Сетевые проекты по развитию инновационных экосистем. Что такое инновационная экосистема и в чем ее плюсы? Виды инновационных экосистем

Сетевые проекты по развитию инновационных экосистем. Что такое инновационная экосистема и в чем ее плюсы? Виды инновационных экосистем

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Изучив материал раздела I, студент должен:

знать

  • понятийный и категориальный аппарат инновационного менеджмента;
  • профессиональные требования к руководителю-новатору;

уметь

  • идентифицировать и классифицировать инновации по различным признакам и критериям;
  • осуществлять стратегическое планирование инновационной деятельности;
  • выбирать необходимые методы диверсификации деятельности;

владеть

  • основными методами стимулирования низового звена управления и служащих;
  • современными технологиями организации управления инновационными проектами и оценки их эффективности;
  • спецификой составления основных разделов бизнес-плана.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА

Понятийный аппарат: национальная инновационная система; инновационная экосистема; малые и средние предприятия; микропредприятие; упрощенная система налогообложения; ускоренная амортизация; жизненный цикл фирмы; дилемма роста; бизнес-инкубаторы; технопарки; бизнес-акселераторы; стартовый капитал; стартапы; венчурные фирмы; венчурный фонд; трансфер технологий.

Понятие инновационной экосистемы

В последнее время в телевизионных и печатных СМИ, а также на крупных мероприятиях, посвященных проблематике инновационного развития, все чаще звучит выражение "инновационная экосистема". Данный термин является относительно молодым и еще не успел прочно войти в научный и повседневный оборот, однако имеет под собой прочную основу. Он описывает современную модель инновационного развития экономики региона или страны и по существу является актуальной версией более ранних концепций, первой и главной из которых является теория национальной инновационной системы (НИС), сформировавшаяся на рубеже 80–90-х гг. XX в.

Впервые термин "инновационная система" употребил датский экономист Б.-А. Лундвалл, чуть позже охарактеризовав его как "элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании экономически полезных (экономически востребованных) знаний", причем национальный аспект подчеркивается тем, что "эти элементы расположены внутри национальных границ" .

Конкретизировать и уточнить это определение (особенно в части критериев экономической полезности знаний) удалось Р. Нельсону (1993), который трактует понятие НИС как систему национальных институтов, чье взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм .

Наконец, в 1995 г. С. Меткалф предложил еще одно определение ПИС, в котором попытался обобщить и суммировать все имевшиеся на тот момент представления об этом явлении. Так, он рассматривает НИС как "совокупность различных институтов, совместно или по отдельности вносящих вклад в развитие и передачу технологий, а также обеспечивающих рамки, в которых государство формирует политику влияния на инновационный процесс", или как "систему различных взаимосвязанных институтов, производящих, хранящих и передающих знания, навыки и созданные продукты, используемые при разработке новых технологий" .

В табл. 1.1 приводятся современные определения НИС, данные рядом отечественных авторов.

Таблица 1.1

Определение

Н. В. Бекетов (2004)

НИС характеризуется, во-первых, исследовательской средой, обладающей стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой; во-вторых, конкурентной предпринимательской средой, обладающей стимулами к инновациям и способной к адаптации знаний; в-третьих, наличием механизма взаимодействия этих двух сред, обеспечивающего трансфер знаний, их трансформацию в предконкурентные технологии и ориентацию исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства

О. Г. Голиченко (2006)

Совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий

Н. И. Иванова (2002)

Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Включает в себя научно-производственную часть (компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы) и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и имеют национальные политические и культурные особенности

B. П. Третьяк,

C. А. Тихонова (2010)

Совокупность институтов, правил, условий, которые обеспечивают в пределах национальной экономики появление таких нематериальных активов, которые как часть национального достояния именуются инновациями, в виде объектов интеллектуальной собственности, готовых к коммерциализации

Любая НИС строится общими усилиями государства (посредством законодательства реализующего определенную макроэкономическую политику), научной сферы (фундаментальные исследования и подготовка исследовательских кадров) и предпринимательской среды (прикладные исследования, коммерциализация технологий, производство и сбыт инновационной продукции).

Таким образом, инновационная система страны состоит из четырех подсистем, или макроблоков:

  • 1) государство;
  • 2) предпринимательская среда;
  • 3) среда, производящая знания;
  • 4) механизмы передачи знаний.

В каждом из блоков в целях удобства анализа дополнительно выделяются составные компоненты, например блок "механизмы передачи знаний" может подразделяться на два элемента: диффузия (распространение) технологий и образовательный процесс.

В структуру НИС нередко также включают:

  • метаинституты, к которым, помимо законодательства, можно отнести культуру, историю и обычаи страны, формирующие общий климат функционирования всех элементов системы, в том числе оказывающих влияние и на особенности макроэкономической политики;
  • рынок в широком смысле, который, с одной стороны, создает условия и ресурсы для производства знаний и инноваций (рынки труда и капитала), а с другой – формирует спрос па новые продукты и косвенно – на инновации.

Построение НИС любой страны позволяет найти "узкие места", тормозящие инновационное развитие экономики. Тем не менее многие ученые сходятся во мнении, что модель НИС, основанная на жесткой иерархии составных элементов и линейности их взаимодействия, устарела и не отражает современных процессов, происходящих в инновационной сфере.

Понятие инновационной экосистемы (innovation ecosystem) было предложено Ч. Весснером в 2004 г., хотя термин "экосистема", заимствованный из естественных наук, стал использоваться применительно к экономическим и общественным явлениям значительно раньше. Так, можно проследить, что еще в 1996 г. Дж. (0. Мур сформулировал идею предпринимательской экосистемы (business ecosystem) , в состав которой входят компании и формируемые ими сети поставщиков, рыночных посредников, потребителей и конкурентов. Автор утверждает, что отношения между компаниями выстраиваются аналогично экосистеме в природе, а с помощью взаимодействия (даже в том случае, если компании являются не партнерами, а конкурентами) можно достигнуть бо́льших результатов, чем поодиночке.

Идеи Дж. Ф. Мура способствовали дальнейшему распространению концепции экосистем на более узкие сферы предпринимательства. Так, например, была описана экосистема цифрового бизнеса (digital business ecosystem) , по сути являющаяся составной частью предпринимательской экосистемы. В настоящее время нередко говорят о создании крупными международными компаниями и транснациональными корпорациями (ТНК), особенно специализирующимися на производстве компьютеров и программного обеспечения, экосистемы своих продуктов, которые гармонично дополняют друг друга и при совместном использовании приносят потребителю дополнительное удобство. С точки зрения компании, формирование экосистемы продукта означает рост привлекательности продукции в глазах потребителей, новые возможности экономии (используется единая рекламная концепция, продукты рассчитаны на совместное использование и, следовательно, на единую целевую аудиторию), повышенную лояльность к бренду и дополнительные сдерживающие факторы от переключения на продукцию конкурентов.

Пример

Хорошим примером служит экосистема устройств Apple : при совместном использовании смартфона iPhone, плеера iPod, планшета iPad (все они работают на операционной системе iOS ) и компьютеров Маc можно вести единый список контактов, синхронизировать фотографии между устройствами через облачный сервис iCloud, загружать на эти устройства одинаковые приложения и музыкальные треки, купленные в цифровом магазине лишь один раз, а также пользоваться удобными сервисами для общения (iMessage и FaceTime ) при условии, что собеседники также пользуются устройствами Apple. С появлением в iOS 8 и операционной системе для ноутбуков OS X Yosemite функции Continuity у пользователей появится возможность начать работу на одном устройстве и моментально продолжить ее на другом. Подобную самодостаточную с точки зрения пользователя систему устройств и программных продуктов стремится создать Microsoft, приступившая к выпуску планшетов Surface на Windows 8 и развивающая мобильную версию своей операционной системы (используется, например, в семействе смартфонов Nokia Lumia).

По определению Г. Г. Винберга, экосистема (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии .

Экосистема инноваций – среда, образованная непосредственно участниками инновационного процесса, в которой протекает их взаимодействие, направленное на создание и развитие инноваций.

В изданном Российской венчурной компанией (РВК) сборнике статей "Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства" приводится следующее определение экосистемы инноваций: "...сложная взаимосвязанная система организаций различной формы собственности, государственных институтов, законодательных и иных стимулов, социальных отношений, сервисов и практик, в рамках которой наиболее эффективным образом осуществляется процесс превращения новаторских инженерно-технических идей в успешные высокотехнологичные компании" . Здесь же уточняется, что "коммерциализация знаний успешнее всего протекает в благоприятной поддерживающей среде, которую и принято именовать экосистемой венчурного инвестирования" .

Инновационную экосистему (ИЭС) можно определить как сообщество (или сетевое сообщество), выступающее катализатором взаимодействия участников для трансформации, обмена, распространения и эффективного распределения знаний и иных ресурсов .

В этом смысле одной из главных целей ИЭС как сообщества является организация кооперации участников инновационного процесса, в ходе которой агенты, не имеющие по отдельности достаточного объема ресурсов, в силу комплиментарности последних добиваются общих целей.

Линейность традиционной модели инновационной системы – НИС – Ч. Весснер видит в том, что инновационная деятельность в ней предстает как однонаправленный процесс. Создается впечатление, что увеличение государственных и частных инвестиций в научные исследования автоматически повысит успехи страны в коммерциализации технологий и, следовательно, национальную конкурентоспособность на глобальном рынке (рис. 1.1).

В действительности невозможно четко отделить фундаментальные исследования от прикладных. Эти процессы тесно взаимосвязаны, а на этапе разработок существует вероятность спонтанного нахождения новых сфер применения. Кроме того, ко многим открытиям приходят методом проб и ошибок, что также делает процесс нелинейным и предполагает наличие обратной связи на каждом этапе. Именно за счет эффекта обратной связи и происходит внутреннее развитие каждого звена и всей системы в целом (рис. 1.2).

Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные свойства экосистемы инноваций:

  • 1) высокая степень самоорганизации (способность сохранять "порядок" в ходе спонтанных, локальных взаимодействий, т.е. без явного лидера);
  • 2) децентрализованный способ принятия решений;
  • 3) кооперация и взаимопомощь участников независимо от их статуса и возможностей;
  • 4) коэволюция (взаимное развитие субъектов в ходе их взаимодействия);
  • 5) адаптивность (приспособление к меняющейся внешней среде путем внутренних изменений);
  • 6) эмерджентность (наличие у системы свойств целостности, т.е. таких свойств, которые не присущи ее составным элементам).

Проскурнин Сергей Дмитриевич
Первый заместитель Главы администрации ЗАТО г. Железногорск
Россия, ЗАТО г. Железногорск
[email protected]

Аннотация

Инновационная экосистема является одним из инструментов для создания условий, повышающих конкурентоспособность организаций в национальных и региональных экономиках. В работе рассмотрены виды инновационных систем, проанализирован экосистемный подход в инновационной политике и предложены необходимые базовые условия для создания локальных инновационных экосистем. Проанализирована локальная инновационная экосистема в Красноярском крае - агломерационный кластер "Технополис Енисей". Что позволило на конкретном примере показать преимущество коллаборационных взаимодействий элементов "тройной спирали" кластера. В заключении дан анализ современного состояния развития кластерных программ и отмечается, что реализация проекта по созданию локальных инновационных экосистем наиболее эффективна для территорий, имеющих статус зоны особого территориального развития.

Ключевые слова

зона особого территориального развития, самоорганизуемая инновационная экосистема, экосистема инноваций, кластер инновационных технологий, Красноярский край

Рекомендуемая ссылка

Проскурнин Сергей Дмитриевич

Создание самоорганизуемой инновационной экосистемы в зонах особого территориального развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5206. Дата публикации: 2017-10-23 . Режим доступа: https://сайт/article/5206/

Proskurnin Sergej Dmitrievich
The first Deputy Head of administration of CATF Zheleznogorsk
Russia, Krasnoyarsk region, Zheleznogorsk
[email protected]

Abstract

Innovation ecosystem is one of the tools to create conditions that increase the competitiveness of organizations in the national and regional economies. The paper discusses the types of innovation systems, analyzed the ecosystem approach in innovation policy and the necessary basic conditions for the creation of local innovation ecosystems. Analyzed local innovation ecosystem in the Krasnoyarsk region is an agglomeration cluster "Technopolis Yenisei". Allowing a specific example to show the advantage of collaborative interactions of the elements of the "triple helix" cluster. In conclusion, the analysis of the current state of development of cluster programmes and the implementation of a project to create a local innovation ecosystem most effective for areas having the status of a special zone of territorial development.

Keywords

zone of special territorial development, self-organized innovation ecosystem, ecosystem of innovation, cluster of innovative technologies, Krasnoyarsk Territory

Suggested Citation

November 10, 2016 4:30pm

Выпускники Открытого университета Сколково делятся впечатлениями от участия в программе Open World Think Tanks and Innovation и рассказывают про инновационную экосистему Питтсбурга.

Питтсбург. Фото: Wikipedia

Введение

Университеты стали центром трансформации Питтсбурга из города-лидера (до 80х годов прошлого века) сталелитейной и обрабатывающей промышленностей, которые пришли в упадок, в современный динамично развивающийся стартап-хаб. Город стал центром притяжения для активной молодежи, которая развивает такие инновационные направления как здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Органическим ускорением трансформации послужил финансовый кризис 2008 года, когда стало очевидно, что текущая модель экономики столкнулась с серьезнейшим вызовом в новейшей истории, что было отмечено на саммите «Группы двадцати», который проходил в Питтсбурге в сентябре 2009 года.

Деловой центр Питтсбурга Фото: Максим Герасимов

За короткий, в рамках отдельного взятого региона, срок (менее 30 лет) был произведен переход от индустриальной экономики к экономике знаний со всеми основными составляющими и драйверами развития. Это превосходное образование (Питтсбургский университет и Университет Карнеги-Меллон), которое дает доступ к высококачественному человеческому капиталу, фундаментальная и прикладная науки, эффективная работа венчурного бизнеса, и самое важное - инфраструктура для реализации идей, которая базируется не только на постиндустриальном прошлом города (развитость транспортной инфраструктуры, доступность энергетических ресурсов и производственных мощностей, что важно для hardware-стартапов), но и на современных международных инструментах, дающих доступ к возможностям серийного прототипирования. Данные факторы позволили сформировать в Питтсбурге уникальную экосистему инноваций со всеми инструментами, которые позволяют максимально эффективно проходить путь от идей, изобретений и открытий до IPO, одновременно развивая экономику региона.

Рассмотрим основных участников инновационной экосистемы Питтсбурга, а также инструменты, которые они реализуют.

Участники инновационной экосистемы Питтсбурга

1. Университеты

1.1 Carnegie Mellon University (CMU)

Университет Карнеги-Меллон - частный университет, основанный в 1900 году. Сегодня он является глобальным лидером в продвижении инноваций на рынок и запуске успешных стартапов.

1.1.1 Project Olympus

Выпускник университета Карнеги-Меллон James R. Swartz, известный технологический предприниматель и меценат, основал Центр предпринимательской деятельности в 2015 году, пожертвовав $31 млн. Частью этого центра является Project Olympus, основной целью которого является преодоление разрыва между передовыми университетскими исследованиями и рынком.

Проект стартовал в январе 2007 года. За этот период было основано более 130 компаний, привлечено более $260 миллионов инвестиций и почти 50 команд прошли последующие акселерационные программы от участников инновационной экосистемы Питтсбурга.

Директором проекта и идейным вдохновителем Olympus является Кит Нидхэм (Kit Needham). Большую часть работы с проектами Кит проводит самостоятельно, а операционную деятельность осуществляет с помощью волонтеров и стажеров из университета.

Olympus работает с проектами на ранних стадиях, начиная с идеи: предоставляет консультации, финансирование (микро-гранты), пространство инкубатора и доступ к региональному и глобальному инновационному бизнес-сообществу. Кроме того проводится работа со студентами по привлечению их в проекты.

Уникальная способность к структурированию процессов, которая есть у директора проекта, позволила создать серию семинаров, посвященную всем аспектам развития и ведения высокотехнологичного бизнеса. Семинары проводятся весной и осенью и организуются в сотрудничестве с CMU и Питтсбургским университетом. Программа посвящена этапам реализации проекта, начиная с разработки бизнес-модели, поиска команды, защиты интеллектуальной собственности, заканчивая маркетингом, рекламой и подготовкой питч-выступлений.

Для начала работы с Olympus необходимо заполнить простой шаблон бизнес-концепции будущего проекта в идеологии PROBE (PRoblem-Oriented Business Exploration), т.е. описать рынок, целевую аудиторию, ценностное предложение, модели монетизации, команду и т.д. Данная форма позволяет выявить пробелы, в заполнении которых и поможет Olympus. Во время нахождения в Olympus проекты участвуют в «вертушках» по обмену знаниями и компетенциями с другими участниками, питч-сессиях, на которых можно получить обратную связь от экспертов регионального сообщества и выпускников Olympus. Для отслеживания динамики и стимулирования активности директор Olympus раз в 2 недели встречается с проектами, лично отслеживая прогресс, составляя «журнал успехов».

Проекты акселерируются в Olympus в среднем от 1 до 3 месяцев, после чего переходят, при желании, в другие акселераторы и/или инкубаторы Питтсбурга.

Финансирование проектов в Olympus осуществляется за счет микро-грантов от $1k до $5k через Olympus Spark Grant Fund, который формируется выпускниками Olympus и бизнес-ангелами из регионального и университетского сообщества. Для инвесторов у фонда есть 2 опции:

  • Spark Donor (от $10k + обязательства по платежам на три года). Для инвестора фонд предоставляет регулярное приглашение и расписание питч-сессий проектов; периодичный отчет о динамике профинансированных проектов; публикация на сайте с пометкой Spark Donor.
  • Spark Friend (от $500 каждый год). Данная опция предоставляет регулярную рассылку с заметками о победителях и периодичный отчет о динамике проектов. Также на сайте Olympus инвестор отмечается как Spark Friend.

Однако, стоит отметить, что проекты нацелены в первую очередь на самостоятельный фандрайзинг.

90% проектов, реализуемых в Olympus, относятся к высокотехнологичными отраслям, таким как медицина, робототехника, информационные технологии и другим, но есть и другие проекты, например, предлагающие инновации в пивоварении. Если говорить об «историях успеха», то одними из ярких примеров бизнесов, реализованных при участии выпускников Olympus, являются Duolingo, ресурс для изучения иностранных языков, и ReCAPTCHA, сервис, с которым регулярно сталкиваются пользователи интернета, для подтверждения, что пользователь не является роботом. С момента основания 33 выпускника приняли участие в акселераторе AlphaLab / AlphaLab Gear, 13 в акселераторе Idea Foundry, а также 12 проектов профинансированы Innovation Works.

1.1.2 Center for Technology Transfer and Enterprise Creation (CTTEC)

«В конце концов, изобретатель все еще герой и всегда им будет», - таков девиз Центра трансфера технологий и развития предпринимательства университета Карнеги-Меллон.

Для кого: сотрудники и студенты университета. Работа CTTEC разделена на 5 основных этапов (см. Рисунок).

Рисунок 2. Ключевые этапы технологического трансфера в CTTEC. CTTEC

  1. Disclosure - раскрытие информации. Этап начинается с обращения изобретателя в CTTEC. Если разработка выполнена в Карнеги-Меллон (не относится к студенческим проектам), то подписывается договор о передаче 50% чистой выручки от лицензируемой технологии в CMU (согласно правилам Университета). Средства используются для формирования и поддержки эндаунтмент-фонда университета, который направлен на поддержку основных программ и инициативных исследований. Однако за это коллектив получает: доступ к ресурсам университета, экспертизу по развитию бизнеса, оценку рынка и консультации юриста.
  2. Evaluation - оценка. На данном этапе проводится оценка рынка и предлагаемой технологии. Прежде всего, выясняются все права на интеллектуальную и имущественную собственность, а также возможные претензии со стороны внешних организаций. Затем подключаются внешние эксперты и производится оценка технической и коммерческой составляющих. Если права на изобретение принадлежат университету, то только CTTEC будет осуществлять процесс коммерциализации. Если изобретение не принадлежит университету, CTTEC отправляет письмо об отсутствии претензий и автор может либо самостоятельно продолжить процесс коммерциализации, либо через CTTEC.
  3. Market Strategy - рыночная стратегия. Сначала Центр проводит маркетинговые исследования и оценивается потенциал последующего лицензирования через выделение отдельного юридического лица. В этом случае CTTEC оценивает потребности в ресурсах и административные барьеры, предоставляет консультации по вопросам нормативных требований, а также помогает в разработке бизнес-плана. CTTEC сотрудничает со многими программами внутри Университета Карнеги-Меллон, в том числе с проектом Olympus. И именно на этом этапе авторы при необходимости могут пройти акселерацию в данном проекте.
  4. License Negotiation - обсуждение условий лицензирования. Сотрудник CTTEC ведет переговоры об условиях лицензирования и сообщает обо всех потенциальных возможностях. Есть два варианта лицензирования для университета. Исключительная лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения лишь в определенной области без права перелицензирования. Например, компания N может иметь лицензию на использование полимера для производства бампера, компания Z также может использовать разработанный полимер, но для производства игрушки. Простая лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения, однако количество лицензиатов может быть неограниченным. Например, две разные компании могут иметь простую лицензию на использование полимера для производства автомобильных бамперов.
  5. Enterprise Creation - создание предприятия. На данном этапе CTTEC предоставляет помощь в получении фондового и грантового финансирования, разрабатывает стратегию по управлению, устанавливает предпринимательские и индустриальные связи.

Сегодня Университет Карнеги-Меллон является известным брендом, что позволяет выходить на CEO любой компании за один шаг. Центр активно поддерживает связь со многими выпускниками университета. Один из основных инструментов такой работы - LinkedIn, который используется для мониторинга новых трендов на рынке. Исторически сложилось четкое разделение между CTTEC и проектом Olympus, однако сейчас данные институции сотрудничают и работают вместе над некоторыми проектами. CTTEC активно взаимодействует с другими представителями инновационной экосистемы Питтсбурга, например с Innovation Works. Деятельность CTTEC прежде всего ориентирована на направления, в которых Университет Карнеги-Меллон является лидером, а именно на проекты в области робототехники, программного обеспечения, медицинских и биомедицинских технологий, энергетики и химии.

1.2 University of Pittsburgh (pitt)

Университет Питтсбурга был основан 1787 году и до середины 1960-ых был частным. Pitt входит в top-10 самых крупных университетов США, известен в первую очередь медицинскими исследованиями (к примеру, здесь была разработана первая вакцина против полиомиелита), получает высокие места в рейтингах именно в медицинских науках (местные жители, в свою очередь, активно транслируют идею, что Питтсбург зарабатывает на Eds & Meds (образование и медицина)). Университет тесно связан с Медицинским центром Университета Питтсбурга UPMC (University of Pittsburgh Medical Center), одним из главных работодателей региона (количество сотрудников 60,000 по состоянию на 2016 год). И, несмотря на очевидный фокус на медицину, тема инноваций и предпринимательства охватывает весь университет благодаря Innovation Institute.

Храм Науки (Cathedral of Learning) Университета Питтсбурга - второе по высоте университетское здание в мире. Фото: Максим Герасимов

Innovation Institute - это инновационный и предпринимательский хаб Университета Питтсбурга. Основанный всего лишь 3 года назад (в 2013 году), Innovation Institute сейчас предоставляет полный набор сервисов для университета: от защиты интеллектуальной собственности до коммерциализации новых разработок путем лицензирования и/или создания новых компаний. Институт также является провайдером множества образовательных программ для преподавателей, студентов и партнеров Pitt.

Целью института является развитие культуры инноваций и предпринимательства, а также поддержка предпринимательских инициатив. Результаты работы и масштаб деятельности Innovation Institute отражает заинтересованность руководства Pitt в инновациях.

Where to start

Если студента или преподавателя заинтересовала тема инноваций, начать просто: достаточно зайти на сайт института. «Где бы вы ни были на инновационном пути, Innovation Institute может помочь с образованием, менторством, нетворкингом и финансированием» - гласит подзаголовок на странице программ, и это действительно так, разнообразных программ много. Все они удобно поделены по целевым аудиториям (студенты, преподаватели, предприниматели, инноваторы, партнеры). Тем, кто еще сомневается поможет большая кнопка «Где начать» (Where to start).

Start Smart Legal Seminars

Для кого: все целевые аудитории

Программа «The Start Smart legal seminar» - это результат совместных усилий Innovation Institute, Института инновационных практик юридической школы Питтсбургского университета и программы Project Olympus университета Карнеги-Меллон. На старте любого бизнеса возникает много юридических и организационных вопросов: программа нацелена на оказание юридической помощи предпринимателям, как из студенческого сообщества двух университетов, так и из комьюнити в целом. «The Start Smart legal seminar» спонсируется юридической фирмой K&L Gates.

Entrepreneurs in Residence for Student Programs

Менторы Innovation Institute помогают студентам-предпринимателям и стартапам, проводя регулярные встречи, в ходе которых они помогают студентам сориентироваться на предпринимательском пути, найти людей и ресурсы, которые помогут воплотить идею в жизнь или вывести проект на новый уровень.

Прямо на сайте в три шага можно записаться на 30-минутную консультацию с ментором. Шаг 1: выбрать место встречи, ментора, и свободное время в календаре; шаг 2: оставить контактную информацию о себе; шаг 3: подтвердить встречу. Таким образом, можно, например, можно назначить встречу серийному предпринимателю, директору акселератора Blast Furnace Грегу Котицчиа.

Living Learning Community

Для кого: студенты первого курса

Эта программа предоставляет студентам первого курса, у которых есть интерес к инновационной деятельности, возможность жить вместе и вместе участвовать во множестве программ и мероприятий, связанных с инновационной и предпринимательской деятельностью. Среди форматов: стажировки в местных стартапах, экскурсии в акселераторы и технологические компании, ночи кино, волонтерство на мероприятиях, мозговые штурмы, тренинги по питчингу, занятия по разработке бизнес планов и много другое. Конечно, никаких образовательных кредитов за эту программу студенты не получают.

Реализует эту программу Innovation Institute совместно с Колледжем бизнес-администрирования, Школой искусств и наук Дитриха и Инженерной школой Свенсона.

Pitt Ventures First Gear

Для кого: студенты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Программа First Gear помогает осуществить переход от разработки на ранней стадии к продукту или услуге, которые могут быть выведены на рынок. Программа предлагает практическое руководство и менторство, а также помогает разработчику составить план выхода на рынок; результатом может быть создание новой компании или лицензионное соглашение. Кроме того, участники получают $3k на доведение прототипа до промышленного образца, а также возможность на получение дополнительного финансирования на бОльшие суммы от Национального научного фонда (National Science Foundation (NSF)).

Команда, которая работает над проектом в рамках программы (на основе исследования/разработки университета, (интеллектуальная собственность принадлежит университету)), обычно состоит из:

  • Предприниматель (Entrepreneurial Lead): как правило, студент с глубоким знанием предмета (изучает коммерциализацию инноваций), однако также могут быть преподаватели или сотрудники.
  • Ученый (Academic Lead): сотрудник университета, участвующий в исследовании/разработке технологии - тот, кто может претендовать на получение гранта NSF.
  • Ментор (Mentor): Опытный бизнес-лидер с опытом вывода продуктов на рынок. Ментор осуществляет консультирование команды по бизнес-вопросам, которые влияют на коммерциализацию. Помощь в поиске ментора оказывает институт.

Программа длится шесть недель и состоит из шести трехчасовых семинаров. В течение программы участники заполняют шаблон бизнес-модели (The Business Model Canvas) с акцентом на определение рынка, понимание клиентов и реальную ценность инновации; получают обратную связь от потенциальных клиентов из первых рук; разбираются с тем, как выйти на рынок (через формат flipped-classroom style workshop).

First Step/Second Step Series

Для кого: студенты, инноваторы, партнеры

Филиал Innovation Institute, Институт предпринимательства (Institute for Entrepreneurial Excellence) проводит два воркшопа в месяц на базе Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Center) по вопросам поддержки предпринимателей на начальной стадии проекта.

Blast Furnace

Для кого: студенты, предприниматели, партнеры

Программа Blast Furnace - студенческий акселератор, предоставляющий доступ к обширной сети менторов, вдохновляющим рабочим пространствам и учебному плану, направленному на создание и развитие студентами собственных бизнес-идей. Ведет программу Грег Котицчиа, серийный предприниматель, ментор и директор Blast Furnace. Программа проходит для двух потоков по 8 недель в год с октября по апрель. Кульминацией программы акселератора является Demo Day, в качестве членов жюри приглашаются представители местных акселераторов.

После завершения программы, студенты начинают свой бизнес, или продолжают развивать свой проект в акселераторах Питтсбурга, таких как AlphaLab, AlphaLabGear, IdeaFoundry и Thrill Mill.

Benchtop to Bedside

Программа «B2B» предназначена для практикующих врачей и исследователей и направлена на внедрение концепции по новой модели коммерциализации технологий в области медицинских наук. Студенты могут взять курс в рамках кредитной системы обучения или вне таковой. B2B проходит в весенний семестр по вторникам и преподается директором по образованию и информационно-просветительской деятельности, Бэбс Кариер.

Concept to Commercialization

Для кого: магистранты, аспиранты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Этот курс предназначен для преподавателей, аспирантов, постдоков, а также научных сотрудников, которые заинтересованы в получении дополнительной информации касательно академического предпринимательства и коммерциализации технологий. Курс проходит в течение 9 недель, начиная с октября.

2. Особенности работы с интеллектуальной собственностью

Путь от идеи до продукта не обходится без защиты интеллектуальной собственности (далее - ИС). В каждой стране существуют свои нюансы (более подробно об этих нюансах, а так же о комплексном подходе к защите ИС можно узнать на ежегодных «Патентных школах», которые проводятся ЦИС Сколково). Для США это:

  • Период между публичным раскрытием сути изобретения и заявкой может составлять 1 год. При этом, рамки «публичности» максимально широкие, т.е. любое объяснение «как это работает» вне рамок группы изобретателей;
  • Содержание заявки должно показывать «лучшую реализацию» изобретения;
  • Заявка не публикуется (не индексируется) до момента выдачи патента;
  • Принцип «первого изобретателя».

Однако стоит заострить внимание на другой особенности, которая присутствует в инновационной экосистеме Питтсбурга, и характерна для США в общем. Это аутсорсинг услуг по защите ИС университетами, что диаметрально противоположно российской модели, где в университетах создаются большие «патентные отделы». Какие преимущества это дает патентной системе? 1. Более высокие компетенции частных фирм, за счет более конкурентных и мотивированных сотрудников. 2. Удешевление услуг из-за развитой конкуренции.

Следующий аспект это принадлежность ИС. При выполнении разработок в университете ИС принадлежит университету, при этом если разработка выполнена студентами, то права полностью принадлежат им.

3. Акселераторы и инкубаторы

Innovation Works - это группа программ, которая включает в себя акселератор (AlphaLab), акселератор для hardware-проектов (AlphaLab Gear), венчурный фонд (партнерский, Riverfront Ventures).

Офис Innovation Works. Фото: Максим Герасимов

Innovation Works (далее - IW) играет жизненно важную роль в технологии экономике Юго-Западной Пенсельвании и работает только на региональном уровне. IW вкладывает капитал, бизнес-опыт и другие ресурсы в компании с высоким потенциалом и наибольшей вероятностью регионального экономического воздействия.

Innovation Works является самым крупным инвестором посевной стадии (seed-stage) в этом регионе и одним из самых активных в стране.

Направления: софт (включая интернет решения, мобильные приложения и клиентские продукты для B2B), hardware решения, науки о жизни и робототехника.

На входе: университетские, студенческие проекты (Project Olympus, CTTEC, Innovation Institute), команды (бизнес план не требуется). Не работают с проектами на уровне идеи.

На выходе: компания, в идеальном варианте готовая к IPO. Срок активного существования - до 10 лет.

Источник доходов Innovation Works: прибыль от успешных команд.

AlphaLab

AlphaLab - это 20-недельный акселератор, который предлагает компаниям ранней стадии (early-stage) менторскую поддержку, образовательные программы и среду для работы (офис AlphaLab, где работают резиденты действительно можно назвать творческим и предпринимательским местом).

Офисы резидентов AlphaLab. Фото: Максим Герасимов

Инвестиции: Стандартные условия AlphaLab - это $25k начальных инвестиций за 5%, будущих акций. После завершения программы каждая компания AlphaLab, которая привлекает по крайней мере $50k внешних инвестиций, получит $25k обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

Образовательная программа: В течение 20-недельной программы образовательные мероприятия охватывают темы от определения клиента до финансирования.

Менторство: в качестве менторов компании получают успешных предпринимателей, технологов и инвесторов, которые уже разработали и запустили продукты, привлекли инвестиции, понимают, как вести обсуждение условий лицензирования.

AlphaLab Gear

В отличие от Alphalab, AlphaLab Gear работают только с hardware-проектами.



Внутри AlphaLab Gear. Фото: Максим Герасимов

Дополнительно к возможностям Alphalab, AlphaLab Gear дает ресурсы для мелкого прототипирования и создания MVP для различных направлений hardware-проектов. В силу этой особенности на входе компании получают $50k за 9%. Акселерационная программа длится 33 недели. Мелкосерийное производство возможно в TechShop.

AlphaLab и AlphaLab Gear уверенно входит в топ-20 акселерационных программ страны.

3.2 Idea Foundry

Офис акселератора Idea Foundry, несомненно, имеет самое удачное расположение в городе: ровно между кампусом CMU и кампусом Pitt, напротив Музея Естественной истории Карнеги.

Основанный в 2002 году, акселератор Idea Foundry является некоммерческим и ориентирован на работу с инновационными компаниями. В портфолио акселератора - более 170 компаний. Вся деятельность Idea Foundry делится на 6 программ и секторов: Accelerators, The Idea Transformation Fellowship, Ideas to industry, Science, Social, Global.

Вид с крыши офиса Idea Foundry (слева и по центру - CMU, справа Музей Естественной истории Карнеги). Фото: Максим Герасимов

Science Accelerator Program - научно ориентированная акселерационная программа.

Для кого: профессора, студенты, ориентированные на коммерциализацию своих исследований; предприниматели с идеями «меняющими правила игры»; стартапы, которые ищут инвестиций для роста.

Основные направления: здравоохранение и науки о жизни (Healthcare & Life Science), разработка интеллектуальных систем (Intelligent Systems Development), вода (Water), and новые материалы (Advanced Materials).

Преимущества программы: работа один-на-один с командой Idea Foundry по разработке стратегии, инвестиции до $10k на решение правовых, регуляторных вопросов, а также совершенствование прототипа,

InterSector Social Enterprise Accelerator - социально ориентированная акселерационная программа.

The Idea Transformation Fellowship - программа предусматривает финансирование и практическую поддержку стартапов ранней стадии, помогая им добраться до критической точки, где они могут получить следующий раунд финансирования или поддерживать себя через заработанный доход.

Transformation Fellowships длится до одного года, а финансирование может составить до $100k. Инвестиции принимают форму обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

4. Венчурные фонды

Экосистема инноваций Питтсбурга включает в себя венчурные фонды, которые работают на различных стадиях от seed до A/B и далее. Приоритетные направления инвестирования - это здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Принципы работы фондов классические и не имеют особенностей, однако, большинство из них инвестируют только в «местные» компании. Более подробную информацию, а также актуальный список действующих фондов доступен на сайте Ассоциации венчурных фондов Питтсбурга .

5. Вместо заключения

Экосистема Питтсбурга построена на принципе партнерства и коллаборации, где «каждый знает каждого», при этом понимает свое место и функцию в системе поддержки технологических проектов и не устраивает конкуренцию ради конкуренции. При этом Питтсбург - это «живой» свершившийся пример того, как перейти от сырьевой экономики к экономике знаний, что крайне важно для России в силу зависимости от экспорта углеводородов. У нас, как и у Питтсбурга, драйверами перехода, основой для построения инновационной экосистемы, должны стать и становятся университеты (в первую очередь университеты, стремящиеся к модели 4.0) и инновационные территории, такие как Инновационный центр «Сколково». Стимулирование такого перехода должно происходить на всех уровнях: от законодательной и исполнительной власти, где возможно снятие регуляторных ограничений и рисков, уменьшение бюрократической нагрузки; до уровня визионеров, технологических предпринимателей и далее вплоть до преподавателей и студентов.

  • Александр Атращенко, Советник проректора по научной работе, Университет ИТМО
  • Максим Герасимов, Руководитель программ ОтУС
  • Кирилл Сергеев, Специалист по исследовательским проектам, Центр образовательных разработок, Московская школа управления СКОЛКОВО

Региональная инновационная экосистема - это совокупность участников инновационного процесса: субъектов инновационной деятельности, осуществляющих и поддерживают такую ​​деятельность; и факторов, определяющих его работу: правил и норм, регламентирующих взаимоотношения между субъектами инновационной деятельности и другими экономическими субъектами, а также механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов инновационной деятельности.

Анализ различных взглядов относительно определения сущности региональной инновационной системы дает возможность выявить такие общие черты:

1) система представляет собой совокупность институтов, инициирующих создают и распространяют новые разновидности продукции и технологии;

2) главным, определяющим в подсистемах есть знания,

3) система выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, координация, стимулирование и контроль, а также специальные функции: производство, генерация, распространение и использование знаний;

4) необходимым условием существования системы является наличие связей и сложившихся типов отношений между элементами и подсистемами.

Изучение процесса функционирования природных экосистем позволяет выделить две группы факторов развития инновационной экосистемы: экзогенные и эндогенные. Среди внешних может быть выявлено влияние политических, техногенных, природных, экономических и других факторов, среди внутренних - по сути, изменение условий существования самой экосистемы, изменение в порядке функционирования ее элементов и тому подобное. Институциональные факторы служат инструментом реализации экономических законов в хозяйственной практике. По мере усложнения структуры рыночной экономики, активизации процессов интенсификации производства и внедрения инноваций значение и роль институциональных факторов в хозяйственном механизме существенно возрастает.

Итак, развитие инновационной экосистемы может быть обеспечено при наличии следующих условий:

Необходимого уровня развития инновационного потенциала региона;

Достаточно вместительных рынков сбыта инновационной продукции хозяйственного комплекса региона;

Источников финансовых средств;

Реальной поддержки инновационного развития территории со стороны органов власти .

Инновационный потенциал комплексной характеристикой способности региона к инновационной деятельности. Уровень инновационного потенциала рассматривается, с одной стороны, как объективное условие и фактор формирования региональной инновационной экосистемы, с иипдого, как результат развития самой инновационной системы и повышения ее уровня. Инновационный потенциал характеризует важную составную инновационной экосистемы, включая ту часть ресурсов, которую регион предполагает использовать для своего перспективного развития на качественно новой основе.

Оценку инновационного потенциала региона может быть с достаточной степенью достоверности проведен с использованием таких показателей;

1. Оценка ресурсной составляющей.

1.1. Материально-технические ресурсы.

1.2. Инвестиционные ресурсы.

1.2.1. Инвестиции в знания с помощью R & D.

1.2.2. Инвестиции в знания путем подготовки ученых и инженеров (в частности социологов и медицинских работников).

1.3. Информационные ресурсы.

1.4. Человеческие ресурсы.

2. Оценка инфраструктурной составляющей.

2.1. Ресурсы государственной поддержки.

2.2. Инфраструктурные ресурсы.

3. Оценка результативной составляющей.

3.1. Численность инновационных фирм по секторам.

3.2. Продуктивное использование знаний.

3.3. Измерения вклада инновационной деятельности для качества жизни .

Основные свойства системы венчурного инвестирования: самоорганизация, относительная устойчивость, способность воспроизводить факторы саморазвития, целостность, возможность выстраивать взаимовыгодное связь с экономикой в ​​целом, а также способность к эволюционному развитию в достижении целевых ориентиров определяет ее высокую значимость для развития региональной инновационной экосистемы.

Кроме того, к числу факторов, необходимых для возникновения и развития региональной инновационной экосистемы, можно включить:

Наличие критической массы талантливых людей;

Благоприятные для развития предпринимательства законодательство и система налогообложения;

Наличие крупных корпораций;

Благоприятное предпринимательскую среду;

Высокий статус технических специалистов;

Наличие программ поддержки малого бизнеса;

Наличие инфраструктуры.

Конкуренция и благоприятные условия стимулируют инновации, однако из-за провалов рынка (истоки знаний и доходов, информационную асимметрию, непрозрачность) стимулы к инновациям могут оказаться слишком слабыми, что снижает интенсивность коммерческих исследований и разработок. Это приводит к необходимости проведения инновационной политики. Налоговые стимулы, государственная поддержка исследовательской кооперации между университетами и бизнесом, создание агентств, работающих как брокеры знаний - все это может значительно активизировать инновационные процессы в регионе.

В сентябре 2014 года стартовал проект РВК и бизнес-инкубатора «Ингрия» по развитию инновационных экосистем в российских вузах и научных центрах, в ходе которого и был подготовлен отчет. Перед авторами отчета ставились задачи определить барьеры для трансфера технологий в России, проанализировать российский и международный опыт их преодоления и предложить соответствующие рекомендации.

В связи с практической направленностью отчета, авторы рассматривают проблему с точки зрения специалиста по управлению инновациями в университете или научной организации. Цель работы такого специалиста (не зависимо от фактического наименования его должности) - коммерциализация инноваций, то есть коммерческое использование компетенций и технологий организации в продуктах или процессах промышленного или потребительского назначения. Основным результатом работы такого специалиста являются коммерческие сделки, связанные с использованием РИД организации: в форме заказного НИОКР, покупки лицензии, создания стартапа (МИПа). Поэтому и инновационную экосистему авторы также рассматривают в практическом смысле: как все те элементы и связи, которые необходимы для успеха коммерциализации инноваций.

При подготовке отчета использовались следующие источники информации:

Исследование барьеров трансфера технологий, проведенное специалистами Европейского университета в Санкт-Петербурге на основе 50 экспертных интервью;

Аналитические отчеты об инновационных экосистемах университетов Израиля, Канады, Южной Кореи, Европы, подготовленные специалистами Martal Consulting (Израиль), Spinverse (Финляндия), Gen3 (Южная Корея), в том числе с привлечением международных экспертов;

Результаты стратегических сессий в 5 городах, в которых приняли участие представители более 30 вузов;

Анкетирование 250 студентов и аспирантов;

Мониторинг инновационной инфраструктуры университетов;

Мониторинг представленности тем, связанных с коммерциализацией технологий, на сайтов вузов;

Анализ кейсов, работа с базой литературы по теме.

Помимо аналитического отчета проект включает проведение стратегических сессий и образовательных семинаров. Разработку общего подхода к снятию барьеров трансфера технологий. Создание основанной на этом подходе бизнес-модели Центра Трансфера и Маркетинга Технологий и Компетенций в вузе и/или научной организации; подготовку и проведение образовательной программы по построению эффективной инновационной экосистемы в своей организации; подбор нормативных и модельных документов, обеспечивающих работу предложенной бизнес-модели; cодействие ряду вузов и научных центров в внедрении модели. Результаты проекта проходили апробацию на сессиях и семинарах в Москве, Санкт- Петербурге, Томске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Сургуте и Сочи с участием сотрудников профильных подразделений вузов, представителей индустрии и венчурных фондов.

Авторы рассматривают коммерциализацию инноваций как целостный процесс или поток, имеющий конкретную цель (сделки) и протекающий благодаря элементам (ресурсам и связям), объединенным в единую инновационную экосистему. С этой точки зрения, авторы дают определения базисных элементов теории:

Инновация - идея, разработка, или компетенция, доведенная до сделки.

Коммерциализация инноваций - единый процесс превращения потока идей, разработок или компетенций в активы в форматах проектов с последующими сделками по продаже созданных активов.

Инновационная экосистема - совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций и их взаимосвязей, аккумулирующая человеческие, финансовые и иные ресурсы для интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций.

Из приведенного определения следуют 4 основных измерения инновационной экосистемы: 1. Целеориентированный процесс: инновационная экосистема строится вокруг процесса коммерциализации инноваций, имеющего ясный результат в виде вывода продуктов на рынок. 2. Субъекты, взаимодействующие в процессе коммерциализации инноваций. 3. Cвязи межу ними. 4. Среда, которая предоставляет ресурсы для субъектов коммерциализации инноваций.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

1. Успешная инновационная экосистема нацелена на коммерциализацию инноваций. Поэтому ключевой показатель эффективности ИЭ - коммерческий результат в виде сделок в 3 основных формах: заказной НИОКР, МИП, лицензирование.

2. Успешная инновационная экосистема обеспечивает последовательное, неразрывное превращение идеи в сделку: входной поток идей, разработок и компетенций членов команд, конвертацию их в активы, продажу активов. Важно понимать, что сами по себе идеи и команды НЕ являются активами. Это, своего рода, ресурсы, которые могут быть проданы на рынке только когда пройдут стадию превращения в коммерческий проект, обладающий конкретными активами.

3. Субъектами успешной инновационной экосистемы являются соответствующие специалисты, объединенные в сети взаимодействия, и тем самым, обеспечивающие неразрывность процесса коммерциализации инноваций.

4. Успешная инновационная экосистема формирует подходящую среду для коммерциализации. Такая среда:

  • Стимулирует активное взаимодействие субъектов процесса коммерциализации инноваций, формирование сетей взаимодействия, проведение мероприятий.
  • Использует формальные (законы, постановления) и неформальные (культура) институты для стимулирования коммерциализации инноваций и минимизации возможных потерь, возникающих при взаимодействии с окружающей средой.
  • Имеет достаточное количество финансовых и инфраструктурных ресурсов для организации процесса коммерциализации инноваций.
  • Генерирует процессы самоорганизации и саморазвития ее элементов, а так же приводит к снижению транзакционных издержек внутри системы.

Финансирование вузов больше чем на 90% происходит за счет государства, и связано с крупными государственными проектами, в частности, ФЦП или проектами по 218 Постановлению, которые сфокусированы на стадии «запуска идеи» — см. табл. 1. Кроме того, последнее время наметилась тенденция к пересмотру ключевых показателей деятельности вузов в сторону публикационной активности и иных научных результатов в ущерб инновациям, как, например, программа «5 — 100».

Табл. 1: Доля различных источников финансирования научной работы, выполняемой исследователями НИИ и преподавателями вузов, %. Источник: Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. М.: ЦСП и М, 2014. С. 136

Соответственно, у разработчиков формируется сильная мотивация участвовать в первых этапах проекта, в конкурсах на получение средств на разработку, доведение этой разработки до определенного прототипа, так как эти показатели значимы для получения государственной поддержки в будущем (например, ФЦП). Однако, после первоначальной разработки научной лаборатории чаще всего не интересно или не выгодно делать последний шаг - искать производство и внедрять свой прототип. Таким образом, большая часть работы и администраторов ОИИ, и разработчиков просто не направлена на коммерциализацию. Разработка так и не становится активом, проект распадается.

В России целые отрасли индустрии, в основном, полагаются на государственный заказ и часто находятся вне конкурентной среды. В результате:

Отсутствуют соответствующие бизнес-процессы по рассмотрению, необходимой доводке и внедрению сторонних разработок в рамках Product Lifecycle Management.

Не выделяются ресурсы на внедрение сторонних разработок, которые должны выделяться в формате инвестиционных программ, а не в формате бюджетов.

Во многих компаниях отсутствуют технологические политики, дорожные карты развития технологий и продуктов.

По данным Центра стратегических разработок, 82% результатов ПИР в госкорпорациях относятся к улучшению существующих технологических цепочек и инфраструктуры, а не к качественному изменению технологий, продуктовых линеек и бизнес-моделей. Таким образом, многие крупные предприятия существующие в реальности бюрократического, а не классического рынка, не видят необходимости в создании прорывных технологий, дающих преимущество «первенства» и не создают соответствующих механизмов для «входа» технологий. В то же время, средние компании (11-20 лет), выросшие в новой российской экономике, могут сформировать основной запрос на инновации. Они работают в условиях конкурентного рынка, готовы к внедрению сторонних разработок, так как для них пришло время обновлять технологии и продуктовые линейки, ищут в основном компетенции, а не разработки, стеснены в средствах на НИОКР и часто не имеют достаточно сильного инновационного отдела. Таким образом, предприятия вне рынка госзаказов заинтересованы в работе с конкурентоспособными научными подразделениями, предоставляющими не мифический, а действительно инновационный продукт или уникальную компетенцию. В России эта мотивация характерна, в первую очередь, для частных компаний среднего размера, что отражено на рис. 1.

СДЕЛАТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИЙ ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Рассматривать инновационную экосистему как инструмент развития университета в целом, включая научные программы или место в рейтингах Многие эксперты отмечают противоречия между программой «5 — 100» и предыдущими государственными инициативами, стимулировавшими инновации (а равно, противоречия и между другими программами). И поэтому тактически, возможно, оправдано переключение на публикационную активность в ущерб инновационной, как происходит в ряде вузов. Однако, стратегически развитие инновационной экосистемы университета является фактором, одинаково способствующим и повышению научной репутации вуза, и его финансовой устойчивости, и привлечению студентов и новых сотрудников. Для этого необходимо ориентировать систему на конкретный коммерческий результат: не просто зарегистрированные патенты, а технологии, доведенные до внедрения и принесшие доход.

Инструменты:

  • Декларация приверженности инновациям на самом высоком уровне.
  • Система KPI, связанных с коммерциализацией инноваций

2. Сформировать стратегию коммерциализации технологий. Необходимо обеспечить единство применяемых инструментов: нормативных актов, системы поощрений, проводимых мероприятий, партнерств и так далее. Это возможно только при формализованной стратегии коммерциализации. Для её создания нужно определить место и роль вуза в более крупной инновационной экосистеме: какие технологии могут создаваться, кто может стать заказчиком, кто может финансировать разработку, какие партнеры нужны для этого.

Инструменты: стратегия коммерциализации.

3. Обеспечить процесс коммерциализации инноваций - без разрывов! Используемые инструменты должны обеспечивать непрерывную связь между всеми звеньями в цепи коммерциализации инноваций: от формирования идеи до внедрения на рынок. Не обязательно это должны быть отдельные центры на каждый из этапов: какие-то функции могут совмещаться в одном центре трансфера технологий, какие-то даже обеспечиваться партнерами. Главное, чтобы не создавалось ситуаций, когда прототип создан, а что с ним делать дальше - непонятно. Чтобы цепь была целостной.

Инструменты:

  • Поэтапная схема инновационной экосистемы университета.
  • Определение ключевых процессов.

4. Вовлечь лидеров (или взять на себя роль лидера трансфера технологий). Эксперты отмечают роль лидеров как один из ключевых факторов развития инновационной экосистемы. Так, одним из ключевых факторов развития трансфера технологий в Imperial College (Лондон), стала культура «внимания к успехам предпринимателей, основанная на посыле, что ученые могут стать богатыми, не теряя доверия как к исследователям мирового уровня», которую внедрял Ричард Сайкс, ректор колледжа, до этого бывший генеральным директором GlaxoSmithKline.

Инструменты:

  • Вовлеченность руководства и неформальных лидеров.
  • Вовлеченность региональных элит.

АКТИВНО РАЗВИВАТЬ СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5. Развивать широкую сеть взаимодействия: индустрия, венчурные партнеры, вузы и пр. Создание отношений доверия, общего видения. Некоторые исследователи отмечают, что этот фактор является ключевым, особенно если понимать инновационную систему буквально, как всех партнеров, необходимых для успеха технологического трансфера. Развитие партнерств влияет и на способность индустрии принимать и адаптировать технологии. В этой связи, необходимо не просто формальное подписание соглашений, но отношения доверия и стремление к формированию общего видения. «Хорошего директора центра трансфера технологий индустрия должна знать в лицо» (Олег Мальсагов, ТГУ). «Я верю, что ключ к успеху – это хорошие взаимоотношения и налаженные связи» (Ави Барак, ex-CEOYissum).

Инструменты:

  • Личное участие руководства в развитии отношений.
  • Сотрудники, которые напрямую развивают сети, технологические брокеры.
  • Партнерства, консорциумы, совместные проекты.
  • Инструменты формирования общего видения: совместные мероприятия и пр.
  • Инструменты управления сетями.

6. Опираться на поддержку органов власти, участвовать в федеральных и региональных программах. Основная роль государства - в поддержке исследований на ранней стадии, а также в создании условий для развития коммерциализации инноваций, удобных для участников рынка – вузов и исследовательских организаций, а также индустрии и венчурного капитала.

Инструменты:

  • Субсидии, федеральные и региональные программы.

7. Взаимодействовать с выпускниками как агентами влияния и источниками успешных примеров. Ряд исследователей определяет работу выпускников в крупных корпорациях или создание ими собственных успешных проектов как «непрямой трансфер технологий», имея в виду, что успешные выпускники создают репутацию университета, могут способствовать формированию новых связей и заключению новых контрактов. В российских вузах не принято уделять внимания выпускникам, что показывают исследования, и эту ситуацию необходимо исправлять.

Инструменты:

  • Ведение базы выпусников, alumni.
  • Управление сообществом выпускников.
  • Тиражирование «историй успеха».

ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВО СРЕДЫ

8. Формальные институты, стимулирующие коммерциализацию. Среди основных барьеров транфера технологий в России по результатам исследований - противоречивая и формальная система показателей отчетности; многочисленные бюрократические препятствия, затрудняющие венчурное инвестирование; регистрация интеллектуальной собственности для отчетности, а не для коммерческого использования. Для развития инновационной экосистемы необходимо, прежде всего, устранить эти барьеры.

Инструменты:

  • Система KPI и поощрений для сотрудников, развивающих трансфер технологий.
  • Эффективная система работы с ИС, выгодная и разработчикам, и вузу.
  • Снижение бюрократических барьеров, затрудняющих приток венчурного инвестирования и перегружающих отчетность.

9. Неформальные институты: развитие культуры предпринимательства. Идеология самоценности научно-технического творчества продолжает доминировать в академической среде в России. Поэтому нужно представлять предпринимательство возможностью для научного развития, способом доносить свои разработки до мира, возможность улучшать мир с их помощью. Неотъемлемой частью культуры предпринимательства является и открытость к рискам и терпимость к ошибкам.

Инструменты:

  • Внутренний маркетинг
  • Идеологическое обоснование, «императив инновационности»
  • Распространение «историй успеха».
  • Образовательных программы, семинары, мероприятия.
  • Внедрение современных практик управления проектами.

10. Управления сетями взаимодействия. Во-первых, разнообразие мероприятий, вовлекающих во взаимодействие представителей различных организаций: индустрии, инвесторов, экспертов, студентов и проч. Во-вторых, развитие баз данных, анализ и картографирование сетей (в частности, именно на базе тщательного анализа сетей строится управление инновационной экосистемой Стенфордского университета). В-третьих, участие в сетевых структурах и проектах, как российских, так и международных.

Инструменты:

  • Насыщенный календарь мероприятий разного уровня, с индустрией и инвесторами в качестве гостей и участников.
  • Ведение баз данных, анализ сетей.
  • Участие в сетевых структурах по трансферу технологий.

11. Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей весь процесс коммерциализации. Важна как техническая возможность университета реализовывать сложные исследовательские проекты, так и инфраструктура для организации, собственно, трансфера технологий. Возможные структуры: технопарк, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр лицензирования разработок, центр прототипирования, инжиниринговый центр и проч.

Инструменты:

  • Исследовательская инфраструктура.
  • Центры прототипирования, инжиниринговые центры.
  • Бизнес-инфраструктура: инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, офисы лицензирования и пр.

12. Студенческая среда как драйвер предпринимательства. Студенческая среда наиболее восприимчива к культуре риска и предпринимательства и может стать источником необходимой энергии для развития инновационной экосистемы. Примером может стать университет Aalto, чья система развития базируется на очень плотной и активной работе с студенческим сообществом.

Инструменты:

  • Внутренний маркетинг.
  • Студенческие сообщества.
  • Предпринимательские программы, мероприятия.

Сокращенная версия доклада подготовлена