Порядок досудебного урегулирования налоговых споров. ФНС: Досудебный налоговый аудит поможет сохранить репутацию и деньги

66 Свердловская область

Дата публикации: 02.10.2012

Издание: Статус
Тема: досудебный аудит в налоговых органах
Источник:  

В России уже имеется опыт досудебного разрешения налоговых споров. В частности, институт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых проверок появился в 2009 году. Сегодня наша собеседница - Ольга Юрьевна Голендухина , начальник отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Свердловской области.

- Ольга Юрьевна, расскажите, чем занимается возглавляемое Вами подразделение.
- Отделы досудебного налогового аудита в налоговых органах, осуществляя рассмотрение заявлений, жалоб налогоплательщиков, оценивают обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера на предмет законности и обоснованности.
При этом система досудебного аудита является достаточно независимой и объективной и не допускает формального, поверхностного рассмотрения жалоб, поскольку при их рассмотрении учитывается сложившаяся судебная практика, как в регионе, так и в целом по России. Особое внимание уделяется Постановлениям Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам.
По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

- Какие преимущества имеет процедура досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщиков?
Во-первых, предусмотрен упрощенный порядок подачи апелляционной жалобы. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.
Во-вторых, жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.
Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.
На практике, налоговый спор в арбитражном суде может затянуться на срок более года, в то время как статья 140 Налогового Кодекса РФ предусматривает продление месячного срока рассмотрения жалобы в подразделении налогового аудита не более чем на 15 дней.
Еще одно немаловажное преимущество по сравнению с судебным разбирательством - это безвозмездный способ урегулирования спора. Так, рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, установлена госпошлина: для физических лиц - 200 руб., для организаций - 2000 руб.
Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.
Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков.
Налогоплательщик, признав факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.
Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.
В целом, в результате деятельности подразделений досудебного аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений.Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.

- Ольга Юрьевна, в средствах массовой информации широко обсуждается, что в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, порядок досудебного рассмотрения споров требует своего развития. Расскажите, какие изменения ожидают налогоплательщиков.
- Министерством финансов РФ согласован законопроект, предполагающий внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ. Основные предложения касаются процедуры урегулирования налоговых споров.
Например, обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налогового органа, действий или бездействий их должностных лиц.
Такая практика позволит ускорить разрешение всех налоговых споров, существенно разгрузить суды, минимизировать расходы налогоплательщиков на урегулирование налоговых конфликтов, оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.
Еще один вопрос - изменение сроков обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), действий и бездействий налоговых органов.
Сроки обжалования налогоплательщиками на сегодняшний день различаются в зависимости от категории жалобы.
Для обжалования не вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) законопроектом предлагается увеличение срока на подачу апелляционной жалобы с 10 дней до одного месяца (срок рассмотрения жалобы – также 1 месяц).
Для обжалования других актов налогового органа ненормативного характера, действий и бездействий, предлагается предоставить возможность урегулирования споров в досудебном порядке в течение года, установив при этом сокращенный срок рассмотрения таких споров – 15 дней.
Категория жалоб, на которые на сегодняшний день не распространяется досудебный порядок обжалования, носят характер устранения неточностей и ошибок. С целью оперативного разрешения налоговых споров по данным категориям жалоб и предлагается сократить срок для рассмотрения жалоб с одного месяца до 15 дней.
Важное значение имеет возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу РФ решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вступивших в силу.
Законопроектом предлагается ввести особую инстанцию обжалования – ФНС России только для решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Это приведет к единообразному подходу налоговыми органами в целом по России к вопросам оценки доказательственной базы, ее достаточности.
Подача жалобы в ФНС России не будет исключать право на подачу заявления в суд, а станет основанием для приостановления рассмотрения аналогичного спора в арбитражном суде.

- Что предполагается сделать для упрощения процедуры подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобе?
- Закрепить в Налоговом кодексе РФ требования к структуре и содержанию жалобы, общие для всех видов жалоб.
С целью дальнейшего совершенствования процедуры досудебного рассмотрения споров, автоматизации процесса подготовки документов (решений), их анализа также предлагается определить в НК РФ основные требования к решению по жалобе. Предлагается ввести правило оценки дополнительных документов при подаче апелляционной жалобы, а бремя доказывания невозможности представления таких доказательств налоговому органу при вынесении решения возложить на налогоплательщика. Это будет стимулировать налогоплательщика представлять все документы, подтверждающие его позицию, на этапе вынесения решения по налоговой проверке.
В законопроекте предлагается предусмотреть два условия, при которых необходимо приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы, – в случаях представления дополнительных документов, которые необходимо оценить вышестоящему налоговому органу, а так же в случаях возникновения споров в отношении расчетов и т.п.
Процедура должна инициироваться по ходатайству налогоплательщика. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что налоговым органом допущены ошибки и что отраженные в его решении данные не соответствуют фактическим обстоятельствам, он вправе пригласить лицо, подавшее жалобу, для разрешения фактических обстоятельств. По результатам такой процедуры налогоплательщик вправе отозвать жалобу. Выясненные обстоятельства налоговый орган учтет при принятии решения по жалобе.
Конечно, рано судить, будут ли в полном объеме реализованы предложения законопроекта, однако, с уверенностью можно сказать, что его целью является возможность оперативно и самостоятельно восстанавливать нарушенные права и законные интересы налогоплательщиков.

В начале 2011 года подразделения налогового, или досудебного аудита отмечают свой первый юбилей – пять лет с момента их структурного образования в системе налоговых органов. О задачах, проблемах, особенностях работы и перспективах этих подразделений мы беседуем с начальником отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Московской области Н.А. Золототрубовой .

Наталья Алексеевна, каковы результаты работы отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Московской области за прошедшие пять лет? Снизилось ли количество обращений в суды со стороны налогоплательщиков региона?

Создание подразделений досудебного аудита было вызвано рядом причин. А именно: необходимостью улучшить качественную составляющую работы налоговых органов в целом, исключить внутриведомственные ошибки, снизить общее число споров с участием налоговых органов, а также перенести нагрузку с судебных органов на налоговые. Досудебное урегулирование налоговых споров является сегодня одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов.

Досудебный аудит налоговой службы Подмосковья успешно решает изначально поставленные перед ним задачи. Мы можем засвидетельствовать снижение общего количества налоговых споров и смещение нагрузки с судебной системы в досудебную процедуру. Количество жалоб по налоговым спорам, рассмотренных налоговыми органами области в досудебном порядке в 2010 году, более чем в три раза превышает количество предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами заявлений налогоплательщиков.

Итоги работы за 9 месяцев 2010 года показывают, что количество налоговых споров, рассмотренных судами первой инстанции, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 года с 1215 до 901, то есть сократилось на 26%.

С какими проблемами сталкивается возглавляемый вами отдел? Какие задачи, помимо рассмотрения жалоб налогоплательщиков, он решает?

Несмотря на положительную динамику, число налоговых споров остается существенным. По количеству жалоб, поступающих на рассмотрение, Московская область занимает второе место среди субъектов РФ.

За 9 месяцев 2010 года налоговые органы нашего региона рассмотрели 3472 жалобы. Из них 2490 жалоб на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок (в порядке статьи 101 НК РФ) и при обнаружении фактов, свидетельствующих об иных налоговых правонарушениях (в порядке статьи 101.4 НК РФ). Кроме того, было рассмотрено 29 жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и 953 жалобы на иные ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.

Такой объем жалоб в первую очередь связан с большим количеством налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Подмосковья, и как следствие, с большим количеством проводимых выездных и камеральных налоговых проверок. Налогоплательщики представили возражения на 3,6% актов, составленных по результатам налоговых проверок.

Вместе с тем реальную возможность выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами дает именно последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров.

Кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, досудебное урегулирование налоговых споров предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок. Она является эффективным способом урегулирования возможных налоговых претензий еще на стадии рассмотрения акта проверки, то есть до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм, выставляя требования, инкассовые поручения и приостанавливая операции по счетам в банке.

Говоря о проблемах, возникающих в работе по досудебному урегулированию налоговых споров, необходимо отметить, что процедура административного обжалования в существенных моментах еще не определена законодательно. В настоящее время отсутствует четкий, исчерпывающий порядок осуществления производства по досудебному рассмотрению жалоб. Нормы глав и Налогового кодекса РФ не дают ответов на целый ряд практических вопросов, в том числе не регламентированы процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе осуществления досудебного производства.

Отделы досудебного аудита функционируют не только в Управлениях ФНС России по субъектам РФ, но и в налоговых инспекциях. С какими жалобами налогоплательщики должны обращаться в Управление, а с какими – в инспекции на местах?

В инспекции ФНС России нужно направлять жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориальных налоговых органов (кроме начальника инспекции и его заместителя), а также апелляционные жалобы, связанные с оспариванием решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, вынесенных инспекцией по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Последние инспекция должна перенаправить в вышестоящий налоговый орган.

В управления ФНС России по субъекту РФ направляются три вида жалоб:

– на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня;

– акты ненормативного характера указанных инспекций;

– действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ (кроме руководителя налогового органа и его заместителя).

Когда досудебный порядок разрешения спора обязателен для налогоплательщиков, а когда нет? Есть ли риск, что при соблюдении обязательного досудебного порядка разрешения спора налогоплательщик пропустит срок для подачи искового заявления в суд?

Положения Налогового кодекса РФ предоставляют налогоплательщику и другим субъектам налоговых правоотношений возможность использовать административный (досудебный) порядок разрешения налогового спора в первую очередь.

С 1 января 2009 года введен в действие пункт 5 статьи 101.2 НК РФ, предусматривающий обязательное досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все иные ненормативные акты налоговых органов могут быть напрямую обжалованы в суде.

Замечу, что само по себе использование административного порядка обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц при соблюдении норм Арбитражно-процессуального кодекса РФ не несет в себе угрозу утраты права на судебное обжалование.

- Какова процедура подачи жалобы и ее рассмотрения? Участвует ли налогоплательщик в данном рассмотрении?

Порядок и сроки подачи и рассмотрения жалоб в налоговых органах регламентированы главами 19-20 НК РФ. В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем. Учтите, что, согласно главе 4 НК РФ, право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители, то есть лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой, является указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт). В ней нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу устанавливает НК РФ. Такая жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ, то есть по результатам налоговой проверки. Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня поступления. Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения ее по существу вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Возможна ли ситуация, при которой вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика на решение нижестоящего налогового органа, вынесет решение, ухудшающее положение налогоплательщика?

Рассмотрение вышестоящим органом жалоб в порядке статьи 140 НК РФ не предполагает, что положение налогоплательщика может быть ухудшено. Иначе это препятствовало бы свободной реализации лицом своего права на обжалование принятого в отношении него решения.

Вышестоящий налоговый орган, установив в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, которые не нашли своего отражения в оспариваемом решении и материалах налоговой проверки, не вправе производить доначисление налогов по новым основаниям. В то же время вышестоящий налоговый орган вправе исправить технические (арифметические) ошибки, допущенные налоговым органом, которые были выявлены в ходе рассмотрения жалобы. Но они не меняют сути выявленных правонарушений.

Какими вы видите перспективы досудебного урегулирования налоговых споров? Нужны ли, на ваш взгляд, какие-либо еще изменения в законодательстве, регулирующем досудебный порядок разрешения налоговых споров?

Опыт практической работы со всей очевидностью показывает, что необходимо совершенствовать регламентацию досудебного обжалования. Нужно обеспечить однозначное толкование процессуальных норм путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, закрепить на уровне закона процессуальные права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе осуществления досудебного производства.

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение споров в судебном порядке, в налоговом законодательстве отсутствуют очень важные механизмы. Речь идет о непосредственном участии сторон в рассмотрении налогового спора, возможности истребования дополнительных доказательств, проведения экспертиз, допросов свидетелей, а также возможности проведения ряда других важных процессуальных действий, обеспечивающих объективность и правильность рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

Будем надеяться, что в ближайшее время законодатель внесет необходимые поправки в налоговое законодательство. Уверена, что в перспективе досудебное урегулирование станет основным цивилизованным способом разрешения налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, а их количество будет неуклонно снижаться как за счет повышения качества работы налоговых органов, так и за счет добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

- Спасибо.

Беседовала Нина Иволгина

26 сентября 2012 года в здании УФНС Тюменской области состоялось интернет-интервью на тему: "Порядок досудебного урегулирования налоговых споров"

На вопросы интернет-аудитории ответила начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Ножкина О.Ю. .

Ведущий: Доброе утро уважаемые дамы и господа! Доброе утро уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Ножкина О.Ю., начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области. Перед мероприятием мы получили много интересных вопросов, на которые нам сегодня ответит Ольга Юрьевна.

Ведущий: Когда был создан ваш отдел?

Ножкина О.Ю.: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Прежде всего, хочу сказать слова благодарности за предоставленную возможность пообщаться с нашими налогоплательщиками, в частности, по вопросам информирования аудитории о порядке досудебного урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов, в 2006 году было создано специальное подразделение, в компетенцию, которого входит исключительно внутриведомственное разбирательство. Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров и разгрузка судов в сфере урегулирования части споров в административном порядке. Наш отдел досудебного аудита начал функционировать с мая 2006 года. Основные задачи, которые были поставлены изначально, остаются актуальными и в настоящее время.

Ведущий: С 1 января 2009 года порядок досудебного урегулирования споров стал уже обязательным. Как в связи с этим изменилась работа вашего отдела?

Ножкина О.Ю.: Следует учитывать следующее. С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 , в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (то есть в Управлении ФНС России по Тюменской области). Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры не носят требования обязательного досудебного разбирательства. Несмотря на это, мы призывают налогоплательщиков использовать свои права, предоставленные и НК РФ и обжаловать в установленные сроки в вышестоящем налоговом органе (в нашем регионе – в наше Управление) акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, с которыми не согласны налогоплательщики. Мы проводим большую разъяснительную работу с целью информирования налогоплательщиков о праве и порядке обжалования любых актов ненормативного характера, действий (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Наш отдел – отдел досудебного аудита является структурным подразделением Управления ФНС России по Тюменской области и занимается реализацией прав налогоплательщиков на рассмотрение споров с налоговыми органами.

В связи с этим основные задачи нашего отдела, следующие:
– создание условий для реализации данных прав налогоплательщика (на рассмотрение возражений по актам осуществленных мероприятий налогового контроля и рассмотрение жалоб, заявлений);
– информирование налогоплательщиков о возможности досудебного урегулирования спора, его порядка, а также результатов рассмотрения налоговых споров (в том числе на нашем сайте www.r72.nalog.ru есть сервис "Узнай о жалобе" в рубрике "Электронные услуги"). Информирование налогоплательщиков – одна из наших важных задач.
– анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;
– принятие мер по сокращению налоговых споров;
– создание условий для уменьшения налоговых споров путем совершенствования правоприменительной практики.

Основные функции нашего отдела:
– рассмотрение всех жалоб и заявлений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов. Еще раз акцентирую внимание, что жалобы подаются на акты ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа;
– рассмотрение возражений налогоплательщиков (эта ступень урегулирования спора находится на уровне инспекции, где плательщик состоит на учете, после вручения актов проверок по результатам проведения камеральных и выездных налоговых проверок и актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях по результатам проведения иных мероприятий налогового контроля;
– обобщение и анализ всей практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;
– внесение предложений по совершенствованию механизма досудебного урегулирования споров;
– сбор, систематизация и анализ статистической информации (результаты нашей работы отражаются также и в статистических данных, с которыми налогоплательщики всегда могут ознакомиться на нашем сайте www.r72.nalog.ru в рублике "Новости", "Права и обязанности налогоплательщика" – "Досудебное урегулирование налоговых споров");
– выявление типичных причин возникновения налоговых споров, принятие мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
– проведение анализа арбитражной практики, как на уровне нашего региона, так и в целом по России. Подход судов к отдельным нормам права, по отдельным методологическим вопросам, при проведении контрольных мероприятий принимается во внимание складывающаяся арбитражная практика, с целью вынесения необоснованных решений налогового органа в отношении налогоплательщиков.

Это основные моменты нашей деятельности. Их значительно больше, но это самые главные.
Урегулирование конфликта на нашем уровне влияет на взаимоотношения с конечным потребителем государственных услуг и рост доверия налогоплательщиков.

Ведущий: Представители интернет-аудитории спрашивают, а что такое вообще "досудебное урегулирование"?

Ножкина О.Ю.: Досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке именно в целях урегулирования налогового спора. Досудебное урегулирование – это важнейшее средство осуществления принципов законности. Мы, как подразделение ФНС России выполняем не только фискальные функции, но и выходим на качественный уровень своей правоприменительной деятельности. Усиливаем свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях. Досудебное урегулирование – это, прежде всего, цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Каждое лицо имеет право оспорить и обжаловать акты налоговых органов, документов ненормативного характера. Также действия и бездействие должностных лиц соответствующего налогового органа, если эти соответствующие акты, действия или бездействия нарушают его права. Порядку досудебного урегулирования в посвящено две главы (19 и 20), и соответственно, посвящено шесть статей: ст. 137-142 . Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган, к вышестоящему должностному лицу (то есть в Управление ФНС России по Тюменской области), так же и в суд, если другое не предусмотрено отдельными нормами , на чем мы тоже отдельно остановимся. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный , создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

Несмотря на это, в целях повышения качества нашей работы механизм досудебного урегулирования постоянно совершенствуется, поскольку это требует регламентация досудебного урегулирования.

Какие моменты требуют дальнейшего улучшения механизма досудебного обжалования? Нужно обеспечить однозначное толкование правил и норм путем внесения изменений и дополнений в , закрепить права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе процесса досудебного урегулирования налоговых споров. К числу этих вопросов относятся именно процедурные вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования. К ним можно отнести проблемы легитимности действий по рассмотрению документов, представленных плательщиком к жалобе и не рассмотренных ранее соответствующей налоговой инспекцией (по причине их непредставления ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения возражений).

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, в соответствующих главах , которые уже указывались, отсутствуют важные механизмы и инструменты по реализации процессуальных действий, обеспечивающих правильность и эффективность рассмотрения налоговых споров.

Какие вопросы сейчас решает наше ведомство по внесению изменений:
– совершенствование и закрепление стандартов процедуры рассмотрения досудебного урегулирования налоговых споров, предоставления возможности налогоплательщику предоставлять дополнительные документы, каким-либо образом принимать участие в рассмотрении спора, именно, в вышестоящем налоговом органе, внедрение новых инструментов по реализации процедуры досудебного урегулирования, предоставления дополнительных прав, рассмотрение дополнительных доказательств.

Вся эта работа проводится в целях внесения изменений в первую часть .

Так, в начале июля текущего года на сайте Минфина был опубликован проект Федерального закона . Данные изменения затрагивают именно механизм досудебного урегулирования налогового спора. Главы и НК РФ претерпят изменения. Проект закона предусматривает расширительное толкование статей этих глав. Такое положение дел будет удобно как налогоплательщику, так и нам, и снимает многие проблемы, неточности, неясности, которые имеют место.

Этот документ еще будет доработан и направлен на рассмотрение в Госдуму РФ, но с основными положениями уже можно ознакомиться.

Остановлюсь на основных планируемых изменениях. Вводится понятие жалобы, понятие апелляционной жалобы, предусматривается обязательный порядок обжалования решений налоговых органов и всех споров. Сейчас такой порядок действует в отношении только решений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, но с 2014 года любое действие (бездействие), акты ненормативного характера обжалуются в вышестоящем налоговом органе (за исключением нескольких ситуаций) и только потом налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Конкретизированы порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалоб, основания, которые позволят оставить жалобу без рассмотрения.

Меняются и сроки.
Планируется изменить срок на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца, сейчас – в течение 10 рабочих дней со дня получения решения. Согласно проекту закона решение по жалобе (в том числе и апелляционной) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы, возможно продление срока, но не более чем на один месяц (по действующему законодательству продление – не более чем на 15 рабочих дней). По все другим жалобам на действие (бездействие) предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб – 15 дней, и также возможно продление – не более чем на 15 дней, в настоящее время срок – в течение одного месяца и продление на 15 рабочих дней.

Также изменится и срок для подачи жалобы. Он устанавливается общий – в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением отдельных случаев). На текущий момент срок обжалования в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в течение одного года, в отношении других решений, действий (бездействия) – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Также хочу сказать несколько слов о возможности обжалования решений регистрирующего органа (в лице Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области).

С 18 сентября 2012 года вступил в силу Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ, утвержденный приказом Минфина РФ от 22 июня 2012 года №87н . В шестом разделе указанного регламента изложен порядок досудебного обжалования действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц.

Предметом указанного досудебного обжалования являются решения и действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе. В жалобе заявителем указывается наименование инспекции, предоставляющей государственную услугу по государственной регистрации (в частности, в Тюменской области – Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области), фамилия, имя, отчество ее должностного лица, реквизиты решения и действия (бездействие) которых обжалуются, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество либо наименование, место жительства лица либо место нахождения заявителя, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ), сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, ее должностного лица, доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) инспекции, ее должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. При этом при рассмотрении жалобы заявитель имеет право обращаться с просьбой об истребовании информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в том числе в электронной форме.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ее должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении, которое не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется заявителю в письменной форме.

К сожалению, не все заявители знают, что споры по вопросам регистрации также рассматриваются нашим отделом. При вынесении решений по регистрации данная инспекция должна информировать заявителя о возможности обжалования решений регистрирующего органа в досудебном порядке. Не следует заявителям прямо следовать в суд в случае несогласия с решением Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, предлагаем урегулировать вопрос в порядке обращения с жалобой к нам.

Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных услуг по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, оказываемых ИФНС России № 14 по Тюменской области.

Ведущий: Есть определенный порядок урегулирования споров. В чем он состоит? Что предусматривает?

Ножкина О.Ю.: Процедура досудебного урегулирования налогового спора представляет две стадии.

Первая стадия – представления возражений на уровне инспекции, где состоит на учете налогоплательщик, это участок времени между актом камеральной (выездной) налоговой проверки или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (иные мероприятия налогового контроля) и итоговым решением, по которому налогоплательщик привлекается к ответственности. В течение этого времени налогоплательщик имеет право представить письменные и/или устные возражения. Независимо от того, какая проверка проводилась – выездная или камеральная – налогоплательщик имеет право представить возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта, а на акт, свидетельствующий о предусмотренных налоговых правонарушениях, соответственно в течение 10 рабочих дней. Устные возражения представляются, когда происходит рассмотрение материалов проверки, они фиксируются в протоколе рассмотрения возражений. Бывают случаи, когда возражения налогоплательщика поступают за пределами указанных выше сроков. Несмотря на это, налоговым органом возражения будут приняты во внимание, рассмотрены и учтены при вынесении решения по материалам проверки (за исключением случая поступления возражений после вынесения решения по материалам проверки). Налоговый орган обязан заблаговременно и должным образом уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и возражений. Чаще всего плательщики, заинтересованные в урегулировании спора присутствуют на рассмотрении материалов проверки. Кроме того, многие из них представляют ходатайства об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Данная стадия приемлема только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101 , и решений о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101.4 .

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.

Вторая стадия – представление жалобы на уровне Управления ФНС России по Тюменской области. Это стадия между решением налогового органа и судом, это период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган. Различают жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 , которые представляются в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Апелляционные жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 , которые представляются в течение 10 дней со дня получения решения. Жалобы на решения о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101.4 , на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иные акты ненормативного характера подаются в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалобы на постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, а именно, на Постановление по делу об административном правонарушении – срок подачи жалобы в течение 10 суток со дня получения постановления. Срок рассмотрения жалобы Управлением согласно – в течение 10 календарных дней.

В целях должного информирования на нашем сайте Управления есть раздел для налогоплательщиков "Права и обязанности налогоплательщика" – "Досудебное урегулирование налоговых споров", в котором подробно рассмотрены все вопросы порядка досудебного обжалования, вся необходимая информация для подачи жалобы или возражений, с указанием адресов налоговых органов, должностных лиц. Приведены алгоритм действий обжалования, примерные формы жалоб. Мы проводим большую работу по разъяснению порядка досудебного урегулирования споров. Отделом разработана памятка "Порядок обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов" для осуществления действий по реализации права налогоплательщиков на обжалование. Памятка вручается в налоговых органах, может быть получена в операционных залах инспекций, направляется налогоплательщикам по ТКС. Также данная памятка размещена и на сайте.

На семинарах, встречах с налогоплательщиками обсуждаются вопросы досудебного урегулирования налоговых споров. Налогоплательщики активно пользуются услугами нашего сайта, возможности которого постоянно расширяются. Одна из таких электронных услуг – возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, о результате рассмотрения жалобы в Управлении, размещена в сервисе "Узнай о жалобе". Этот сервис действует с весны текущего года и уже успешно себя зарекомендовал. Осуществив ввод ИНН или точный входящий номер, присвоенный вашей корреспонденции, каждый может узнать результат рассмотрения своей жалобы, либо решение по жалобе, либо решение о продлении срока рассмотрения жалобы.
В ходе общения с плательщиками было внесено важное дополнение в сервис сайта. Сейчас можно ознакомиться с результатом решения по жалобе по принципу: "удовлетворено полностью", "оставлено без удовлетворения", "удовлетворено частично". Сервис обновляется ежедневно. Он очень удобен и налогоплательщики этим пользуются. Интернет-сервис "Узнай о жалобе" избавляет налогоплательщиков от необходимости звонить по телефону в Управление, чтобы узнать о результатах рассмотрения жалобы, заявления и позволяет сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более открытым и прозрачным.

Ведущий: Когда налогоплательщик имеет право обратиться в суд?

Ножкина О.Ю.: В соответствии с ч. 4 ст. 198 РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Не следует забывать про обязательный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в досудебном порядке. В отношении данных решений налогового органа срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров ().

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Ведущий: Все ли решения налоговой подлежат досудебному урегулированию?

Ножкина О.Ю.: Обращаю внимание интернет-аудитории, что все акты ненормативного характера, решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы любым налогоплательщиком в установленные сроки путем подачи жалобы в письменном виде в вышестоящий налоговый орган, то есть в Управление ФНС России по Тюменской области. Не следует забывать об обязательности досудебного урегулирования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст. 101 .

Ведущий: Ольга Юрьевна, каковы итоги досудебного урегулирования налоговых споров?

Ножкина О.Ю.: Результаты нашей работы по урегулированию споров в досудебном порядке подводятся по итогам каждого квартала и отражаются также на нашем сайте, доступны для каждого налогоплательщика.

Итоги отражаются по двум направлениям. Первое – результаты рассмотрения возражений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налоговых проверок и актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. По нашим данным за первое полугодие текущего года налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля оспорено 1323 акта, что составляет 6,2% от общего количества актов. За указанный период при вынесении решений налоговыми органами требования налогоплательщиков удовлетворены в 80% случаев, а в части оспариваемой суммы требования удовлетворены на 41% от обжалуемой суммы налоговых претензий. В 44% случаев налоговыми органами применены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Второе – результаты рассмотрения жалоб налогоплательщиков. За первое полугодие текущего года в Управление поступило 217 жалоб, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Рассмотрено 196 жалоб. Удовлетворено за этот период 55% от общего количества рассмотренных жалоб. Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб составила 28% от оспариваемой суммы.

Мы анализируем наши результаты с целью оценки правомерности вынесения актов, решений, причин возникновения возражений, жалоб, причин удовлетворения требований налогоплательщиков, предлагаем меры по устранению ошибок, возникающих при вынесении актов, решений.

Этот анализ также и помогает сократить количество споров. Количество споров неуклонно снижается. Достаточно отметить, что в 2008, 2009 годах поступало ежегодно до 1,5 тысяч жалоб, в 2010 году поступило жалоб на 30% меньше, чем в 2008-2009 годах, в 2011 году снижение количества жалоб составило 27% по сравнению с 2010 годом.

Эти цифры говорят сами за себя. Наша работа дает положительный результат. Если кратко остановиться на причинах возникновения возражений, жалоб и причинах удовлетворения требований налогоплательщиков, то следует выделить наиболее основные: применение обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, представление налогоплательщиком дополнительных документов, технические ошибки, недостаточность доказательственной базы, неправильное применение норм права.

Большинство споров касается несогласия налогоплательщиков с результатами выездных и камеральных проверок и это понятно, налогоплательщики часто выражают несогласие с суммами дополнительных налоговых претензий, в своей работе мы сталкиваемся и с такой категорией налогоплательщиков как "недобросовестные". Все остальные споры мы пытаемся свести к минимуму, добиваясь правомерности действий лиц налоговых органов.

Еще раз обращаем внимание налогоплательщиков не игнорировать возможность обжалования решений, действий (бездействия) налоговых органов путем подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Тюменской области.

Ведущий: Каковы плюсы и минусы досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщика?

Ножкина О.Ю.: Преимущества досудебного аудита перед судебным порядком обжалования:
– сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда;
– дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.). При урегулировании спора в досудебном порядке не уплачивается госпошлина, судебное разбирательство требует значительных финансовых средств;
– оперативность, время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше времени, необходимого для рассмотрения дела в суде. Согласно требованиям жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения;
– наличие права налогоплательщика на возможность обжалования решения налогового органа в досудебном порядке, то есть до обращения в суд. Это упрощает процедуру, особенно при успешном решении спора в вышестоящем налоговом органе;
– в случае дальнейшего обращения в суд налогоплательщик может учесть позицию вышестоящего налогового органа и более качественно подготовиться к судебному разбирательству.
– налоговой проверки в апелляционном порядке (то есть на решение не вступившее в силу) отсутствие мер со стороны налогового органа по взысканию доначисленных сумм;
– истечение срока давности при привлечении к ответственности, урегулирование спора на стадии представления возражений на материалы проверки, то есть после вручения акта проверки, может послужить поводом для назначения проведения в отношении налогоплательщика мероприятий дополнительного контроля (в течение одного месяца) до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствие этому – потеря налоговым органом возможности назначения сумм штрафов. Согласно ст. 113 срок давности – три года со дня совершения налогового правонарушения до дня вынесения решения;
– более длительный срок для обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно налоговому законодательству данные решения могут быть обжалованы плательщиком в течение одного года со дня вынесения решения.
– возможность урегулирования спора до предъявления налоговых претензий и неблагоприятных последствий, связанных с их взысканием в случае пропуска срока для апелляционного обжалования принятого решения по результатам налоговой проверки (преимущества представления возражений на стадии рассмотрения материалов проверки).

Также можно выделить следующие минусы:
– это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом;
– устранение вышестоящим налоговым органом технических ошибок, недочетов;
– усиление позиции налогового органа, более лучшая аргументация;
– отсутствие возможности отмены решения инспекции в суде по причине нарушения прав налогоплательщика на возможность представления возражений, пояснений на материалы проверки и участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган (Управление) восстанавливает нарушенные права, отменяя решение инспекции и вынося новое решение. В этом году уже были случаи, когда мы рассматривали материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устраняли выявленные нарушения, и по результатам рассмотрения отменяли решение нижестоящего налогового органа и принимали по делу новое решение (в соответствии с п. 2 ст. 140 ).
– отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления. Часто налогоплательщик в жалобе настаивают на том, что бы его жалоба была рассмотрена при личном участии. НК РФ не обязывает нас рассматривать жалобу в присутствии налогоплательщика. Мы поясняем заявителю об отсутствии этой обязанности, в отдельных случаях допускается личное участие, если мы объективно видим необходимость.

Ведущий: Ольга Юрьевна, от имени интернет-аудитории мы благодарим вас за то, что нашли время ответить на актуальные вопросы наших читателей.
Спасибо, Ольга Юрьевна, за развернутые ответы. Удачного дня!