Общие принципы уплаты транспортного налога установлены гл. 28 Налогового кодекса РФ. В каждом регионе транспортный налог вводится в действие региональным законом . Если в регионе нет такого закона, он не рассчитывается и не уплачивается.
Налогоплательщиками транспортного налога являются организации и физические лица , на которых зарегистрированы транспортные средства.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда , катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
Пример. В декабре 2016 г. у организации был угнан легковой автомобиль «ВАЗ 2105». Организация заявила об угоне в милицию. Там организации выдали справку, свидетельствующую о том, что автомобиль был похищен. В данном случае организация с 1 января 2017 г. не должна платить транспортный налог по автомобилю.
Налоговая база определяется:
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах представленных в таблице ниже:
Вид транспортного средства | Ставка налога, руб. в год | |
---|---|---|
Легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 100 л. с. включительно | 2,5 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. | 3,5 | |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. | 5 | |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. | 7,5 | |
свыше 250 л. с. | 15 | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 20 л. с. включительно | 1 |
свыше 20 л. с. до 35 л. с. | 2 | |
свыше 35 л. с. | 5 | |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 200 л. с. включительно | 5 |
свыше 200 л. с. | 10 | |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 100 л. с. включительно | 2,5 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. | 4 | |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. | 5 | |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. | 6,5 | |
свыше 250 л. с. | 8,5 | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 50 л. с. включительно | 2,5 |
свыше 50 л. с. | 5 | |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 100 л. с. включительно | 10 |
свыше 100 л. с. | 20 | |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 100 л. с. включительно | 20 |
свыше 100 л. с. | 40 | |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) | до 100 л. с. включительно | 25 |
свыше 100 л. с. | 50 | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 | |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 | |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 | |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 | |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспорта) | 200 |
Транспортный налог рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству. Организации самостоятельно определяют сумму транспортного налога, физическим лицам рассчитывать налог не нужно: налоговое уведомление с расчетом транспортного налога им высылает налоговая инспекция.
Налоговые ставки, указанные в таблице могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в НК РФ (которые указаны в таблице).
Освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (система «Платон»), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства , признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
4. Не признаются объектами налогообложения:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1 -е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости , или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения , не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Каждый объект налогообложения (столы, автоматы, процессинговые центры и т.) подлежат обязательной регистрации в налоговой инспекции за два дня до даты их установки (открытия).
Как говорилось ранее, сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы (количества объектов налогообложения) и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц, то есть налог исчисляется и уплачивается ежемесячно.
Налоговая декларация за истекший налоговый период (месяц) представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложении (за исключением налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, которые представляют декларации в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налог уплачивается тоже не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
В связи с тем, что объект обложения и налоговая база по налогу на игорный бизнес выражается в количественном измерении, которое может меняться в связи с появлением новых или выбытием старых объектов, Налоговым кодексом установлен порядок исчисления налога для случаев, когда происходит изменение количества объектов налогообложения.
Если в течение месяца количество объектов изменилось (появились новые или выбыли старые объекты), налог рассчитывается следующим образом: — если новый объект появился до 15-го числа месяца, то налог за этот месяц по этому объекту исчисляется в полном размере, если объект появился после 15-го числа - налог по нему исчисляется исходя из 1/2 ставки налога (то есть в половинном размере) (п. 3 ст. 370 НКРФ); если ранее установленный объект выбыл (закрыт) до 15-го числа месяца, то налог за него за этот месяц исчисляется исходя из 1/2 ставки налога (то есть в половинном размере), если объект выбыл (закрыт) после 15-го числа - налог исчисляется в полном размере (п. 4 ст. 370 НКРФ). В связи с этим налогоплательщик обязан также зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным или выбывшим (закрытым) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган соответствующего заявления (о регистрации объекта налогообложения или о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения).
Пример. У ООО «Фламинго» есть 5 игровых столов и 9 игровых автоматов. Ежемесячная ставка налога, установленная законом субъекта РФ, за каждый игровой стол — 65 000руб., за каждый игровой автомат — 4500руб. В январе 2016 г. у ООО «Фламинго» количество объектов налогообложения не менялось, поэтому общая сумма налога, которую за январь 2016 г. ООО «Фламинго» должно уплатить в бюджет , равна 365 500 руб. [(65 000 руб. х 5 столов) + (4500руб. х 9 автоматов)].
Пример. Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, что 14 февраля 2016 г. ООО «Фламинго» поставило 3 новых игровых автомата. Тогда же в налоговый орган было подано заявление об изменении количества объектов налогообложения. Игровые автоматы стали использовать 17 февраля. Объект налогообложения считается зарегистрированным в день, когда было подано заявление, т.е. 14 февраля 2016 г. Так как автоматы установили до 15 февраля, то налог на игорный бизнес рассчитывается за февраль по игровым автоматам исходя из соответствующей полной ставки налога и количества автоматов, включая три новых автомата.
Таким образом, общая сумма налога за февраль 2016 г. составила 379 000 руб. (65 000 руб. х 5 столов + 4500руб. х 12 автоматов).
Пример. Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, что 4 марта 2016 г. из 5-и игровых столов 1 стол выбыл. В этот же день ООО «Фламинго» подало заявление в налоговый орган об изменении количества объектов налогообложения. Выбывшим объект будет считаться с момента подачи заявления, т.е. 4 марта 2016 г. Так как выбытие произошло до 15 марта, налог на игорный бизнес за март 2016 г. по выбывшей кассе тотализатора рассчитывают исходя из соответствующей ставки налога, уменьшенной вдвое, т.е. общая сумма налога за март 2016 г. составила 346 500руб. [(65 000 руб. х % х 1 стол + 65 000руб. х 4 стола) + (4500 руб. х 12 автоматов)].
Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.
То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).
А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).
В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).
Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:
При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (
Федеральные налоги вкупе с местными и региональными платежами в бюджет перечислены в НК РФ. В приведенном ниже материале дается характеристика всех налогов, а также принципы их ранжирования.
Все бюджетные платежи в РФ можно разделить на 3 категории в зависимости от того, куда они поступают - федеральные налоги , региональные и местные. Содержащая федеральные, региональные и местные налоги таблица размещена на нашем сайте, и вы всегда можете с ней ознакомиться.
Средства, взимаемые в рамках федеральных налогов , поступают со всей территории РФ в единый центр - Федеральное казначейство, а затем распределяются в соответствии с бюджетной политикой государства. Сфера федеральных налогов наиболее обширна по количественному составу и регулируется исключительно НК РФ. Только положениями главного налогового закона страны могут вводиться новые виды федеральных налогов , отменяться другие или просто корректироваться отдельные платежи.
Все налоговые потоки разделяются сразу на уровне налогоплательщика, который вносит в платежный документ код бюджетной классификации (КБК). Каждый вид платежа, независимо от того, относится он к федеральному или местному налогу, имеет свой код, и в соответствии с их значениями банковские учреждения направляют денежные средства по нужному адресу. КБК периодически корректируются. В настоящий момент актуальны значения, указанные в приказе Минфина России от 16.12. 2014 № 150н.
Региональные налоги и сборы потому и носят такое название, что перечисляются в бюджеты городов федерального значения, краев, областей и республик, входящих в РФ, власти которых определяют часть правил по начислению данных платежей и срокам их перечисления. То есть если федеральные налоги идут в центр, то региональные - остаются на указанном уровне.
В качестве примера можно привести транспортный налог. Ставки по нему устанавливаются НК РФ в п. 1 ст. 361. Но далее во 2-м пункте данной статьи есть указание, что приведенные ставки увеличивать разрешается, но до определенного предела - не более чем в 10 раз. Конкретные размеры уже устанавливаются субъектами РФ, которые и являются непосредственными адресатами данных платежей.
Отметим, что перечень региональных налогов 2016 года остался неизменным по сравнению с прошедшим налоговым периодом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налог на прибыль принадлежит к федеральным налогам , но перечисляется он и в федеральный бюджет, и в региональный. Проценты распределения по уровням утверждаются законодательно.
Самую меньшую долю составляют платежи, остающиеся в бюджетах муниципального уровня - это местные налоги . Правила их начисления, ставки и сроки платежей определяют законодатели местных администраций. Правда, как и для региональных и федеральных налогов , НК РФ определяет главные принципы и рамки, за которые выходить нельзя.
Состав местных налогов долгое время оставался неизменным, и лишь в 2014 году законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ введен торговый сбор и соответствующая 33-я глава НК РФ.
Выше были приведены федеральные, региональные и местные налоги и их краткие характеристики. Но в числе бюджетных платежей особняком стоят налоги, уплачиваемые в рамках специальных режимов налогообложения. Субъекты предпринимательства при перечислении их в казну освобождаются от уплаты большинства налогов федеральных , региональных и местных.
К спецрежимам относятся: ЕНВД, УСН, ЕСХН, соглашение о разделе продукции, патент.
Все налоги в России делятся по уровням, в зависимости от того, в какой бюджет они поступают. Федеральные налоги занимают 1-е место среди бюджетных платежей как по количеству, так и по объему поступлений.
Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов - федеральных, региональных и местных - с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики .
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН» .
Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД» .
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН» .
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН» .
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
|||
Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
||||
Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
||||
Налог на прибыль |
||||
Транспортный налог О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог» |
||||
Налог на игорный бизнес Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес» |
||||
Налог на имущество физических лиц |
||||
Земельный налог Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики |
||||
С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425-430 НК РФ.
Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы» .
Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.
Экономическое значение федеральных налогов и сборов для бюджета страны и ее экономики трудно переоценить. Они являются основным способом формирования доходной части бюджета в любой стране, будь то США, Россия или Китай.
Каждый человек или государственный орган является частью налоговой системы России. Ведь в нее входят:
В настоящее время российские налоги можно разделить на три вида:
К региональным и местным видам налогов относятся:
Региональные платы устанавливаются властями регионов (к примеру, республики Татарстан и Чечня). Местные — относятся к компетенции местных органов самоуправления, но ставки их этих должны быть утверждены на федеральном уровне. Они могут быть меньше, чем ставки, установленные НК РФ, но не могут превышать их.
Ставки налогов прописаны в НК, который принимается Государственной Думой, утверждаются Правительством и подписываются Президентом (только после этого кодекс вступает в силу).
В перечень входят:
Их список может изменяться. Достаточно вспомнить недавние бурные обсуждения введения платы на проезд фур по федеральным трассам.
В случае просрочки внесения сбора на прибыль его плательщику начисляется пеня в размере 0,03 от ставки рефинансирования в день от суммы задолженности. Порядок расчета этой штрафной санкции установлен Налоговым кодексом РФ.
Орган, устанавливающий, изменяющий или отменяющий налоги, зависит от их разновидности. В соответствие с Конституцией и остальным законодательством федеральные — относятся к компетенции Государственной думы, региональные – к компетенции региональных властей, местные – к компетенции местных органов власти.
В России существуют специальные сервисы, при помощи которых физлица могут узнать свою задолженность по федеральным налогам и сборам и погасить недоимки, пока не пришлось выплачивать большой штраф. Для этого они могут воспользоваться своим кабинетом плательщика на официальном сайте ФНС. Чтобы войти в этот сервис, необходимо ввести свой ИНН.
При ведении учета федеральных плат и соборов важно знать код их бюджетной классификации. Предпринимателям это необходимо для правильного составления отчетности. Государственным органам КБК облегчают ведение статистики и администрирования сборов. Запомнить все КБК невозможно, поэтому необходимо воспользоваться шпаргалкой. В интернете можно найти таблицу, в которой можно посмотреть кбк пени по налогу на прибыль и другие коды.