Из чего складывается бюджет города. Бюджет муниципального образования местный бюджет

Из чего складывается бюджет города. Бюджет муниципального образования местный бюджет

Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач:

  • организация предвыборных кампаний и референдумов;
  • приобретение муниципального имущества и управление им;
  • организация транспортного обеспечения граждан и муниципальных организаций;
  • финансирование деятельности муниципальных органов власти;
  • содержание местного ЖКХ и органов правопорядка;
  • строительство и ремонт дорог;
  • благоустройство территорий и многое другое.

На практике свыше 50% расходной части местных бюджетов направляется на различные нужды, связанные с жизнеобеспечением населения.

Комментарий к статье 53 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Прежняя редакция данной статьи, по сути, повторяла отдельные положения БК РФ. Но так как бюджетное законодательство более детально и глубоко регламентирует вопросы формирования расходов, то предыдущее содержание данной статьи было весьма ограниченным и неточным по отношению к бюджетному законодательству. Новая редакция комментируемой статьи более краткая, но при этом более корректная, так как отсылает к нормам БК РФ.

Под расходами местных бюджетов следует понимать выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований в соответствии с правовыми актами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Расходы местных бюджетов также определяют как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и осуществления функций органов местного самоуправления <77>.

———————————

<77> Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2007. С. 489.

В силу значительного разнообразия всевозможных бюджетных трат, в том числе в соответствии с принципом самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, законодательно описать всю систему расходов местных бюджетов просто невозможно. Поэтому БК РФ только определяет порядок установления расходных обязательств муниципальных образований, то есть устанавливает единые методологические подходы к формированию расходов местных бюджетов, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств. Таким образом, для формирования расходов местного бюджета следует определить весь перечень действующих расходных обязательств, то есть в соответствии со ст. 87 БК РФ составить и вести реестр расходных обязательств.

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В соответствии со ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования можно разделить на следующие группы:

— расходные обязательства, связанные с решением вопросов местного значения и вопросов, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления;

— расходные обязательства, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

— расходные обязательства, возникающие в результате деятельности муниципальных казенных учреждений.

Расходы местных бюджетов на решение вопросов местного значения формируются в соответствии со статьями 14, 15, 16, 16.2, 17 комментируемого Закона.

Федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ устанавливается порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Таким образом, финансовое обеспечение и регулирование осуществляется тем уровнем, с которого были переданы полномочия.

К государственным полномочиям, передаваемым на муниципальный уровень, относятся:

— создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий;

— социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

— организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

государственная поддержка сельскохозяйственного производства и др.

В соответствии с п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ. Статьей 136 БК РФ предусматривается, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ устанавливаются нормативы формирования расходов на оплату труда в местных бюджетах муниципальных образований, в которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (без учета отдельных видов доходов), в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% собственных доходов местного бюджета.

Формирование расходов местного бюджета осуществляется на основе единой бюджетной классификации. В соответствии со ст. 21 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика;

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Следует отметить, что значительная часть расходов местных бюджетов представлена в форме бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг. В соответствии со ст. 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Более половины всех расходов местных бюджетов приходится в настоящее время на образование и жилищно-коммунальное хозяйство (далее также — ЖКХ). В сфере образования учреждения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования находятся в муниципальной собственности. Их количество и размеры, число занятых в них работников, уровень оплаты труда определяются представительными органами местного самоуправления в ходе формирования муниципального задания на оказание муниципальных образовательных услуг. При этом расходы на оплату труда, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы финансируются за счет субвенций из бюджета субъекта РФ.

Расходы на ЖКХ являются наиболее затратными и проблемными ввиду высокой степени изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций). Значительные финансовые потребности муниципалитетов связаны с необходимостью их дорогостоящего ремонта и реконструкции.

В разрезе экономических издержек основные расходы местных бюджетов это — выплата заработной платы с начислениями и оплата коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 179.4 БК РФ в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в местных бюджетах формируются муниципальные дорожные фонды.

В соответствие с п. 4 ст. 21 БК РФ целевые статьи расходов местных бюджетов формируются в соответствии с муниципальными программами. Таким образом, в целях повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 2593-р осуществляется переход к «программному» бюджету, основная часть расходов которого предназначена для финансирования целевых программ. Тем самым происходит внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. Методология подготовки «программного» бюджета представлена в письме Министерства финансов РФ от 30 сентября 2014 г. N 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ».

  1. Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета — проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.

В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном муниципальным финансовым органом с соблюдением требований БК РФ.

В соответствии со ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, связанные с решением вопросов местного значения и вопросов, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ.

В случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В соответствии со ст. 83 БК РФ если органами местного самоуправления принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Министерство финансов РФ ежегодно подготавливает мониторинг местных бюджетов (см. URL: http://minfin.ru/ru/reforms/local_government/monitoring), в котором дается анализ структуры и объемов их расходов.

Статья 54. Закупки для обеспечения муниципальных нужд

Комментарий к статье 54

  1. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд регулируется ст. ст. 525 — 534 ГК РФ, ст. ст. 72 — 73 БК РФ и ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ. В основе таких отношений лежит приобретение ресурсов (товаров, работ, услуг) за счет бюджетных средств на рынке на условиях сделки купли-продажи. При этом покупателями являются органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, другие получатели средств местного бюджета, использующие приобретаемые ресурсы в своей деятельности. Продавцы — любые юридические и физические лица (в том числе коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), занимающиеся производством и реализацией различного вида товаров, работ, услуг с целью извлечения прибыли.

Изложение комментируемой статьи в новой редакции связано с созданием специальной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и вступлением в силу ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ. Кроме того, в новом законодательстве используется другая терминология и вместо понятия «муниципальный заказ» применяется понятие «закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд».

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, являясь одним из видов «контрактных отношений», обусловливают возникновение «контрактных» расходных обязательств на основании муниципальных контрактов (договоров купли-продажи). Объем расходов на закупки товаров, работ, услуг в общем объеме расходов местных бюджетов составляет приблизительно 20 — 30%.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ муниципальный заказчик — это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Заказчиком также может выступать муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.

1) планирование закупок товаров, работ, услуг;

2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;

4) исполнение контрактов (с учетом отдельных особенностей);

5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроль в сфере закупок.

Статья 24 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определяет следующие способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей:

— открытый конкурс;

— конкурс с ограниченным участием;

— двухэтапный конкурс;

— закрытый конкурс;

— закрытый конкурс с ограниченным участием;

— закрытый двухэтапный конкурс;

— электронный аукцион;

закрытый аукцион;

— запрос котировок;

— запрос предложений;

— закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено создание Единой информационной системы, в которой будут содержаться: планы закупок; планы-графики; информация о реализации планов закупок и планов-графиков; информация о закупках, об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключенных заказчиками; реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); библиотека типовых контрактов и (или) типовых условий контрактов; реестр банковских гарантий; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры; результат мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля; отчеты заказчиков; каталоги товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; иная информация и документы.

ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено формирование в структуре органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений, иных юридических лиц контрактных служб (или контрактных управляющих). В рамках организации данного процесса заказчикам следует утвердить правовые акты (регламенты), устанавливающие порядок реализации контрактными службами возлагаемых на них функций, а также обеспечить требуемый уровень квалификации муниципальных служащих и работников учреждений.

Оптимизация бюджетных расходов на муниципальные закупки должна обеспечиваться централизацией полномочий заказчика, а также передачей отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу (учреждению). По мнению специалистов, предусматриваются следующие модели централизации <78>:

———————————

<78> См.: Серова О.А., Архалович О.В. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 3. С. 130 — 136.

— ведомственная централизация: например, один орган местного самоуправления принимает решение об осуществлении им самим полномочий заказчика в отношении его территориальных органов и учреждений;

— территориальная централизация: муниципальные образования на основании совместного с субъектом РФ решения могут передать свои функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) субъекту РФ;

— предметная централизация: например, один орган исполнительной власти централизованно приобретает какую-то конкретную специализированную продукцию для нескольких заказчиков.

Возможность централизации закупок в муниципальных образованиях установлена ч. ч. 8 и 9 ст. 26 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ на основе специальных соглашений между субъектом РФ и муниципальными образованиями, и на основе соглашений между муниципальным районом (городским округом) и поселениями (внутригородскими районами).

Таким образом, особое правовое регулирование осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд направлено на повышение эффективности и результативности расходов местных бюджетов.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета. Для этого необходимо данные расходы предусмотреть в местном бюджете в форме соответствующих бюджетных ассигнований. В соответствии со ст. 16 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:

1) планов закупок;

2) планов-графиков.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг».

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг».

С 1 января 2016 г. закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ вводит нормирование. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны быть установлены Правительством РФ.

Определение 1

Бюджет представляет собой подробную схему (план) поступления доходов, направления расходования средств, которая устанавливается на конкретный период времени.

Бюджет – значимая финансовая категория, он служит незаменимой частью государственных и муниципальных финансов. Бюджет служит некой формой образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для выполнения государством его полномочий на всех уровнях. Иными словами, суть бюджета в том, чтобы обеспечить потребность государства в денежных ресурсах.

Бюджет имеет большое значение для экономики государства. Он выполняет ряд важных функций, к которым в первую очередь относятся:

  • обеспечение перераспределения национального дохода и ВВП
  • осуществление государственного контроля, регулирования и стимулирования экономики страны
  • обеспечение реализации социальных задач
  • контроль образования и использования финансовых ресурсов в стране

Бюджетная система в РФ

Бюджетная система России представлена совокупностью всех бюджетов, находящихся на соответствующих ступенях бюджетной системы государства, также в нее входят бюджеты государственных внебюджетных фондов. Этот комплекс бюджетов основан на внутриэкономических отношениях и внутреннем государственном устройстве страны, также регулируется на уровне законодательства нормами права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бюджетная система в России включает в себя три уровня:

  • 1 уровень включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • 2 уровень представлен бюджетами субъектов РФ и соответствующими территориальными государственными внебюджетными фондами
  • 3 уровень включает бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и местные бюджеты

Кроме Вышеобозначенный элементов в бюджетную систему РФ входит еще консолидированный бюджет РФ, который является сводом всех бюджетов, находящихся на определенной территории.

Например, в консолидированный бюджет РФ входят федеральный бюджет РФ и бюджеты всех субъектов РФ

Бюджетная система служит главным связующим звеном во всей финансовой системе страны. Основа бюджетного устройства обусловлена внутригосударственным устройством, действующей системой законодательства и ролью бюджета в стране. Непосредственно от административно-территориального устройства страны зависит и строение ее бюджетной системы.

Бюджет муниципального образования: краткая характеристика

Каждый конкретный субъект РФ и его муниципальные образования самостоятельно могут установить собственную бюджетную систему, исходя из действующего административно-территориального деления.

Определение 2

Бюджет муниципального образования представляет собой конкретную форму аккумулирования, перераспределения и расходования средств, которые предназначены для выполнения задач и функций, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления

Для местных бюджетов бюджет муниципального образования является основным элементом. К основным источникам формирования доходной базы местного бюджета относятся:

  • Бюджетные средства, которые передаются органам местного самоуправления от вышестоящих органов власти в форме источников дохода и прав, которые предусмотрены по закону (межбюджетные трансферты)
  • Собственные доходы муниципального образования
  • Заемные средства

Направления расходования бюджетных средств на уровне муниципального образования включают в себя две основных категории:

  • Расходы обязательного характера, к которым относятся расходы, которые связаны с выплатами населению, включая переданные на местный уровень полномочия и закрепленные за ним федеральным и региональным законами
  • Дискреционные расходы, т.е. те, которые направлены на содержание муниципального хозяйства, дорожной сети, социальных объектов, строительство, благоустройство территории и т.п.

На современном этапе экономического развития роль местных финансов значительно возросла не только с точки зрения процесса аккумуляции денежных средств, но и с точки зрения осуществления полномочных расходов и решения бюджетных задач.

Муниципальные финансы не только решают вопросы социально-политического характера, но и способствуют развитию демократических начал в обществе, способствуют самоорганизации населения и росту его активности в вопросах обеспечения собственных интересов.

Местный бюджет – это… Что такое местный бюджет: задачи, формирование, расходование

Добавлено в закладки: 0

Что такое местный бюджет? Описание и определение понятия.
Бюджет местный – это элемент бюджетной системы страны, который предназначается обеспечить финансово реализацию функций и задач местного самоуправления.

Местный бюджет формируют неналоговые и налоговые доходы, в том числе ассигнования, которые поступают для того, чтобы осуществить определенные государственные полномочия.

Неналоговые доходы ­– это доходы от предоставляемых платных услуг бюджетными учреждениями, которые контролируют органы местного самоуправления. К таким доходам относятся и доходы, которые получены от предоставления во временное пользование муниципальной собственности.

Рассмотрим, более детально, что значит местный бюджет.

Бюдже́т (слово происходит от старонормандского bougette - означает кошель, сумка или кожаный мешок) - это схема доходов и расходов какого-то определённого лица (например, семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории “публичные финансы”.

Задачи местного бюджета

Основными задачами местного бюджета является:

  • формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти;
  • соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных финансовых ресурсов между частями бюджетной системы Российской Федерации заложены принципы самостоятельности местных (городских) бюджетов и их государственной денежной поддержки.

За счет чего формируется местный бюджет?

Также как и бюджеты других уровней, доходы местных бюджетов формируются только за счет доходов (налоговых и неналоговых).

Неналоговые формы доходов - сюда включаются доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, а также доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местных органов власти.

Кроме того, в местные бюджеты поступают отчисления средств на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; выделения средств на финансирование реализации местными органами власти федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

На что расходуется местный бюджет?

Расходы местных бюджетов зависят прежде всего от направленности и планов социального и экономического развития соответствующего региона государства.

  • В соответствии с существующим Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местного бюджета финансируются такие функциональные статьи расходов:
  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование государственной собственности и эффективное управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации и других учреждений, которые находятся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание государственных органов охраны общественного порядка;
  • тщательная организация, содержание, а также развитие и контроль муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • государственное дорожное строительство на местном уровне, а также и содержание дорог местного значения в надлежащем состоянии;
  • эффективное озеленение и благоустройство территорий государственной собственности;
  • организация своевременного вывоза, утилизации, а также переработки бытовых отходов населения;
  • содержание местных кладбищ, которые находятся в ведении городских местных органов;
  • формирование транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • гарантирование противопожарной безопасности населения;
  • охрана окружающей среды на территории государственных образований;
  • успешная реализация целевых программ, которые принимаются местными органами власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципального долга;
  • целевое использование денежных средств на определенные дотации для населения;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов, а также выборов местных.

Стоит особенно отметить, что главным направлением использования средств из местных бюджетов являются именно расходы, связанные с безопасностью и жизнеобеспечением населения региона. Как правило, более половины всех расходов местных бюджетов идут прежде всего на социально-культурные мероприятия региона: здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.

Обычно наравне с понятием местного бюджета используется и понятие консолидированного бюджета муниципального района (это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется при прогнозировании, расчетах и анализе), который включает бюджет городского образования и бюджет поселений.

А в других государствах для постановки и решения задач социально-экономического развития территорий также используется местный бюджет.

Мы коротко рассмотрели местный бюджет.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Местный бюджет

Местный бюджет – структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета – обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1).

Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют.

Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти – сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным.

Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти – периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию – решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться информация в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.

Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета:

1. Прибыль от налогов, поступающая в местный бюджет с учетом законодательства РФ и законов о сборах и налоговых платежах:

– доходы поселковых бюджетов. Сюда включены средства от выплаты земельных налогов, а также налога на имущество физлиц. И в первом, и во втором случае местный поселковый бюджет получает весь объем налоговых отчислений.

Сюда же включается прибыль, полученная от федеральных налоговых выплат и различных сборов. Одновременно с этим в местный бюджет вливаются налоги, предусмотренные специальными режимами – единый с/х налог и налоговые выплаты на прибыль физлиц. В первом случае муниципальные органы власти получают 30% от отчислений, а во втором – 10%;

– доходы муниципальных районов. Здесь источниками бюджета является земельный налог (100%), налоговый платеж на имущество физлиц (100%), налоговые платежи на прибыль физлиц (10%), общий с/х налог (30%);

– доходы городских округов. Источникам наполнения таких бюджетов является налог на имущество физлиц (100%), налог на землю (100%). Сюда же можно включить государственные пошлины, общий с/х налог, общий налог на вмененную прибыль (100%), налог на прибыль физлиц (30%).

2. Прибыль, которая не относится к налоговой сфере, и зачисляется в местный бюджет РФ (к примеру, доходы от имущества, средства самообложения населения и так далее).

3. Прибыль, которую получили местные бюджеты в форме различных перечислений на условиях возвратности и безвозвратности. Единственное, что сюда не относится, так это субвенции из региональных и федеральных фондов. С другой стороны, сюда можно включить добровольные пожертвования, дотации, штрафные выплаты и так далее.

Как правило, структура собственной прибыли местного бюджета может меняться в случае изменения ФЗ РФ, а также соответствующих принципов местного управления. Но даже в случае изменения ФЗ РФ новые изменения вступят в силу только с нового года. Даже если корректировки внесены в завершении года, то изменения не начнут работать в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Структура расходов местного бюджета выглядит так:

1. Затраты на производственную сферу. Здесь можно выделить расходы, направленные на усовершенствование и поддержание системы ЖКЖ, на охрану окружающей среды, развитие экономики страны и так далее. Данная группа затрат занимает почти пятую часть от всех бюджетных расходов. Из этой категории основной объем выделенных средств приходится на ЖКХ.

Что касается расходов на экономику РФ, то ее доля намного меньше (всего до пяти процентов бюджета). К данному сектору, как правило, относится ремонт дорог, а также предоставление субсидий наиболее важным для региона компаниям.

Все расходы данного направления можно условно разбить на следующие группы:

– финансирование собственных управленческих структур;- организация процесса и проведение выборов в органы власти на местах;- выполнение местных заказов;- реализация собственных законов;- финансирование различных отраслей муниципального хозяйствования;- финансирование бюджетных организаций других уровней власти;- реализация целевых программ, имеющих региональное значение;- обслуживание долгов, имеющихся у местного бюджета;

– вложение средств в развитие местной инфраструктуры.

Важный момент в том, что все описанные выше затраты должны быть покрыты из личных источников финансирования, а именно налоговой и неналоговой прибыли. В случае дефицита местного бюджета допускается использование трансфертов.

2. Затраты на реализацию местными органами возложенных на них задач. Данные расходы крайне важны для повышения качества работы муниципальных формирований.

По величине таких затрат можно судить, насколько корректно расходуются бюджетные средства на содержание внутреннего аппарата, и достаточно ли средств выделяется на финансирование социальной и культурной сферы. Как правило, на упомянутую статью расходов должно приходиться около 70% бюджета.

При этом большую часть данного сектора занимают затраты на образование (около 40%). Общая доля социальных затрат на сферу образования – более половины всего бюджета.

Во вторую группу расходов местного бюджета входят:

– обеспечение гарантий и прав населения на получение бесплатного образования;- формирование комиссии для решения проблем граждан до 18 лет и защиты их прав, а также организации деятельности подобных комиссий;- распределение средств между поселениями для корректировки бюджетов;- обеспечение социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, сирот, ветеранов, а также малообеспеченных семей;- предоставление субсидий на осуществление коммунальных платежей и оплату за жилье;- строительство дорог;- организация и реализация местных проектов и программ в отношении экологической сферы и защиты окружающей среды;

– проведение библиотечного обслуживания и так далее.

Таким образом, местные бюджеты в большей степени расходуются на культурную и социальную сферу (около 30%), на втором месте – ЖКХ. При этом стоит отметить, что структура различных местных бюджетов может различаться.

No related posts.

Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения, учреждений культуры и много других учреждений непроизводственной сферы.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, финансировании по развитию системы - водоснабжения и канализации.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по долгам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета.

Регулирование доходов региональных и местных бюджетов.

Собственные источники доходов региональных и местных бюджетов в форме региональных и местных налогов и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений в местные бюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны. В большин-стве районов страны налицо дефицит бюджетов в значительных размерах, что затрудняет решение задач, стоящих пе-ред органами самоуправления. Возникает необходимость ре-гулирования доходов региональных и местных бюджетов.

Регулирования доходов бюджетов в целях их сбалан-сирования применяется метод прямой финансовой поддерж-ки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фик-сированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде дотации, субвенции или суб-сидии.

Дотация в бюджетных отношениях -- это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета ни-жестоящего территориального уровня.

С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик, автономных образований, а затем и внутри республик и областей.

Субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвоз-мездной и безвозвратной основах для осуществления опреде-ленных целевых расходов.

Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Россий-ской Федерации, краям, областям, автономным округам, го-родам Москве и Санкт-Петербургу" был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) те-кущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестици-онные, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом установлены особые условия и порядок предоставления текущих и целевых инве-стиционных субвенций.

Текущие субвенции предназначены для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита ни-жестоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоя-щего уровня.

Инвестиционные целевые субвенции предназначены для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий.

Текущие и инвестиционные целевые субвенции, полу-ченные из федерального бюджета, включаются соответствен-но в бюджеты субъектов Федерации, областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.

Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в со-ставе федерального бюджета образован фонд финансовой под-держки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них суб-сидии -- 6,5 млрд. руб., субвенции -- 1,5 млрд. руб., финансо-вая помощь субъектам РФ -- 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержки жизне-обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снаб-жения населения; строительство предприятий (организаций) социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; фи-нансирование целевых программ по развитию регионов.

Объем и распределение фонда субвенций на инвестиции из федерального бюджета осуществляются на основе запро-сов представительной власти субъектов Федерации. Исполь-зование субвенций на инвестиции не ведет к изменению форм собственности на построенные с их помощью объекты.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, пре-доставляются за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации и резервных фондов правительств субъектов Федерации.

Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контро-лировать ее использование. Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит воз-врату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бес-спорном порядке за счет средств получателя субвенции в трех-месячный срок после принятия решения.

Кроме дотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.

Субсидия (помощь, поддержка) -- средства, предостав-ляемые из бюджета или специальных фондов бюджету дру-гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В финансовой практике применяется также такая фор-ма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые друго-му бюджету на возвратной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В целях наведения порядка с погашением задолженности по налогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление "О порядке и сроках проведения ре-структуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начис-ленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать: на б лет -- по налогам и сборам, а после погашения налоговой задолженности -- на 4 года по пеням и штрафам. Однако это возможно лишь при соблюдении сле-дующих условий:

1. организация должна осуществлять все текущие нало-говые платежи не менее чем в течение двух месяцев до мо-мента подачи заявления о предоставлении права на реструк-туризацию;

2. организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые платежи в пол-ном объеме.

В то же время, если организация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графи-ком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четы-рех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.

Реструктуризация задолженности организации по обя-зательным платежам в федеральный бюджет осуществляет-ся один раз. Принятие решения о реструктуризации предо-ставлено территориальному налоговому органу по месту ре-гистрации в случае, если сумма задолженности не превыша-ет 20 млн. руб.

Принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета - на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально поступающих доходов.

Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в установленном законодательством порядке.

Для осуществления расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой.

Контроль за целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.

Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут быть направлены: осуществление различных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Принципы межбюджетных отношений.

Бюджетные отношения между органами государствен-ной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансо-вой поддержки строятся на основе определенных принци-пов, характерных для бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения основываются на следую-щих основных принципах:

· самостоятельность бюджетов всех уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;

· сбалансированность интересов всех участников меж-бюджетных отношений бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с феде-ральным бюджетом;

· законодательное разграничение доходных источни-ков между бюджетами;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обес-печенности;

· единство бюджетной системы РФ;

· передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;

· средства, переданные бюджету одного уровня от бюд-жета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия ре-шений, которые приводят к увеличению расходов бюдже-тов других уровней, за исключением случаев в связи с чрез-вычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

Основой для расчета финансовой помощи территори-альным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы мини-мальной бюджетной обеспеченности, определяемые на ос-нове единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.

Финансовая поддержка субъектов Федерации предос-тавляется в формах, установленных законодательством Рос-сийской Федерации.

На основании ст. 66 БК РФ расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся па текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития (порядок и условия его формирования должны определяться специальным федеральным законом, который на сегодняшний день не принят). Текущие расходы местных бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая ежедневное, оперативное функционирование органов местного самоуправления, муниципальных организаций, а также другие расходы местных бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходование средств местного бюджета осуществляется в следующих формах:

  • – выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • – оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;
  • – ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • – предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • – предоставление субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • – инвестирование в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • – выделение средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Виды расходов, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, определены в ст. 85 БК РФ, виды расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, – в ст. 87, расходные обязательства муниципального образования – в ст. 86 БК РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования – это свод нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет местного бюджета. Примеры реестров расходных обязательств органов местного самоуправления муниципального района и поселения приведены в приказе Минфина России от 27.08.2004 № 243 "О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений".

Согласно статье 1423 БК РФ поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке кооптации депутатов представителей поселений (нс путем прямых выборов), обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субсидий определяются уставом муниципального района. В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Минфином России.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает запрет на принудительное привлечение (например, путем принятия решения органом государственной власти) средств местного бюджета для финансирования вопросов государственного значения. Однако сами органы местного самоуправления имеют право принять решение о направлении средств собственных местных бюджетов на финансирование переданных им отдельных государственных полномочий. Соответствующая процедура регулируется уставом муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в связи с осуществлением отдельных государственных полномочий, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций. При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ. Расходы бюджетов муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в случае, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, урегулированном специальными нормами Федерального закона № 131-ФЗ.

Данный подход законодателя порождает серьезные проблемы, главной из которых является возникновение так называемых встречных финансовых потоков. Особенно это справедливо для дотационных муниципальных образований (а их сейчас более 90%, и вряд ли эта цифра в ближайшем будущем изменится), поскольку сначала они собирают налоги и другие платежи, переводят их на уровни государственной власти, затем от органов государственной власти получают субвенции и дотации на покрытие расходов местного бюджета. Кроме того, часть средств в виде "отрицательного трансферта" может отправляться "наверх" на уровень муниципального района для решения вопросов межмуниципального значения. Представляется, что такая система, которая постоянно связана с переводом денежных средств с одного уровня на другой, не может быть эффективной. Кроме того, чем больший путь проделывают денежные средства, тем больше создается возможностей для злоупотреблений и их неэффективного использования. Таким образом, бюджетной системе по-прежнему недостает четкости, ясности, прозрачности.

В соответствии с нормами БК РФ органы местного самоуправления наделены рядом бюджетных полномочий, причем в разных типах муниципальных образований эти полномочия неодинаковы. Так, органы местного самоуправления поселений наделены компетенцией по установлению порядка составления и рассмотрения проекта, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; установлению и исполнению расходных обязательств муниципального образования; определению порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществлению муниципальных заимствований и т.д. А органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеперечисленных полномочий, устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, определяют порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера и т.д.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных названными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, расходы местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод, что органы местного самоуправления далеко не всегда самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Это означает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять лишь отдельные статьи расходов, которые могут включать какие-либо направления финансирования: промышленности, социальной инфраструктуры, системы транспорта и коммуникаций в муниципальном образовании и т.д. Но все основные параметры местных бюджетов подлежат согласованию с органами государственной власти (финансовыми управлениями или иными отраслевыми подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ), что существенным образом ограничивает принцип самостоятельности местной бюджетной системы; отдельные виды расходов местных бюджетов также требуют согласования. Наконец, Минфин России и его территориальные подразделения осуществляют постоянный контроль за процессом исполнения местного бюджета. Таким образом, фактически местная бюджетная система тесно связана с другими уровнями бюджетной системы РФ, она не является самостоятельной, и процесс накопления и расходования денежных средств в ее рамках находится под жестким контролем со стороны государства.

Несмотря на то что данные положения фактически не соответствуют принципу самостоятельности местного самоуправления, их наличие следует признать разумным, поскольку неразвитость российских институтов гражданского общества не позволяет обеспечить надлежащий общественный контроль за расходованием ресурсов, взимание которых осуществляется в публично-правовом порядке.