7 что представляют собой государственные трансфертные платежи. Что такое трансфертные платежи и где их используют? Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ

7 что представляют собой государственные трансфертные платежи. Что такое трансфертные платежи и где их используют? Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ

Трансферные платежи - это выплаты в форме компенсации населению, юридическим лицам, а также иным предприятиям негосударственной формы собственности. Осуществляются они для поддержки указанных субъектов хозяйствования при неблагоприятных экономических факторах в государстве. В основе лежит перераспределение ресурсов из бюджета в пользу крайне нуждающихся лиц.

Определение

Трансферные платежи представляют собой субсидии предприятиям различных российским товаропроизводителям и выплату процентов по государственным займам. В данный перечень можно включить и денежные выплаты на социальные нужды: стипендии, пенсии, компенсации коммунальных расходов.

Рассмотрение трансферных платежей связано с определением добавочной стоимости у любого субъекта хозяйствования. Ее величина определяется разницей стоимости созданной с последующей реализацией готовой продукции и расходов, связанных с приобретением сырья и материалов. Так называемая отображает реальный вклад каждого отдельного предприятия при создании конечного продукта в форме прибыли, зарплаты и амортизации.

Порядок учета транферных платежей

Трансферные платежи находят свое отражение при расчете ВВП. В данном случае должна учитываться стоимость товаров, услуг, которые произведены (предоставлены) в текущем периоде. Однако из полученной величины вычитаются определенные непроизводственные операции, состоящие из двух типов: перепродажи товаров и чисто финансовых операций.

Виды трансферных выплат

При этом второй тип непроизводственных операций подразделяется на следующие виды:

  • Государственные трансферные платежи, представленные пенсиями, стипендиями, помощью по безработице, подарками и помощью различным малообеспеченным категориям.
  • Частные трансферные выплаты, которые образуются, например, из помощи студентам от их родителей, подарков состоятельных родственников и т. п. Указанные операции не являются следствием производственной деятельности, и выступают в качестве передачи денежных средств одним частным лицом другому.

Поэтому существует и другое, более широкое, определение. Трансферные платежи - это безвозвратная и односторонняя передача прав собственности, денежных средств, товаров и услуг одними экономическими субъектами другим на безоплатной основе. Именно поэтому различные операции в сфере ценных бумаг (например, купля-продажа облигаций и акций) также изымаются при расчете ВВП, ведь данные операции представляют собой простой обмен бумажными активами с целью перераспределения собственности.

История возникновения

Еще в 1944 году такие выплаты состояли, в основном, из процентов на федеральный долг и пособий в сфере социального страхования. Трансферные выплаты не являлись платежами за приобретенные товары или услуги. Поэтому они также исключались из ВВП. В соответствии c указанным исключались и поступившие от государства, представленные как трансферные платежи. Это в 1944 году благоприятствовало покрытию трансферных выплат налогами по социальному страхованию. Однако в последующие послевоенные годы данные статьи уже перестали уравновешивать друг друга. Поэтому основным правилом, применимым к любым годам нашей эпохи, является необходимость вычитания суммы, исключаемой по трансферным платежам из кассовых поступлений государственного значения. Только при таком алгоритме сумма налогов с прибавлением валовых сбережений станет равной величине государственных расходов в совокупности с валовыми инвестициями.

Трансферные платежи населению

Данный вид выплат относится к категории «незаработанных». Другими словами, он не является прямой оплатой за предоставленные услуги и также может быть отнесен к такой экономической категории, как трансферные платежи. Это, во-первых, пособие по социальному страхованию, которое выплачивается безработным либо престарелым гражданам. Во-вторых, сюда могут быть отнесены пособия ветеранам войны. И, наконец, в-третьих, трансферные платежи включают выплаты процентов по долгам государства. Таким образом, любого гражданина России может включать выплаты за производство и реализацию товаров и услуг, а также трансферных выплат. Однако одновременно из дохода осуществляется удержание взносов на социальное страхование перед выплатой заработной платы. Это необходимо для создания определенного равновесия в экономике государства и для создания основы для последующих трансферных платежей.

Влияние государственного регулирования на трансферные платежи

Основным приоритетом в государственном экономическом регулировании является переформирование и переориентирование находящегося сегодня в распоряжении страны государственного экономического сектора. В данном секторе экономики также имеют место существенные перемены, связанные с поставленными целями, используемыми методами и механизмами функционирования объектов госсектора. В такой период могут возникать и новые проблемы, связанные с согласованием действий сектора государственной собственности и частного экономического сектора.

Источник трансферных платежей

Для эффективного функционирования государство должно всегда иметь определенную часть национального дохода в нынешней рыночной экономике. Поэтому первоочередной задачей вмешательства государства является прямое регулирование с его стороны, что выражается в реализации мероприятий, направленных на уменьшение Современный рынок способствует возникновению такого неравенства при распределении между гражданами. Сегодня, среди всеобщего изобилия, бедность продолжает оставаться острой политической и экономической проблемой. Поэтому увеличение трансферных платежей способствует перераспределению налоговых поступлений, благодаря выплатам со стороны государства некоторым слоям населения в виде определенных пособий (например, по безработице либо ветеранам войны), а также выплат социального страхования. Таким образом, данные дотации образуют некоторые потоки ресурсов, которые не всегда принимают денежную форму. Зачастую они представлены в форме целевых платежных средств либо в натуральной форме (примером служит выдача детского питания). С позиции макроэкономики величина трансферных выплат должна быть исчислена количественно, так как от полученной суммы зависит необходимый объем налоговых поступлений. Ведь именно налоги являются основным источником для трансферных платежей.

Причины невключения в ВВП

Невключение их суммы в ВВП связано с отсутствием в результате такой выплаты производства нового продукта, происходит только перераспределение Трансферные платежи подлежат включению только в потребительские частные расходы и в инвестиционные издержки компаний (в форме субсидий).

При этом поступление частных денежных средств подлежит частичному возмещению обратным потоком платежей, принимающих вид трансферных платежей.

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

(transfer payments) Выплаты доходов, которые не связаны с оплатой текущих услуг производственного фактора. Во многих странах государство производит крупномасштабные трансфертные платежи, особенно пенсионерам, инвалидам и безработным. Государства совершают также трансфертные выплаты за рубеж. Большое количество трансфертных платежей производится частными благотворительными организациями. Трансфертные платежи не являются частью национального продукта (national product); как подразумевает само их название, они лишь переносят способность к расходованию средств от одной группы людей к другой.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет; одна из схем перераспределения госбюджетных средств. Имеет три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ" в других словарях:

    Трансфертные платежи - (передаточные) безвозмездные выплаты государства населению по социальному страхованию, платежи процентов владельцам вкладов и государственных облигаций и другие выплаты, связанные с перераспределением части средств,… … Экономико-математический словарь

    Безвозмездные выплаты государства населению по социальному страхованию, платежи процентов владельцам вкладов и государственных облигаций и другие выплаты, связанные с перераспределением части средств, мобилизованных в государственный бюджет. В… … Словарь бизнес-терминов

    Передаточные платежи, одна из форм перераспределения бюджетных средств. Подразделяются на выплаты процентов по государственному долгу, выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и другие виды финансовой помощи нетрудоспособным, безработным и… … Юридический словарь

    Передаточные платежи Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

    трансфертные платежи - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN transfer payment … Справочник технического переводчика

    ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три… … Юридическая энциклопедия

    Трансфертные платежи - TRANSFER PAYMENTS Безвозмездные выплаты населению из государственного бюджета. Трансфертные платежи это способ перераспределения дохода одних слоев населения в пользу других в виде социальных пособий пенсий, пособий по безработице и т.д.… … Словарь-справочник по экономике

    трансфертные платежи - Средства, передаваемые населению правительством. Многие льготные выплаты по правительственным программам считаются трансфертными платежами, в их число входят пособия, выплачиваемые по системе социального страхования, пособия по нетрудоспособности … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    трансфертные платежи - ‘выплаты населению по программам социального страхования и платежи процентов владельцам государственных обязательств’ Syn: передаточные платежи … Тезаурус русской деловой лексики

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ — одна из основных статей расходов бюджета государства. Трансфертные (т.е. перераспределительные) платежи представляют собой перевод части доходов государственного бюджета в частный сектор — населению и предприятиям. Условно можно выделить три категории трансфертных платежей: пособия и дотации на социальные нужды, субсидии предпринимателям и выплаты процентов по государственному долгу. К первой категории относятся: пособия по безработице, основанные на социальных программах; дотации многодетным семьям и малоимущим слоям населения; пенсии; разнообразные выплаты ветеранам и другие пособия по социальному обеспечению. При помощи такого рода трансфертных платежей государство перераспределяет налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. При помощи субсидий предпринимателям регулируются отраслевые и региональные пропорции общественного производства, стимулируются НИОКР и т.п. Третью категорию трансфертных платежей составляют выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, населению, банкам, купившим государственные ценные бумаги. Таким образом, трансфертные платежи представляют собой форму перераспределения доходов в обществе через государственный бюджет.

Межбюджетные отношения — представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов РФ и местного са­моуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга­нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Межбюджетные отношения базируются на следующих прин­ципах:

Распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований;

Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспе­ченности субъектов РФ, муниципальных образований;

Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федераль­ного бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соот­ветствующих норм в федеральный закон о федеральном бюдже­те.

В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ мест­ным бюджетам.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления от­дельных государственных полномочий, не относящихся к пред­метам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, ме­стному бюджету в качестве обеспечения отдельных государст­венных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислении.

В течение финансового года органы законодательной, пред­ставительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приво­дящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения из­менений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисле­ний от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченно­сти, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъ­ектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе еди­ной методики с учетом социально-экономических, географиче­ских, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотно­шений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

Финансовая помощь из федерального бюджета

бюджетам субъ­ектов Российской Федерации имеет следующие формы:

Дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов. Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль­ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь­ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми­нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен­ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за­коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле­ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан­сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном ис­полнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на фи­нансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

Расходов по федеральным целевым программам, капи­тальных расходов;

Расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

Других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на фи­нансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак­тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло­виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра­та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше­ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан­совой помощи из федерального бюджета в очередном финансо­вом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъек­та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета.

При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель­ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор­ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ

местному бюд­жету может быть оказана в следующих формах:

На выравнивание уровня минимальной бюджетной обес­печенности муниципальных образований с целью финан­сирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

Другие формы, предусмотренные бюджетным законода­тельством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассо­вых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития опреде­ляются законом субъекта РФ.

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего фи­нансовую помощь из бюджета субъекта РФ. ‘Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансо­вого контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным ор­ганом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местно­му бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, пре­вышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставле­ния финансовой помощи исполнение местного бюджета орга­ном, исполняющим бюджет субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на фи­нансирование целевых расходов, предусмотренных федеральны­ми целевыми программами либо федеральными законами. Орга­ны государственной власти субъектов РФ осуществляют кон­троль за расходованием средств, поступивших в местные бюдже­ты из бюджетов субъектов РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территори­ального образования

(ЗАТО) имеет свои особенности:

1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и дру­гие поступления, аккумулируемые на его территории;

2) при недостаточности собственных и регулируемых дохо­дов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дота­ции на финансирование расходов, связанных с функционирова­нием органов местного самоуправления. Размер дотаций утвер­ждается федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год;

3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не под­лежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным ка­значейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогопла­тельщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органа­ми местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств.

Трансфертные платежи

transfer payments) безвозмездные государственные выплаты гражданам, например, по социальному обеспечению. Сравн. государственные закупки.

Трансфертные платежи

выплаты государством или фирмой домашнему хозяйству денег (или передача товаров и услуг), которые представляют собой перераспределение богатства, например пособия по социальному обеспечению, пенсии, благотворительность.

Трансфертные платежи

безвозмездные (т. е. не в обмен на товары и УСЛУГИ) выплаты гражданам со стороны государства. Трансфертные платежи служат для перераспределения покупательной способности среди граждан страны. Примерами таких платежей являются пенсии, пособия по безработице и социальная помощь малоимущим.

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

расходы государства, в обмен на которые оно не получает никаких товаров и услуг. Главным образом такие платежи предполагают перераспределение дохода от одной группы лиц (налогоплательщиков) к другой группе лиц в форме социальных выплат, например пособий по безработице, социального обеспечения, пенсий по старости и т.д.

Трансфертные платежи

платежи, представляющие собой передачу доходов от одной группы к другой. Например, выплата пенсий по возрасту, студенческих стипендий пособий по безработице осуществляется за счет налоговых платежей.

Эти выплаты, таким образом, исключаются из расчетов при начислении национального дохода, поскольку их включение приведет к двойному счету.

трансфертные платежи

Средства, передаваемые населению правительством. Многие льготные выплаты по правительственным программам считаются трансфертными платежами, в их число входят пособия, выплачиваемые по системе социального страхования, пособия по нетрудоспособности, компенсация по безработице, благотворительные выплаты и пособия ветеранам. Большая часть годового бюджета федерального правительства идет на трансфертные платежи.

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

денежные выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, не связанные с выполнением ими государственной службы, а осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет; одна из схем перераспределения госбюджетных средств. Имеет три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ

(transfer payments) Выплаты доходов, которые не связаны с оплатой текущих услуг производственного фактора. Во многих странах государство производит крупномасштабные трансфертные платежи, особенно пенсионерам, инвалидам и безработным. Государства совершают также трансфертные выплаты за рубеж. Большое количество трансфертных платежей производится частными благотворительными организациями. Трансфертные платежи не являются частью национального продукта (national product); как подразумевает само их название, они лишь переносят способность к расходованию средств от одной группы людей к другой.

Рисунок 8-1.

ветеранам (войны) и т. д. За последние два десятилетия трансфертные платежи заметно возросли. Они увеличились с 3,7 млдр дол. в 1929 г. до 586 млрд дол. в 1988 г., или с 4 до 12% национального дохода. В результате налоговые поступления, необходимые для финансирования государственных закупок и трансфертных платежей, составляют приблизительно 1/3 национального продукта. В 1988 г. каждый мужчина, женщина или ребенок в США были в среднем обложены налогами на сумму около 3 тыс. дол. Или в том же году налогоплательщик в среднем затратил примерно 2 часа 45 минут из каждого 8-часового рабочего дня на выплату налогов! Необходимо, однако, заметить, что в США в сравнении с другими промышленно развитыми странами размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ налоги составляют соответственно 51, 46, 45, 39 и 37% национального продукта по сравнению с примерно 30% в США.

закупками и трансфертными платежами истощающими, неистощающими,

Важно отметить, что правительственные закупки и трансферты оказывают в значительной мере различное влияние на распределение ресурсов. Через правительственные затраты общество стремится перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. Через трансферты правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора.

Если правительственные налоги достигают 10 дол., мы можем ожидать, что закупки товаров и услуг частными лицами сократятся приблизительно на эту сумму. Приобретая произведенные обществом товары и услуги на те же 10 дол., отдельные лица или группы лиц фактически получают при помощи государства возможность потреблять оплаченные обществом товары.

Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы

Рисунок 8-1 приуменьшает роль государства в экономике, так как второй вид государственных расходов - трансфертные платежи - здесь отсутствует. В дополнение ж приобретению товаров и услуг (закупка оружия, строительство автомагистралей и почтовых учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) государство производит выплаты, которые просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий

Рисунок 8-1. Государственные закупки товаров и услуг в процентном отношении к национальному доходу, 1929-1988 гг.

В период с 1929 по 1940 г. доля государственных закупок в национальном доходе увеличивалась, однако резкий скачок пришелся на годы второй мировой войны. С начала 50-х годов суммарные государственные закупки товаров и услуг составляют приблизительно 20% национального дохода.

ветеранам (войны) и т. д. За последние два десятилетия трансфертные платежи заметно возросли.

Они увеличились с 3,7 млдр дол. в 1929 г. до 586 млрд дол. в 1988 г., или с 4 до 12% национального дохода. В результате налоговые поступления, необходимые для финансирования государственных закупок и трансфертных платежей, составляют приблизительно 1/3 национального продукта. В 1988 г. каждый мужчина, женщина или ребенок в США были в среднем обложены налогами на сумму около 3 тыс.

дол. Или в том же году налогоплательщик в среднем затратил примерно 2 часа 45 минут из каждого 8-часового рабочего дня на выплату налогов! Необходимо, однако, заметить, что в США в сравнении с другими промышленно развитыми странами размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ налоги составляют соответственно 51, 46, 45, 39 и 37% национального продукта по сравнению с примерно 30% в США.

ЗАКУПКИ И ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ: В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Только что отмеченное различие между государственными закупками и трансфертными платежами требует некоторого уточнения. Правительственные закупки часто называют истощающими, так как они непосредственно поглощают или используют ресурсы: полученная при этом продукция вносит вклад в национальный продукт. Трансфертные платежи, с другой стороны, являются неистощающими, потому что сами по себе они не поглощают ресурсы и не связаны с производством.

Важно отметить, что правительственные закупки и трансферты оказывают в значительной мере различное влияние на распределение ресурсов. Через правительственные затраты общество стремится перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. Через трансферты правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Если правительственные налоги достигают 10 дол., мы можем ожидать, что закупки товаров и услуг частными лицами сократятся приблизительно на эту сумму. Приобретая произведенные обществом товары и услуги на те же 10 дол., отдельные лица или группы лиц фактически получают при помощи государства возможность потреблять оплаченные обществом товары.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они не влияют на увеличение общественного потребления за счет личного, а приводят просто к "перестройке" личного потребления. Выплата 10 дол. в виде налогов сократит личное потребление налогоплательщиков примерно на эту сумму, однако домохозяйства, в которые те 20 дол. поступят в виде социальных выплат, увеличат свои расходы на личное потребление примерно на ту же сумму. Но по всей вероятности, получатели трансфертов купят товары, в чем-то отличающиеся от тех, которые приобрели бы налогоплательщики. Следовательно, трансферты приводят к изменению структуры производства товаров индивидуального потребления.

Это различие между правительственными закупками и трансфертными платежами имеет непосредственное отношение к исследованию проблемы возрастания роли государства в экономике. Есть основания считать, что в случае с трансфертными платежами государственное вмешательство в экономику выражено в меньшей степени, чем в случае государственных закупок.

Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В) трансфертов;

Г) чистого экспорта;

Д) сбережений.

47. Примером трансфертных платежей является:

А) заработная плата;

Б) прибыль;

В) рента;

Г) государственные закупки;

Д) пособия по безработице.

48. Трансфертные платежи включают:

А) жалование государственных служащих;

Б) субсидии, предоставляемые государством отдельным фирмам;

В) оплату государственных товаров и услуг;

Г) расходы на строительство государственных школ и больниц;

Д) нет верного ответа.

Жалование государственных служащих считается частью:

А) государственных закупок товаров и услуг;

Б) трансфертных платежей;

В) заработной платы;

Г) потребительских расходов;

Д) прибыли.

50. Какое утверждение верно:

А) если фирма выпускает акции, внутренние инвестиции увеличиваются;

Б) повышение жалования государственным служащим увеличивает ВВП;

В) продажа государственных земель населению увеличивает национальный доход;

Г) все утверждения верны;

Д) все утверждения неверны.

51. Примером условно начисленной при расчете ВВП стоимости являются:

А) услуги пожарных;

Б) жилищные услуги, которые предоставляют себе домовладельцы;

В) услуги по эксплуатации автомобилей, которые предоставляют себе автовладельцы;

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Расходы бюджетов направляются либо на текущие цели (текущие расходы), либо на капитальные затраты (капитальные расходы). Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования.

Схематично экономическая классификация расходов и чистого кредитования может быть представлена в следующем виде.

Общие расходы и чистое кредитование (100000 + 200000 + 300000)

Общие расходы (100000 + 200000)

100000 Текущие расходы (110000 + 120000 + 130000)

110000 Расходы на товары и услуги

110100 Оплата труда

110200 Начисления на заработную плату

110300 Приобретение товаров и услуг

110400 Оплата прочих услуг

120000 Выплата процентов

120100 Выплата процентов по займам у Центрального банка

120200 Выплата процентов по займам у других уровней управления

120300 Выплата процентов по прочим займам внутри страны

120400 Выплата процентов по государственному внешнему долгу

130000

130100 Субсидии

130200 Текущие трансфертные платежи

130210 Трансферты другим уровням государственного управления

130220 Трансферты некоммерческим (неприбыльным) организациям

130230 Трансферты домашним хозяйствам

200000 Капитальные расходы

210000 Приобретение основного капитала

220000 Приобретение товаров для создания государственных запасов

230000 Приобретение земли инематериальных активов

240000 Капитальные трансферты

300000 Чистое кредитование

310000 Внутреннее кредитование

320000 Внешнее кредитование

Текущие расходы - обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, оказание финансовой помощи другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К ним относятся расходы: на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи. Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные платежи, назначением которых не является приобретение их получателем капитальных активов, компенсация потерь, связанных с разрушением или порчей капитальных активов, или увеличение финансового капитала получателя таких платежей.

Текущие расходы подразделяются на следующие категории: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансфертные платежи.

Расходы на товары и услуги – это все платежи органов государственного управления, связанные с выплатой заработной платы, начислениями на заработную плату – взносами работодателей в фонды социального страхования, на программы пенсионного и социального обеспечения, приобретение собственно товаров и услуг и др.

Оплата труда включает оплату труда рабочих и служащих в денежной форме до вычетов удерживаемых налогов и взносов, вносимых в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Это основная заработная плата, надбавки к заработной плате, премии, ежегодная дополнительная оплата, оплата расходов на транспорт и питание, оплата сверхурочной работы, ночных смен, работы в выходные дни и др., компенсационные выплаты работникам по командировкам и т. п. Данная категория не включает оплату труда в натуральной форме: стоимость питания, одежды и проживания, предоставляемых либо бесплатно, либо по сниженным ценам.

Начисления на заработную плату включают: взносы бюджетных учреждений на государственное социальное страхование, взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Эти отчисления осуществляются по твердо установленным процентным ставкам.

Расходы на приобретение товаров и услуг относятся к товарам и услугам, приобретенным на рынке или посредством займов, за исключением капитальных активов, товаров и услуг, предназначенных для производства основных фондов, стратегических и чрезвычайных запасов, запасов товаров, регулирующих деятельность рынка, а также земли и нематериальных активов. Данная категория включает закупки предметов снабжения и расходных материалов (канцелярские принадлежности, медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь и оборудование, продукты питания и др.), транспортные расходы, расходы на связь, коммунальные услуги, расходы на геологоразведочные работы, ремонтные работы и техническое обслуживание, стоимость малоценного оборудования и оборудования со сроком службы менее года. Сюда включаются расходы на товары и услуги, предоставляемые работникам бесплатно или по сниженным ценам.

Выплаты процентов включают платежи за пользование заемными денежными средствами. Сумма процентов может накапливаться непрерывно, но ее величина показывается на момент платежа. В случае дисконтных ценных бумаг процент рассчитывается как разница между ценой эмиссии и ценой погашения ценной бумаги, а его регистрация производится на момент фактического погашения долга.

Субсидии и другие текущие трансфертные платежи включают все безвозмездные, невозвратные государственные платежи, предназначенные для текущих целей.

Субсидии включают:

Субсидии нефинансовым государственным предприятиям, полученные ими на тех же условиях, что и для частных предприятий; субсидии финансовым учреждениям – безвозмездные, невозвратные текущие платежи, включая трансфертные платежи для покрытия убытков, связанных с куплей и продажей иностранной валюты;

Фактические убытки ведомственных предприятий, возникающие в тех случаях, когда выручка от продажи товаров и услуг не покрывает понесенных ими производственных затрат;

Субсидии другим предприятиям – текущие платежи государственных органов нефинансовым частным предприятиям, которые являются дополнительными поступлениями к доходам производителей, получаемым от текущего производства.

Текущие трансфертные платежи подразделяются на платежи национальным органам других уровней государственного управления, некоммерческим организациям, населению, другим странам (зарубежным органам управления и международным организациям и др.). В трансфертные платежи национальным органам других уровней государственного управления включаются платежи, предназначенные для текущей деятельности целевого и многоцелевого назначения. В данную категорию могут также входить поступления от налогов, взимаемых органами одного уровня, которые перераспределяются между другими уровнями управления, трансфертные платежи частным организациям, выполняющим социальные функции, – больницам, школам, научным обществам и т. п.

Трансфертные платежи домашним хозяйствам – это текущие платежи населению в денежной форме, служащие увеличению их располагаемого дохода. При определении расходов органов государственного управления в целом здесь отражаются также расходы внебюджетных фондов: пенсии, выплачиваемые из Пенсионного фонда, выплаты пособий и материальной помощи, выплата пособий из Фонда социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за детьми и др.). Сюда относятся также выплаты пособий на санаторно-курортное лечение и отдых.

Трансфертные платежи другим странам – это безвозмездные, невозвратные платежи органам управления других стран, международным организациям, наднациональным органам, частным лицам, некоммерческим учреждениям и другим экономическим единицам-нерезидентам, предназначенные для текущих целей.

Под капитальными расходами понимаются платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров либо безвозмездные платежи (капитальные трансферты), передаваемые их получателям с целью приобретения ими подобных активов, компенсации убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, либо для увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов.

Экономические реформы в России привели к преобразованию значительной части государственных предприятий в акционерные общества и появлению других форм негосударственных предприятий. Негосударственные предприятия должны осуществлять развитие производства за счет собственных ресурсов, используя прежде всего свои накопления, кредиты и привлечение капитала путем выпуска ценных бумаг. Это сопряжено с сокращением централизованных бюджетных ассигнований для финансирования капитальных расходов. Государственные средства используются в основном для решения задач общегосударственного значения, осуществление которых не представляется возможным обеспечить за счет негосударственных секторов экономики. Однако и в условиях рынка государственные ресурсы сохраняют свое значение для финансирования инвестиций в государственный сектор, реализации государственных программ, поддержки отдельных отраслей и территорий. Значительные средства расходуются на строительство жилья для военнослужащих, социальное развитие и др.

Капитальные расходы бюджетов, как предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, – это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства на инвестиционные цели, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, капитальный ремонт и другие аналогичные затраты в соответствии с экономической классификацией.

Государственное финансирование капитальных вложений в условиях рыночной экономики направляется на цели, финансирование которых невозможно за счет других источников.

Приобретение основного капитала включает расходы на новые или существующие товары длительного пользования, предназначенные для использования в невоенном производстве, которые приобретаются на рынке или создаются собственными силами органов государственного управления. В данную статью включаются также расходы на капитальное строительство и капитальный ремонт.

Создание государственных запасов и резервов – это расходы на закупки товаров для создания стратегических и чрезвычайных запасов, запасов товаров, приобретенных организациями, регулирующими деятельность рынка, а также запасов зерна и других товаров, имеющих особо важное значение для страны.

Приобретение земли и нематериальных активов охватывает расходы на приобретение земли, лесов, внутренних вод и месторождений полезных ископаемых, но не строительных объектов, расположенных на них.

Нематериальные активы – это активы, которые не представляют собой финансового требования к другим (права на разработку недр, ведение рыболовного промысла, долгосрочные договоры, касающиеся аренды земли, и т. п.).

Капитальные трансферты предназначены для финансирования расходов их получателя на приобретение капитальных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или порчей основного капитала, либо увеличение финансового капитала получателя. Они представляют собой безвозмездные платежи органов государственного управления, имеющие односторонний характер и не ведущие к возникновению или погашению финансовых требований. Такие платежи рассматриваются как капитальные трансферты, если органы управления, осуществляющие финансирование, или получатель трансферта считают, что трансферт носит капитальный характер. Сюда также включаются трансфертные платежи предприятиям, предназначенные для покрытия убытков, аккумулированных за ряд лет либо полученных в результате чрезвычайных обстоятельств.

Капитальные трансферты делятся на трансферты внутри страны и за границу.

Капитальные трансферты внутри страны – это безвозмездные, невозвратные платежи органов государственного управления на капитальные цели другим уровням государственного управления, государственным нефинансовым предприятиям, финансовым учреждениям и прочие трансферты внутри страны.

Внешние трансферты за границу – это безвозмездные, невозвратные платежи органов государственного управления, предназначенные для капитальных целей, передаваемые зарубежным органам управления и международным организациям, наднациональным органам, частным лицам, некоммерческим учреждениям идругим экономическим единицам, которые не являются резидентами национальной экономики.

В категорию «чистое кредитование» (кредитование минус погашение) включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продаж акций либо возврата собственного капитала.

Чистое кредитование (кредитование минус погашение). В объем чистого кредитования, осуществляемого в целях проведения государственной политики, включается предоставление ссуд за вычетом их погашения и приобретение акций за вычетом их продаж в тех же целях. Таким образом, чистое кредитование – это платежи органов государственного управления, в результате которых появляются финансовые требования по отношению к другим субъектам хозяйствования либо приобретается участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, результатом которых является уменьшение размера или погашение подобных требований или долевого участия в акционерном капитале.

Эти операции осуществляются в целях проведения государственной политики, например, для кредитования инвестиционных и других проектов, нуждающихся в государственной поддержке, сельского хозяйства, строительства жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий и войны.

Чистое кредитование подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее кредитование – это кредитование национальных органов других уровней управления, нефинансовых государственных и негосударственных предприятий, финансовых учреждений и другое внутреннее чистое кредитование. Внешнее кредитование – это кредитование зарубежных органов власти, международных организаций, зарубежных фирм и прочее внешнее чистое кредитование.

Трансфертные платежи – это общественные формы потребления, форма одностороннего перераспределения покупательной способности, доходов в обществе в виде субсидии в пользу нуждающихся граждан, частных предпринимателей с целью поддержки определённых категорий юридических лиц и населения.

Трансфертные платежи

Это единовременные пособия либо ежемесячная передача финансовых средств из бюджета, которые производит государство в пользу нуждающихся указанных членов общества.

Выполняется также финансирование за счет части национального дохода, налоговых поступлений в адрес нуждающихся социальных групп в обществе в форме компенсации, бесплатной передачи услуг и товаров.

Такие трансфертные платежи (безвозмездные выплаты) осуществляются правительством при неблагоприятных экономических факторах. Они частично либо полностью обеспечивают потребности крайне нуждающихся слоев общества в содержании нетрудоспособных членов семьи, жилье, охране здоровья, культуре, образовании. На развитие производства передаточные платежи не направляются.

Виды передаточных платежей

Государственные трансферные платежи: дотации на социальные нужды представляются малообеспеченным категориям граждан, имеющим серьезные финансовые проблемы.

Пособия по социальному страхованию

Органы исполнительной власти оказывают необходимую помощь нетрудоспособным гражданам.


Такие трансфертные платежи – это всесторонняя поддержка всех категорий людей, которые утратили способность трудиться. Они получают регулярное спонсирование: подарки, пособия по безработице, пенсии.

Что включают государственные трансфертные платежи? Молодые граждане, получающие профессиональное образование, имеют существенную поддержку со стороны государства: им платят стипендии. Граждане пенсионного возраста живут за счет обязательного социального страхования, получая различные виды пенсии по старости.

Социальную пенсию по инвалидности назначают различным категориям людей с ограниченными возможностями с целью их поддержки. Эти лица имеют возможность достойно жить благодаря трансферным платежам, государственному пенсионному обеспечению.

Забота о нетрудоспособных гражданах – важная функция государства

Для многодетных семей предусмотрено множество льгот:

  1. Региональными и федеральным законодательствами предусмотрены компенсационные выплаты этому малообеспеченному слою общества. Это реальное подспорье для мини-социума с тремя и более детьми моложе 18 лет.
  2. Бесплатное питание в образовательных учреждениях, посещение объектов культуры и выдача лекарств по рецептам, льготный прием в дошкольные учреждения, компенсация стоимости проезда на транспорте, безвозмездное обеспечение школьной формой – все это производится за счет государственного бюджета.

Ветераны получают разнообразные выплаты:

  1. На федеральном уровне устанавливаются льготы ветеранам труда. В набор социальных услуг входят разовые и ежемесячные денежные пособия, льготы и компенсации на оплату телефонной связи, городских социальных услуг, жилья, проезда к месту лечения.
  2. Объем социальных услуг различается у каждой категории ветеранов войны. Наибольшие привилегии, ежемесячные денежные доплаты, расширенные пенсионные права, льготы и компенсации имеют участники ВОВ.
  3. Получение бесплатного жилья, внеочередная медицинская помощь за счет государства, компенсация оплаты ритуальных услуг – это забота государства, трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты населению – приоритетная статья государственной политики.
  4. Ветеранские выплаты, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством – такие трансфертные платежи предусмотрены для других категорий ветеранов войны, труда и работников тыла. Забота об участниках боевых действий – приоритет для органов исполнительной и законодательной власти.

Финансирование начинающих предпринимателей

В развитии малого бизнеса серьезно заинтересовано руководство страны.

По программе поддержки бизнеса из средств федерального бюджета оказывается спонсирование предпринимательской деятельности. Все регионы страны на законодательном уровне задействованы в реализации государственной программы.

В рамках этой политики:

  1. Для поддержки социального предпринимательства за счет государственного финансирования используются трансфертные платежи. Виды их различны. В зависимости от региона отличается размер субсидии.
  2. Любой безработный гражданин страны имеет законное право на поддержку государства. Бизнесменам, которые открывают свое дело, оказывается информационно-консультационная поддержка.
  3. Начинающим предпринимателям, которые открывают собственное дело, на безвозвратной основе предоставляются субсидии. С грамотным бизнес-планом, в котором изложена информация о планируемой деятельности, нужно обратиться в государственные органы.

Государство компенсирует:

  1. Приобретение инновационной конкурентоспособной технологии.
  2. Внедрение перспективных систем управления, часть арендных платежей, плату на получение лицензии.
  3. Стоимость приобретения программного обеспечения, обучения сотрудников, покупки сырья и необходимых материалов.

Обслуживание государственного долга

По государственному долгу начисляются проценты.

Выплачиваются трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты идут банкам и гражданам, которые приобрели государственные ценные бумаги, в пенсионные фонды.

Частные трансфертные платежи

Многие состоятельные люди из благородных побуждений спонсируют школы, детские дома, родственников. Они делают частные пожертвования на лечение обездоленных и неимущих сограждан.

На развитие искусства и науки материальная помощь нередко оказывается на безвозмездной основе из личных средств.

Почти 80% студентов не могут обойтись без поддержки близких людей. Родители и другие родственники нередко оказывают материальную помощь нуждающимся молодым людям, которые получают профессиональное образование в учебном заведении.

Чтобы избежать обнищания отдельных слоев населения, государство проводит разумную макроэкономическую политику. Неравенство доходов в обществе уменьшается за счет передаточных платежей. Налоговые доходы, полученные государством, перераспределяются в качестве трансфертных платежей в натуральной либо денежной форме. Социально-экономические противоречия за счет таких платежей значительно сглаживаются.