ст. НК РФ | Вид правонарушения | Размер штрафа |
1. Нарушения организационного порядка | ||
п.1 ст. 116 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 5 000 руб. |
п.2 ст. 116 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | 10 000 руб |
п.1 ст. 117 НК | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимат. без постановки на учет в налоговом органе | в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 |
п.2 ст. 117 НК | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | в размере 20% от доходов, но не менее 40 000 |
п.1 ст. 118 НК | Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке | 5 000 руб |
п.1 ст. 119НК | Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 5%суммы налога, подлеж. уплате за кажд. полный или неполн.месяц но не более 30% и не менее 100 рублей. |
п.2 ст. 119НК | Непредставление налогоплательщиком в течение более 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 30% суммы налога, подлеж.уплате на основе декларации, и 10% за кажд. ме-сяц нач. со 181 дня. |
2 Грубое нарушение налогового производства | ||
п.п.1,2 ст.120НК | Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения | 5 000руб-если в од-ном налог. перио-де;15 000 руб.- если более одного пер. |
п.3 ст.120НК | Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, если они повлекли занижение налоговой базы | 10% от суммы не-уплаченного нало-га, но не менее 15000 рублей. |
п.п.1,3 ст.122НК | Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий | 20% от неупла-ченной суммы 40% - за умышленные |
ст.123 НК | Невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога | 20% от суммы, под-лежащей перечисл. |
3. Налоговые нарушения со стороны банков | ||
п. 1 ст. 132 НК | Открытие банком счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату, без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе (или приостановке счетов) | 20 000 руб. |
п. 2 ст. 132 НК | Несообщение налоговому органу об открытии или закрытии счёта организации, предпр., нотариусу, адвокату | 40 000 руб. |
ст. 133 НК | Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога | 1/150 ставки ре-финансирования банка, не более 0,2 % за 1 д. просрочки |
ст. 134 НК | Неисполнение банком решения о приостановлении операции по счетам | 20% от суммы пе-речисленной в оче-рёдности, но не бо-лее суммы задол-женности (нет -10 000) |
п. 1 ст. 135 НК | Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, сбора, пени, штрафа | 1/150 ставки ре-финансирования банка, не более 0,2% за день |
п. 2 ст. 135 НК | Создание ситуации отсутствия денежных средств на счёте налогоплательщика, в отношении кого поручение в банке | 30% от непоступившей суммы. |
ст. 135.1 НК | Непредставление банком справок о наличии счетов или преставление с нарушением сроков. | 10 000 руб |
4. Прочие налоговые нарушения | ||
ст. 125 НК | Несоблюдение порядка распоряжения имущества, на которое наложен арест | 10 000 руб. |
П.1 Ст. 126 НК РФ | Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законом | 50 рублей за каж-дый непредстав-ленный документ |
П.2 Ст. 126 НК РФ | Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы | 5 000 руб. |
Ст. 128 НК РФ | Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин; отказ свидетеля от дачи показаний, равно дача заведомо ложных | 1 000 рублей неявка, уклонение от явки 3 000 руб.- отказ, ложные показание |
П 1,2 Ст. 129 НК РФ | Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода | 500 рублей отказ, уклонение от явки 1 000 руб.- дача заведомо ложные заключения |
П 1,2 Ст. 129.1. НК РФ | Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений налоговому органу | 1000 рублей; 5000 рублей - повторно в течение календарного года |
Ст. 129.2. НК РФ | . Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса, либо порядка регистрации | штрафа в трехкрат-ном размере ставки налога; шестикратном размере - более одного раза |
4. Административная ответственность
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами (п.4 ст.108 НК РФ).
Административная ответственность одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения, в соответствии с КоАП.
Этот вид ответственности предусматривает уплату штрафа. Отдельные налоговые правонарушения наказуемы как в рамках НК РФ, так и в рамках КоАП РФ. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организаций за допущенные налоговые правонарушения, указанные в КоАП РФ. В этом случае они имеют право составить протоколы о выявленных ими нарушениях. Полномочия по наложению административных штрафов с виновных относятся к компетенции районного или мирового судьи. КоАП установлены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых правонарушений за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Ст. 14.5 КоАП. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -
Штрафа: на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.
Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
Осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
штраф на должностных лиц от 4 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Ст. 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
П.1 срока подачи заявления о постановке на учет
Штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
П.2 - срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе
Штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей (за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Ст. 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации
непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Ст. 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
п.1. Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде,
Штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
На должностных лиц - от 300 до 500 рублей.
п. 2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде
Штраф от 500 до 1 000 руб.
Ст. 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
п.1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
Штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.
п.2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица
Штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Ст. 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)
Штраф на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей.
Ст.15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам
Штрафа на должностных лиц в размере 2 000 до 3 000 рублей.
Ст. 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда
Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат
Штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
На юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
5. Уголовная ответственность
Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства предусмотрена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки преступления.
УК РФ предусматривает следующие виды ответственности за налоговое преступление.
Ст. 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
ч.1. уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершённое путём непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
В этом случае лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
ч.2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. (старое)
С 1 января 2010 года, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и пеней, а также сумму штрафа в соответствии с НК РФ.
Причём теперь в отношении обвиняемого не может применяться мера пресечения – заключение под стражу.
ПРИМЕЧАНИЕ (2010 ГОД) 1. Крупным размером признаётся сумма налогов (сборов), в пределах 3-х финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов. Либо превышают 1 800 000, в особо крупным размером – сумма составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 3 000 000, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 9 000 000 руб.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило сумму недоимки и пеней и штрафа.
Ст.199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
ч.1 уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Причём это уклонение должно быть квалифицировано как совершенное в крупном размере, (Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей.
Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие документы. Наказание за данное преступление - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух 2,5 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 миллионов рублей.
ПРИМЕЧАНИЕ (2010 ГОД) 1. Крупным размером к ст. 199 и ст. 199.1 признаётся сумма налогов (сборов), в пределах 3-х финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышают 6 000 000, в особо крупным размером – сумма составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 10 000 000, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 руб.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 или ст. 199.1 освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило сумму недоимки и пеней и штрафа.
Ст. 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
ч.1 уголовная ответственность наступает за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), если оно совершено в крупном размере.
Данное деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч. 2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершённое собственником, руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере.
Данное деяние наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.
В частности, к ним относятся:
ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:
Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.
Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:
К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:
Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.
К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.
Так, иск подается:
В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:
К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:
Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.
Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.
Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.
За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.
В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.
Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.
Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.
В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.
Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.