Бухгалтерский учет бюджетных учреждениях ведется. Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

С 1645 года имеются сведения о существовании городских смет, но правил по их отчетности не было.

Приказы собирали деньги, расходовали, их остатки находились в Приказах. Если был дефицит, то занимали у другого Приказа. Гласность о состоянии финансовых дел Приказа не допускалась. С 1802 года образовалось Министерство финансов. Стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров, но общих правил не существовало.

В 1811 году был издан «Наказ Министерства финансов». В его основу положен план финансов. В нем расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние, бесполезные. По «Наказу» к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме. Министерство финансов составляло сводную смету, вносило ее в Государственный совет, а Государственный совет представлял на утверждение Государю.

Недостатки правил «Наказа» и отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим Министерство финансов командировало в Западную Европу специальную комиссию для изучения бюджетного дела. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года».

Эти Правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним, разграничения постоянных и временных расходов, специальных расходов по основным направлениям.

Для утверждения сметы данные за отчетный период должны были быть представлены в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к п равилам, которое предусматривало строгое разделение доходов и расходов на параграфы и статьи. Бюджетные п равила от 8 марта 1906 года предоставили Министерству финансов право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной думы и Государственного совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего знака. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заем заключался без согласия Государственной думы.

С 1917 года можно выделить следующие этапы.

Первый этап. 1917–1938 гг. – становление бюджетного учета, характеризуется ведением его по простой системе. Учет регламентировался и нструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений (1923 г.), и нструкцией по ведению учета по простой системе (1927 г.), и нструкцией о бухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР (1932 г.). Текущий учет осуществлялся по трем планам счетов:

· для учета операций по исполнению сметы расходов по бюджету;

· для учета операций по внебюджетным средствам;

· по учету операций в неуставных подсобных хозяйствах.

Второй этап. 1939–1955 гг. – внедрение двойной системы учета.

4 ноября 1938 года – Инструкция по БУ по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

11 ноября 1938 года утверждена и нструкция по БУ по двойной системе учета в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах.

Согласно указанным и нструкциям БУ велся по двойной или простой системе в зависимости от объема работы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В 1938 году утвержден единый план счетов, содержащий перечень счетов, необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобные хозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами, установленными для учета основной деятельности предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения стали составлять 2 баланса.

Третий этап. 1955–1987 гг. – унификация учета:

· в 1955 году Министерство финансов СССР утвердило п оложение о бухгалтерских сметах и балансах в учреждениях, организациях, состоящих на государственном бюджете СССР. Оно определяло права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценки их статей и другие вопросы. Изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам.

· в 1958 году Министерство финансов СССР утвердило методические указания.

Четвертый этап. 1988 год – усовершенствование.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется бухгалтерской службой как самостоятельным структурным подразделением, которое находится под руководством главного бухгалтера. При отсутствии самостоятельной службы учет может вестись бухгалтером, имеющим права главного, а также централизованной бухгалтерией. Данная структура создается по отраслевому признаку в бюджетных организациях и осуществляет учет исполнения смет бюджетных расходов, а также использование внебюджетных, целевых и иных средств.

Бухгалтерия, осуществляющая учет в бюджете, имеет следующие обязанности:

Ведение учета должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Должен выполняться предварительный контроль над соответствием объемов ассигнований по заключаемым договорам, предусмотренным расходной сметой или лимитом бюджетных обязательств, а также производиться правильное и своевременное оформление учета и законность совершения операций.

Бухгалтерия обязана контролировать экономное и правильное расходование средств по утвержденным сметам расходов и доходов, контролировать сохранность имущества в местах его эксплуатации и хранения.

Производить выплаты и начисления зарплаты персоналу, а студентам, учащимся и аспирантам - стипендий в установленные сроки.

Своевременно проводить расчеты, которые возникают в период исполнения с физическими и юридическими лицами.

Вести бухучет в бюджете по использованию внебюджетных средств.

Контролировать использование доверенностей, выданных для получения товарных и материальных ценностей.

Производить инвентаризацию финансовых обязательств и имущества, правильно и своевременно определять и отражать в бухучете результаты инвентаризации.

Проводить с материально ответственными лицами инструктажи по вопросам сохранности, отчетности и учета ценностей, которые находятся у них на ответственном хранении.

Применять современные средства автоматизации, составлять и представлять в установленном порядке налоговую и бухгалтерскую отчетность в предусмотренные сроки.

Составлять сметы бюджетных расходов, а также планировать расходы и доходы по внебюджетной деятельности.

Подбирать и систематизировать нормативные правовые акты по вопросам отчетности и учета.

Хранить документы, регистры бухучета, отчетность, а также расходные сметы и расчеты на бумажных и машинных носителях.

Осуществляя бухучет в бюджете, обязанности между специалистами распределяют по функциональному признаку. Каждая группа работников (отдельный специалист) закрепляется за определенным участком работы. В бухгалтерии может быть создана финансовая, материальная группа, по расчетам с персоналом и др.

Бухучет в бюджете имеет свои организационные особенности. Количество работников зависит от уровня автоматизации и от объема выполняемых учетных работ, закрепляется и утверждается руководителем.

Должна предоставлять руководителям организаций, обслуживание которых она осуществляет, сведения о сметах по бюджету и внебюджетным средствам, об их целевом использовании, а также о других источниках получения средств.

Находящиеся в составе организации структурные подразделения должны своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы, чтобы можно было вести бухучет в бюджете. Это копии распоряжений, которые относятся к исполнению сметных расходов, договоры, счета, авансовые отчеты, акты выполненных работ, накладные, документы по списанию имущества.

Все работники обязаны выполнять требования главного бухгалтера по предоставлению необходимых для бухгалтерии документов и соблюдать порядок их оформления.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

    организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

    контроль исполнения сметы доходов и расходов;

    переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

    выделение в учете кассовых и фактических расходов;

    отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

    формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

    формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

    обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

    обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные документы

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

    Бюджетный учет: подробности для бухгалтера

    • Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

      Сектора При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01 ... отчеты: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110 ...

    • Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

      В области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок. ... отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и... используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в... записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета. Проверяющими в ходе контрольных...) учреждениями процедур ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В следующем номере журнала продолжим...

    • Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

      Изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) ... постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого... стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться...

    • Порядок бюджетного учета огнетушителей

      Огнетушителей? Вопрос: Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому... огнетушителя. В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо... и введены в эксплуатацию. В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов: Содержание... по содержанию имущества» КОСГУ. В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом... факту выполнения соответствующих работ. В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи: Содержание...

    • Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета

      Сооружений – предметов лизинга». Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при... с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов... по иным доходам». Новые проводки бюджетного учета! Начисление дохода от аренды имущества...

    • О бюджетном учете объектов нефинансовых активов при проведении капитального ремонта

      Лиц». Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных...

    • Изменения номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета, начиная с 2017 года

      Законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с... законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с...

    • Анализ изменений, внесенных в Инструкцию № 191н

      ...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Сама форма по-прежнему включает... , учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года... прошлых лет в части ведения бюджетного учета, пересчетом показателей отчетности в связи...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Обращаем ваше внимание, что показатели...

    • Обзор изменений в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

      С учетом изменений показателей бухгалтерского (бюджетного) учета (балансовых, забалансовых) на... по соответствующим счетам бухгалтерского (бюджетного) учета на начало отчетного финансового... с правилами ведения бухгалтерского (бюджетного) учета подлежат закрытию при завершении... 0503173). Показатели соответствующих счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, отражаемые в отчетах (сведениях) ... коррективы в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях...

    • Применение ФСБУ «Запасы»

      Приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов... (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться... стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных... запасов Номер счета, применяемого в бюджетном учете Медикаменты и перевязочные средства – иное... п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно...

    • Нефинансовые активы: скорректированы бухгалтерские записи

      Земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их... на подстатью 199 Принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной... стоимости на дату принятия к бюджетному учету. Вложения в нефинансовые активы Согласно...

    • Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

      Что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в... Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной... . Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании...

    • Особенности составления бюджетной отчетности за полугодие и девять месяцев

      И (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей... принудительного изъятия») План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты... Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций... Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований... учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 ...

    • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

      Бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных... ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых... «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В... порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей... нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных...

    • Командирование работников в 2019 году: какие новшества учесть?

      ... ] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от...