Субъекты физические лица инвестиционной деятельности являются. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности являются государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Все субъекты инвестиционной деятельности подразделяются на физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Об участии государства в инвестиционной деятельности достаточно подробно сказано выше. Следует только подчеркнуть, что здесь государство выступает, с одной стороны, как организатор и контролер, т.е. субъект административных властных отношений, а с другой, государство может являться непосредственным участником инвестиционных гражданских отношений и выступать в роли субъекта гражданских отношений.
Инвесторами признаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть самые различные участники гражданских и публичных отношений, это: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, коммерческие организации, другие
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 121
юридические лица и объединения; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Для осуществления совместного инвестирования законом допускается объединение инвесторами своих средств.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. При этом недопустимо их вмешательство в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство обусловлено условиями договора. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется по договору правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности признаются инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании. Особенностью субъектного состава инвестиционного правоотношения является то, что субъекты инвестиционной деятельности вправе в своем лице совмещать функции двух или нескольких участников.
Объекты инвестиционной деятельности. Объектами инвестиционной деятельности по законодательству РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. При этом законодательство специально запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 122
Особой формой объекта инвестиционной деятельности являются создаваемые в особом порядке паевые инвестиционные фонды. Их статус определяется Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Фонд создается путем приобретения физическими и юридическими лицами (инвесторами) инвестиционных паев таких фондов, за единственным исключением – государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать здесь в качестве инвесторов. Фонд является имущественным комплексом без создания юридического лица, а его доверительное управление осуществляют управляющие компании паевых инвес-тиционных фондов.
Инвестиционный пай, приобретаемый инвесторами, является именной ценной бумагой, хотя такая позиция законодателя достаточно сомнительна. Этот документ удостоверяет право инвестора на получение денежных средств в размере, определяемом исходя из стоимости имущества паевого инвестиционного фонда. Такое требование предъявляется инвестором в управляющую компанию, а стоимость пая определяется непосредственно на дату выкупа. Каждый инвес-тиционный пай предоставляет его владельцу одинаковые права. Порядок выпуска инвестиционных паев, их размещения и обращения, регистрации проспекта эмиссии устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Имущество фонда состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов, а также приращенного имущества и имущественных прав, что является непосредственным результатом работы управляющей компанией по доверительному управлению средствами инвесторов.
Условием заключения инвесторами договора о доверительном управлении имуществом с управляющей компанией является приобретение инвесторами инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Условиями такого договора признаются правила паевого инвестиционного фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Паевой инвестиционный фонд считается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии его паев. Существует два вида таких фондов. Это открытый фонд, когда управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 рабочих
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 123
дней с даты предъявления требования, и интервальный фонд, когда управляющая компания принимает на себя обязанность покупать инвестиционные паи по требованию инвестора, но не реже одного раза в год. Важнейшими правилами деятельности паевого инвестиционного фонда являются, во-первых, право инвестора в любое время предъявить управляющей компании требование о выкупе инвестиционного пая, и обязанность управляющей компании выкупить инвестиционный пай в порядке и в сроки, установленные правилами паевого инвестиционного фонда и проспектом эмиссии инвестиционных паев, во-вторых, право инвесторов на свободное распоряжение принадлежащими им инвес-тиционными паями, в том числе инвесторы вправе отчуждать, закладывать, передавать их по наследству и совершать с ними иные гражданские сделки.
Учет имущества фонда и прав инвесторов производится специализированным депозитарием. Последним может быть только одна организация, ее взаимоотношения с фондом строятся на основании договора с управляющей компанией. Этот договор является неотъемлемой частью проспекта эмиссии инвестиционных паев.
Содержание инвестиционной деятельности. Содержанием инвестиционной деятельности являются действия ее субъектов. Все инвесторы имеют равные перед законом права. Право на инвестирование – это неотъемлемое право инвестора. В процессе осуществления инвестиционной деятельности инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Если инвестор не является пользователем объектов инвестиционной деятельности, то он имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории РФ. Свои правомочия по инвестициям и их результатам он вправе передать по договору (контракту) гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке. По общему правилу, инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РФ, в соответствии с законодательными
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 124
актами РФ и республик в составе РФ. Однако законодательством РФ и республик в составе РФ могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения инвесторами права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления ими или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов. Условия, на которых инвестор приобретает необходимое ему имущество, могут быть самые различные. Он может приобретать имущество у граждан и юридических лиц как непосредственно, так и через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.
В свою очередь субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством РФ и республик; выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции. В особых случаях участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности.
Отношения между участниками инвестиционной деятельности могут иметь самые различные способы формализации. В зависимости от характера эти отношения облекаются или в форму распоряжения, инструкции, указания, заказа государственного органа, или в форму договора. Однако, в основном, производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности строятся на основе договора (контракта), который является основным документом, регламентирующим эти отношения. Учитывая центральное место договора в системе инвестиционных актов, по поводу его природы в науке существуют различные точки зрения. Поскольку большинство инвестиционных соглашений заключается с целью привлечения иностранных инвестиций и субъектом таких отношений является государство, часть авторов относят инвестиционные соглашения к области международного права, например, им придается уровень международных договоров или административно-правовых актов. Другие ученые отстаивают гражданско-правовую принад-
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 125
лежность этих договоров и говорят о том, что инвестиционное соглашение является договором гражданско-правовым, что объясняет его содержание и условия. Наконец, третью, компромиссную точку зрения представляет А.Г. Богатырев, который утверждает, что «инвестиционные соглашения-контракты можно определить как институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права...».
На наш взгляд, все приведенные здесь концепций исходят из общей посылки о том, что существует некое особое единое «инвестиционное отношение». Такой вывод можно сделать только на том предположении, что инвестиционное право является самостоятельной отраслью права. Обе эти посылки принципиально неверны. Как уже было сказано, инвестиционное право, при всем своем очевидном своеобразии, не является самостоятельной отраслью права, поскольку не имеет самостоятельного предмета исследования и метода правового регулирования. Это не более чем специфическая отрасль законодательства. Отно-шения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, самые различные по своей природе – это и гражданские, диспозитивные, и административные, властные отношения. Порой они достаточно тесно переплетены между собой, как, например, в случае государственного планирования конкретного инвестиционного контракта, но никогда они не образуют самостоятельного, единого «инвестиционного отношения». Учитывая различный характер инвестиционных отношений, можно сделать вывод о том, что правовая форма этих отношений также может быть различной. В зависимости от конкретной ситуации это и государственный, административный акт, и международное соглашение или обычный гражданский договор.
Если инвестиционное соглашение является гражданским, оно подчинено общему принципу диспозитивности. Заключение таких договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений сторон является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции. К таким инвестиционным договорам в большинстве случаев применяются общие правила о граж-
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 126
данских договорах. Условия этих договоров сохраняют свою силу на весь срок их действия. Особое исключение касается только того случая, когда уже после заключения инвестиционного соглашения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение партнеров. В этом случае договор может быть изменен.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет самых различных источников, таких, например, как: собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.); заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы граждан, юридических лиц); денежные средства объединений; инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов; иностранные инвестиции.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности определяется характером тех отношений, в рамках которых они участвуют. Поскольку инвестиционная деятельность одновременно охватывает и частные и публичные отношения, ответственность здесь также может быть различной, поскольку она возникает в рамках административных или гражданских отношений. Участники инвестиционной деятельности при несоблюдении требований действующего на территории РФ законодательства, обязательств, предусмотренных в инвести-ционных договорах, несут как имущественную, так и иную ответственность. Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых или возложенных на них обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности. Государственные органы при реализации государственных заказов несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами инвестицион-ной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение убытков.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 127

СЗ РФ. 1995. № 31. ст. 3097
Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987.
Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 1975.
Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С.81.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации – банковские, страховые и посреднические. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государства и международные организации. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта.

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать:

Физические и юридические лица;

Создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

Государственные органы; органы местного самоуправления;

Иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

С учетом направленности основной хозяйственной деятельности, осуществляемой инвесторами, их разделяют на индивидуальных и институциональных инвесторов. Индивидуальный инвестор – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложения средств в форме инвестиций для развития основной производственно-хозяйственной деятельности. Институциональный инвестор – это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность. В качестве институциональных инвесторов выступают инвестиционные компании, инвестиционные фонды, специализирующиеся, как правило, на операциях с ценными бумагами.

В зависимости от целей инвестирования, которые ставят перед собой инвесторы, выделяются стратегические и портфельные инвесторы. Стратегический инвестор, осуществляя инвестиции, ставит для себя целью приобретение контрольного пакета акций или преобладающую долю уставного капитала другого предприятия для получения возможности реального управления этим предприятием. Портфельный инвестор вкладывает инвестируемые средства в разнообраз-ные объекты инвестирования с целью получения текущего дохода или прироста капитала.

Все инвесторы имеют равные права на:

Осуществление инвестиционной деятельности в любой форме;

Владение, пользование и распоряжение объектами инвестирования;

Самостоятельное определение объемов и направлений инвестиций;

Привлечение на договорной, преимущественно конкурсной, основе других субъектов инвестиционной деятельности;

Осуществление контроля за целевым использованием инвестируемых средств;

Объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов для осуществления совместного инвестирования.

Следующий субъект инвестиционной деятельности – заказчики. Заказчиками могут быть инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица (в том числе иностранные), государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация финансовых вложений. В состав инвестиционной сферы включаются:

Сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные средства производственного и непроизводственного назначения. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования и других субъектов инвестиционной деятельности;

Инновационная сфера, в которой реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

Сфера обращения финансового капитала: денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах.

В соответствии с законодательством РФ государство гарантирует защиту инвестиций (в том числе иностранных), независимо от форм собственности. При этом инвесторам (в том числе иностранным) обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно только при условии возмещения инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестируемого имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и субъектов РФ.

Субъектами инвестиционной деятельности в сфере недвижимости являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, застройщики, исполнители работ, пользователи объектов недвижимости, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, фонды и др.

Инвесторы –физические и юридические лица, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций в объекты недвижимости и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;

Органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, на то уполномоченных в законодательном порядке;

Предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица;

Совместные российско-зарубежные организации;

Зарубежные организации и другие юридические лица;

Отечественные и зарубежные физические лица;

Иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;

Международные организации.

Чтобы реализовать инвестиционные проекты в сфере недвижимости, необходимы: разработка технико-экономических обоснований, проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации на строительство и возведение зданий и сооружений, проведение работ по реконструкции, заключение договоров с подрядными строительно-монтажными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Инвесторы могут осуществлять функции заказчика сами, через соответствующие службы, либо через посредников – юридических или физических лип, наделенных необходимыми правами распоряжения инвестициями в рамках, определяемых инвестором.

Исполнителями работ при реализации инвестиционных проектов в сфере недвижимости выступают изыскательские, проектно-строительные, пусконаладочные и другие организации, выполняющие работы по инженерным и инженерно-геологическим изысканиям, проектированию зданий и сооружений, их возведению, освоению производственных мощностей.

К исполнителям относятся и инжиниринговые фирмы, которые не имеют собственных производственных мощностей, но имеют специалистов-менеджеров и выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения работ строительные, монтажные и другие организации на условиях субподряда. Специалисты-менеджеры формируют и реализуют организационный план по осуществлению всех работ в рамках инвестиционного проекта, обеспечивают увязку работ всех привлекаемых организаций.


Осуществление инвестиционных проектов в сфере недвижимости связано с использованием большого объема строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования, в том числе не стандартного, электроизделий, кабельной продукции, труб, проката металлов и т.д. Поэтому важными участниками инвестиционных проектов являются поставщики указанной продукции и их дилеры.

Большую группу субъектов инвестиционной деятельности в сфере недвижимости составляют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся: страховые и инвестиционные компании, жилищные кооперативы, паевые инвестиционные фонды и фонды индивидуального жилищного строительства и др. Назначение указанных организаций – привлечение свободных средств населения, хозяйствующих субъектов и направление их на цели инвестирования.

Совокупность намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений в объекты недвижимости и обеспечению заданных финансово-экономических, производственных и социальных результатов представляет собой инвестиционный проект.

12.5 Риски в инвестиционных проектах в недвижимость: бизнес-риски, финансовые риски, риски управления, др.

Инвестиции в недвижимость, как и инвестиции в ценные бумаги, подвержены рискам финансового рынка: риску изменения процентных ставок, валютному риску, кредитному риску, бизнес-риску. Однако для инвестиций в недвижимость в связи с особенностями функционирования рынка недвижимости характерны дополнительные и существенные риски.

Риски, присущие рынкам недвижимости, можно разделить на три группы:

1. Риски, характерные для различных типов недвижимости и различных регионов, т.е. несистематические риски, и они поддаются диверсификации за счет формирования портфеля недвижимости.

2. Систематические (рыночные) риски, определяемые на рынке недвижимости такими факторами, как низкая ликвидность актива, нестабильность налогового законодательства, изменения в уровне конкуренции на рынке недвижимости и рынке капитала, длительность делового цикла на рынке недвижимости, демографическая тенденция в стране в целом и по регионам, тенденции занятости работоспособного населения, инфляция и риск изменения процентных ставок на рынке капитала. Систематический риск не поддается диверсификации и отражает связь уровня риска инвестиций в недвижимость со среднерыночным уровнем риска.

3. Случайные риски как результат некачественного управления объектами недвижимости.

В операциях с недвижимостью риск может проявляться в более низкой, чем планировалось ранее, цене при продаже недвижимо­сти; в более высоком, чем предполагалось, уровне операционных расходов при управлении недвижимостью; в снижении фактической рентабельности инвестиционного проекта по сравнению с проект­ной; даже в утрате собственности – как в связи с разрушением са­мого объекта недвижимости, так и по причине потери прав на недвижимость. Масштабы таких рисков могут быть весьма различны: от потери дохода или его части до полной утраты инвестируемых средств или собственности.

Идентификация рисков для конкретного инвестирования в недвижимость должна основываться на подробном изучении как проекта, так и инвестора, включая его цели и задачи (отдельные риски, существенные для одних инвесторов, могут не иметь значения для других, и, соответственно, не рассматриваться при анализе). В результате повседневной работы аналитик должен формировать постоянно пополняемый и пересматриваемый перечень основных источников риска для различных типов инвестиций в недвижимость. Среди источников риска инвестиций в недвижимость, с одной стороны, есть характерные для всех инвестиций на рынке, а с другой стороны, есть уникальные и присущие только инвестициям в недвижимость.

Рассмотрим риски более подробно.

Риск управления недвижимостью. Доход, который инвестор планирует получать от инвестиции в недвижимость, в существенной степени гарантируется грамотным управлением объекта инвестиции. В первую очередь, под управлением недвижимостью понимается соответствующая организация арендныхденежных потоков. Максимально возможное заполнение объекта арендаторами, выбор и привлечение новых арендаторов, контроль поступления арендных платежей, гибкая политика стимулирования арендаторов, поддержание высокого уровня предоставляемых услуг, контроль соблюдения арендаторами обязательств, обеспечение эффективной эксплуатации и ремонта объекта – эти и многие аналогичные позиции являются предметом управления недвижимостью. Риск управления недвижимостью почти уникален для недвижимости, т.к. для альтернативных инвестиций на финансовом рынке риск управления минимален.

Риск низкой ликвидности. Данный вид риска, как и предыдущий, считается особенно значимым для инвестиций в недвижимость. Однако при более подробном рассмотрении необходимо отметить,чтостепень влияния риска низкой ликвидности не одинакова для различных групп инвесторов. Для институциональных инвесторов, таких как страховые компании и пенсионные фонды, для которых инвестиционная недвижимость является активом, обеспечивающим их долгосрочные обязательства, низкая ликвидность практически не влияет на инвестиционную привлекательность недвижимости: имея значительные регулярные текущие поступления, крупные институциональные инвесторы обычно не испытывают необходимости продажи инвестиций для погашения неожиданных крупных обязательств. Для индивидуального инвестора риск низкой ликвидности может иметь критическое значение, так как при необходимости реструктурировать или оставить бизнес он не сможет продать инвестицию в недвижимость относительно быстро и без финансовых потерь.

Секторный риск. Под секторным риском понимается вероятность того, что соотношение спроса и предложения, а соответственно и колебания цен в конкретном секторе (отрасли) экономики, а именно в секторе недвижимости, могут повлиять на стоимость инвестиции. Более того, для каждого типа недвижимости амплитуды и тенденции ценовых колебаний могут существенно отличаться друг от друга. Здесь следует заметить, что, несмотря на хорошо известные закономерности цикличности экономической активности, точное предсказание моментов смены ценовых тенденций достаточно проблематично. Кроме того, внутри стандартных циклов колебаний, как правило, имеют место случайные неожиданные перепады, связанные с воздействием различных факторов. Секторный риск присутствует и на рынке акций, где различия риска инвестиции в разные отрасли хорошо известны. Однако недвижимость, как инвестиционный актив, более подвержена секторному риску и требует более тщательного анализа тенденций.

Региональный риск. Одним из основных качеств инвестиции в недвижимость является фиксированное местоположение объекта инвестиции. В силу этого, вероятность воздействия изменения ситуации в отдельном регионе на инвестицию в недвижимость нельзя устранить путем ее перемещения в другой регион. Именно поэтому ана­логичная недвижимость в разных регионах может иметь различные инвестиционные характеристики.

Строительный риск. Источником строительного риска, который свойственен инвестициям в проекты девелопмента, является неопределенность в отношении точных величин строительных издержек, сроков строительства, а также возможность наличия различных дефектов строительных конструкций и нарушений технологии строи­тельного производства. При этом для проектов девелопмента критическим является риск, связанный с продолжительностью строительства. Для больших проектов, продолжающихся более двух лет, увеличение срока строительства может привести к тому, что изменения рыночной конъюнктуры кардинально изменят инвестиционную стоимость проекта.

Риск износа. Риск износа связан с вероятностью возникновения дополнительных издержек на строительные работы по устранению последствий воздействия физического, функционального и экономического износов недвижимости. При этом под дополнительными издержками понимаются издержки, не связанные с регулярными ремонтами, которые регламентированы правилами эксплуатации недвижимости. Риск износа является специфическим риском рынка недвижимости и практически отсутствует на других рынках. Следует заметить, что прогнозирование возникновения признаков износа, как во времени, так и с точки зрения объема, до настоящего времени практи­чески является нерешенной задачей, которая требует соответствующих исследований.

Экологический риск. Данный тип риска отражает вероятность того, что при эксплуатации недвижимости или в ходе проекта девелопмента могут возникнуть экологические факторы, которые повлияют на стоимость инвестиции в недвижимость. Учитывая возрастающие требования к экологии окружающей среды, в некоторых случаях данный вид риска может иметь значительную величину.

Риск инфляции. Риск неожиданных изменений темпов инфляции для инвестиций в недвижимость имеет относительно небольшое значение, т.к., с одной стороны, при росте инфляции увеличивается стоимость замещения недвижимости, а с другой стороны, рыночная стоимость недвижимости будет адекватно реагировать на темпы инфляции при возможности корректировок арендной платы. Именно поэтому инвестиции в недвижимость считаются одним из действенных средств по сохранению стоимости капитала в условиях инфляции.

Законодательный риск. Данный тип риска связан с вероятностью изменения законодательства, которое прямо влияет на прибыль инвестиции. При этом законодательный риск может как повышать, так и понижать прибыль. Хотя законодательный риск присутствует и на рынке ценных бумаг, недвижимость более чувствительна к данному типу риска.

Налоговый риск. Так же, как и законодательный риск, налоговый риск отражает вероятность изменения налогового окружения инвестиции. Недвижимость в высшей степени подвержена налоговому риску. Налоговое законодательство может сделать недвижимость существенным налоговым укрытием и в этом случае будут стимулироваться дополнительные инвестиции. Новые налоги могут как повышать, так и ограничивать инвестиционную привлекательность недвижимости. Налоговый риск для недвижимости является главным фактором, который наименее вероятен для альтернативных инвестиций.

Планировочный риск. Специфический для недвижимости риск отражает вероятность того, что изменения политики зонирования и планирования центрального или местного правительства скажутся положительно или отрицательно на стоимости инвестиций в недвижимость. Решения в области транспортного строительства, охранных зон могут кардинально изменить представления о стоимости инвестиций. Для альтернативных инвестиций данный вид риска не представляется столь существенным.

Юридический риск. Данный тип риска отражает вероятность юридической несостоятельности титула на недвижимость, некорректности отдельных статей договоров аренды, например, о пересмотре арендной платы или о распределении расходов по эксплуатации, и т. п.

Следует заметить, что в финансовом менеджменте обычно применяются три более общие категории риска инвестиций – бизнес-риск, финансовый риск и риск ликвидности. Бизнес-риск отражает неопределенность денежных потоков дохода, вызываемую существом бизнеса, которым занимается фирма. Финансовый риск отражает неопределенность, свойственную применяемым методам финансирования инвестиций. Риск ликвидности отражаетнеопределенность, привносимую вторичным рынком инвестиции.

К субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относятся:

1) инвесторы (физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы).

К юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Среди инвесторов – юридических лиц выделяются:

– предприятия и организации как самостоятельные инвесторы ;

институциональные инвесторы (финансово-кредитные учреждения, различные финансовые и инвестиционные фонды, общественные организации). Отличие их в том, что капитал, который они инвестируют, предварительно аккумулирован у других инвесторов (физических и юридических лиц);

2) заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиком также могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ;

3) подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом;

4) пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объеди нения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Тема 3. Инвестиционный проект: понятие и этапы разработки

3.1 Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация

Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленный на создание нового или реконструкцию действующего производства товаров и услуг, для достижения стратегических целей фирмы, получения экономического и другого положительного эффекта.

Под инвестиционным проектом в узком смысле понимается комплект документов, содержащий обоснованную цель предстоящей деятельности и определенные мероприятия, направленные на ее достижение.

Поэтому «инвестиционный проект» можно трактовать как:

1) деятельность, мероприятие, предполагающие осуществление комплекса какихлибо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);

2) система, включающая в себя определенный набор организационноправовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления какихлибо действий или описывающих такие действия.

В нем раскрываются возможности фирмы (резюме), виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, финансовый план.

Классификация инвестиционного проекта:

1) по количеству участников и степени влияния на окружающий мир:

– малые проекты – планы расширения производства, ассортимента выпускаемой продукции. Имеют небольшие сроки реализации;

– средние проекты – проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Реализуются поэтапно, по производствам, по разработанным графикам поступления всех ресурсов;

– крупные проекты – объекты крупных предприятий, основанные на идее промышленного производства продукции, необходимые дляудовлетворения спроса;

– мегапроекты – целевые инвестиционные программы, содержащие взаимосвязанные конечным продуктом проекты. Бывают международными, государственными, региональными;

– глобальные проекты, их реализация влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

– крупномасштабные проекты, их реализация влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в других странах;

– проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба, реализация их влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном регионе, не оказывает влияния на ситуацию в других регионах;

2) по основным сферам деятельности: социальные; экономические; организационные; технические; смешанные;

3) по длительности: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (3–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет);

4) по сложности: простые; сложные; очень сложные.

К субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относятся:

1) инвесторы (физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы).

К юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Среди инвесторов – юридических лиц выделяются:

– предприятия и организации как самостоятельные инвесторы ;

институциональные инвесторы (финансово-кредитные учреждения, различные финансовые и инвестиционные фонды, общественные организации). Отличие их в том, что капитал, который они инвестируют, предварительно аккумулирован у других инвесторов (физических и юридических лиц);

2) заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиком также могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ;

3) подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом;

4) пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объеди нения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности налоговая и амортизационная политика государства

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ регулирует темпы и характер воспроизводства (повышает обновление основных фондов). Правильная амортизационная политика позволяет пред приятиям иметь необходимые инвестиционные средства для воспроизводства основных фондов.

Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом.

Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессивности или преобладание пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность налогообложения; доступность применения налоговых льгот, характер и их цели; степень единообразия налогообложения для разного рода доходов и налогоплательщиков; налоговой базы методы формирования; соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Цели налоговой политики: участие государства в экономике, общественном воспроизводстве, направленное на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности; обеспечение потребностей власти в финансах, достаточных для проведения социальноэкономической политики, для выполнения органами власти и управления возложенных на них функций; обеспечение государственной политики регулирования доходов.