Антимонопольная политика государства направлена прежде всего против. Мусостова Д.Ш

Антимонопольная политика государства направлена прежде всего против. Мусостова Д.Ш

контрольная работа

3. Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.

Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.

1. Подход, связанный с правилом perse, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.

2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.

Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.

Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.

В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.

Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:

охрана и поощрение конкуренции;

контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

контроль над ценами;

защита интересов потребителей;

защита среднего и малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.

Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;

прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;

производство должно быть эффективным.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

· двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

· разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;

· система стимулов для снижения издержек;

· меры регулирования нормы прибыли и др.

Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий. Антимонопольная политика - система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм...

Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду...

Антимонопольная политика государства в современных условиях

Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию...

Антимонопольное регулирование: российская практика

История антимонопольного регулирования в России...

Виды монополий их влияние на рыночные процессы: позитивный опыт использования антимонопольного законодательства

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм...

Влияние государства на рыночную экономику

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства. Антимонопольная политика основывается на выводе...

Закономерности монополизации экономики и антимонопольная политика

Монополизация российской экономики и ее показатели. Проблема конкурентоспособности российских предприятий

В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению...

Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации...

Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Экономическое развитие обусловлено определенной структурой стимулов участников экономического обмена, так же, как и их способностью к адаптации к непредвиденным обстоятельствам. В свою очередь...

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю (Краснодарское УФАС России) осуществляет свою деятельность с 1992 года...

Сущность и виды монополии

Антимонопольное законодательство (Antimonopoly legislation) - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции...

Антитрестовская (антимонопольная) политика - комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс (большие капиталы, которые нужно обновлять, монопольное положение не обязывает их совершенствовать производство и продукт).

Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США в 1890 г. Он объявлял вне закона всякий контракт и тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами, а также любую попытку монополизации торговли. Поправка 1974 г. рассматривала нарушение статей этого закона как тяжкое преступление. Согласно этому закону правительство может привлекать к судебной ответственности отдельные фирмы и их руководителей, причем наказания включают как денежные штрафы, так и тюремное заключение.

Второй по значению антитрестовский закон (закон Клейтона) был принят также в США в 1914 г. Он запрещал все формы дискриминации в ценовой политике, слияние фирм посредством покупки акций, если это ведет к сокращению конкуренции, совмещение должностей в советах директоров различных фирм, продажу товаров с принудительным ассортиментом. Закон Селлера, который был принят в 1950 г., ужесточил практику слияния монополий. В настоящее время в США запрещено горизонтальное слияние фирм с рыночными долями 10 и 5%. Вертикальные слияния допускаются, когда фирма располагает 10% или большей долей рынка.

В Западной Европе более мягкие законы, они запрещают лишь злоупотребление монопольной властью и, соответственно, разрешают слияние предприятий при более высоких долях на рынке (до 40% во Франции). В России горизонтальные слияния запрещены, если совокупная доля больше 35%, а вертикальная, - если доля одной фирмы больше 35%.

Сегодня антимонопольная политика во всех странах предполагает предотвращение возникновения новых монополий, формирование конкурентной среды, государственное регулирование деятельности монополий.

Регулирование осуществляется через политику цен, предполагающую сдерживание роста монопольных цен. Очень важно при разработке и реализации такой политики не уничтожить производителя, поэтому цены должны устанавливаться на уровне средних издержек в отрасли, что позволяет предприятиям функционировать нормально. Недостатком этой меры является то, что ценовая политика, как правило, запаздывает. В дополнение к ней применяют налоговые регуляторы, т. е. устанавливают налог на сверхприбыль.

Трудности реализации антимонопольной политики в России вызваны тем, что она разрабатывалась на примерах развитых стран. Но во всех странах такая политика базируется на зрелых рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для условий России - для периода создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности..." была принята в мае 1991 г. В его основу были положены зарубежные модели такого регулирования. Бизнес встретил этот закон спокойно, так как он рассматривался как способ реализации политики поддержки конкуренции, причем эта политика понималась как создание преимуществ одним агентам рынка за счет других. Согласно этому закону регистрация новых фирм была возможна только с согласия со стороны антимонопольных органов, таким образом создавались новые административные барьеры для конкуренции.

Фактически антимонопольная политика в России формировалась как пассивная защитная политика с преимущественно разрешительно-запретительной функцией, ее задачами были не только борьба с функционирующими монополиями, но и предотвращение возникновения новых. Необходимость ее осуществления определялась тем, что в то время не было контроля над финансово-промышленными группами, существование которых позволило осуществлять горизонтальную интеграцию и создавать отраслевые монополии. Не было увязки и с другими разделами экономической политики. Антимонопольное регулирование касалось в основном политики цен и использовало установление верхнего предела цены, предельного размера рентабельности и предельных коэффициентов изменения цен. Это стимулировало рост издержек производства и снижало заинтересованность в развитии производства. Положительным в этих мерах было понимание самой необходимости антимонопольной политики, формирования нужных органов, разработки и принятия законов, но своих прямых функций в целом такая политика не выполняла.

Второй этап антимонопольного регулирования был в 1994-1995 гг. и ознаменовался принятием постановления "О государственной программе демонополизации экономки и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации основные направления и первоочередные меры" и Федеральный закона "О естественных монополиях". В этот период внимание сдвигается с товарных на финансовые рынки, страхование, банки, отрасли естественных монополий, где пересекаются интересы общепромышленных и отраслевых ведомств. С 1995 г. начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действиям: исключаются из списка монополий фирмы с долей рынка 35%, только 65% и выше. В промежутке нужно доказать, что это монополия. В этот же период началось обособление антимонопольного регулирования в самостоятельную деятельность.

Третий этап начался с августа 1998 г., когда было создано Министерство антимонопольной политики (МАП). Начинается процесс разграничения антимонопольной и конкурентной политики, но более активно ведется работа по контролю за естественными монополиями. Согласно документам МАП ориентирует свою деятельность на баланс интересов государства, потребителей и субъектов естественных монополий. Но что является критерием этого баланса? Что это за баланс? Нет документов и разработок, определяющих это.

В это же время начинается отход от преимущественно ценового регулирования и осуществляется мониторинг общего состояния дел на рынке. Одновременно демонополизация рассматривается как основное средство антимонопольной политики, но это разовая мера и все содержание антимонопольной политики нельзя сводить к ней.

В 2004 г. создается Федеральная антимонопольная служба. Ее недостаток - зависимость от политики. Главу назначает президент, замов - правительство. Отсюда зависимость эффективности антимонопольной политики от политического курса правительства. Основная задача этой службы - развитие конкуренции. Конкурентная политика нацелена на ликвидацию неоправданных преимуществ отдельных экономических субъектов. Но даже сейчас эта работа ведется постфактум: меры принимаются только после поступления жалоб, несовершенная нормативно-правовая база, недостаточное методологическое обеспечение.

Дальнейшее развитие антимонопольной политики должно быть направлено на предотвращение возникновения монополий и усиление монопольной власти не только на чисто монополистическом, но и на олигополистических рынках, и на рынках монополистической конкуренции.

Вопросы для самоконтроля

Чем отличаются рынки несовершенной конкуренции?

Что такое чистая монополия и почему она сохраняется?

Как регулируются цены и объемы производства в монополии?

В чем особенности ценообразования в условиях монополии?

Что такое дифференциация продукта?

Каковы последствия монополизма?

Что такое монополистическая конкуренция? Каковы ее признаки?

Эффективны ли предприятия, работающие в условиях монополистической конкуренции?

Что такое олигополия и каковы формы ее существования?

Какова цель антимонопольного регулирования?

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

Равные условия для различных форм собственности,

Увеличение количества производителей

Устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

Предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

Запрещение соглашений о разделе рынков;

Запрещение переплетающихся директоратов;

Приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

Налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

Ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

Управление государственной собственностью;

Государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

Антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

Создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:


Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, распоряжениями и указами Президента и Правительства РФ. ФАС также осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, которые работают во всех субъектах страны. Их деятельность направлена на сохранение единого экономического пространства России и имеют централизованное подчинение ФАС. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физ. лица, а также ИП должны по требованию ФАС предоставить все необходимые документы, сведения и иную информацию, которая нужна для осуществления ФАС ее легальной деятельности.Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная ФАС при осуществлении своей деятельности, не подлежит разглашению, исключением является случаи, установленные ФЗ. За разглашение данной информации, сотрудники ФАС несут административную и уголовную ответственность, а причиненный вред подлежат возмещению из казны РФ.Отсутствие конкуренции порождает возникновение монополий, которые ведут совсем обратным процессам. Комплекс мер и действий государства, которые направлены на ограничение монопольной деятельности и обеспечение свободной конкуренции называется антимонопольная политика государства. Антимонопольная политика - это основное направление деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

Обеспечение и развитие конкуренции;

Контроль над хозяйствующими монополиями;

Контроль за процессом концентрации капитала;

Защита интересов потребителей;

Защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:


Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

Создание условий для развития национальной экономики.

Государственная антимонопольная политика в общем охватывает круг задач, которые направленны на развитие экономики, развитие конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечение эффективной занятости населения. Также поддерживает участие антимонопольных органов в выборе экономической политики государства, методов и направлений, которые должны оказать значимое влияние на конкурентную структуру рынка и финансово-хозяйственную деятельность рыночных субъектов.Антимонопольная политика действует практически во многих странах мира. Не смотря на, что характер и содержание антимонопольной политики разных странах имеют свои особенности, общими основами для всех стран является: охрана и поощрение конкуренции, контролирование деятельности фирм, занимающими положение на рынке, контролирование цен, защита интересов потребителей товаров и услуг, защита интересов и помощь развитию среднего и малого бизнеса.Отсутствие антимонопольной политики в некоторых странах, объясняется разными факторами. Например: такие страны не могут себе позволить такую программу из-за больших затрат и усилий. Антимонопольное политика чаще всего отсутствует в небольших экономиках. Можно предположить, что такие малые экономики, в отличии от крупных, не в состоянии противодействовать появлению крупных по местным масштабам хозяйств. В основном это страны Африки и Ближнего Востока.

Говоря об эволюции антимонопольной политики, можно заметить, что менялась оценка полезности как конкуренции, так и монополии. Выделяют 2 этапа: время господства особо жестокого отношения к монополистическим явлениям, и время, связанное с тенденцией осмысления и рассмотрения взаимосвязи монополии и конкуренции с точки зрения повышения эффективности экономики. То есть принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечивать своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.В связи с рассматриваемым вопросом интересна проблема ограничения конкуренции или государственной поддержки монополистических структур. Во-первых, нередко государство стимулирует развитие определенных видов деятельности, ограничивающих конкуренцию. Во-вторых, оказывает прямую поддержку монополистическим структурам, если монополия рассматривается как экономически целесообразная. Для реализации этих направлений государство принимает разные законодательные акты, регулирующие цены в определенной отрасли, вмешивается в розничную торговлю с целью фиксации единых розничных цен на определенные товары и использует мировой опыт для решения поставленных задач. Демонополизация – это постоянная функция и основное направление деятельности государства в рыночной экономике.Государственные органы используют различные способы и методы для борьбы с монополией. Основными приемами направленные на демонополизацию являются: контроль слияний фирм, которые работают в одной отрасли.

Слияние компаний - это ситуация на рынке, когда один субъект рынка приобретает акции или долю другого. В результате второе предприятие становится составной частью первой. Горизонтальное слияние – сговор конкурирующих компаний о единых фиксированных ценах, о разделении рынка. Вертикального слияния представляет объединение поэтапно связанных производств. Слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю. Жестким наказанием из-за участия в горизонтальном или вертикальном слиянии является расформирование компании. Конгломератные слияния – это объединение предприятий из разных отраслей. Такое слияние обычно разрешаются. Например: если компания отрасли металлургии или нефтяная компания приобретает фирму по производству молочных продуктов, их состояние в результате слияния в соответствующих отраслях практически не меняются. Чаще всего под контроль попадают крупные компании, занимающие большую долю на рынке, близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, после проведения анализа возможных изменений на рынке. Проводят проверку территориальных и товарных границ рынка, изменение концентрации до и после слияния, изменение цен. Для обоснования слияния фирмы должны предоставить расчеты, которые показывают понижение цен или фиксацию. Но нет гарантии в повышении цен через некоторое время.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

Установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

Неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

Предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

Кроме регулирования цен у государства есть возможность ограничения доходности естественных монополий через фискальную, таможенную, кредитную политику; регулировать отношения собственности на основе контрольного пакета акций, национализации, изменения правовой формы деятельности; внедрения конкуренции на рынок естественной монополии, если она экономически оправдана. Например: в отрасли природного газа монопольным видом деятельности является газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа является рынком с достаточно высокой конкуренцией. На железнодорожном транспорте монопольный видом деятельности является сама перевозка, а прокладка путей, эксплуатация дороги остаются вполне конкурентными.Поэтому задача государства заключается в стимулировании новых компаний в освоении новых отраслей рынка; снижение барьеров входа на рынок, потому что польза эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует убытки общества от злоупотребления монопольной властью.Монополии представляют собой огромную проблему для экономики любой страны. Монополии России во многом отличаются от других стран, потому что они унаследованы от социалистической эпохи монополизма. Следовательно, проведение антимонопольной политики в нашей стране требует индивидуального подхода и двойных усилий. В начале 1990-х годов монополизация наряду с другими государственными проблемами стала на пути экономического развития России. Было понятно, что без принятия соответствующих мер против монополизма не возможен переход к рыночной экономике, где наличие конкуренция является одним из основных аспектов. Данная проблема была не только чисто экономического характера, она равномерно становилось политической и общественной угрозой. В создании благоприятных условий для конкуренции и стабилизации разрушенной экономики, решающую роль сыграла антимонопольная политика государства.В современных условиях рыночной экономики, роль и значение антимонопольной политики плане экономического развития государства очень велико. Также следует отметить, что от эффективности и правильности данной политики, зависит благосостояние и жизнь рядовых граждан страны, поскольку в главную очередь последствия сказывается на них. В настоящее время антимонопольная политика активно развивается как России, так и по всему миру. Этот факт определяет важность государственного регулирования рыночных субъектов. В последнее время огромные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования. Но нужно признать, что не зависимости от наличия правого поля и государственного правового органа российская антимонопольная политика нуждается в серьезной корректировке. В широком смысле государственная антимонопольная политика, рассматривает без малого весь комплекс решений, направленных на экономическое развитие, повышение конкурентоспособности на рынке продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Особое место в экономике России занимают естественные монополии. Потому что у нас большие площади территорий, разные климатические условия, разнообразие природных ресурсов, численность населения. В последнее время, как мы все уже заметили, российской и региональной прессе все больше фактов борьбы монополистов и потребителей. Основные отрасли - это электроэнергия, газоснабжение и нефтеперерабатывающая отрасль. Соответственно антимонопольная политика должна совершенствоваться как в отношении искусственных монополий, так и в естественных.

Антимонопольная политика основываются на выводе, согласно которым общество несет экономическую и иную потерю от вытеснений рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будут получать экономическую выгоду, препятствуй развитию монополий или способствуя прекращениям ее деятельности там, где она уже существуют. Усиления монопольной власти отдельной фирмы приводят к общественной экономической потери: во-первых, эти потеря проявляется в более высокой цене, которая приходятся платить потребителю за продукцию фирм-монополиста по сравнению с ценой на аналогичный товар на конкурентном рынке; во-втором, приобретения фирмами монопольных властей нередко приводят к планируемым ограничениям производств товара и услуг с целью поддержаний высокой цены, а это означают, что монополии порождают неэффективные распределения ресурса между различной отраслью; в-третьих, монополии часто ведут к техническим застоям производств, к ухудшению качеств продукций, условий труда и т. д .

Антимонопольная политика - комплекс мер государственных властей, направленного на предупреждения, ограничений и пресечений монополистических деятельностей, обеспечений всем хозяйствующими субъектами рынка возможно равного условия конкуренций и недопущений недобросовестных конкурентной борьбы.

Важнейшими средствами регулирований деятельностей монополии являются антимонопольное законодательство, имеющие два направления:

запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

формирований конкурентных рыночных структур, в рамке которых желаемые поведения производителя будут достигаться более или менее автоматически.

В основе антимонопольных политик государств может быть заложено два подхода.

  • 1. Подход, связанные с правилами perse, согласно которым монополистические практики являются незаконными независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальные характеры.
  • 2. Подход, которые на основе правил целесообразностей заключаются в признании действия фирм незаконным только тогда, когда предполагаемые действия противоречат общественными интересами. Данные подходы требуют квалифицированных анализов рыночных ситуаций антимонопольным органом.

Основа антимонопольных законодательств была заложена в США и Канаде. В основе их лежат пакеты законов, включающие законодательный акт Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен в основном против монополизаций торговли и коммерческих деятельностей, запрещие монополизации рынков, признавая незаконное любое объединение и сговор, направленных на ограничения производств и торговли, на устранений конкурента. В качестве мер наказаний предлагалось штраф, возмещений убытка, тюремные заключения расформирований фирм .

Закон Клейтона были предназначены для того, чтобы объявлять вне закона то действие крупной фирмы, которое не было охвачено законами Шермана. Они объявляли вне закона ценовые дискриминации, запрещали исключительное или «принудительное» соглашение, приобретений акции конкурирующей фирмы и т.д.

В целом антимонопольные законодательства, основанные на данном законе (с поправкой) совершенствуются в соответствии с развитием экономик.

Конкретные характеры и содержаний антимонопольных законодательств в различной стране имеет специфику, общим же является его основа, такие, как:

охрана и поощрение конкуренций;

  • - контроль над фирмой, занимающихся господствующими положениями на рынке;
  • - контроль над ценой;
  • - защита интереса потребителя;
  • - защита среднего и малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатывается определенная мера воздействий.

Конечными целями любых антимонопольных законодательств являются эффективные противодействия попытками фирм поставить под контроль определенные сегменты рынка. Однако в экономических практиках не всегда возможно избежать доминирование на рынке какого-либо предприятия, как это бывают в случае с естественных монополий. Естественные монополии минимизируют суммарную затрату, когда один производитель обслуживают весь рынок (например, телефонная компания, служба по обеспечению коммунальной услуги) .

Основными задачами антимонопольных регулирований в этом случае являются создания барьера на пути повышений цен или ограничений выпуска продукции со сторон фирм, стремящихся использовать преимущество естественной монополий во вред потребителя.

Государственный орган регулирований, исходя из положений о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивает конкурентный рынок, пытается лимитировать работу конкретного рынка в секторе, где имеется естественная монополия. Как и в случае конкретного рынка, издержка естественной монополии должна минимизироваться, а цена определиться на основе предельной издержки.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

  • - цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
  • - прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;
  • - производство должно быть эффективным.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

  • - разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;
  • - система стимулов для снижения издержек;
  • - меры регулирования нормы прибыли и др.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения .

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два - степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75%- средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index .

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

  • - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;
  • - самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.

В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило .

Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.

Государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная служба. Стоящие в настоящее время перед антимонопольной службой задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.